Нарцисс Араратской Долины. Глава 35
Разговаривать с моим другом было сплошное удовольствие. За всё время наших взаимоотношений, ни разу не возникло, - ни напряжения, ни обид, ни каких-то там непонятностей. Вполне возможно, что причинами тому были - моя неопытная розовая юность, и учтивая воспитанность Тиграна. Ведь, я мог чего-то там ляпнуть, не подумав, или сказать что-то не очень умное; и другой бы, на его месте, стал меня критиковать, и показывать своё умственное превосходство; чего никогда не делал этот скромный художник, умевший себя сдерживать, несмотря на свой, порой, буйный темперамент…
Тигран не был какой-то там вялой и холодной рыбой, и, поэтому, к нему тянулись яркие и неординарные женщины, которые прекрасно чувствуют настоящую мужскую природу. Вспоминаю одну из них, которую звали Ануш, и с которой мы, одно время, работали в мультцехе. Я был посвящён в их, не очень длинную, романтическую связь, внезапно оборвавшуюся, по непонятным для меня причинам. Ануш была довольно высокая и красивая женщина, лет тридцати с небольшим; худощавая и немного нервная; постоянно курившая и, поэтому, её голос звучал с приятной хрипотцой. Она коротко стриглась, и не особо выпячивала свои женские достоинства; и не носила юбок и платьев, и явно слегка презирала мужчин, и являла собой очень эмансипированную армянку. Ануш не служила примером типичной армянской женщины; она явно, в своём умственном развитии, перешла тот рубикон, который отделяет типичных женщин от типичных мужчин. Вероятно поэтому, она, внутри себя, сильно страдала, и была довольно замкнута, и не участвовала в каких-то там мультцеховских весельях или бабьих сплетнях. В ней было что-то такое хипповое, и она, явно выросла на европейских ценностях, и откровенно презирала всю эту советскую культуру, считая это плебейством и русским варварством. Странно, что она так полюбила Тиграна, в котором это варварство тоже присутствовало, и который даже как-то гордился своим казачеством, и не очень пытался соответствовать ереванским нормам. Ануш мне тоже очень нравилась, но я её сильно стеснялся и даже побаивался. Я для неё был простой умный мальчик, в очках, и который тихо сидит и слушает, о чём взрослые люди разговаривают. К тому же, она была, на мой юный взгляд, очень сексапильна; и в ней чувствовалась какая-то трагическая страсть и, вероятно, желание доминировать над мужчиной. Ануш была явной феминисткой, и не скрывала своего негативного отношения к семейным ценностям и местному ереванскому мачизму и сексизму; возможно, живи она где-нибудь на Западе, она стала бы ярой и открытой лесбиянкой. Опять же, это моё предположение, на котором я бы не стал настаивать, ибо сексуальная жизнь – это очень сложная и тёмная область, куда не стоит слишком глубоко заглядывать. Мой друг не смог долго находиться в одной лодке с этой женщиной, которая оказалась для него чересчур разумной и странной. Таким женщинам, как Ануш, тяжело жилось в нашем добром СССР, где игры между противоположными полами были настолько жёстко консервативны, что, неудивительно, что это Империя так быстро распалась. Я сам, тоже, не совсем соответствовал нормам советской морали и тоже, в глубине своей души, презирал все эти фильмы про советскую любовь, и про мелкое мещанское счастье, к которому должен стремиться простой советский человек, незамутнённый буржуазной похотью…
Как и всякий нормальный молодой человек c хорошим здоровьем, Тигран отслужил в рядах Советской Армии. Про тяжкую службу нашей отчизне, он мне красочно рассказывал, гордо показывая свой дембельский альбом. Я, признаться, с лёгким ужасом слушал эти страшные истории из простой солдатской жизни, в которую мне, не пришлось попасть, по причине, как я уже писал ранее, высокой близорукости мои честных голубых глаз. Тигран отбывал свой двухлетний срок, где-то в полупустыне, под азербайджанским городом Ленкорань. Будь он сынком какого-нибудь профессора или начальника, его, возможно, послали бы куда-нибудь в менее «тёплое место», где нравы сержантов не такие свирепые и кровожадные. Можно сказать, что мой друг побывал в чистилище, если не в самом аду. Хотя, и там он сумел подружиться с другими такими же молодыми людьми; и он вернулся домой глубоким пацифистом, и миролюбивым интернационалистом. Мой друг там общался с людьми совершенно разных национальностей, которых у нас, в СССР, было много; и не все народы эти любили советскую власть, тайно мечтая о независимости от мозолистой пяты русского Ивана. Видимо в виду этой некой затаённой обиды, молодые представители малых народов частенько выясняли между собой отношения, в довольно грубой форме. Тигран же, мудро старался не участвовать в этих разборках и драках; он умел разговаривать и с дикими кавказцами, и с азербайджанцами, и с прибалтами, и с культурными ленинградцами и москвичами. Вполне возможно, что армия сделала его настоящим мужчиной! Поступи он после школы в хороший вуз, с военной кафедрой, и жизнь у него сложилась бы намного легче и безоблачней; он не был бы таким демократичным и снисходительным. Вступил бы в компартию, стал бы послушным винтиком в советской системе. Такое бы, конечно же, не могло произойти, потому что в нём жил мятежный дух, который ищет бури, и тихая сытая обывательская жизнь совершенно не смогла бы удовлетворить его высшее Я. Именно поэтому, Тигран и стал свободным художником, который никому не должен кланяться, и лебезить перед начальством, и который на всю жизнь запомнил солдатскую мудрость, - «Кто в армии служил, - тот в цирке не смеётся!»
Конечно же, у моего друга наблюдались и недостатки. Иконой он не был, и в нём, скажем честно, наблюдались разного рода отклонения от советской нормы. Тут я не имею в виду психические отклонения и комплексы; которые, возможно, у него присутствовали, как и у меня, но в гораздо более скромных пропорциях, по отношению к средней человеческой индивидуальности. Буйным психопатом или многоликим шизофреником Тигран явно не был; к врачам психиатрам он не обращался; с духами умерших и с демонами Порога – он не общался; никаких лечебных шариков и колёс не употреблял. Он имел пристрастие к алкогольным напиткам, как я уже писал; и, кроме того, он курил. Дымящаяся сигаретка постоянно у него торчала между зубов, и он иногда даже подпаливал кончики своих каштановых усов. Но, что самое печальное, - Тигран был явным германофилом, и этого не скрывал! Он чрезмерно восхищался германским народом и его культурными достижениями, что явно свидетельствовало о том, что в прошлой жизни, его «Я» жило в средневековом теле какого-нибудь бюргера или бюргерши. Признаюсь, моё «Я» тоже испытывало пиетет перед немецкой культурой, и считало немцев великим народом. Нам с ним, нравился мистичный звук немецких слов, и вся это готическая каллиграфия, и, конечно же, сама немецкая литература, в которой не наблюдалось ни английского юмора, ни французской лёгкости, ни русской красивости. Живи мы в более страшные сталинские времена, нас бы, неминуемо, пустили в расход, как шпионов и тайных агентов фашисткой Германии. Рихарда Вагнера мы особо не слушали, потому что, он был скучноват; но Бах и Бетховен, конечно же, нас приводили в восторг. Кроме того, нам нравился писатель-сказочник Гофман, и все эти бесчисленные философы, которые постоянно размышляли о метафизическом смысле бытия; и о чувственных априорных субстанциях данных нам в ограниченных ощущениях. Честно скажу, что Канта я тогда не смог осилить, несмотря на все свои старания, ввиду ограниченности моих умственных способностей, вероятно, отягощённых славянскими генами. А так, куда не глянь, везде в мировой культуре торчали немецкие уши; и бедным немцам просто не повезло, что у них не было прямого выхода к океану, и им постоянно вставляли палки в колёса британские масоны…
Тигран тоже, как и германцы, имел чрезмерно сентиментальный и романтичный характер; что, на мой взгляд, явно свидетельствовало, что с ним что-то было не в порядке; и некий трагизм и одиночество, всё-таки, в нём были; и, может быть, поэтому я, будучи тоже в душе отшельником, с ним любил общаться, и разговаривать на интересующие меня темы. Конечно же, мы не углублялись в то, во что нельзя было углубляться в те пуританские времена, когда на некоторые темы нельзя было даже подумать, а не то, что произнести вслух. Я, конечно же, не спрашивал о его любовных похождениях, и не лез в те области, в которых даже и мудрецу разобраться непросто; но, всё равно, для тех советских времён, мы общались довольно открыто, и без фиг в кармане. Впоследствии, у меня были друзья, с которыми я тоже мог отдохнуть душой, и не фильтровать свои мысли. И что самое удивительное, таких друзей у меня было не так уж и мало, и среди них даже были женщины; что явно свидетельствовало о том, что не всё так печально и безнадёжно в отношениях между полами. И я даже понял, что с женщиной можно быть ещё более открытым; хотя тут могут возникнуть некие опасности слишком далеко зайти, и утратить чувство контроля над своими низменными желаниями. Про это ещё писал Лев Толстой в своих автобиографических откровениях, в которых описывал свои стыдливые тайны; хотя, конечно же, даже гениальный граф не мог себе позволить открыться полностью перед читателем. Быть совершенно открытыми могут быть только полные идиоты, которые находятся уже при жизни в «Царстве Небесном»; художник же находится на границе, отделяющей видимый мир и невидимый; откуда и черпает свои вдохновения, если он честен перед самим собой. А если он лжив, как большинство людей, то он такой же простой обыватель, и зваться художником он уже не может. Возможно, именно общение с Тиграном, так дурно отразилось на моей впечатлительной психике, и я тоже стал свободным художником; и ушёл от социума в свободное плавание, и поплыл туда, откуда вернуться в нормальный мир с его нормированным рабочим днём уже не представляется возможным.
Тигран не был единственным ребёнком у своих родителей. Может быть, поэтому, его и не избаловали, как это обычно бывает с детьми-одиночками. В их семье росла его младшая сестра, Элен. Она была моложе его на целых 13 лет. Элен больше внешне походила на армянку, чем её брат; и фотография с её красивым улыбающимся юным личиком, даже, как-то украсила обложку журнала «Армения сегодня», который издавался на разных языках, и предназначался для рекламы победившего в Армении развитого социализма. Надо сказать, что сестрёнка моего друга мне нравилась; у неё был обаятельный взрывной темперамент, и в этом она больше походила на своего отца, чем на свою спокойную и рассудительную русскую маму; и она, явно, не чувствовала себя какой-то ущербной и закомплексованной; и никакого задумчивого трагизма и ереванской хандры в ней не наблюдалось. Жизнелюбивая девочка, которой совсем недавно исполнилось 16 лет, и у которой всё впереди; и не надо ни о чём жалеть, и Мир кажется таким ярким и цветным, и исполненным сладких обещаний. И которую, все любят и балуют; и никто, особо, не обижает. Старший брат, судя по всему, ни в чём её не ограничивал, и не довлел, и не воспитывал, и не тиранил; как это частенько бывает во многих семьях. Как известно, люди сами не свободные, вряд ли могут позволить кому-то быть свободными рядом с ними. Тигран, конечно же, являлся авторитетом для своей сестры; хотя она и любила над ним подшучивать, что я иногда мог наблюдать…
Мама Тиграна и Элен работала в той же типографии, где мне посчастливилось быть курьером; но в отличие от меня, залётного разгильдяя, она там проработала чуть ли не тридцать лет. Тётя Нина набирала гранки в наборном цеху, - в этой типографии издавали и русскоязычные книжки. По-армянски она тоже, как и я, не очень хорошо говорила, что было характерно для многих русских жён; им было, конечно же, психологически не очень комфортно; и поэтому, со временем, местные русские становились немного сдержанными и отстранёнными, как бы замыкались в себе, - в своих печальных переживаниях и думах. Некое одиночество и меланхолия часто являлись спутниками русских женщин, которые, как и моя мама, уехали в разные там национальные республики, выйдя замуж за инородцев. Это была непростая судьба! Про героизм советских русских женщин можно складывать саги и легенды, и они взваливали на свои хрупкие плечи такие тяжести, которые ни одна немка или француженка, никогда бы не стали на себя взваливать. Русские женщины находились в авангарде Советской Власти. О сколько страданий они претерпели, находясь вдали от своей холодной малолюбящей исторической Родины; где найти нормального и малопьющего мужика всегда было сложно: и, таким вот образом, русский генофонд уходил в другие народы, на окраины СССР, заметно улучшая и облагораживая их; этой сильной, варварской, пассионарной славянской кровью…
Дети же от таких браков получались красивые, умные и немного загадочные. Мощная славянская кровь освежала древний армянский генофонд, хотя и, немного разрыхляла патриархальные устои. Такие «метисы», испытывали, конечно же, некий психологический дискомфорт, и даже некое чувство стыда, за свою нечистокровность, за свою неполноценность. Такие дети не могли полностью быть как-бы «своими»; и от этой внутренней раздвоенности, которую ребёнку невозможно понять; внутри их душ происходил тяжёлый выбор – кем себя считать, и к какому народу себя причислить. Самому себе часто задавались, разного рода, сложные вопросы, на которые дети-метисы не могли найти ответа; да и взрослые не смогли бы на эти вопросы честно ответить; ведь советское общество являло собой, довольно, лживый пример интернационализма, таковым не являясь. Это для меня болезненная тема, над которой можно много размышлять и медитировать, уже находясь вне того времени. То же самое наблюдалось и в России. Особенно с детьми, рождёнными от браков между евреями и русскими. Каковой была моя кузина Юля, и которая всячески пыталась быть «своей», и не испытывала никакой гордости по поводу своих еврейских корней. СССР являл собой, конечно же, плавильным котлом, в котором грани между народами должны были со временем раствориться и исчезнуть. Возможно, что просуществуй эта Империя хотя бы 500 лет, то все народы, её населявшие, стали бы, на самом деле и воистину, единым целым. Признаюсь, мне бы это всё понравилось. А язык, на котором эти люди Будущего между собой разговаривали, можно было бы изобрести, и не обязательно это был бы русский язык. Возможно, надо было бы скрестить между собой эстонский, армянский и немецкий; оставив, конечно же, нецензурный русский мат, без которого, такую Импер
Свидетельство о публикации №220060501154