дети войны

БАБА ШУРА - ДИТЯ ВОЙНЫ.

Я, Александра Стефановна, помню, когда началась и закончилась война. За эти четыре с лишним года много пришлось пережить нашей семье и сельчанам нашей деревни. Холод, голод, нищету и унижения от фашистов и полицаев - своих сельчан, которые продались фашистам. Из нашей семьи ушли на фронт 18 человек, а вернулись только трое. И среди них мой отец. А из деревни из 30 человек вернулось только пятеро. Кто без руки, кто без ноги. Страшно было. Воевала и мама. Она, как и многие женщины партизанила в лесах. Но и мы без дела не сидели: собирали грибы, ягоды и всё, что можно было кушать. Помогали, как могли, партизанам и себе выжить.Деревню мы не забывали. Утром, чуть свет, ходили за хлебом, солью для отряда. За околицей рос тросник и фашисты нас не видели - мы были маленького роста. А все наши деревни потом  немцы сожгли. Остались только четыре хатки. Тётки Ганны, тётки Пелагеи, дяди Аксёна и наша. Они просто стояли на пригорке в стороне, через дорогу. И уцелели. Мы, все сельчане, после этого жили в лесах, в партизанском отряде, в землянках. А до этого мы чуть не погибли от рук полицаев. Услышали шум во дворе и кинулись к окну. А там полицаи. Думать некогда: что делать? Прятаться надо. Бабушка тут же нас под печку. И сидите тихо! А эти гады вошли в дом, стали бить дедушку, бабушку, требуя сказать: где родители и дети. Потом один из полицаев выстрелил из винтовки под печку. Посыпались кирпичики и полетели осколки в нас. Но мы сидели и молчали, потому что расстреляли бы всех: дедушку, бабушку, и меня , и сестрёнку. А следующей ночью мы все ушли в отряд. Потом нам командир рассказал, что они нашли этих полицаев и расстреляли их. А мы продолжали носить продукты в отряд. Мы видели самолёты, которые летели на Москву со смертельным грузом. А так же слышали стук колёс на железной дороге, идущие с тем же грузом на наши города и деревни.Можно много сказать: всё помню. Как на ладони. И умру: не забуду. И как мама и её сестра сидели в морозильной камере молокозавода в деревне Приволье колхоза "Страна Советов" по навету полицаев. Но тех уже давно нет. А дедушка, бабушка, мама и её сестра умерли в глубокой старости.
Закончилась война. Мы восстанавливали свои жилища и всю страну. И свои дома. И мы, дети, во всём принимали участие и были счастливы, что всё пережили. И пошла, наладилась потихоньку жизнь. Мы выросли, повыходили замуж и разъехались по городам своей страны. А я вышла замуж за калининградца и живу здесь с 1959 года. Работала шлифовщицей на Калининградском тарном комбинате и на заводе "Электросварка".
Дорогие друзья. На данный момент я имею дочь 38 лет, 6 внуков, 5 правнуков. Муж трагически погиб, старшая дочь умерла в 59 лет. А сын 12 лет тому назад. Пишу дальше свою исповедь и что я нажила  за 62 года. Дочь солдата и помощница партизанам. Да ничего от своей страны. Даже жилья нормального нет у "Дитя Войны". За неделю до смерти сын  говорит мне: "Мама, тяжело жить в этом мире, надо уходить в иной мир." Я ему отвечаю: "Конечно, сынок. Но ты сначала меня туда определи, а потом будешь думать о себе. Тебе ещё жить, а я уже нажилась в этом мире." А оно вон как обернулось. Горе на сердце - детей хоронить. Мне уже 82-й год. Живу за мужа, за сына, за дочь. Живу для внуков, правнуков. Вот моё богатство! А что дало мне наше государство? Ничего. Кроме кипы бумаг и ответов, что денег нет, жилья нет, оснований нет. Я двадцать лет писала, ходила на приёмы, просила улучшить жилищные условия многодетной и малоимущей семье. Отошло то время, когда давали квартиры бесплатно. Теперь надо покупать. А где деньги взять? Вот так и живём: кто у папы, кто у мамы. А кто у бабушки. А кто там: у какой-то тёти. И собраться всей семьёй нет возможности в эту 17-тиметровку. Все 62 года жизни на общей кухне с 6-ю семьями, 5,4,3... И по сей день на две семьи. И умру, не пожив в радости за своих деток, внуков, правнуков, а также за праправнучку, которая вот-вот появится на белый свет у моей правнучки.
22 июня. День большой скорби и памяти. Есть в нашем роду о ком скорбить и помнить. Дедушки, бабушки, прабабушки, мамы, папы, сестры, братья, тёти, дяди, близкие друзья. Скорбим  все мы, оставшиеся в живых.
С уважением: Александра Стефановна. Март 2020 года.
========================================================
5.07.2013 г. Алексею Овчинникову. Или Сазонову, если не найдётся Овчинников.
Пишет Вам Александра Стефановна.
Дорогой Алёша. Прости, что я обращаюсь к тебе как к сыну, может внуку. Не знаю твоего возраста. Прочитала статью "Над страной вопрос повис: Герб-то есть, а где девиз" и решила обратиться за маленькой помощью. Мне, деточка, 74 года, проживаю 54 года в Калининграде. Все эти годы жили не богато, ни у кого, ничего не просили. Работали, зарабатывали. Ни мало, ни много. На всё хватало. На еду, одежду, отдых и на многое другое. В данное время стало жить трудно. И это в такой богатой России. Кругом беднота. Дорогой уважаемый Алёша (у меня внук Алёша) я хочу сказать: "Герб есть-девиз тоже". Я придумала: "Победим  бедность за счёт богатых - у которых миллионы, миллиарды". Это наши кровные деньги. За счёт чего они разбогатели. Я выросла в многодетной семье, была самая старшая. А их ещё 9 детей. Да умерло двое до меня, а вторая при моей памяти 12 лет.
Когда началась война, мне было 3 года. Всё помню сынок. Нас грабили, всё что было нажито. Оставались босые, голодные, без жилья. В землянках жили. И выжили. На наши детские плечи и плечи калек ложилась большая ответственность и задача помогать во всём. Росли, учились, работали все: от мала до велика. Отец пришёл с ранением в 46 году и потекла жизнь своим чередом. Выросло нас 4 сестры и 4 брата, из которых нас осталось: я и две сестры. Братья поумирали в мирное время. Последний 18 января 13 года.(Свежо горе). Всё детство прошло в тяжёлых условиях. Восстанавливали сельское хозяйство, строили деревню. Выросла, вышла замуж, вырастила троих деток одна. В 80 году муж трагически погиб. А горе так и преследует нас и по сей день. В 2008 году умер в 43 года сын. Вот если писать дальше о жизни, то напишу о самом главном. 54 года живу в городе Калининграде, в коммунальной квартире, как в тюрьме. Поэтапно с 7 семьями, 6-5-4-3- и по сей день на две. Последние 8 лет прошу помощи об улучшении жилищных условий для многодетной семьи. У дочери четверо деток. Писали во все структуры администрации города на протяжении 10 лет. Бывшим Егорову, Савенко, Боссу. И в данный момент: Цуканову Н.Н. И от всех один ответ:"Денег нет, жилья нет, оснований нет". А общая кухня и дети - это не основание? Такую мизерную помощь оказать не могут в таком богатом государстве. А выкупить комнату мы не можем: нет средств. Вот мучаем и делаем детей калеками за неимением нормальных жилищных условий. А сосед готов  нам её продать, но у нас нет средств. Ну сами подумайте: какая жизнь в такой квартире, где много детей - ему молодому парню. Если есть у Вас время встретиться с нами. Будем рады видеть Вас у нас дома. В 2010 году была акция "Наша Победа". Я писала об отце. Высылаю Вам это письмо. Да, дожили бы они до теперешних времён и мы бы не жили в таких квартирных условиях. Я ведь тоже наверное имею какую-то льготу, как в других городах России. Как "дитя войны" жить в нормальных квартирных условиях.
Но я была и остаюсь доброй, внимательной, отзывчивой на горе других людей. Как могу помогаю и не теряю бодрости духа никогда!
     Александра Стефановна.
Очень Вас прошу о встречи с нами. Не откажи дорогой сынок (внук). Кто бы ты не был: прости меня старушку за беспокойство. Это последний крик моей души. Я устала и хочу покоя на последние дни своей жизни. Помогите достучаться до руководства нашего города Ярушука и Цуканова. Последняя надежда на Вас.
Российская Федерация. Администрация городского округа
"Город Калининград"
КОМИТЕТ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА И ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ.
29.12.11. № 70-44-2794/ни
                Уважаемая Александра Стефановна!
По поручению главы администрации городского округа "Город Калининград" комитетом муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа "Город Калининград" рассмотрены Ваши обращения о решении жилищного вопроса, направленные в адрес Губернатора Калининградской области Н.Н. Цуканова (вход.№ 11-10958/9 от 23.11.2011 и вход.№ 11-11018/9 от 23.11.2011).
Порядок предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма установлен Жилищным кодексом Российской Федерации.
Жилищным кодексом Российской Федерации установлено, что жилые помещения муниципального жилищного фонда предоставляются гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очерёдности, исходя из времени принятия таких граждан на учёт.
Ваша дочь - Козлова Светлана Васильевна состоит на учёте граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с 2002 года, где числится в общегородской очереди под № 17281, в льготной очереди одиноких матерей - под № 584.
Права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма Ваша дочь не имеет.
Дополнительно сообщаем, Вы зарегистрированы и проживаете в коммунальной квартире на 2 семьи площадью 26,84/16,8 кв.м. по адресу: ул. З.Космодемьянской, д.36. кв.1.
Вторая комната в указанной коммунальной квартире принадлежит на праве личной собственности Полачеву Антону Викторовичу.
В личной беседе 06.12.2011 года Полачев А.В. специалистам комитета социальной поддержки населения администрации городского округа "Город Калининград" пояснил следующее. Продавать свою комнату в настоящее время он не планирует.
Жилищный вопрос Вашей дочери - Козловой Светланы Васильевны может быть решён в порядке очерёдности согласно ч.1 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Данное письмо является ответом на Ваши обращения, направленные в адрес Губернатора Калининградской области Н.Н.Цуканова.
С уважением, заместитель главы администрации, председатель комитета                А.И.Зуев.


Рецензии