Понять, простить, забыть? эссе

Александр Зельцер

Рассказ вагонного попутчика.

В купе несущегося по равнине поезда нас было двое. Попутчик оказался человеком приятным. После чая разговор как-то незаметно сошел на «вечную» тему - прощать ли обиды, кому и в каких случаях. И вот что он рассказал:
«Мой отец - классный специалист - был репрессирован с группой руководителей крупного завода. После него остался дневник, где он описал процедуру исключения из партии (это было формальной процедурой, когда вопрос об аресте уже предрешен, и парткому сей факт известен). У нас коммунисты не могут быть преступниками!
Отец с горечью описал типичную для тех лет процедуру «подготовки» коммунистов перед собранием. Его давнишний знакомый (вместе работали всю войну) по заданию партбюро торопливо бегал от одного партийца к другом с наказами, как выступать активнее и что говорить: «Пожестче, без размазывания, без соплей!» Альтернативы в таких случаях, как правило, не было. Люди в те годы боялись за себя и своих близких, да и червячок подозрения шевелился: а вдруг и на самом деле этот товарищ - «вражина», ведь сколько таких случаев описано в газетах! У нас органы не ошибаются!

Так вот, все прошло по «трафарету» - отца моего исключили из партии со стандартными обвинениями, потом на суде впаяли предельный срок, из лагеря он чудом вышел в знаковом 1956-м после XX съезда, вернулся к прежней работе, и рядом оказался тот самый «организатор» исключения. Я не знаю, как они встретились и что сказали друг другу. Скорее всего сделали вид, что ничего не случилось. И правда - это ведь такая мелочь для всего повидавших 50-летних мужиков!

Они работали вместе, часто встречались по службе, даже поддерживали друг друга («ведь мы же земляки»). Знакомый пережил отца лет на 15. Это был, действительно, большой специалист, много сделавший на благо двух заводов, для Победы. А когда он умер, на гражданскую панихиду пришли руководители завода, города, парткома.
Мне также позволили постоять в почетном карауле. Я все понимал - и что этот человек ничего не мог сделать для отца на собрании - только навредил бы себе, и что над ним также «висел меч» и т.д. Но все же какая-то обида за отца, какое-то неуправляемое рассудком чувство мешало искренне пожелать усопшему вечно покоя. Я поделился чувствами с приятелем. «Да брось ты, - просто сказал он, - они давно друг друга простили».

***
Из воспоминаний Нелли Валентиновны Русаковой («Мы из XX века. Воспоминания жителей Череповецкого края о политических репрессиях Выпуск 1» (Череповец. ИД «Порт-Апрель», 2016, С. 188).

«После второго (окончательного) возвращения отца домой к нам пришел старик, который перед смертью просил отца простить его. Он стал на колени (сестра и мама видели это) и повинился в том, что его принудили донести на ветврача Русакова. В противном случае угрожали, что семью его сошлют, а самого - расстреляют. Отец тогда попросил маму принести бутылку водки, закуску и оставить их вдвоем. Конечно, умный, повидавший всякого, папа простил того старика: человеку выпало жить в непростое время, и это время им властно управляло. Но все же, думаю, каждая личность отклоняется в свою сторону, исходя из многих собственных качеств, воспитания, полученного в детстве, и обстоятельств жизни».

***
Из воспоминаний Галины Евгеньевны Овчинниковой («Мы из XX века. Воспоминания жителей Череповецкого края о политических репрессиях Выпуск 1» (Череповец. ИД «Порт-Апрель», 2016, С. 50).

«В 1956 году дело отца пересмотрели. Повторно допрошенные свидетели, обвинявшие его в 1937 году, характеризовали его только с положительной стороны, а свидетель N заявила, что она Е.Я Овчинникова вообще не знала. Зная теперь ситуацию 1937 года, не хочется обвинять этих несчастных людей в лжесвидетельстве».

***
Из воспоминаний Василия Николаевича Парменова («Мы из XX века. Воспоминания жителей Череповецкого края о политических репрессиях Выпуск 1» (Череповец. ИД «Порт-Апрель», 2016, С. 264).

«В Вологде, в ФСБ, позднее я ознакомился с делом отца, которое читал в присутствии подполковника. Прочитал доносы, узнал фамилии тех, кто его оговорил. «Что, - спросил меня подполковник, - мстить будешь?» «Кому мстить? – отвечаю, - они уж давно подохли. А их дети такие же, как и я, за что им мстить?»
Читая доносы, я обратил внимание, как подозрительно гладко они написаны, а ведь писали их малограмотные мужики! «Не удивляйся, - сказали мне, - их писали под диктовку следователя». Один из тех, кто дал ложные показания на отца, показал, как его заставили это сделать: «Пиши на него, а не то заставим его на тебя писать».

P.S. Сложно говорить на такую тему даже по прошествии 70-80 лет. В СМИ к памятным датам раздаются стандартные призывы к гражданскому примирению. Мне же кажется, что правильным было бы для нашего общества примириться с инакомыслием, если оно без экстремизма, но при этом не забывать и не замалчивать трагические страницы нашей истории.


Рецензии
А бывало и такое:
"в 1937 г….
Интеллигентный, довольно симпатичный на вид следователь, вежливо поздоровавшись, предложил мне сесть.
- Что Вы можете сказать о сотрудниках наркомата Петрове и Григорьеве (фамилии по соображениям этики изменяю - И.Б.)?
- Отличные специалисты и честные, преданные делу партии, товарищу Сталину коммунисты, - не задумываясь ответил я....
- Вы уверены в этом? - спросил следователь, и в его голосе, как мне показалось, прозвучало явное разочарование.
- Абсолютно, ручаюсь за них так же, как и за себя.
- Тогда ознакомьтесь с этим документом, - и у меня в руках оказалось несколько листков бумаги.
Прочитав их, я похолодел. Это было заявление о "вредительской деятельности в наркомате Бенедиктова И.А.", которую он осуществлял в течение нескольких лет "по заданию германской разведки". Все, абсолютно все факты, перечисленные в документе, действительно имели место: и закупки в Германии непригодной для наших условий сельскохозяйственной техники, и ошибочные распоряжения и директивы, и игнорирование справедливых жалоб с мест, и даже отдельные высказывания, которые я делал в шутку в узком кругу, пытаясь поразить друзей своим остроумием ... Конечно, все происходило от моего незнания, неумения, недостатка опыта - какого-либо злого умысла, естественно, не было, да и не могло быть. Все эти факты, однако, были сгруппированы и истолкованы с таким дьявольским искусством и неопровержимой логикой, что я, мысленно поставив себя на место следователя, сразу же и безоговорочно поверил во "вредительские намерения Бенедиктова И.А.".
Но самый страшный удар ждал меня впереди: потрясенный чудовищной силой лжи, я не сразу обратил внимание на подписи тех, кто состряпал документ. Первая фамилия не удивляла - этот негодяй, впоследствии получивший тюремное заключение за клевету, писал доносы на многих в наркомате, так что серьезно к его писаниям уже никто не относился. Когда же я увидел фамилии, стоявшие на втором и третьем месте, то буквально оцепенел: это были подписи Петрова и Григорьева - людей, которых я считал самыми близкими друзьями, которым доверял целиком и полностью!
- Что Вы можете сказать по поводу этого заявления? - спросил следователь, когда заметил, что я более-менее пришел в себя.
- Все факты, изложенные здесь, имели место, можете даже их не проверять. Но эти ошибки я совершал по незнанию, недостатку опыта. Рисковал в интересах дела, брал на себя ответственность там, где другие предпочитали сидеть сложа руки. Утверждения о сознательном вредительстве, о связях с германской разведкой - дикая ложь.
- Вы по-прежнему считаете Петрова и Григорьева честными коммунистами?
- Да, считаю и не могу понять, что вынудило их подписать эту фальшивку ...
Понимать-то я уже начал, прокручивая в памяти отдельные, ставшие сразу же понятными нотки отчуждения, холодности и натянутости, появившиеся у моих друзей сразу после того, как я получил назначение на ключевой пост в наркомате ... И Петров, и Григорьев, пожалуй, были специалистами посильнее меня, но исповедовали философию "премудрых пескарей", подтрунивая подчас над моей инициативностью и жаждой быстрых изменений.
- Это хорошо, что Вы не топите своих друзей, - сказал следователь после некоторого раздумья. - Так, увы, поступают далеко не все. Я, конечно, навел кое-какие справки о Вас - они неплохие, человек Вы неравнодушный, довольно способный. А вот о ваших друзьях - "честных коммунистах", отзываются плохо. Но и нас поймите, Иван Александрович: факты имели место, честность тех, кто обвиняет вас во вредительстве, сомнению Вами не подвергается. Согласитесь: мы, чекисты, просто обязаны на все это прореагировать. Еще раз подумайте, все ли вы нам честно сказали. Понимаю, Вам сейчас сложно, но и отчаиваться не надо - к определенному выводу мы пока не пришли, - сказал на прощанье следователь, пожав мне руку".

Кроме того, в наше время я не раз, в том числе и в семейных рассказах слышал, что "у нас в деревне" или "среди наших" не был репрессирован ни один человек. Причину называют однозначно - не было доносов. Выходит, далеко не всех заставляли доносить...

С уважением

Игорь Семенников   30.06.2021 17:25     Заявить о нарушении
Очень интересная рецензия и очень плохо, что автор не отвечает на полученные отзывы... Таким и писать их не хочется.

Ваша Лена   29.08.2021 13:40   Заявить о нарушении
Может, занят очень...))

Игорь Семенников   30.08.2021 18:52   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.