В Париж? Конечно!

День первый

И снова я, Дора Дорожная, отправилась в путешествие. Стояло жарко-дождливое лето 1997 года. В Европе размыло дороги, а у меня заказана путёвка в Париж из Москвы. Волновалась ли я до отправления поезда «Москва — Варшава»? Конечно! Ведь после путешествия в Италию так хотелось уже, чтобы все мои ожидания оправдались! Когда заказывала путёвку, я сразу сказала в тур агентстве, что попутчицу себе не нашла. Меня успокоили, что в этой группе много одиноких женщин, так что проблем с расселением у меня не будет. А что оказалось в действительности? Наверное, догадаться не трудно…
Дневник путешественницы, 5 августа 1997 года.
Первую запись делаю в поезде «Москва — Варшава». На вокзале пришлось понервничать — на месте сбора в назначенный срок провожающего из тур бюро не оказалось. Я догадалась спросить у собравшейся недалеко группы — не в Париж ли? Да! И снова группа сборная, из разных городов, да ещё и с детьми! Наконец-то пришла сопровождающая и буквально распихала по вагонам, не спрашивая желания. В результате я еду с молодой мамой и её дочкой на вид лет восьми.
Впервые я еду в купе на троих, где полки расположены друг над другом. Все сидения обшиты заменителем кожи, мягкие, приятные. В купе есть раковина и столик. В шкафчике над раковиной расположено зеркало и стаканчики с водой. Когда все расселись, а поезд тронулся, проводник раздал нам постельное бельё красивого розового цвета, полотенца, мыло и сухой паёк — сухарики, коробочки с маслом, сыром и джемом. Такого в обычных российских вагонах я не наблюдала и была приятно удивлена. Ещё больше меня поразила туалетная комната, с салфетками, полотенцами и супер-чистотой. Весь сервис входит в стоимость билетов.
Мои попутчицы решили особо не разговаривать, им вдвоём хорошо. Ладно, я не из тех, кто навязывает своё общение! И как самая старшая, я полезла на третью полку! Я быстро уснула и не заметила, как у вагонов на границе поменяли колёса, ширина европейской колеи не соответствует российской. Наша руководительница Анна Семёновна к нам в купе за всю дорогу так и не пришла, я не знаю до сих пор, с кем буду делить номер. Конечно, ей не до нас — на её попечении девочка-подросток, мы не поняли даже, родственница или знакомая. И как только мама отпустила? По жеребьёвке в автобусе Варшава — Париж мне досталось последнее место. Везёт?

Дневник путешественницы, 7 августа 1997 года
Ура, мы во Франции! Дорогу перенесла довольно неплохо, немного отекли ноги, но не так, как в предыдущей поездке, когда стоять было больно. Границу Франции почти не заметили, сначала увидели табличку «Франция», а потом пропускной пункт, где на нашу группу не обратили никакого внимания. Ландшафт ничем особо не отличается от бельгийского и российского средней полосы. Леса и поля. И только когда начали попадаться хуторки, то стала ясно, что мы во Франции. Хозяйские постройки окружены полями. Довольно живописно. Первый город, где у нас экскурсия — Реймс. Он довольно древний, только во время Первой мировой войны был сильно разрушен. Посреди города возвышается знаменитый Собор Рейнской Божией матери. Как нам сообщила гид, он больше, чем в Париже. Очень красивый! Но сделать фото во всю его высоту не представлялось возможным, некуда было отойти на приличное расстояние, везде строения. Стиль храма готический. Вот что я вспомнила о Храме:
«Если взглянуть с точки зрения истории и значимости собора, то первенство, конечно же, за Реймсским — здание является самым большим зданием готического стиля в стране. Королей Франции именно здесь короновали, а сосуд со священным елеем (миром) хранится тут более тысячи лет! Им помазали на царство каждого нового монарха, а первым стал Людовик I Благочестивый, император Запада (816 год). Начиная с 1027 года, с коронации Генриха 1, здесь короновались почти все короли Франции, за исключением Генриха IV. Надо отметить, что есть и русский след в истории собора - женой Генриха Первого была Анна, дочь Ярослава Мудрого, их бракосочетание проходило именно в Реймсском соборе.
 Первая постройка самого раннего храма на месте нынешнего Реймсского собора относится к пятому столетию нашей эры. В 1210 году сильнейший пожар уничтожил храм, тогда же пострадала и большая часть города с его древними постройками, но уже в следующем году было заложено здание нового собора, Оно существует и сейчас, если не считать реставрацию после Гражданской войны. Как и его предшественник, собор был посвящён Богоматери. Строительство собора продолжалось с перерывами до 1285 года, работами руководили четыре архитектора. В 1291 году имена зодчих были выложены цветным камнем на полу нефа, однако в XVIII веке надписи были разобраны. Здание было выстроено в готическом стиле, и вскоре вся Европа заговорила о новом храме и красоте его неповторимых витражей. В 1914 году храм подвергался сильнейшим обстрелам, тогда пострадали многочисленные статуи, а витражи были полностью уничтожены. Вскоре после окончания войны началось интенсивное восстановление собора. Осколки статуй и пострадавшие скульптуры были собраны в бывшем епископском дворце, где были оборудованы реставрационные мастерские. Работы по реставрации скульптур продолжаются до сих пор. Многие витражи пришлось восстанавливать буквально с нуля по сохранившимся рисункам. Реставрация проходила более двадцати лет, в 1938 году собор был вновь открыт для посещения. Понятно, что не все элементы нынешнего декора здания относятся к древности. Большинство статуй, предстающих сегодня перед гостями Реймса, является копиями, поскольку восстановить разбитые оригиналы не представилось возможным. Часть витражей также является работой современных мастеров, среди которых знаменитый российский художник Марк Шагал.
Реймсский собор считается одним из красивейших зданий готического стиля.  Длина его составляет 138 м., ширина – 30 м., высота свода над центральным нефом – 38 метров. Автор проекта, архитектор Жан д’Орбе, изначально предполагал увенчать величественное здание семью башнями со шпилями высотой 120 метров, однако в итоге построили лишь две 80-метровых башни, украшающие западный, главный фасад. Южная башня служит колокольней. Здесь размещены два колокола, один из которых, «Шарлотта», весит более 10 тонн. Собор не кажется массивным благодаря обилию остроконечных ажурных арок, изящных фронтонов, пирамидальных шпилей. Его можно назвать великолепным образцом высокой (зрелой) готики. Это одно из самых красивых зданий в Европе.
Непередаваемое впечатление производит западный фасад. Вертикально ориентированные элементы фасада создают ощущение небывалой лёгкости — собор будто взмывает в небо. Круглые витражные окна в форме роз, расположенные над порталами, придают зданию нарядный вид. Боковые фасады примечательны высокими и широкими стрельчатыми окнами, которые почти смыкаются друг с другом. Над алтарным помещением, апсидой, возведена высокая башня со шпилем. В целом же собор — классическая трёхнефная базилика, тип здания, унаследованный от римской архитектуры.
Неотъемлемым элементом готических зданий являются скульптуры и рельефы. На главном фасаде Реймсского собора размещено около 2300 фигур и рельефных изображений. Над центральным порталом представлено коронование Богоматери. Мария восседает на троне, установленном на возвышении, Иисус возлагает корону на её голову, вокруг них располагаются шесть ангелов. Выше - Галерея королей. Здесь установлено 56 фигур французских монархов, рост каждой из которых составляет 4,5 м. В центре композиции восседает Хлодвиг, рядом с ним его супруга Клотильда и святой Ремигий.
Важнейшее событие в истории собора и религии связано с деятельностью святого Ремигия (Сен-Реми), реймсского епископа на рубеже V-VI вв. Именно он окрестил первого франкского короля Хлодвига с приближёнными и 3000 его дружинниками. Произошло это, согласно церковной традиции, в Рождество 496 года в Реймсском соборе. Легенда гласит, что при крещении Хлодвиг был помазан миром из Священной склянки (ампулы), принесённой святому Ремигию ангелом, явившимся в виде голубя. Священное миро с тех пор добавлялось в елей при коронации всех французских королей, причём сосуд оказался неиссякаемым, можно в это верить, а можно и не верить.
Своего рода визитной карточкой собора и всего Реймса является знаменитая статуя «Улыбающийся ангел», созданная в первой половине XIII века. Она является частью скульптурной композиции левого (северного) портала. Очень выразительна фигура Атланта, некогда вдохновившая Виктора Гюго на создание образа Квазимодо. Не забыты и водосточные трубы, украшенные изображениями химер, горгулий и прочих мифических чудищ.
Конечно, одним из чудес, подлинным украшением здания собора являются многочисленные витражи. Самые ранние относятся ко времени постройки храма, последний же создан в 1981 году.
На витраже большого окна-розы над главным порталом западного фасада изображено успение Богородицы. В центре изображения сама Дева Мария, вокруг неё на 12-ти лепестках представлены ангелы, апостолы и святые.
На витраже большой розы северного фасада рассказано о сотворении мира. В центре композиции – Иисус, его окружают ангелы, Адам и Ева, Каин и Авель, различные звери. Чуть выше – изображение Богоматери с младенцем. Это самые ранние из сохранившихся витражей.
На витражах верхних окон нефа (XIV век) изображены короли на тронах, епископы и архиепископы Реймса. Всего здесь 36 изображений, из них лишь 16 сохранились достаточно хорошо.
Авторство витража малого окна-розы западного фасада (1937 г.) принадлежит Жаку Симону. Создание первоначальных изображений восходит к XIII веку, однако во время Великой французской революции они были уничтожены. Вместо витражей были вставлены цветные стёкла, разбитые в начале Первой мировой войны. Жак Симон восстановил витраж по сохранившимся рисункам. Нынешняя композиция, «Литания Девы Марии», представляет собой изображение Иисуса и Марии в окружении медальонов, представляющих сцены из жизни Богоматери.
К XIII веку относится первоначальный витраж большой розы южного трансепта. В 1580 году витражи разобрали и заменили новыми, которые в свою очередь были уничтожены артобстрелом в 1917 году. Сейчас перед зрителями предстаёт композиция, воссозданная тем же Жаком Симоном в 1937 году по образцу розы северного трансепта. На витраже представлено воскресение Христа. Иисус изображён в окружении ангелов и апостолов.
Ещё один витраж создан Симоном в 1954 году по заказу Корпорации шампанских вин. На композиции в средневековом стиле представлены Иоанн Креститель, покровитель виноделия святой Викентий и изобретатель шампанского Дом Пьер Периньон.
Автором трёх витражей центральной капеллы является Марк Шагал. На центральном витраже изображён распятый Иисус, на левом – жертвоприношение Исаака, на правом – крещение Хлодвига.
Последними по времени создания являются несколько витражей трансепта. Их автор – Бригитта Симон-Марк, дочь Жака Симона. Её работы относятся к абстрактному искусству и выполнены в технике монохромной живописи (гризайль). Время создания витражей – 1961-1981 годы.
В настоящее время Реймсский собор – один из самых известных храмов католического мира. В 1991 году Реймсский собор внесён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО."
Времени на осмотр нам дали всего сорок минут. Вот что означает «Галопом по Европе!» Некоторые из группы, мельком взглянув на храм, отправились в винные магазины за знаменитым шампанским, ведь Реймс — это столица Шампандии. Я не пошла, зная, что цены там такие, что мне лично не по карману. Да я разве за вином во Францию отправилась? Нет, за впечатлениями! К вечеру мы добрались на окраину Парижа, где нас разместили в небольшой гостинице уровня трёх звёзд с небольшими номерами для непритязательных туристов среднего класса. Меня поселили с москвичкой Ларисой, тоже педагогом. Но — одиночкой. В первый же вечер он сообщила, что любит бродить одна, а впечатлениями делиться не собирается. Вот так мне подобрали пару… В номере две кровати, душ без единого крючка для полотенец, негде посушить бельё. Зато есть телефон и телевизор без русских каналов — зачем они нам? Лучше бы поставили хоть маленький холодильник! По путёвке у нас двухразовое питание — европейский завтрак, обед в районе пяти часов, а ужин после экскурсий уже в номере, как говорится, что Бог послал, или что ты сам себе привёз. Вокруг гостиницы нет ни одного супермаркета, да и если бы он и был, туда некогда ходить. Наша гид нам посоветовала купить продукты в Польше, что я и сделала. Небольшой кипятильник и кружка у меня с собой. Не пропаду! Я ведь ехала для того, чтобы увидеть Париж! И завтра я его увижу! А потом можно, нет, не умереть, а гордиться этим всю жизнь! Всё, Дора, спать! Завтра целый день на ногах.


Рецензии