В августовском небе Маньчжурии. Хроника 45-го

В августовском небе Маньчжурии. Хроника 45-го

Продолжим сколачивать «плоть» раздела под названием «Уж давно отцвела сакура в садах», прежде чем запустить в нее «дух», который уже давно витает над нею и требует воплощения…   
Из «Описания боевых действии 9 ВА за период войны с Японией» [ЦАМО, Фонд: 349, Опись: 0005753, Дело: 0032].

*****
Действия авиации 9 ВА

Метеообстановка в период операции характеризовалась частым прохождением циклонов через Монголию и центральные районы Хабаровского края до Сахалина. Над районом 1–го Дальневосточного фронта проходили атмосферные фронтальные разделы с наличием дождей и грозовой деятельности. Весь период действия характеризовался частыми выносами тумана и низкой облачностью, покрывшими районы Владивостока, Ворошилова, Хороль и восточнее до Пограничная.  Это обусловливало действий авиации в сложных метеоусловиях.

По отдельным периодам операции метеообстановка определялась:

а/ в ночь с 8 на 9. 8.45 года мощным фронтальным разделом с наличием сильной грозовой деятельности на территории Маньчжурии.

б/ с 10 по 14. 8.45 года вследствие смещения циклона в район среднего Амура, район боевых действий находился под влиянием фронтальных разделов и интенсивных выносов тумана.  Низкая облачность 100-200 м, проходящие дожди ухудшали видимость до 2-4 км. Полеты на боевое задание проводились, обычно, после 11:00 и в промежутки удовлетворительной погоды.

в/ в период с 15 по 17. 8.45 года - наличие малооблачной погоды с повышенным давлением над районом Маньчжурии. Наблюдались отдельные проходящие ливневые дожди.

г/ в период с 18 по 20.8.45 года на северном районам Маньчжурии расположился малоподвижный циклон, который обуславливал интенсивный вынос приподнятого тумана с моря, захвативший район  Янцзы, Муданьцзян, Хороль.

*****
Первые сутки боевых действий 9.8. 45 года.

В ночь на 9.8. 45 года 19 БАК нанес бомбардировочный удар по крупным политическим и промышленным центром Маньчжурии, городам Чанчунь, Харбин. На боевое задание вылетели 76 экипажей. Введу исключительно сложных метеоусловий задача выполнили только 32 экипажа.
Днём бомбардировщики нанесли массированный удар по Хутоускому укрепрайону.

Всего произведено: ночью 76 самолётовылетов бомбардировщиками, днем - 35 (вид бомбардировщиков не указан).

В первые сутки боевых действий прошли при полном отсутствии противодействия со стороны авиации противника. Отсутствие воздушного противника во вторые и последующие сутки боевых действий позволило сократить наряд истребителей, а затем вообще отказаться от прикрытия других видов авиации, наземных войск и аэродромов базирования. Основная масса истребителей была перенацелена на штурмовые действия по наземным целям. Даже в первые дни группы сопровождения штурмовиков и бомбардировщиков, а также группы прикрытия поля боя, попутно с выполнением своей основной задачи, наносили штурмовые удары по войскам и техники противника на поле боя.

*****
Вторые сутки боевых действий 10.8. 45 года.

В ночь на 10. 8. 45 года 19 БАК нанес удар по столице Маньчжурии г. Чанчунь силами 78 Ил-4.

Днем бомбардировщики (их вид не уточняется) наносили сосредоточенные удары по Хутоускому укрепрайону. Всего произведено ночью бомбардировщики 78 самолетовылетов.

*****
Третьи сутки боевых действий 11.8.45 года

Днем бомбардировщики (их вид не уточняется) наносили сосредоточенный удар по войскам противника в городе Муданьцзян. Всего произведено бомбардировщиками 26 боевых вылетов.
Войска фронта развивая наступление заняли: Пинянчжень, Жешучжень, Мулин /Вамянтунь/, Сяченцзы. За сутки к 22:00 части первой армии продвинулись до 10 км, части 5 Армии от 6 до 14 км.

*****
Четвёртые сутки боевых действий 12.8.45 года

Метеообстановка в районе боевых действий: утром и днём облачность 7-10 баллов высотой 130 м. Утром моросящие дожди. Видимость от 2 до 5 км.
Части Воздушной Армии из-за неблагоприятных метеоусловий ограничились лишь введением разведки войск противника.

*****
Пятые сутки боевых действий 13.8.1945 года

В первую половину дня ввиду неблагоприятных метеоусловий, части Воздушной Армии ограничились лишь видением разведки, во вторую половину дня вели боевые действия по обеспечению наступления войск фронта. Бомбардировщики (их вид не уточняется) нанесли сосредоточенный удар по войскам противника в городе Муданьцзян, совершив 26 боевых вылетов.

Войска фронта продолжая развивать наступление к 22:00 часам овладели Линькоу, форсировали реку Муданьцзян в районе города Муданьцзян.

*****
Шестые сутки боевых действий 14.8.45 года.

Авиация Воздушной Армии бомбардировочными и штурмовыми действиями уничтожала войска и автотранспорт противника на дорогах Боли - Саньсин, наносила удары по войскам противника в районах сосредоточения и вела разведку.
Бомбардировщики (их вид не уточняется) наносили эшелонированная удары по отходящим войскам противника в районе Боли.  Из 329 самолётовылетов в этот день бомбардировщики выполнили - 78.

В результате успешных действий авиации, войска фронта 22:00 часа продвинулись вперед: 35 Армия от 10 до 15 км, 1-я Армия я от 10 до 20 км, 5 Армия от  15 до 20 км, 25 Армия от 12 до 25 км.

*****
Седьмые сутки боевых действий 15.8. 45 года.

В течение дня авиация Воздушной Армии наносила массированные удары по узлам сопротивления южнее Дуннин и станции Эхо, действовала по скопление войск в районе Боли и на дорогах Муданьцзян - Нингута.  Вела разведку войск, коммуникаций и аэродромов противника.

Бомбардировщики (их вид не уточняется) наносили сосредоточенные удары по узлам сопротивления противника в районе Дунин, оставшихся в нашем тылу и в районе станции Эхо , уничтожали живую силу и технику противника на дорогах и в районах Боли, Нингута - Мунданьцзян.

Из произведённых 617 самолётов вылетов в этот день бомбардировщики выполнили 187 самолётовылетов.

К 23:00 часам за сутки боевых действий передовые части 35 Армия из района Мишань вышли в район Давидчжань, 1-я Армия из района Ленькоу продвинулась вперед на 5- 12 км, части 1-ой Армии вели бои за город Мудиньцзян.

*****
Восьмые сутки боевых действий - 16.8.45 года

Основные усилия Воздушной Армии были направлены на поле боя по отражению контратак противника. Одновременно авиация действовала по узлам сопротивления, опорным пунктом и отходящим войскам противника.

Бомбардировщики (их вид не уточняется) наносили сосредоточены удары по живой силе и технике противника в городах Муданьцзян, Нингута и в порту Саньсин.

Две девятке 303 БАП под командованием зам. командира авиаполка капитана Воробьёва и одна девятка 444 БАП под командованием командира АЭ  капитана Ковалёва - все группы 55 БАД 19 БАК -  по преступной халатности приняли город Мулинчжань  за город  Муданьцзян и сбросили бомбы по своим войском в городе Мулинчжань.

В течение дня произведено 805 самолётов вылетов из них бомбардировщики (их вид не уточняется) совершили 222 самолетовылета.

В итоге дня боевых действий нашими войсками занят город Муданцзянь. На остальных участках фронта линия боевого соприкосновения без существенных изменений.

*****
Девятые сутки боевых действий - 17.8.45 года

Участие Воздушной Армии обеспечивали наступательные действия войск фронта, уничтожали живую силу и технику противника на поле боя и коммуникациях.
(Бомбардировщики в этот день участия в боевых действиях не принимали, авт.).
Войска фронта за истекшие сутки боевых действий овладели городами Боли, Нингута, Тумынь.

18.8.45 года Квантунская армия японцев начала прекращать сопротивление. Авиация Воздушной Армии прекратила боевые действия по обеспечению наступления войск фронта. С 18 августа воздушная армия выполняла задачи: разбрасывание листовок в тылу японских войск; обеспечивала и проводила десантные операции на аэродромах - Харбин, Янцзы, Гирин, Канко, Хэйдэио, Кайсю  с задачами захвата аэродромов со всем оборудованием и подготовки их для приёма посадочно - десантных групп, организаций должного порядка среди гражданского населения и капитулировавших японских гарнизонов, установление охраны объектов военного значения до подхода войск фронта.

*****
О тактике действий нашей авиации

Соединение части воздушной армии, подготовленные для боевых действий в горно-лесистой местности, применяли тактические приемы и методы, проверенные в ходе Отечественной войны.

Одним из основных особенностей действий авиации Воздушной Армии в войне против Японии было полное отсутствие противодействия со стороны авиацией противника.

Отсутствие противника в воздухе упрощала воздушную обстановку для нашей авиации. Позволяло сократить до минимума наряд истребителей на прикрытии штурмовиков и бомбардировщиков при выполнении ими боевых задач. Давала возможность сократить количество истребителей, выделенных на прикрытии районов сосредоточения наших войск на поле боя, а также на прикрытии аэродромов базирования. Основная масса истребительной авиации была нацелена на действия по наземным целям.

Отсутствие воздушного противника при сравнительно слабом противодействие его зенитной артиллерии давала возможность увеличить время пребывания нашей авиации над целью /делать по несколько заходов/ для более длительного воздействия на противника, а бомбардировщикам, кроме того, снизить высоту бомбометания до 800 и даже до 500 м для более эффективного поражения целей.

Всё это обеспечивало наиболее действенное использование нашей авиации по наземным целям. Увеличивала эффект авиационного воздействия на войска противника и содействовало успешному наступлению армий 1-го Дальневосточного фронта.

*****

Действия бомбардировочной авиации

Бомбардировочная авиация выполняла задачи по нанесению сосредоточенных ударов по Хутоускому, Дунинскому укрепрайонам и узлам сопротивления в районе станции Эхо, по скоплению войск и техники противника в городе Муданьцзян и по колоннам войск в районе Боли.

Бомбардирование цели производилось с горизонтального полета с высот 500 - 2100 м. Боевые порядки бомбардировщиков на маршруте - девятки в кильватере, каждая девятка в клине звеньев, над целью девятки или звенья в кильватере. Сбрасывание бомб производилась серийно по ведущему девятки, а при действии звеньями по ведущему в звене.

Прикрытие истребителями бомбардировщиков производилось непосредственным сопровождением до цели и обратно из расчёта пара Як-9 на девятку или прикрытием в районе цели.

15.8 45 года 12 девяток Ил-4 19 БАК нанесли бомбардировочный удар по блокированным узлам сопротивления Дуннинского укрепрайона. Боевой порядок на маршруте - кильватерная колонна девяток на дистанции 500-600 м. Над целью – звенья в кильватере на дистанции 200-300 м. Бомбардирование производилось с горизонтального полета с высоты 800-1000 м, серийно по ведущему в звене. Заходов производилась 1-2.

В результате действий, подтвержденном фотоснимками и осмотром местности после её занятия нашими войсками, установлено, что прямыми попаданиями бомб уничтожена 4 дота, 2 дзота, 1 склад боеприпасов, один наблюдательный пункт, 2 траншеи и два подземных хода сообщения. убито до 130 и раненого большое количество солдат и офицеров противника. Бомбардировочный удар способствовал овладению нашими войсками Дуннинским укрепрайоном.

*****
Выводы:

1/ отсутствие противодействия со стороны авиации противника и слабое противодействие его ЗА и МЗА позволила всем видам нашей авиации беспрепятственно выполнять боевые задачи.
2/ горно-лесистый характер местности способствовал внезапности действий авиации, особенно на малых высотах и обеспечивая быстрый выход из зоны огня ЗА, МЗА и ЗП.  В то же время, горно-таежная местность осложняла ведение разведки войск противника, а при штурмовых атаках целей ограничивало маневр.
3/ отсутствие точных топографических и навигационных карт в Маньчжурии затрудняло нашей авиации введение ориентировки, разведки и отыскивания целей. Карты масштабов 500.000 - 39 г. и 200.000 - 42 г. имеют расхождения с местностью до 20-25 км.
4/ наиболее эффективным способом боевых действий в войне с Японией были действия «охотников» штурмовиков и истребителей, самостоятельно отыскивать и атаковать цели, нанося противнику огромный урон в живой силе и технике.

*****
Штурманское обеспечение операции

С 1 июля 1945 года штурманским отделом штаба 9 Воздушной Армии начата подготовка материалов с данными о целях и бомбардировочными расчетами по узлам сопротивления. Подготовка целей и расчетов была закончена 25 июля. В соответствии с планом операции были выполнены расчеты на заданные цели. Командующему Воздушной Армии были доложены возможные варианты нарядов самолетов по заданным целям. План использования авиации в основному удовлетворял намеченные разрушение целей.

Как только стал известен намеченный участок прорыва, была произведена передислокация средств ЗОС.

Организованы узлы целенаведения и произведено обеспечение частей необходимыми картами. В соответствии с боевым приказом были спущены в части штурманские указания, основными вопросами в котором были:
а/ описание районов боевых действий;
б/ оценка района в навигационном и бомбардировочном отношении;
в/ указания по самолётовождению и бомбометанию;
г/ указания по метео и картообеспечению;
д/ указания по использованию средств ЗОС.

После доведения боевого приказа до авиасоединений, офицеры штурманского отдела выехали в части для организации проверки точности выполнения данных указаний.

В период проведения операции в штабе армии находился начальник штурманского отдела подполковник Иванов или главный штурман подполковник Елагин. остальные ответственные офицеры работали в частях.

Офицеры, оставшиеся в штабе воздушной армии, руководители организацией ночных действий, работой метеобюро и службой ЗОС. Производили необходимые расчёты для принятия решения командующим Воздушной Армии на каждый вылет.

Работающие в частях офицеры штурманского отдела помогали командиром и штурманом готовить боевой вылет, а также принимали сами участие в боевых вылетах. Одновременно с этим проводилось обучение летного состава радионавигации на двух самолётах Си-47.

Начальником штурманского дела подполковником Ивановым были лично подготовлены в навигационном отношении и отлидирован авиадесант на аэродромы Харбин и Гирин.

*****
Метеообеспечение

По метеослужбе в подготовительный период с летным составом были проведены занятия по климатологии района базирования и Маньчжурии.  Организован обмен информацией с ВВС ТОФ и разработана схема сбора данных о погоде.

*****
Обеспечение службой ЗОС

Сначала операции служба ЗОС располагала одной ротой ЗОС и отдельным радиомаяком № 15.  До полного обеспечения частей данных подразделений было недостаточно.

Командованием 9 Воздушной Армии были приняты меры к усилению средства ЗОС.  К началу операции были задействованы средства:

Радиомаяков 13-А-1 – 1 шт.
Приводных радиостанций ПАР и ПАР-3 – 2 шт.; З-А – 3 шт.; МПАР – 1 шт.
Светомаяков З-15-4 – 3 шт.; ПМ-9 – 1 шт.; неоновых – 1 шт.
Радиостанций связи МПАР /главная рация начальника отдела ЗОС/ – 1 шт.

Кроме этих средств использовались средства ЗОС 19 БАК:

Радиомаяков «Колба-Н» - 1 шт.
Приводных раций ПАР-3 - 2 шт.
Светомаяков ПМ-9 – 1 шт.; неоновых – 1 шт.

Таким образом вся территория дислокации частей ВА была равномерно покрыта средствами ЗОС.

Для обеспечения переднего края целенаведения на участке прорыва были выделены и задействованы средства:

Приводных радиостанций ПАР-3 – 1 шт.
Светомаяков ПМ-9 – 3 шт.
Радиостанций связи СПР-284-А – 2 шт.
Полотнищ ЗОС – 20 комлектов.
Автомобильных фар -20 шт.
Дымошашки, факелы, дымовые и сигнальные ракеты – 4-х дневный запас.

На протяжении всего периода операции средства ЗОС работали с  данными подготовительного периода, что дало возможность летному составу лучше их использовать.

Управление средствами ЗОС осуществлялось по радио через главную рацию начальника отдела ЗОС. Изменение дислокации средств ЗОС доводилось до части шифротелеграммами и личным посещением частей офицерами штурманского отдела.

В подготовительный период и в период операции работа всех средств ЗОС была особенно напряженной. Все средства, за исключением одной точки, подвергались передислокации от двух до пяти раз. Напряженность работы приводных радиостанций в период операции характеризуется следующими данными: две приводные рации наработали до 200 часов каждая, пять приводных раций наработали до 100 часов каждая, светомаяки - каждый от 30 до 60 часов.

За весь период операции срывов в работе средств ЗОС не было.

Узел целенаведения и обеспечения переднего края был организован с учетом дневной и ночной работы. Дневное целинаведение обеспечивалось двумя полотнищами ЗОС, выкладываемые в двух точках и мощным дымпостом из дымошашек белого дыма, выкладываемых буквой «Т» на запад.  Передний край днем обозначался тринадцатью дымпостами оранжевого дыма, выставляемыми вдоль линии фронта на удалении 300 м друг от друга.

Ночью целенаведение обеспечивалось мощным сигнальным постом из пиротехнических факелов белого огня, выкладываемых буквой «Т» на запад и двумя светомаяками ПМ-9, дававших скрещивание лучей над целью.

Средства ЗОС свои задачи в операции выполнили вполне удовлетворительно.
-----------------------------------------

Оторвемся на момент от Хроники.  Как обстояло дело в 19 БАК с развертыванием и вводом в действие радионавигационного оборудования, а также обучением персонала для него, разберем на примере инженер-майора Платонова И.А. из его наградного листа:

*****
На момент августа 1945 года Платонов Илья Александрович, 20.07.1910 г.р., штаб 19 бак 9 ВА (прибыл из упр. 8 авк дд 18 ВА), инженер-майор, помощник начальника отдела связи и радионавигации по радионавигационному обеспечению 19 БАК.

Медаль «За оборону Москвы»
Медаль «За оборону Сталинграда»
Медаль «За оборону Ленинграда»
Медаль «За оборону Советского Заполярья»
03.11.1944 Медаль «За боевые заслуги»
06.04.1945 Орден Красной Звезды
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»

*****
20.09.1945 Орден Красной Звезды. Приказ подразделения ВС 9 ВА №: 161 от: 20.09.1945 г.

С апреля по август месяц 1945 года ввел в строй действующих средств радионавигации: один радиомаяк типа «Колба», 3 светомаяка, 3 приводных радиостанции и 4 радиопеленгатора.

За этот же период подготовил 12 радиопеленгаторщиков, 15 электромехаников прожекторов и приводных радиостанций и 11 человек расчёта радиомаяка. При перебазировании корпуса обеспечил бесперебойную работу всех радионавигационных средств, лично сам в совершенстве освоил радиомаяк «Колба» и добился развертывания маяка за 25 часов.
Большая заслуга товарища Платонова в быстром освоении новых радионавигаторов КРП -44, поступивших на вооружение корпуса 24.7.1945 года.  К 29.7. 1945 года 4 радиопеленгатора были приведены в боевую готовность и готовы к обеспечению боевой работы частей. 

Во время боевых действий против Японии все средства радионавигационного обеспечения работали безотказно.

Вовремя боевой работы авиакорпуса радиопеленгаторами было снято пеленгов 353, из них по запросу с борта 189, во многих случаях снятые радиопеленги помогли экипажам в контроле пути и в выходе на свой аэродром, зафиксировано 3 привода экипажей, потерявший ориентировку.

К за успешное выполнение заданий командования достоин награждения орденом Александра Невского.
Награжден орденом Красной Звезды. [ЦАМО, Ф. 33, Оп. 687572, Д. 1992]

Медаль «За победу над Японией»
----------------------------------------------
24.06.1948 Орден Красной Звезды
30.04.1954 Орден Красного Знамени
*****

Вернемся к Хронике: В процессе операции все части и штабы были обеспечены необходимыми картами в потребном количестве. Перебоев в обеспечении картами не было.

*****
Итоги операции

Из 1113 самолетов 9 ВА задействованных в операции, бомбардировщики ближней (Пе-2) и дальней авиации (Ил-4) составили 258 самолетов. Было произведено всеми типами самолетов 6771 самолетовылет, из них 926 пришлось на бомбардировщики, с общим налетом 2054 часов 39 минут. Бомбардировщики были задействованы в боевой работе по укрепрайонам – 203 самолетовылета; по колоннам на дорогах – 54; по промышленным и политическим центрам – 150; по войскам на поле боя – 505; на разведку- 4; на разброс листовок в тылу противника – 10.

Было сброшено различных типов бомб -1032,601 тонн.

19 БАК понес следующие потери: 17 Ил-4 не вернулись с боевого задания, 4 Ил-4 потерпели катастрофу. За всю операцию 9 ВА потеряла 65 самолетов различного типа, из них 53 боевых потерь и 12 не боевых.

Потери личного состава 9 ВА: летчиков - 63 чел., штурманов -16 чел., воздушных стрелков - 17 чел., стрелков радистов – 12 чел.

Противник понес следующие потери: рассеяно и частично уничтожено до 6 полков пехоты, до 6 эскадронов конницы, создано очагов пожара – 170, взорвано складов – 54, подавлен огонь батарей ЗА – 14, батарей МЗА -4, подавлен огонь ПА – 8, разбито и повреждено автомашин – 682, цистерн с горючим – 9, паровозов - 54, ж.-д. эшелонов – 31, ж.-д. вагонов – 50, бронепоездов - 2, повозок – 142, танков - 14, тягачей – 6, разбито построек – 111, разбито и потоплено барж – 5, уничтожено на аэродромах самолетов - 3.

За время проведения операции замечено 7 самолетопролетов противника, количество встреч с самолетами противника составило всего 4 раза, состоялись три воздушных боя, уничтожено в воздушных боях 3 вражеских самолета.

*****
Общие выводы:
1/ Основные части воздушной армии, без приведенных соединений в оперативное подчинение, за подготовленный период были вполне подготовленными выполнению боевых задач и в операции.

2/ отсутствие воздушного противника позволило применять авиацию Воздушной Армии на поле боя в интересах наземных войск без прикрытия.

3/ слабая подготовка 19 БАК и особенно в ночных условиях вызвала большое количество боевых и небоевых потерь, что значительно увеличило итоговому цифру потерь на всю воздушную армию.

4/ за период операции следует отметить бесперебойное управления подчиненными авиасоединениями и отдельными частями и наличие постоянно действующий с ними связи.

Начальник штаба 9 Воздушной Армии генерал-майор авиации /Степанов/
Начальник оперативного отдела штаба 9 Воздушной Армии полковник /Заякин/

Ох, уж эти выводы… душу коробящие: «слабая подготовка 19 БАК и особенно в ночных условиях…». И как бы преднамеренно позабытое из приказа Маршала Мерецкова перед первым боевым вылетом в ночь на 9.8.45-го: «4/ Требую от войск 9 Воздушной Армии энергичных, решительных и смелых действий, и точного выполнения поставленных перед нами задач». И в упор игнорируемое свое же: «…метеообстановка определялась: а/ в ночь с 8 на 9. 8.45 года мощным фронтальным разделом с наличием сильной грозовой деятельности на территории Маньчжурии…» Да и эта дурацкая оплошность 16 августа, ошибка в 80 км, перечеркнувшая все разом… Сдается мне, что Главный Маршал авиации Новиков… лишь ухмыльнулся… от удовольствия…


Рецензии
Насколько тема участия 19 бак в войне с Японией интересна,настолько она и отражена только в общих чертах.Даже на сайте "Память народа" как основном источнике сведений,кроме ЦАМО РФ,у явных участников тех событий нет сведений о награждении медалью "За победу над Японией".Поэтому,для более полной картины вклада отдела связи и рно 19 бак,будет не лишним добавить сведения из наградных листов майора Сергеева Александра Ивановича 1914 г.р.- пом.нач.отдела связи по радиосвязи и капитана Васильева Дмитрия Павловича 1908 г.р- пом.нач.отдела связи по проводной связи,а так же имеющееся у тебя фото,где они запечатлены в троем.

Александр Платонов 2   11.06.2020 16:37     Заявить о нарушении
это "скелет"... "плоть и дух", сам знаешь, с трудом достаются...а ты еще и группу на замок посадил... я тебе скину картинки с наградными приказами, я их открываю на Подвиге народа в документах...там много людей, но вот, беда, всех не охватишь...

Владимир Мутин 2   12.06.2020 10:55   Заявить о нарушении