Дым без огня

Я уже писал как-то об учебном военном аэродроме в 2-3 км от восьмидесятого конезавода, там я описывал лётные учения курсантов на истребителях "Як-3" и "ЛА-5", но это было не единственное предназначение этого аэродрома. Время от времени там происходили крупные учения со стрельбой по воздушным и наземным целям, с высадкой десантов и пр. сопутствующими элементами. Мы, пацаны конезаводские, воспринимали эти дни, как подарок, как продолжительный, завораживающий спектакль, под открытым небом и сценой этого спектакля служило само небо. О таких днях, мы узнавали по мощному гудению огромных, для тех времён самолётов "Дуглас", которые появлялись в небе над нашим посёлком, обычно их было два, иногда один. Сделав большой круг самолёты шли на посадку. Через несколько минут в небе появлялись, наши любимцы ЛА и ЯКи, они так же делали круг и садились, обычно парами, через какой-то интервал появлялась следующая пара, за ней третья и так далее, пока все истребители участвующие в грандиозном спектакле не выстраивались в ряд на аэродроме. Вскоре, после их посадки, в небе раздавался стрекочущий звук "кукурузника", это прилетал главный режиссёр спектакля, или попросту командующий.
Итак, все участники спектакля на месте. Режиссёр даёт команду, на взлётную полосу руками выталкивают "кукурузник", кто нибудь из лётчиков подходил к пропеллеру и захватывал конец рукой. Звучала команда лётчика:
-Контакт!
В ответ звучало:
-Есть контакт! -отвечал человек у пропеллера и резко дёргал последний вниз, пропеллер начинал потихоньку вращаться. Следовала команда лётчика:
-От винта!
Винт набирает обороты и вот уже, "кукурузник, раскачиваясь на неровностях почвы бежит по полю и не спеша поднимается в воздух. Вот он уже выше и выше из его чрева выскальзывает, длинное змееобразное существо на длинной верёвке, это воздушная мишень.. "Кукурузник" делает огромные круги над аэродромом, в определённом месте, в хвост ему пристраиваются истребители и слышен треск пулемётов. Это длится долго, пока все истребители не отстреляются. На короткое время наступает тишина, а потом на поле выкатывается "Дуглас". Постояв на полосе минуту другую он медленно набирая скорость, движется по полю, взлетает и начинает кружить для набора высоты. Пока он набирает высоту, на полосу выезжает второй "Дуглас" и повторяет манёвры первого. Вскоре оба громадных самолёта, в небе кажутся маленькими серебристыми птицами, они выстраиваются в ряд друг за другом и из них начинают вылетать крохотные фигурки людей, над которыми полощются , длинные языки, ещё не раскрывшихся парашютов. Но вот и один за одним купола белыми полушариями расцветают в небе. Купола парашютов тех времён имели форму правильной полусферы и полёт парашютистов, по причине неуправляемости парашютов, проходил, как бог на душу положит. Разброс был огромным, некоторые приземлялись чуть ли не на головы нам, зрителям. Мы конечно подбегали к парашютистам с предложением помочь с собирание парашюта, но получали отказ.

Оказывается парашют складывался особым способом и этому специально обучаются.
На одном из таких "спектаклей, в момент высадки десанта, на аэродроме устроили дымовую завесу. Была безветренная погода, огромные, чёрные клубы дыма поднимались высоко в небо и скрывали приземлявшихся десантников, как за стеной.
По окончании учений, когда все улетели на базу. Пацаны пошли бродить по аэродрому в поисках чего нибудь интересного, иногда находили не  загоревшуюся при выстреле сигнальную ракету, иногда даже пачку папирос, потерянную кем нибудь. Вот и после этого учения, в месте, где была устроена дымовая завеса, нашли , что то напоминающее консервную банку. Банку вскрыли, в ней оказалось, какое то вещество в виде порошка тёмного цвета.
На другой день, где то во второй половине дня, в самую жару, вся поселковая пацанва собиралась у пруда. В воде плескались до посинения, играя в пятнашки, а потом грелись в горячей пыли на обжигающем солнце и разогревались так, что вода казалась холодной и тело не сразу привыкало к резкой смене температур.
Всё шло как обычно, но вот кто-то из ребят принёс вчерашнюю находку. С опаской, попробовали поджечь вещество спичкой, но оно никак не хотело разгораться. Кто-то из пацанов предположил, что водуха в банке не хватает, вот и тухнет быстро.
Мимо пруда, в сторону соседнего села "Чат-Куль", пролегала дорога. Она проходила через большое поле, то ли ячменя, то ли пшеницы. Поле уже было на последней стадии созревания стебли уже высохли и через день два можно было приступать к уборке. По этой дороге ездили очень редко, собственно это была полевая, временная дорога, которая использовалась во время сельхозработ, в остальное время, до самой уборки, там если и проезжала какая нибудь повозка то очень редко. Выйдя на дорогу и углубившись по ней почти до середины поля, мы нашли глубокую колею, оставленную колесом брички, во время дождей, когда здесь была грязь. Колея давно высохла, а тяжёлая глинистая почва, высохшая на жарком солнце, мало чем уступала бетону. Вот в эту колею мы и высыпали содержимое банки. Не скажу, что быстро, но с большим трудом, нам всё таки удалось разжечь порошок. И вот сначала небольшими порциями, а потом всё гуще и больше начал появляться чёрный дым. Ветра не было. Любоваться дымом вблизи смысла не было и мы побежали к пруду, с одной стороны чтобы полюбоваться на зрелище, а с другой охладить разгоряченное тело в прохладной воде. Зрелище было действительно завораживающим: из середины жёлтого поля, поднимались чёрные-пречёрные клубы дыма и устремлялись почти вертикально в небо.

Мы любовались на дело рук своих с восторгом достойным аборигенов Амазонки, завалившим капибару и радующимся предвкушением сытного обеда. Само собой способом выражения были крики и всякие телодвижения, напоминавшие пляски пещерных жителей у костра. В самый разгар веселья, со стороны посёлка вдруг прозвучал набат. Кто-то бешено колотил по висящему на цепи у конторы рельсу. Сначала мы не поняли, "по ком звонит колокол", но до нас быстро дошло, что этот сигнал означает "Пожар!" и сейчас все, кто в посёлке или поблизости рванут на тушение пожара. Мы так же понимали, что первым делом, после "ликвидации" пожара примутся за нас и необходимо "делать ноги" и мы их сделали. Пока взрослое население, а вместе с ними и конная упряжка с бочкой и ручной помпой, спешили к месту пожара наш и след простыл. На зеркальной глади пруда не осталось ни одной детской головёнки, только гуси и утки беззаботно процеживали прудовую воду через свои клювы временами покрякивая и погакивая.
Пжарная повозка подкатила к пруду. Два дюжих мужика опустили рукав в пруд и взялись за рукоятки помпы, качёк, другой, третий.... десятый. Вода из пруда не поступает. В рукаве дырка идёт подсос воздуха. Подтягивают помпу с рукавом до самой воды, чтобы дырка на рукаве оказалась в воде, вода пошла. Но не успели накачать и половины, как с пожара начал возвращаться народ.
-Кончай качать!-сказали они- Нет там огня, только дым.
-Как так!?
-А вот так. Это пацаны дымовую завесу сделали на дороге. Ну гады, поймаем уши оборвём!
-Ага поймаешь-я не я и хата не моя.
- А вы чо так долго запрягали, мы пешком и то уже назад вернулись?
-Да вот в рукаве дырка оказалась. Надо начальство просить о новом рукаве, а то не дай бог настоящего пожара.
-Ну вот хоть какая то польза от пожара.

И ведь действительно, польза была. Рукав поставили новый, помпу смазали и привели в полную готовность и когда загорелся коровник она работала как часы, я сам помогал пожарным качать воду из бочки. Правда струя из брандспойта была жиденькой и до огня еле доставала, а подойти ближе не давал жар. Так что все усилия были напрасны и коровник сгорел дотла.


Рецензии