Переотождествление

Разве кто-то выберет свободу, если никому нет до него дела?
Р. Лэйнг (шотландский психиатр)

"Выйти из созависимых отношений": Переотождествление.

Она остановилась на пороге незнакомых ощущений.

Разве кто то выберет свободу если никому нет до него дела

Готовности выйти из отношений не было, была только безмерная усталость и отчаяние и внутренний крик «Ещё немного и я не вынесу!».
Веры в то, что жизнь наладится, улучшения возможны без «любимого» не было в том шансе, который у неё был. Так далеко она даже не смотрела.

Это примерное описание того состояния,  которое мы наблюдали у женщины из предыдущей статьи «Этап первый. Шанс».

************

И уже некоторое время спустя, а бывает практически сразу в том же моменте, она начала испытывать сомнения. Не сделано пока никаких действий, только, возможно промелькнула мысль о свободе из этой тюрьмы чувств и насилия, но даже за эту мысль она готова себя осуждать.

Ей некуда идти.

Некуда не в смысле дома, пристанища, хотя и этого часто нет, некуда в смысле «нет другого мира, кроме него, кроме всего, что связано с ним.»

Эйфорические воспоминания подсказывают, что не всегда так было плохо, что она могла ещё потерпеть, и он бы вернулся к ней (или помирились, или нашла бы силы...). И если разрешить мышлению пойти в этом направлении, то потребность «опять этим наслаждаться» или «опять это чувствовать» захватывает в плен все мысли, чувства, разум, самосознание, перекрывая доступ к самокритике и опыту...

Поэтому здесь так важен другой человек, помощь, минимальная поддержка, прошлый опыт помощи. Хоть что-то, что вернет к действительности.

Вырваться из этих мыслей о якобы «потерянном рае» обратно в жесткий эмоциональный дискомфорт (а такова её реальность) ей трудно.

Навязчивое мышление – одна из основных, трудно преодолеваемых, проблем созависимости, роднящих её с зависимостями от психоактивных веществ, прочими зависимостями.

Влияние социальных факторов, негативный жизненный опыт, наличие определенных индивидуально-типологических особенностей, эмоциональные проблемы в каждом отдельном случае будут немного менять картину, но неизменными останутся основные характеристики состояния, описанные выше.

Если каким-то образом она удержится с чьей-то помощью в отчаянии, не сбежит от него, при этом сохраняя разум, то появляется возможность осознать и ощутить всю ту боль, которой пронизана жизнь подольше посмотреть на себя другими глазами сквозь отрицание.

Это этап переотождествления, осознания себя и своей проблемы.

Ведь до вступления в этот этап человек был уверен, что с ним все в порядке (я контролирую себя, еще немного и я справлюсь). На этапе переотождествления она уже перестает так считать и готова принять жестокие слова о том, что он никогда не любил, использовал, что потеряны годы жизни и так далее. А возможно и то, что эти слова все же менее жестоки, чем её реальность.

Именно переход в позитивное восприятие себя в начале терапии не работает, не безопасно, можно свалиться в иллюзии. Это вот такое всякое «я королева, я красива, хороша» - оттуда можно уйти только в новые поиски мужчины, с которым можно слиться и повторить.

А постепенное принятие себя в пустоте, одиночестве, потерях, слабостях...даёт почву под ногами, без иллюзий.

На этап переотождествления созависимые вступают только убедившись, что непризнание реальности принесет еще больше боли, чем её признание. Но когда «диагноз поставлен», созависимый может более реально оценить, «что было в прошлом, и смотреть в будущее не со страхом, а с оптимизмом.

Если сложиться процесс на этом этапе, то можно договариваться с клиенткой о переменах.


Рецензии