Седой ветеран

               
    Памяти участников ВОВ
    Савиной  Людмилы               
     Ивановы,  Савина
     Николая Ивановича               
       посвящается.

---------------------------------------
     Осень 1965 года была тёплая. Интернатские ребята после обеда занимали половину территории школы, которая была ближе к железной дороге. Там играли в футбол, волейбол, выбивалки и в клёк.


      Жилья в то время не хватало, несколько семей работников интерната размещалось в служебных помещениях.


      Ветераны приехали позже и согласились занять под жильё часть вещего  склада.   Людмила Ивановна всю войну была санитаркой в дивизионном  госпитале. А после ранения, её перевели служить в тыловой госпиталь.


      Однажды, прямо с самолёта к ним в госпиталь принесли  на полевых носилках израненного, всего в кровавых бинтах и с перебитыми ногами старшего лейтенанта.


       На нём живого места не было.  Но выходила его, высмотрела молоденькая санинструктор Люда. Только ноги ему не сохранили. Началась гангрена Ивана, их выше колен ампутировали.За одну ночь поседел ветеран. Голова его стала белой.


       После выписки старшему лейтенанту ехать было некуда. Отец пропал без вести на фронте, ещё в начале войны, а мать и сестра погибли во время бомбёжки его родного дома под Смоленском. Он упросил оставить его после выписки при госпитале помогать по хозчасти. А потом была свадьба тихая, и Ивана с Людмилой поздравлял весь госпиталь. Они стали Савины.

      Как они оказались в нашей школе-интернате номер 5, я не знаю. Только под жильё им выделили половину вещевого склада. А это место было нашей территорией для игр. Мы с ветераном подружились.

   
      Николай Иванович  был мастер на все руки. То он швабру мастерит, то строгает доски, то нам вертушок сделает, то лук выгнет. Любили мы его, да и помогали ему кладку делать, когда он  под  высоким крыльцом сарай себе сооружал.



     По глупости нам занятно было, как это, почти безногий человек, на протезах и с негнущейся рукой так ловко управлялся с делами.


      А ещё, ветерану как инвалиду ВОВ выделили
горбатого запорожца с ручным управлением, и он часто нас на нём катал. И если запор не заводился, мы весело толкали его гурьбой.


      Но главное, что я запомнил, что Николай Иванович никогда не рассказывал про войну, хотя у него были ордена и медали. Его доброе, обгоревшее  в бою лицо и серые глаза, всегда светились радостью и добротой. Он учил нас не обижать маленьких и всегда защищать девочек.


      А Людмила Ивановна работала в младших классах воспитательницей. При воспоминании о ней у  меня перед глазами стоит её доброе, ласковое лицо.


      Своих детей у ветеранов не было. И всю свою любовь они отдавали интернатским детям. Сыновья им благодарность.
 
-----------------------------------------
  Вспомним всех поименно!
-----------------------------------------
 
09.05.1963-09.05.2020г.г.
 г.Орск- г.Москва

* Сейчас в г.Орске живёт живой свидетель того времени : Пашнина Нина Ивановна. Хотя ей исполнилось 84 года, у неё великолепная память. И она может много поведать о том времени.
.
               


Рецензии
Здравствуйте, Григорий! Низко кланяюсь за такой рассказ и память. С уважением, Е. Куманяев.

Евгений Куманяев   15.08.2020 22:29     Заявить о нарушении