Внутренний делимитат. Глава 2

Глава 2.

В работе «Слово о духе» («О человеке») я сообщал о том, как формируется язык человека, внутренний и внешний. Образы, память отношений, оценок, возникающие в сознании при внутриутробном развитии, формировании находят подтверждения во внешних отношениях, встречающих младенца во внешней жизни, в жизни в мире и обществе. Язык слов, которые он начинает запоминать и ассоциировать ещё до полноценного развития речевого аппарата, переобозначает, пополняет его знания, его сознание становится реально, а не визуально, как при «разговорах»,  снах от Ангела, овнешненным, обобществлённым. Знает ли ребёнок при рождении слова, речь, фразы – этот вопрос для меня таинственен, но это не исключено, так же, как у нас в памяти остаётся услышанное во сне. Предположим, что да, и это ещё раз подтверждает важность и универсальность внутреннего языка. Является ли рождающийся личностью? Отвечу «да», хотя многих это шокирует, возмутит. Но тем не менее большинство из читающих видели, каким мудрым существом является новорожденный в течении первых двух месяцев. Внутриутробные сны и должно быть – разговоры, - не проходят даром, хотя быстро затираются ошарашенностью от внешнего языка и давящей реальностью ближних, окружающего мира. Они – высокие и чужие младенцу своим рацио-сложным языком. Между тем, родительская любовь совершает чудеса: мой сын сказал первые слова в 2 месяца. Языковая замкнутость не означает неразвитости  сознания  - младенец живёт в своём внутреннем мире, лишённый  диалогизации сознавания и восприятия, хотя  -  что там говорить?!
И он живёт в обществе, и понимает нужное, и думает, сознаёт, мыслит, запоминает на том примитивном уровне, который ему предоставляется узостью общения и собственной слабой нервной организацией. Но дух живёт, и умственные импульсы хоть и не сильны, но достаточны для маленькой личности.

Поговорив о возникновении и формировании внутреннего языка, я перейду собственно к означенной теме этой главы – его значения как решающего структурного механизма сознания. Логически это довольно просто:  существуя в языковом обществе, обладая речевым аппаратом и исконным словесным сознаванием, человек сознаёт и мыслит словесно, в системе словесного сознания. Язык обозначает знания, является орудием монологического и диалогического мышления, он тесно связан и главенствует над образными ассоциациями, хотя часто мы так странно не можем вспомнить знакомых слов и названий, ясно представляя их образно, ассоциативно. На вопрос «чем мы мыслим и сознаём?» – есть только один ответ: языком. Слов ли, образов ли и ассоциаций образов, текстов ли – вспоминаемых, анализируемых, создаваемых…
Остановлюсь на этом.


Рецензии