Джавдет
Джавдет возвращался с охоты тяжело нагруженный. В этот раз пришлось уйти дальше обычного . Кто-то распугал дичь в местах, где он обычно охотился, и пришлось уйти за два перевала . Он взял большого козла и даже в выпотрошенном виде тот весил много. Пришлось долго просидеть в засаде и потом спускать козла вниз. Хорошей тропы не было , а идти по козьим тропам с такой поклажей не получилось . Поэтому пришлось сбросить его вниз в речку и потом долго идти по каменистому дну . Но теперь уже все позади – он вышел в свою долину. Еще день пути и он будет дома . Завтра на рассвете он пошлет собаку за ослом и идти станет легче. Он уже давно приучил собаку приводить осла . И дома знали – если в ошейнике собаки вплетена трава, значит отвязывай осла и открывай ворота . А сейчас ему предстоит ночевка. У него тут была лежка , где он не один раз ночевал . Пока не стемнело он насобирал дров – река их приносит вдоволь . Набрал в кружку воды , поставил на огонь и развернул свои нехитрые припасы – немного хлеба , немного мяса. Бросил немного собаке - она ночью сама доберет сколько нужно - голодная не останется . Живности вокруг много, особенно ночью – мыши, крысы , суслики , а повезет , так и хомяка схарчит . Закипела вода и Джавдет заварил чай. Он начал есть и мысли опять навалились на него – что делать . А подумать было о чем . Дело в том , что его отец со своим товарищем детства , с которым они росли , подымали свои хозяйства, ходили вместе на войны давно уже сговорились поженить своих детей . У того выросла дочь Зулейха, да какая дочь. Она с детства предпочитала кампанию мальчишек - их игры ей были интереснее. И позже, когда основным увлечением ребят стала охота, она и здесь не отставала от них . Джавдет сделал ей тугой лук , стрелы и она стала охотиться . Причем даже успешнее, чем иные мальчишки. А стреляла она вообще лучше всех. Она вообще не промахивалась , причем даже не целилась. Зулейха чувствовала полет стрелы и даже не понимала , почему другие промахиваются. Позже , когда стали стрелять из ружей, она стреляла навскидку и тоже не промахивалась . Это было какое-то особое чутье. Она занималась и домашними делами – мать научила всему, но вот сидеть чесать шерсть, прясть ее, вязать - это было не для нее . И мать даже не пыталась ее заставить. Короче говоря , характер у нее был такой, что с ней или по-хорошему или никак. Джавдет и Зулейха знали , что они предназначены друг для друга и приняли это спокойно, естественно . Обычай есть обычай . Да и возражений у них не было. Казалось, что по-другому и быть не может. Но вот появился Курбан – сын местного богача . Он жил в городе, где у них был еще дом , и в аул наезжал от случая к случаю .Он положил глаз на Зулейху и стал требовать от отца , чтобы он женил его на ней. Отец знал об обычае сговариваться о детях с детства и просто так этот обычай не нарушишь. Поэтому они подошли к этому делу издалека. Обе эти семьи были не богаты и арендовали землю у него , ему не составило особого труда опутать их долгами . И когда он решил, что им из долгов уже не выпутаться, то приступил к делу - стал требовать возврата долгов. Те , естественно, стали просить об отсрочке и тогда он потребовал, чтобы Зулейху отдали за его сына. Отцы отказались нарушить свою договоренность и богач пригрозил им долговой ямой. А пока отпустил их и велел подумать, надеясь, что те переварят ситуацию и созреют .
Старики пошли по домам . Расставаясь отец Джавдета сказал своему товарищу – Ты отец Зулейхи – тебе решать. Если ты отдашь ее за Курбана, я пойму и мое отношение к тебе не изменится. Не мы виноваты, а наша бедность .
Не хочу я отдавать ее за Курбана – не будет она с ним счастлива, а что делать – не знаю.
Дома отец рассказал Джавдету требование отца Курбана и спросил как быть . Тот готов был немедленно пойти и пристрелить его .
- Ты спокойно подумай . Если убьешь , то потом всю жизнь в горах придется прятаться. Зулейха тоже всю жизнь будет прятаться. Ты этого хочешь? Это твое счастье? Давай не будем спешить . Ты завтра уходишь на охоту, вот и подумай. Вернешься – решим.
И вот все эти дни Джавдет искал выход из положения. Его беспокоила даже не Зулейха -с ней все ясно – никогда он не отдаст ее никому , тем более этому байбаче. Но как сделать, чтобы отцов не посадили в яму. Денег у них нет - значит только сила. Но у этого богача охраны полон двор. Ему одному не справиться. Конечно , у него много друзей, но им потом придется бежать. Он не может просить их о такой помощи. Сидя у костра Джавдет вдруг понял , что ясно только одно - он должен украсть Зулейху , а что будет потом , он не в состоянии ни предвидеть, ни предугадать. Но начинать убивать нельзя - он не имеет право решать чужую жизнь . Если они начнут войну- тогда другое дело. Тогда он получает такое право . Успокоенный, он уснул. Сон его был чуток – он слышал, что собака прибегала , убегала, но никаких настораживающих звуков не было . Перед рассветом Джавдет вплел собаке в ошейник траву и отправил ее домой. Часа через три – четыре она вернулась с ослом . Погрузив козла он отправился в путь. По дороге Джавдет зашел в горный аул , где жили его знакомые охотники . Его приняли с радушием – в горах гостеприимство-закон. Выпив по пиале чая Джавдет спросил, может ли он , при необходимости , с невестой найти здесь приют. Более приятного вопроса никто не может задать горцу. Все сразу принялись предлагать ему приют и безопасность. Всем импонировало, что невеста краденная – значит взаимная любовь. Потому , что нелюбимую никто не крадет, а нелюбимый украсть не сможет. Горцы – народ простой – или любить , так до гроба , или ненавидеть, тоже до гроба . Джавдет понял, что здесь он будет в безопасности , но у аула могут быть неприятности. Так что это вариант на крайний случай .
Распрощавшись он продолжил свой путь. Дома он рассказал отцу свое решение . Тот одобрил – Не надо начинать свое счастье со смерти другого. Пойдем поговорим с невестой и отцом .
Там они все обсудили и решили , что ее отец днем пойдет к богачу и скажет , что он согласен, и пусть договаривается о свадьбе , о калыме , о приданном , о чем угодно , а ночью жених украдет невесту. - А потом как обычно. Вы нас находите, бьете меня и все вместе возвращаемся - заключил Джавдет .
- Ну а если долговая яма ?
-Тогда нашим семьям придется переехать в горный аул . У меня там знакомые люди и жить придется там . А из ямы я вас выкраду .
- Ну тогда я пошел. Когда отец вышел во двор , Джавдет сказал Зулейхе – Собирайся - не известно , как примут отца. У нас во дворе лошади, уезжаем сейчас.
Она собралась моментально и вскоре они в сопровождении товарищей уже выехали. К вечеру они подъехали к охотничьему домику Джавдета. Которых у него было несколько штук , раскиданных по горам. - Остановимся здесь . Они раньше утра не выступят, к обеду будут здесь. Все расположились , кто как мог. Поставили чайник на огонь , вытащили припасы , что у кого было. Да и в избушке нашлись продукты . Перекусив, все остались у огня , рассказывая разные истории , смеялись. Для всех это была забавная история и они ждали, как дальше будут разворачиваться события . Но в конце концов сон сморил всех. А утром все приготовились встречать гостей . Которые , как и ожидалось, приехали к обеду. Будущий тесть разыграл спектакль как по нотам – выгнал всех из избушки , закрыл дверь и стал орать, бить себя по ляжкам , бросать вещи не пол. А потом тихо – А ты чего не кричишь? И Джавдет тоже начал кричать и стонать . Потом поступила команда –Ложись лицом к стенке и не поворачивайся , пока мы не уедем . Но не успели они уехать , как товарищи сказали , что еще кто-то едет. - Да это Курбан . Все похватали ружья. Это был он с друзьями . Они налетели и стали орать, что не верят отцу невесты и сейчас пристрелят и жениха и невесту . -Где они ?
Курбан ворвался в дом, но Джавдет выстрелил в землю и тот перепугался . Его друзья тоже остановились - они думали, что просто побьют какого-то крестьянина. А тут охотник , да еще стреляет . Лезть под пули из-за чужой невесты никто не захотел . Тихо , тихо сопровождавшие Курбана стали осаживать назад , а его самого кто-то схватил. - Нельзя хватать чужую невесту, тем более жену. И на Курбана посыпались удары. Когда его отпустили, он еле поднялся с земли, взгромоздился на лошадь и поплелся прочь . Полагая, что приключения кончились, товарищи Джавдета тоже поехали обратно в аул. А Джавдет с женой возвращаться уже не мог . Они поехали искать место, где они могли бы надолго осесть . Собственно искать не надо было - они оба знали горы и надо было выбрать где безопаснее , где есть подходящая земля под огород и поле и пастбище для скота. И они нашли такое место. Это была долина между гор. Внизу располагалось озеро и прямо на берегу было достаточно земли и для огородов , и для поля. Повыше на склонах раскинулись обширные пастбища, где можно было пасти огромные стада. В долину вела тропа и если ее загородить , то и скот не мог уйти , и гости должны были бы повозиться. Причем тропа была открыта со всех сторон и при желании один стрелок мог сдерживать большое число нападавших. Наши беглецы посчитали это место удачным. И стали устраиваться . В одном из охотничьих домов нашелся инструмент. И Джавдет начал рубить лес и обтесывать его. И вдруг, когда лес был уже заготовлен, Зулейха обратила внимание, что собака напряглась
и смотрит вниз по долине. Они похватали ружья и бросились на тропу. Впереди они увидели четырех всадников . -Это охранники богача. Я их узнал – сказал Джавдет. - Они не должны уйти и лошадей нужно оставить. Ты отойди подальше, а я поднимусь наверх. Пропустим их , потом будем стрелять. Главное , чтобы лошади не запаниковали и не понесли. А то еще попадают вниз. Жалко будет . Так и сделали. Когда охранники проехали мимо Джавдета, то даже не поняли, кто и откуда стрелял. Лошади конечно дернулись, но быстро успокоились – они –то учуяли , что это люди сидят, не хищники. Теперь у наших беглецов появились лошади, которых благополучно отогнали уже к себе .
-Я пойду пройдусь по тропе -посмотрю нет ли еще кого - отправился Джавдет. Вскоре он вернулся - нет следов больше нет. Но на обратном пути я встретил одного старика . Тот сидел на камне и спросил , кто мы и зачем пришли сюда . Кто были эти люди, которых мы постреляли. Я все рассказал и спросил – А это земля ваша ?
-А тут вся земля моя .
- Нам уйти ?
- Нет . Живите . Но чтобы другим, кто здесь живет, ни беспокойства , ни беды не было - прогоню.
Я раньше слышал , что здесь живет колдун, но не верил . Наверное , это был он .
Через пару дней к ним пришел братишка Джавдета из аула Сарвар - Еле вас нашел. Горцы посоветовали зайти в эту долину . А дело вот в чем. Сюда отправились четверо охранников и не вернулись. Я вижу их лошади здесь. Значит все в порядке. Но потом двух парней бросили в яму -они били Курбана . Что будем делать ?
- Сделаем так . Мы сегодня приедем ночью в аул. Нужно будет несколько человек .Подбери троих. Хватит. Запасите масла , нужно будет поджечь сено за двором Курбана. Когда зажгете – исчезните . Я в это время постараюсь вытащить ребят из ямы . Но вы дождитесь нас , потом начинайте . А сейчас давай , пообедай с нами.
После обеда они втроем выехали. На выезде из гор Джавдет с Зулфией остановились дожидаться ночи , а их товарищь поехал готовиться. Примерно в полночь друзья встретились и начали. Когда загорелось сено, началась суматоха , беготня, стали тушить пожар. Все люди , кто мог , прибежали , в том числе охранники. Заставили тушить даже того , кто охранял яму. Джавдет подполз к яме , откинул крышку и сбросил веревку, заранее перевязанную узлами. Пленники быстро вылезли, веревку смотали и крышку опять закрыли. Все трое уползли в ночь за ограду - там ждала Зульфия с лошадьми . Вскоре они были уже в горах.
С одной стороны лишние руки это хорошо -стройка пошла быстрее . С другой - продовольствия запасать надо было больше. Конечно семьи помогут, но ведь они сами не богаты. Ладно, видно будет . Пока надо было спешить со стройкой. Дом строили по местному обычаю – две комнаты и открытая веранда между ними. Поскольку лес был заготовлен , то сложили быстро . Ребята были все рукастые , как все сельские жители . Осталась крыша. Нужно было располовинивать бревна, а потом покрыть все корой и мхом. Работа двигалась и тут опять приехал Сарвар с вестью, что отцов Джавдета и Зулейхи бросили в яму за долги. Сначала им сказали, что землю им в аренду не дадут, а потом без разговоров бросили в яму .
-Ну значит ожидать больше нечего – размышлял Джавдет . Ты сейчас езжай домой и скажи, чтобы обе семьи ехали сюда, надолго , может быть, навсегда. Отцов мы освобождать будем. Будет пролита кровь. Надо , чтобы вас там не было. Пока вы не переедете , мы начинать не будем. Так и скажи всем , чтобы не артачились и не размышляли. А сам понаблюдай за Курбаном, как он проводит день.
- Я и так знаю . Встает поздно, потом ходит по приятелям, таким же бездельникам , как и он. А вот вечером… В ауле есть одна вдовушка богатая - после мужа много чего осталось. Вот к ней он ходит почти каждый день.
- Ладно . Вывози семьи и все продовольственные запасы, особенно муку и масло. А своим товарищам- похоже , зимой нас будет много - давайте веранду тоже закроем .
Работы продолжились и через пару дней семьи стали приезжать . Телеги оставляли перед въездом в долину, а вещи грузили на лошадей и перевозили в дом ,который в основном был готов. Конечно было тесно , но другого варианта не было. Зимовать придется так . Обе семьи перевезли и скотину - коровы , бараны , козы. Надо было их где-то размещать. Но сейчас главное было вытащить стариков. Джавдет поговорил с товарищами и решили выкрасть Курбана и обменять его на отцов. Выехали с таким расчетом, чтобы быть в ауле ночью. Сарвар поехал раньше , чтобы следить за Курбаном . Он видел, как тот пришел к вдовушке и остался у нее. Сарвар устроился в кустах , чтобы видеть выход . К полуночи прибыли брат с товарищами и расположились рядом. Стали ждать, пока Курбан выйдет . Ждали долго, несколько часов . Наконец отворилась дверь и он вышел . Потом открылась калитка и сластолюбец появился . Он шел, пошатываясь , к дому -Пьяный чтоли - подумал Джавдет - ну тем лучше . Ребята тихо подошли к нему , набросили мешок на голову, повалили на землю, связали руки и забросили на лошадь. Ночью их никто не видел и они благополучно уехали . Только Сарвар остался в ауле у друзей. Он прикрепил на воротах байбачи записку - обмен сына на стариков . Ждать пришлось не долго . В тот же день старики вышли на свободу. Измученные и усталые они шли по улице, пока их не перехватил Сарвар и , посадив на телегу, не увез из аула .
- Почему мы уезжаем из аула .
- Мы уже все переехали в горы к Джавдету и Зульфие. Теперь там будем жить .
К вечеру они уже входили в дом, где им предстояло зимовать. Курбану опять надели на голову мешок, вывезли из гор и отпустили , сказав -Не успокоитесь – сожгем ваш дом вместе с вами. Курбан ничего не сказал и поплелся домой, придумывая всякие кары, которым он подвергнет своих обидчиков. Только злость поддерживала его силы. Дома отец сказал , что ради его спасения он выпустил стариков, и спросил – Может хватит воевать? За что мы воюем ? Ты хочешь наказать своих обидчиков – так они сильнее тебя , да и умнее.
Но Курбан разбушевался, что он все равно накажет их. Он сотрет с лица земли и Джавдета и Зульфию .
Ты только потеряешь свою голову. Хотя , может , ты ее уже и так потерял. Но с этого дня меня ты о помощи не проси. А сам понимал , что помогать будет - сын же. На следующий же день Курбан в злобе сжег дома и Джавдета и Зульфии. Когда его отец узнал , что натворил его сын, он тутже собрал свою семью и уехал в город , понимая, что его ждет в ауле. И во время . Весть об этом дошла в горы в тот же день. А через день сгорел дом Курбана. Но его там не было -он не поехал с отцом в город , а жил у дружка. Но дружок потерпел его несколько дней , потом ему надоела постоянная злость Курбана и он выпроводил его из дома. Тому ничего не осталось делать, как вернуться в город . Из города воевать было сложнее и он придумал натравить на обидчиков полицию . Он написал большую жалобу по поводу сожженого дома. Начальник полиции был знаком с его отцом и, желая услужить ему , поехал с людьми в тот аул . Там он узнал , что сначала Курбан сжег два дома крестьян , а те в ответ сожгли дом богача. Но прав был Курбан потому , что два дома бедняков не равны одному дому уважаемого человека. Но как достать виновных - в горы ехать - только нарваться на пулю . Ищи потом кто стрелял. Да и кто искать -то будет, когда его уже не будет. И он благоразумно уехал обратно. Лучше их ловить в городе. Но кого ловить. Кто их разберет , кто живет в ауле , кто в горах. Да и пожалуй два дома это все-таки больше , чем один . Но все-таки чернь не должна жечь дома богачей . Так , ничего не решив , начальник полиции решил поговорить с отцом Курбана и рассказать, о чем просил его сын.
- В следующий раз вы просто гоните его подальше. Он хотел получить невесту , которую уже обещали другому . Не получилось и теперь его душит злоба. Пустое все это, только делу мешает.
- Ну а как же с вашим домом? Вам нужен дом в ауле .–
- Дом мне особенно не нужен. Но у меня в горах пасется скот и на зиму его пригоняют туда . Но я решу этот вопрос .
- Ну хорошо , если могу быть полезен – обращайтесь, - и начальник полиции откланялся .
Когда Курбан узнал что полиция ничего не сделала, то решил действовать сам . Он знал , что крестьяне осенью продают лишний скот и решил ловить на дороге своих обидчиков. Он останавливал всех , кто шел на базар , и осматривал их. Но эта весть моментально дошла и до Джавдета . Жители аула понимали , кого ищут. Джавдет задумался – это серьезно. Их отрезали от города. А нужно продавать скот и покупать масло, муку, рис, инструмент, охотничьи припасы . Конечно, можно будет попросить друзей, чтобы они помогли . Но как долго можно просить - у них свои дела, особенно осенью. Надо самим решать. Раз нам отрезана дорога в город - заберем скот богача. Джавдет посоветовался с друзьями , как это сделать.
- Поступим самым простым способом - поговорим с пастухами. Пусть они забирают свою плату и уходят. Если нет, то убиваем. Я думаю, они решат правильно.
Так и поступили. Сели на лошадей и подъехали к стаду. Собаки , конечно, разгавкались, но лошади их не боятся, люди тем более. Джавдет разговаривал с ними спокойно и убедительно. Сначала выяснил откуда они , выяснил, что из дальнего аула. Это облегчило дело. Потом спросил, как договаривались за работу . Оказалось оплата баранами . Тогда Джавдет предложил им или – или. Те конечно выбрали первый вариант , отогнали положенный им скот , свистнули собак и ушли . А ребята отогнали скот к себе в долину. Но теперь появилась срочная работа – строить кошару и заготавливать сено . На следующий день опять стали валить лес , ошкуривать его . Для ускорения работы решили кошару пристроить к дому -по крайней мере одна стена готова. Кто-то строил, кто-то заготавливал сено. Трава стояла по пояс и никем не потравлена. Люди работали , сколько выдерживали , - все понимали, что это вопрос выживания. Но Джавдет понимал , что весь скот, а это более тысячи голов, они не прокормят. Необходимо баранов продать. А для этого надо ехать в город. И он поехал . В город он въехал с другой стороны и еще в пригороде нашел дом с большим двором. С хозяином договорился, что передержит у него скот на продажу, потом рассчитается деньгами или баранами. Условия были хорошие и тот согласился . Надо было доставлять скот. Возить его на телегах по тридцать – сорок голов окольными путями не навозишься. Стали думать, что делать. И тут Сарвар предложил – Помните как тогда -мешок на голову и убрать Курбана. Остальные сами разбегутся. Это самый простой способ. А когда прогоним скот и продадим – отпустим.
На этом и порешили. Отбили баранов и погнали с таким расчетом, чтобы до вечера выйти из гор . В город шли уже ночью. Пять человек на лошадях вышли вперед и подошли к тому месту, где Курбан производил досмотр . Но там было всего два человека -сам Курбан и помошник . Остальные до утра ушли по домам – ночью люди по дорогам не ходят. Курбан спал внутри дома и даже не понял, когда ему накинули мешок на голову и связали. Помощник стоял на охране , но тоже спал. Когда он от шума проснулся и увидел людей в доме , то моментально исчез. Курбана взвалили на лошадь и отвезли в горы , где просто привязали к дереву.
Скот пригнали во двор, где он должен был простоять до продажи. А утром Джавдет пошел договариваться о продаже. Он обходил харчевни и мясные лавки , где предлагал скот по цене ниже , чем на базаре. И харчевни и мясные лавки брали по многу – по сорок-пятьдесят голов сразу. Но весь скот быстро распродать не удалось . Тогда одни встали на скотном базаре торговать, а другие погнали баранов по улице и стучали в калитки -предлагали по невысокой цене скот. Пользуясь этим люди покупали с удовольствием . Но все равно прошел месяц, пока все продали . Но торговали отцы , а молодеж уехала – дома работы было много - надо было достраивать загон для скота , заготавливать сено и дрова. От всего стада остались только матки и молодняк,который не имело смысла продавать. Легче всего было с дровами - река, что впадала в озеро, выбрасывала на берега много деревьев . Только пили и таскай. Но все равно время. Уже наступила осень , пошли дожди , сено заготавливать стало сложнее , но люди использовали каждый погожий день. Тем временем почти достроили кошару. Благо овцы не боятся холода , но от сырости и дождя их надо было укрывать. В кошаре надо было выделить и закрытое помещение - родильное отделение. Ягнята рождаются мокрыми – могут замерзнуть . Овцы рожают круглый год . До морозов и это успели сделать. Были еще козы – им нужно теплое помещение , но понадеялись, что среди овец они перезимуют. Да и строить уже возможности не было .
Наконец, вернулись отцы и привезли продуктов на всю зиму. Стали думать, что делать с Курбаном. Кто-то предлагал убить его – так он всем надоел своей войной и бедами. Но Джавдет думал по другому -Если мы убьеи Курбана , то воевать придется с его отцом. А он и сильнее и умнее . Лучше воевать с дураком Курбаном . Все согласились – Ладно. Давайте вывезем и отпустим .
Но тут надвигались другие события Осенью пастухи пригоняли овец с пастбища, а тут что-то задерживались . Отец Курбана договорился в ауле, что стадо примут на месте бывшего дома - помещение для скота осталось целым и запас сена тоже сохранился. Но овец все не было и не было. Тогда он решил найти пастухов, но оказалось, что их привел охранник , который погиб в горах. Тогда он стал размышлять, кто мог украсть скот. Горцы? Но они до сих пор не воровали овец. Да они знают , чей это скот, и он им дороже станет. На всякий случай он послал в горный аул человека, тот вернулся и сказал , что горцы не знают , куда делся скот.
Неужели Джавдет ? Но стадо паслось далеко от того места, где , по словам , он поселился. Его пришлось бы гнать через два перевала, кто-нибудь да увидел бы . Горцы наверняка знают, кто угнал скот, но не скажут и воевать с ними бесполезно .
Тогда он вызвал Курбана и подробно распросил его , что он делал последнее время. И когда узнал , что его сын перекрыл дорогу в город Джавдету , то все понял. – А ты подумал , как они будут жить без города. Вот они и обеспечили себя на зиму за наш счет . Что теперь делать - в горах уже выпал снег. Туда уже не пойдешь. Придется отложить до весны. Ты хоть представляешь, во что это встанет . Овец я найду или нет, а полиция меня обдерет как следует .
- Ну не могут же они всех баранов съесть .
-А ты думаешь, они не догадались большую часть продать.
-Когда они могли продать , дорога-то была закрыта .
- Вот когда ты там сидел они и продавали. Ладно. До весны время есть, подумаю . И деньги выбрасывать не хочется, но и показать надо, у кого воруют. Слишком большие у меня из-за тебя расходы .
Зима в горах долгая , и ей пришел конец , но и сено кончилось. Снег почти весь сошел и решили овец просто выпустить на волю. Они разбрелись по склонам и стали объедать кусты, кору на деревьях. Козы среди овец благополучно перезимовали. Всю зиму рождались ягнята, а к концу зимы пошли и козлята. Вот за ними надо было следить. У них , в отличие от овец , роды иногда бывают сложные .
Весной, когда подсохли тропы , к поселенцам пришел горец с сообщением, что к ним идут гости. Причем идут по двум дорогам - напрямую по той тропе, где я прошел , и в обход . Тут есть еще одна дорога - пойдем покажу. Двоих оставили сторожить старую тропу, а остальные пошли за горцем. По дороге Джавдет спросил – Ты сам видел , что гости разделились.
- Я их вообще не видел. Это хозяин послал меня .
- Какой хозяин ?
-А ты его не видел ?
- Видел .
Наконец горец вывел их на тропу, которая вела из соседней долины . Поселенцы расположились так , чтобы удобнее было встречать гостей. Но они появились только на следующий день. Это были полицейские , пешие - на лошадях там уже не пройдешь. Поселенцы уже собрались стрелять, ждали, когда их больше выйдет из-за поворота. Как вдруг тропа перед ними поползла и с шумом полетела вниз. Среди них началась суматоха и они побежали назад .
-Тут другой тропы нет? – спросил Джавдет.
- Нет.
-Ну тогда и мы пойдем обратно .
Дома те , что оставались сторожить старую тропу, рассказали им то же самое – перед полицейскими обвалилась тропа. Джавдет понял, что хозяин предотвратил и нападение и кровопролитие. Ну и поселенцам лучше .
- А как же ты вернешся домой ?- спросил он у горца.
- Тут есть дорога, но только горцы могут там пройти. А вам придется новую тропу топтать. Возьмите повыше. Там найдете удобное место . Я сейчас там пройду, а вы потом по моим следам .
- Сарвар пройди за ним, потом покажешь нам.
Когда полицейские вернулись к отцу Курбана и рассказали, что произошло, тот задумался - все серьезнее , чем это представлялось раньше. Лучше отступиться , тем более что и полиции платить не надо – ничего не сделали.
А у поселенцев новые дела и прежде всего стройка -родителям два дома, Джавдету. Загон для скота требует расширения . При каждом доме для своей скотины нужен сарай. А сено и дрова нужно заготавливать весь год .
Решили один очень важный вопрос . Кому и в каких количествах должно принадлежать стадо. Разные были мнения, но в конце концов пришли к одному решению – пока происходит обживание, стройка и защита своих жизней и имущества стадо будет общим . Но деньги от продажи будут делиться на каждого проживающего поровну. Позже, когда можно будет выделить каждую семью , тогда и стадо разделим на тех же условиях. Решение было важным , поскольку снимало многие вопросы и открывало перспективы всем , особенно молодым .
Постепенно к осени построили дома старикам и Джавдету , а его приятелей поселили в самом первом доме. Они были самые неустроенные и Джавдет спросил , почему они не перевозят сюда свои семьи .
- Мы им предлагал - они не хотят, говорят, тут наши соседи, родня и мы привыкли здесь жить .
- Ну так сами женитесь. Ведь если у человека нет семьи, ему даже богатеть нет смысла .
- Так на ком жениться? Здесь ведь никого нет.
- А родители не помогут ?
- Как они помогут, если мы здесь все время.
- А вообще, кто-нибудь на примете есть ?
- Да, давно. Как обычно .
- Ну так езжайте . Месяца вам хватит? Калым мы будем платить баранами. Договаривайтесь и приезжайте -забирайте. Только не оставайтесь там . Ваша доля всегда за вами. Но там вы ее так или иначе растратите , а здесь каждый из нас через пару лет станет богатым. Тут вся земля наша . И тут мы сильны и свободны. Нам никто не скажет , что мы что-то кому-то должны . Но мы должны быть вместе.
Через месяц они вернулись и уже здесь еще раз сыграли свадьбу. Пока они продолжали жить в одном доме . Но на следующий год запланировали строить еще один дом . К осени стадо выросло до полутора тысяч и началась продажа. Когда продали всех баранов оказалось , что все уже и так богаты . Во всяком случае , раньше никто даже не мечтал о таких деньгах. А матки продолжают рожать и следующий год обещает дать больший доход . Поэтому стали обсуждать уже назревший вопрос -Стадо переросло возможности поселенцев . Они уже не могли стричь овец два раза в год и заготавливать столько сена на зиму . И что делать с шерстью, которой набралось очень много, и до которой руки не доходили. Варианта было два- принять на поселение две-три семьи или нанять работников на летний период. Обсуждали долго. Принять семьи – значит надо строить дома, выделить участок под огороды и помочь со скотиной. Но стричь овец надо весной и осенью, а для огородников это самое жаркое время - сажать и убирать урожай . Да и сенокос приходится на осень . Поэтому решили нанимать работников. Да это и быстро, прямо с весны и можно приглашать. А договариваться с ними надо сейчас. И с шерстью то же самое – мы сами не осилим . Надо искать в ауле семьи , кто этим занимается и отдавать им. Расплачиваться будем баранами. Пусть делают кошмы. Они в городе хорошо уходят -полы у всех глинянные .
- И еще. Давайте отдадим шкуры, которые у нас скопились, на выделку - предложил Джавдет - зимой нашьем всем меховые сапоги . Не будем больше обматывать ноги тряпками . Это всем понравилось .
- Кто поедет договариваться ?
- Молодым ехать не имеет смысла – с ними договариваться не будут -сказал Джавдет – надо ехать старшим .
-Ну тогда старшие и поедут - переглянулись отцы .
- А мы поедем следом . Погрузим шкуры, шерсть и за вами.
- Но это еще не все. Никто из нас не умеет шить сапоги. Мы их даже никогда не имели. Надо послать в город Сарвара – он самый младший – учиться шить сапоги. Но не так , чтобы на год в ученики . Лучше заплатим больше , но чтоб он вернулся через месяц с инструментом и приспособлениями. Я думаю, что эта учеба окупится не один раз .
- Вот что делают деньги – сказал отец Джавдета -не успели появиться , как сразу захотели приумножаться . Но это правильно . Если они будут лежать , то какой в этом смысл. Давай разделимся - обратился он к отцу Зульфии. Ты поезжай в аул, а я повезу сына в город.
Дома он спросил у Джавдета - Ты давно думал об этом ?
- Давно. Как только захватили стадо. Овцы плодятся независимо ни от чего . Земля у нас своя. Значит рано или поздно деньги придут. И что с ними делать? Мы к излишкам не привыкли -на себя много не потратим . А сапоги в городе стоят дорого. Их носят только купцы и чиновники. Почему бы не пустить деньги на это. Я в городе разговаривал с одним купцом , так он сказал, что такие сапоги можно будет и на север отправлять с караванами – он возьмет. Только сначала нужно научиться самим их шить.
- Это все ?
- Нет. Он еще сказал , что там на севере холодно, Там зима полгода . Все и мужчины и женщины там ходят в шубах или в полушубах из бараньих шкур. Он сказал , что если мы их будем делать, то и их тоже возьмет . Только нужно много. Кого бы послать на это дело ?
- Ты думаешь о братишке – Усмане?
- Нет, его надо отдавать в школу . Кто-то в семье должен быть грамотный .
- Как его пошлешь в город одного , он не сможет там жить один .
- Может вы с матерью переедете в город . Грамотный сын стоит того . Купим дом – денег хватит. И нам будет где остановиться .
- А что я буду делать ? Я же не могу ничего не делать.
-Может открыть тебе мясную лавку ? - Джавдет понял, что отец уже согласился на переезд . -Ты сейчас поедешь с Сарваром , вот и присмотри большой дом с двором , чтоб скот можно было загнать .
- Ну что же . Вы все неученые . Так пусть хоть самый младший будет ученый .
- Тогда я поговорю с товарищами - может , из них кто согласится поехать учиться шить шубы .
Джавдет объяснил им что нужно и добавил -Либо кто-то из вас поедет учиться, либо я. Но скорее всего тот , кто поедет, может и остаться там жить. Один из них - Уткур - отказался сразу – я не хочу жить в городе. Я хочу , чтобы были горы, небо , река – свобода. Второй – Ибрагим согласился.
- Пока поживешь у отца , а через год , наверное , купим на базаре лавку с мастерской.
Все разъехались . Джамбулат погрузил на телегу шкуры и мешки с шерстью и тоже поехал в аул . Пока в ауле обо всем договорились и вернулись , пошел первый снег. В долине осталось мало людей . На следующий день снег усилился и все вокруг замело. Когда Джавдет утром вышел , то увидел , что горы все в снегу . Снег лежал на елях на соснах. Только озеро еще темнело . -Красота какая! Оказывается , горы без людей еще красивее -подумал он. - Может и прав Уткур –зачем уезжать из такой красоты. Из-за денег. Но деньги могут дать человеку изобилие, роскошь , но не красоту , покой и гармонию с природой и самим собой . Зачем же люди гонятся за богатством . Наверное это примитив души. Человеку достаточно не богатства, а избавления от бедности . В бедности другие мысли, чувства , там жадность , зависть, згоизм. Не до красот . А в богатстве человек становится рабом денег, боится потерять их. У денег своя власть и сила и им снег на соснах ни к чему.
Потребность в деятельности – это что-то объясняет .
-Пора кормить и поить животных - прервал он свои мысли и направился в загон .
С наступлением весны прибыли наемные рабочие и началась стрижка овец . Джавдет, погрузив баранов на телегу , поехал в аул за шкурами и кошмами . Вернулся Ибрагим и Сарвар. Начался период огородов. Перепахать их , перекопать - это мужская работа . Никуда от нее не денешься. Сажать, поливать, окучивать – это уже женщины. Прошла пора огородов, началась пора сенокоса. Благо рабочие кончили стрижку. Потом заготовка дров . Но женщины начали под руководством Ибрагима шить шубы. Сначала не все получалось, но приспособились . Между делом отвезли новую партию шкур и шерсти . В этот раз большую . Сарвар начал шить сапоги меховые и обычные , из кожи. Получились неплохо, как у мастеров. Баранов живьем перестали продавать – только через лавку - и цены выше , и шкура остается. За зимнюю торговлю у отца скопились деньги и решили , не дожидаясь осени, купить лавку с мастерской на базаре . Сарвар и Ибрагим уехали туда. Они отремонтировали лавку , мастерскую , подготовили рабочие места для швей и сапожников и начали работать. Дела там пошли хорошо потому, что рабочие не отвлекались на домашние дела и неплохо зарабатывали. На складе постепенно накапливался товар . Купец , который обещался забрать товар, подтвердил свое согласие. Весной пойдет караван, вот к этому времени и нужен будет товар .
Тем временем подошла осень и стали считать денежки , с учетом все расходов, которые произвели за год , денег каждому выдали на руки , как и ожидалось, гораздо больше, чем в предыдущем году. И перед каждым встал вопрос , что с ними делать. Но ответов ни у кого не было .
Подошла весна и караван на север стал собираться. Но купец вдруг сказал, что он заплатит только половину - остальную по возвращении . Это всех насторожило. Всегда неприятно когда условия оплаты меняются в последний момент . Джавдет пошел в караван сарай к караван-баши и спросил, может ли он сам поехать с караваном . Тот ответил, что ему все равно, и сказал условия. Поэтому когда стали обсуждать условие купца, то предложили согласиться на половину, но в обеспечение оставшейся части взять его лавку с имеющимся товаром. Тот отказался . Тогда Джавдет предложил поехать самому с отцом Зульфии , если тот сможет . Он согласился и они перевезли товар в караван сарай для упаковки и погрузки. А сами на лошадях и при оружии , по уговору , явились в день выхода. Караван вышел в путь . Он был большой – до тысячи верблюдов, и ожидалось, что путешествие будет благополучным . Так оно и вышло. Охраны и вооруженных купцов было столько, что никто не решался напасть. В одном только месте правитель города, надеясь на свою многочисленную охрану, напал все-таки -жадность подвела . Но верблюдов быстро положили и стали отстреливаться, а охранники на лошадях с двух сторон окружили нападавших и те повернули назад . Охранники преследовали их до самого города и остановились , тогда , когда за теми закрылись ворота. Охранники собрали брошенных лошадей и караван продолжил путь . Джавдету тоже досталась одна. Через полтора месяца пути местность изменилась -стало прохладнее, появились леса. Тут были другие люди и видом , и языком , и одеждой. Все было интересно . На стоянках к ним подъезжали купцы, спрашивали , что за товар, какие цены. А караванщики спрашивали , что те могут предложить. В городах Джавдет сам ходил по лавкам - смотрел чем торгуют. В конце пути пришли в землю, где люди были похожи на них - та же одежда – халаты , мягкие сапоги , смуглые и язык похожий , понять можно. Там они распродали все , что везли , причем втрое дороже , чем предлагал купец у них дома . А ведь эти купцы еще будут перепродавать этот товар . Особенно понравились меховые сапоги. В одной лавке Джавдет увидел сапоги из шерсти. Ему сказали , что здесь зимой все такие носят . Он попросил показать ему , кто их делает. Когда ему их показали, он попросил мастера прямо сейчас показать ему , как их делают, и предложил такие деньги , что тот все бросил и стал показывать. Джавдет выкупил эти сапоги и болванку на которой их делают. Потом он ходил по лавкам и спрашивал , за какую цену лавочники возьмут такие сапоги и сколько нужно . У того же мастера он увидел странный станок и спросил, что он делает. Это оказался станок для вычесывания шерсти.
-А кто их делает ?
- Это на базаре есть лавка , там их делают и продают .
И он даже повел и показал ему эту лавку. Там было три станка готовых. Джавдет купил их и мастер предложил ему до отхода каравана сделать еще два, и он согласился купить и их. В одной лавке он увидел деревянную мебель. У них дома кроме сундуков ничего деревянного не было . И он заказал мебели , сколько тот успеет изготовить до отхода каравана. Но мебель должна быть разобранная . Он был уверен, что она уйдет по высокой цене . И как остальные купцы, он набрал льняную ткань и железо в кусках и изделиях . Особенно он присматривался к инструменту – пилы, топоры, рубанки, стамески, клещи и другое .
К осени караван вернулся домой . Когда подсчитали , сколько можно будет получить за привезенный товар , то получилось, что даже при немалых караванных расходах прибыль была раз в семь- восемь больше , чем давал купец .
Мебель частью оставили себе , кто в городе живет, остальное по очень дорогой цене продали. Но сначала показали плотникам – смогут ли они такое же сделать ?
- Если дадите материал , сможем .
Показали им и инструмент - у тех загорелись глаза. Это не продается , они очень дорогие , но работать им сможете .Когда привезем лес , получите все вместе.
И еще им показали станки по вычесыванию шерсти -сможете? Они внимательно осмотрели - Сможем .
- Делайте сколько сможете , расплачиваться будем баранами.
Льняную ткань и железо в кусках разложили в лавке на продажу . Все были возбуждены доходом за одну ходку каравана, но Джавдет рассказал о пути - можно заработать , но можно и все потерять. Лучше наладить производство и постепенно расти, как наше стадо . Только нужно будет улучшить наши товары . Шубы шить в талию, особенно женские. Такие лучше уходят. Сапоги нужно шить на твердой подошве. И еще, я привез болванку и сапоги из шерсти. Я покажу как их делают. Лучше вместо кошмы их делать . Шерсти уходит меньше , а цена выше. В общем , караванами не нужно увлекаться. Деньги у нас есть и будет еще больше. Вон лучше мебельную мастерскую открыть .
А вечером Джавдет сказал отцу - Мы совсем без караванов не обойдемся . Сколько мы производим , распродать в городе невозможно .
- Что же делать ?
- Хорошо было бы посадить там своего человека . Чтобы мы ему привозили товар, а он там потихоньку продавал. У нас товар зимний и летом идет не очень хорошо . Мы его купцам продаем дешево . А наш человек мог бы продавать его зимой и без спешки. А товар можно было бы отправлять с караван-баши . И с этим же караваном этот человек отправлял бы товар сюда. Вот только кого там посадить . У тебя нет ли подходящего человека ?
- Надо подумать.
- Весной он должен уйти.
Такой человек нашелся . Это оказался старый товарищь отца. Ради того , чтоб выбраться из бедности, он согласился со всей семьей перебраться куда угодно. У него было два сына и дочь. А пока до весны отец предложил им пожить у него и работать в мастерской . Рабочие руки были нужны .
К весне и товар был готов и семья переселенца . С ними пошел и Джавдет. Известная дорога гораздо короче. Не без приключений, но караван дошел до конечного города, разгрузился и Джавдет с главой семейства пошел к местному князю, как его научили , прихватив подарки. Князь вышел к нему в роскошном белом халате, вышитым на отворотах. Материал был непонятный , вроде бы шерсть, но не тканная. Именно о такой ткани Джавдет думал , но не знал, как ее делать .
Они получили разрешение на поселение и на торговлю / кто не любит подарки/. Во все время разговора Джавдет думал, как спросить у князя о материале халата , и понял, надо просто максимально вежливо спросить.
- Можно я задам вопрос ?
-Спрашивай.
-Я простой охотник по воле Аллаха ставший купцом. Если мой вопрос покажется неуместным, не гневайтесь . Что это за материал, из которого сделан ваш халат , и откуда он прибыл.
-Я не знаю , что это за материал. Найди на базаре купца Ибрагима - он привез его .
- Благодарю вас. Позвольте откланяться.
От князя они пошли искать подходящий дом. Нашли двухэтажный дом с обширным двором и в хорошем месте, по дороге на базар . Перевезли товар в этот дом . На первом этаже должна быть лавка , на втором- жилье. Джавдет оставил денег на благоустройство и отправился закупать товар на обратный путь. Но сначала он отыскал Ибрагима и начал расспрашивать его об этом халате. Тот вынес ему такой же халат, но только серого цвета, но сразу предупредил , что он не продается.
-А тебе зачем это ?
- У меня небольшое производство по переработке шерсти и я давно хочу производить такой материал, но не знаю , как его делают. Я даже никогда не видел его. Джавдет осматривал и щупал материал .
- Я привожу его из западных стран, но делают его за морем . Я там никогда не был . Но слышал , что там есть специальные машины, которые это делают. А ты откуда?
-Если идти на юг , то надо пройти большую степь, потом песчанную пустыню и там будет моя страна . Это примерно три месяца пути .
- И что у вас есть?
- Шерсть , кожа, хлопковая ткань , фрукты , золото, камни .
- А почему ты это не привез ?
- Я вожу свой товар .
Распрощавшись он пошел за своим товаром. Закупал, как обычно, льняную ткань, железо и изделия из дерева, в основном разборную мебель. Все это он свозил во двор купленного дома . Там он показал новоявленным лавочникам что надо закупать и посоветовал из привезенного товара продавать не спешить . Только столько, чтобы хватило на жизнь. Основная торговля пойдет зимой . Закупайте тоже зимой, когда нет караванов. Из проданного товара десятая часть ваша. На остальные деньги заготавливайте товар для нас. Чем больше тем лучше. И еще отправь кого-нибудь из сыновей в школу , чтобы он мог читать- писать и по - местному , и по- нашему. Если своих денег не хватит- возьми из того, что наторгуешь. Но ты должен стать богатым. С этим он отбыл .
А дома дела шли своим чередом. Наемные рабочие, как и предвиделось, стали проситься перевезти семьи в долину . И там стал возникать маленький горный аул. Работы было много. Шерсть уже чесали на станках. Каждый из них заменял больше десяти человек и они же делали сапоги из шерсти. А Сарвар наладил изготовление шерстяных сапог на кожанной подошве. Носок и задник у них были обшиты кожей , что значительно увеличивало носкость. И вообще они были красивы. По форме они были как обычные сапоги , но сделаны из белой шерсти. Когда их изготовление наладили, то прежние перестали делать. Местные горожане предпочитали покупать их , а не меховые сапоги . Позже стали делать такие сапоги и из серой , и из черной шерсти - белой просто не хватало ю Да и кошму не хотелось делать – она и здесь дешевая и отправлять ее особой выгоды нет .
Но вот тот халат не выходил у Джавдета из головы . Он понимал , что ее делают как кошму , только тонкой и плотной. Он обратился к мастеру , который валял шерсть для сапог и рассказал ему о халате , как он выглядит и на ощупь. Долго разговаривали и наконец мастер сказал – Я точно ничего сказать не могу, но одно точно – это должна быть тонкая шерсть, может быть, даже пух. Чесать ее нужно гораздо лучше . Для этого нужно сделать другую машину. И он прямо на земле нарисовал схему машины.
- Пойдем к человеку который будет делать этот станок .
Через месяц станок был готов. За это время приготовили и тонкую шерсть , промыли и прочесали ее . Запустили ее в станок , где она дополнительно прочесалась несколько раз на разных барабанах и потом наматывалась на большой барабан. Потом , когда ее сняли с барабана и пропустили между двух валов , она стала тонкой и почти прозрачной. Но прочность уже была. Когда ее стали растягивать выяснилось, что вдоль волокон она не тянется , а вот поперек растягивается вплоть до дыр . Тогдв решили попробовать отрезать кусок этой ткани и положить поперек. Стало лучше, но как соединить эти два куска. Пробовали пропустить их между валами - не помогло , ни на мокрую, ни на влажную. Не то чтобы куски ткани не схватывались друг с другом, но если потянуть - отходили. Потом попробовали рыхлую ткань с барабана не пропускать через валы, а сначала соединить два полотна , а потом прессовать. Получилось значительно лучше . Уже можно было что-то изготавливать. А если что-то еще и вышивать, то будет еще лучше - Так вот почему на халате были вышивки вдоль отворотов - вспомнил Джавдет - там же самое слабое место, а ведь вышивка шла и понизу, я тогда не обратил внимание . И он , смеясь, рассказал о вышивке на халате у князя . Но давайте еще подумаем - Но такие станки делай еще и ширина должна быть метр .
Стояла зима и Джавдет жил в доме у отца . Зульфия сидела и что-то шила – она ждала ребенка. Джавдет в своих думах смртрел как жена шьет и вдруг подумал - А если шить , но не нитками, а самой шерстью. Чтобы волокна из разных слоев проникали друг в друга . Почему , когда рахлые полотна накладываются друг на друга , ткань становится лучше . Потому что ворсинки уже направлены друг против друга . Но этого не достаточно . Надо дополнительно перемешивать волокна. Но как? Постепенно к нему стало приходить решение , медленно и тяжело . Временами он вдруг начинал думать о чем-то постороннем. Его голова не была приспособлена для такой работы. - Вот когда жена шьет, иголка только раздвигает нити. Она же не захватывает их с собой. Ну да , она же гладкая. А если будет шершавая. Конечно будет захватывать. Вон бревно тащишь , оно же все за собой сдирает .
Он вскочил, оделся и побежал в кузню. Там он заказал такую иголку. Кузнец нашел кусок проволоки , сделал насечки и заострил . Дело получаса. Потом Джавдет пришел в мастерскую, где они изготавливали ткань , нашел тот кусок и начал тыкать его. Он обработал небольшой кусок и попробовал на разрыв. Не получилось, ткань вела себя как сплошная. Только дырки остаются. Ну это легче. Нужно иголки делать тоньше и потом загладить ткань, все будет в порядке. Но ткань стала ворсистая. Еще более похожая на халат князя. Надо будет прогладить и обработать той шершавой бумагой , что привез последний раз. Он нашел ее и ткань стала гладкой, даже без глажения. Тогда он вернулся к кузнецу и заказал ему сто штук таких игл , но втрое тоньше. Потом пошел к мастеру, который делал станок и показал ему иголку. Джавдет , как мог, объяснил какой станок нужно делать. Через пару недель попробовали прошить весь кусок ткани. Через неделю изготовили и шлифовальный станок. Получилось именно то , что Джавдет так давно хотел. Теперь всю тонкую шерсть собирали отдельно и везли в эту мастерскую . А он взял тот кусок и понес показать его отцу и Зульфие - Вот это то , что я давно хотел сделать . Этого никто не делает. И это даст больше , чем мы до этого зарабатывали. Надо будет только завести пуховых коз . Я их там видел , но не подумал . До сих пор у Джавдета не было своего отдельного дела. Теперь появилось к его удовольствию , хотя и прежние дела оставались на нем . Через год привезли пуховых коз и привезли различные пилы, которых не хватало в столярной мастерской. Теперь Джавдет спокойно ходил по городу , не опасаясь , что теперь кто-то вс
Свидетельство о публикации №220060500182