Всчтреча в лесу

Ещё на днях было тепло. По весеннему грело солнце, природа оживала на глазах, а сегодня всё стылое, озябшее. Кругом снег, а мороз с утра стоял на десятиградусной отметке. И очень захотелось лета, и поплыли воспоминания о нём. и вспомнились разные истории связанные с летними месяцами.
В человеческой жизни бывает много разных встреч, одни из которых исчезают навсегда, сразу же. как обьект встречи исчезает из вашего поля зрения. другие вспоминаются иногда и с трудом. а третьи помнятся всю оставшуюся жизнь со всеми подробностями. Первых было немало, вторых поменьше. а третьи можно пересчитать по пальцам одной руки. Об одной из них я бы и хотел вам сегодня рассказать. Всё равно делать нечего, за окном холодрыга, а за монитором тепло и солнечно, жена ушла пройтись по магазинам-купить внуку подарок ко Дню Вооружённых Сил, словом обстановка позволяет погрузиться в прошлое.

Как ни странно, но доступность морских пляжей Агоя, нам была как то по барабану, мы с женой отпуска и выходные предпочитали проводить в окрестностях Майкопа или на песчаных пляжах карьеров подле краснодарского водохранилища. У меня большая туристская палатка, напоминающая маленький домик, довольно просторная и уютная, что позволяло нам жить, как дома в любых, облюбованных нами местах. И были мы, в своё время заядлыми охотниками, а охота, как говорится пуще неволи.
Русский писатель Аксаков классифицировал охоту следующим образом: первая-большая охота на дичь с ружьём, вторая-средняя охота, охота удить рыбу, третья охота или малая-охота собирать грибы. Мы с женой были заражены двумя последними вирусами.и всё свободное время посвящали этим увлекательным занятиям. Мне кажется, когда человек держит в руках пойманную рыбу или видит перед собой шляпки с трудом найденных грибов и испытывает приливы радости и счастья по этому поводу, в нём играет не меркантильный интерес, в нём просыпается инстинкт древнего охотника, который радуется добыче. Совершив покупку той же рыбы и тех же грибов, вы остаётесь совершенно равнодушны к покупке.
Все виды охоты, требуют тишины и одиночества, на рыбалке, чтобы не пугать рыбу разговорами, а на грибалке, чтобы не отвлекать внимание от поиска болтовнёй. А ещё. представьте такую картину: отделившись от группы поисковиков, я в тишине брожу по лесу в поисках добычи и, через некоторое время, выхожу на небольшую, лесную поляну, по краям которой светлеют стволы осин. Здесь могут быть подосиновики! И точно, вон один показывает свою оранжево-красную головку из травы, а вон ещё один! Подхожу к первому, не спеша, аккуратно срезаю ножом ножку гриба у самого основания, снимаю с шляпки прилипший лист. и собираюсь положить в корзинку, как. вдруг. за моей спиной раздаётся тяжёлая поступь. громкое сопение и пыхтение. что то огромное влетает на поляну и с криком "Огого!", начинает метаться по по поляне. вырывая с кусками грибницы. всё подряд не разбирая, старые и молодые. червивые и нет. Я пока соображал, что либо по этому поводу, существо уже скрылось за ближайшими кустами и деревьями, и мне не оставалось ничего другого, как покинуть эту поляну. Это метеором, пронеслась по поляне сестра моей жены, Людмила, не смотря на свой внушительный вес, более ста килограммов, обладала изумительным чувством, как только я, или моя жена находили грибное эльдорадо и собирались приступать к сбору грибов, она появлялась неожиданно. неизвестно откуда и с возгласом "Огого!" словно фурия бросалась на добычу, с невероятной скоростью она зачищала поляну и снова скрывалась в лесной чаще. Трудно передать, какие чувства испытывает человек нашедший грибное место, это же плевок в душу охотника, у него упёрли добычу из под носа, более сильные и более наглые сородичи, лишили его удовольствия посмаковать сам процесс сбора.
Ухожу, как можно дальше и иногда мне удаётся на всё время грибалки, не слышать тяжёлой поступи и громкого сопенья за спиной и тогда грибалка удаётся по всем статьям.

На майкопской шпагатно-верёвочной и канатной фабрике, в просторечии "шпагатке"отпускной сезон для 90% работников начинался в одно и то же время в августе месяце, потому что в этом месяце. в соответствии с графиком происходил. так называемый останов. Фабрика останавливалась на месяц на плановый ремонт. а все. кто не был занят на ремонте уходили в отпуск и устремлялись в разные места отдыха. Многие устремлялись к морю. благо в Агое у нас был свой пионерский лагерь и несколько сотен работников на пару недель поселялись в уютных домиках.  и с раннего утра и до захода солнца.подставляли свои тела знойным лучам южного солнца и солёным волнам черноморского прибоя
Мы с женой, предпочитали отдых в палатке на недельку или десяток дней. в местах, где есть рыба и возможность купаться в воде и чтобы вокруг не было ни души.
Вот и тем летом, собирая грибы, мы обнаружили в глухом, лесном уголке небольшой пруд, где плескалась рыба и решили, что свой отпуск проведём в этом живописном месте. Лесная. извилистая дорога круто поднималась к пруду и по плотине уходила в лесные дебри. окружающие эту местность. Свернув с дороги вправо, перед самой плотиной. я проехал по небольшому безлесному участку, и свернув влево, за ближайшие деревья, заглушил мотоцикл.
Перед нами предстала ровная поляна покрытая довольно высокой травой,  большая и открытая. но невидимая со стороны дороги. Мы быстро разбили палатку, и сложили вовнутрь необходимые вещи. И успели вовремя. Пока мы занимались делом обустройства будущего места проживания. на небесах шла своя работа. там собирались тучи и собрались как раз к моменту окончания нашей работы. Разразилась гроза. Где то с пол часа дождь поливал. как из ведра, а потом тишина солнышко. сначала робко, а потом вовсю выглянуло из-за туч и вскоре небо очистилось от них полностью. Мы взяли по одной удочке и садку с соответствующей наживкой и пошли на пруд. Прежде всего обследовали весь периметр. в поисках наиболее лучших мест для рыбалки, а потом искупались в тёплой воде. Пруд, к нашему удивлению оказался довольно глубоким и в нём кишела маленькая рыбка гамбузия. Эта рыбка была мне знакома по водоёмам Средней Азии, а здесь я встретил её впервые. Наличие гамбузии по соседству предполагало, что комариное племя не очень будет портить нам отдых, дело в том, что личинки комаров основной корм это маленькой рыбёшки. А её изобилие предполагало полное отсутствие хищных рыб в этом водоёме, Все предположения оправдались, отдых обещал быть прекрасным. К вечеру в наших садках плескался с десяток некрупных сазанчиков. вполне достаточный улов. для хорошей жарёхи, чем мы и решили заняться немедленно. За всё время рыбалки. нас никто не потревожил. только где то часов в семь вечера через плотину проехал грузовик с людьми в открытом кузове и всё.

Солнце опускается за горизонт, окрашивая редкие облака золотистым
цветом, предвещающем хорошую погоду на завтра. На "Таганке" шкварчит на
сковородке рыба. Жена расстелила перед палаткой на траве "дастархан" и
расставив посуду заполняет её разными яствами: тонкими кружочками
докторской колбасы, квадратиками сыра советского, ломтиками помидоров,.
которые я нарезал, с репчатым луком. Вот и рыба готова. Я достаю бутылочку "Столичной", наливаю в стаканы грамм по сто прозрачной жидкости из этой бутылочки и мы чокнувшись, и пожелав себе отличного отдыха приступаем к трапезе. Хорошо то как!

Рано утром. проснувшись и выпив чаю, мы отправились на пруд. Жена устроилась на противоположном берегу. Закинули удочки и стали ждать клёва. Клёв был вялый и часам к девяти в садках плескалось по паре сазанчиков. Начинало припекать солнышко. Нелли, так зовут мою женушку, решила сменить место и вскоре я услыхал с противоположного берега:
-Виталий иди сюда! Посмотри, что я нашла!
Я подошёл. Нелли. нагнувшись, что то искала в траве.
-Смотри, это же подберёзовики!-показала она пальцем в траву.
Да, это были они! Всмотревшись, я увидел буквально россыпь молоденьких, на короткой, толстой ножке, с тёмно коричневой шляпкой, подберёзовиков. Они выглядывали из травы и поодиночке и группками и, главное, все были одного возраста и величины, с диаметром шляпки четыре-пять сантиметров.
В считанные минуты. мы наполнили железное эмалированное ведро, которое заменяло моей рыбачке сидение и решили отставить рыбную ловлю и переключится на сбор грибов. Вернувшись к палатке, мы высыпали собранное у пруда, Нелли решила вернуться к пруду, а я углубиться в лес, сказано сделано и мы разбежались по сторонам.
Я углублялся всё дальше и дальше, но сначала ничего не попадалось, даже поганки не показывались на виду. Наконец я увидел, тёмно коричневую шляпку, молоденького подберёзовичка, он весело выглядывал из под прошлогодней листвы, за ним я увидел второго, третьего и пошла охота. Ведёрко постепенно начало наполняться грибами. Вдруг я услышал справа от себя, какой то шорох, всмотревшись в чащу, я ничего не увидел и продолжил поиск. Вскоре опять услышал шорох, теперь уже сзади. Мне стало любопытно. Я двинулся вперёд, теперь уже специально прислушиваясь. Шорох за спиной возобновился, я резко оглянулся и увидел за спиной собаку, обыкновенную дворнягу, среднюю по величине, с торчащими небольшими ушками, пушистым хвостом, острой мордочкой и весёлым умным взглядом. Пёс понял, что попал в поле моего зрения и больше решил не прятаться. Впереди я увидел большой пень, и присев на него, обратился к псу:
-Ну и, откуда ты милое создание явилось моему взору? До ближайшего человеческого жилья никак не меньше пяти километров, так это по прямой, а по дороге все восемь. Заблудился что ли. Ну иди сюда, будем знакомиться.
Пёс завилял хвостом, первый признак того, что он всё понял и нужно только обдумать вопрос, стоит ли доверять. Я решил ещё немного доверительно с ним побеседовать, чтобы нотки недоверия исчезли у него навсегда.
-Ты наверное голоден? Ну так это не проблема, если соизволишь пройтись со мной, то наешься до отвала..Иди сюда-я похлопал ладонью себя по ноге, зная, что этот жест понятен любой собаке.
И пёс понял, он. отбросив всякую осторожность, бросился к моей ноге, лизнул протянутую мной руку, радостно завилял хвостом. Я погладил подставленную для ласки голову, почесал за ушами, встал с пенька и продолжил поиск и сбор грибов. Ведро наполнилось быстро и мы, беседуя по пути, возвратились в лагерь. Нелли была уже у палатки, она высыпала на расстеленное одеяло грибы и перебирала их.

Конечно Нелли была удивлена тем, что я вернулся из лесу не один, а со товарищи. Я ей рассказал, каким образом я познакомился с бродягой и попросил накормить собачку. Жена отрезала приличный ломоть хлеба. густо намазала его маслом,  сверху положила большой кружок докторской и протянула собаке. Пёс не бросился. как положено любому. голодному псу, к пище, а осторожно принял бутерброд зубами и отойдя в сторонку, улёгся на траву и не спеша принялся его уплетать.

Пёс с аппетитом грыз бутерброд. а мы решали задачу с грибами. Посоветовавшись, решили заняться их заготовкой и переработкой на месте. Поскольку погода стояла прекрасная. солнца было куда как больше, чем нам хотелось, естественно. представлялось, что сушка это единственный. в данных условиях способ переработки, и мы приступили к делу незамедлительно. Кто имел дело с грибами, а тем более с подготовкой их к сушке, тот поймёт, какая это кропотливая и нудная работа, часами сидеть и резать грибы на тонкие пластинки, а потом раскладывать эти пластинки по одной, на расстеленное в траве одеяло. Грибов мы насобирали прилично, так что хватило работы на пару часов, а там купание и снова грибалка. О продолжении рыбалки, в этот день, мы уже и не думали вовсе. После купания, Нелли осталась в лагере готовить ужин, а мы с новым товарищем отправились в лес с ведёрком и большой сумкой. Пса я решил называть "Дружок" и он охотно принял новое имя и уже через его повторения несколько раз. охотно откликался. Пёс оказался большим умницей, хорошего воспитания и общителен. Он весело шнырял рядом со мной, чего то вынюхивая под кустами и деревьями, изредка оставлял, под понравившимся ему пнями, свои сообщения, задирая заднюю ногу, метил некоторые деревья, словом вёл себя, как новый владелец участка леса, имеющий высокого покровителя, а потому обладающий особыми правами на право пользования этим участком. Так мы и бродили на пару по лесу, занимаясь каждый своим делом. Вскоре ведро и сумка наполнились до отказа молодыми, одно размерными грибочками и мы вернулись к лагерю. При приближению к оному "Дружок" известил хозяйку лагеря звонким, весёлым лаем и помахиванием пушистого хвоста.
День подошёл к концу. Мы сытно поужинали. накормили Дружка и улеглись на ночлег. Ночью пару раз Дружок будил нас лаем. видимо чуял в лесу, какое то движение и предупреждал нас об этом.
Утром мы опять пошли на пруд, по прохладе посидеть за удочкой. Дружок пристроился рядом со мной, сидел на задних лапах и когда я вытаскивал из воды очередного сазанчика, радостно повиливал хвостом. Временами он оставлял меня, чтобы порыскать, недолго, по лесу и возвращался вновь. Время подходило к девяти утра. улов был хороший и мы решили продолжить сбор грибов. Оставив рыбу в садках, удочки на берегу мы направились в лагерь.

Я немного задержался на берегу, а когда направился к палатке, услыхал натужный рёв мотора грузовика взбирающегося на крутой подъём. А вот и он! Грузовик остановился на плотине, в десятке метров от нас. Водитель вылез из кабины. набрал воды и стал заливать её в радиатор и тут, кто то из рабочих. сидящих в кузове. заметил Дружка у моих ног и стал громко звать его по имени, употребляя брань и матерные слова. Реакция Дружка была мгновенной, он одним прыжком рванул в кусты и скрылся в лесной чащобе. Видимо между этими людьми и моим новым товарищем, недавно возник серьёзный конфликт, пёс сильно обиделся и не хотел видеть своих хозяев. Водитель завинтил крышку радиатора, жахнул изо всей силы капотом по машине, влез в кабину, мотор взревел, окутав окрестности сизым облаком дыма. грузовик тронулся и быстро исчез из поля зрения. Я потопал до лагеря. Жена уже вовсю хлопотала по хозяйству. Я ей рассказал о происшествии на плотине, сокрушаясь по поводу Дружка.
-Да не переживай, куда он денется, прибежит.-сказала она.
А через несколько минут. в лесу раздался радостный лай и на поляну, весело помахивая хвостом и сверкая умными глазёнками, выскочил наш Дружок. Всем видом он показывал, как он привязался к нам и кроме нас ему никто больше не нужен. Прошло меньше суток с минуты нашего знакомства, а мы тоже привязались к нему, словно он был у нас всегда, со щенячьего возраста. Мы бросились к нему. обласкали. покормили.
Все оставшиеся дни, были похожи, один к одному: утром рыбалка, затем сбор грибов, резка и сушка, купание, снова сбор. Каждое утро, заслышав звук мотора, Дружок убегал в лес и возвращался только через час, когда, по его мнению опасность встречи с бывшими хозяевами миновала. Наш "дикий" отдых подходил к концу. Результатом его были два мешка, под завязку, сушёных подберёзовиков и подосиновиков, которые вместе с белыми полезли за три дня до нашего отъезда, наволочка от большой подушки, полная сухих белых и килограммов шесть живых сазанов.

Как нам было здесь хорошо! На несколько километров в радиусе. ни одной человеческой души. мы одни, в этом лесном разнообразии. Жизнь в полном слиянии с природой, об этом только мечтают многие, а нам повезло, мы в Раю.. Но и Рай, как и всё в этой жизни, кончается.
Дружок, видимо чует что то неприятное для себя. Он смотрит, как мы сворачиваем палатку, укладываем вещи в коляску, хвост его уже не загнут крючком, а уныло висит, в глазах нет весёлой искорки, видимо понимает, что наступает минута расставания. Нам ужасно жалко пёсика. Мы не знаем, что произошло между ним и его хозяевами, но по всей вероятности, его сильно наказали и он боялся встречи с хозяевами. Перед нами стал вопрос: что с ним делать. Забрать с собой? Но у нас дома уже есть собака это во первых, а во вторых Бобик, так его зовут, не потерпит никого рядом. Он у нас очень серьёзный и границы своих владений держит на замке. Пограничные столбы, которые он ежедневно подновляет, начинаются от нашего забора, по улице Комсомольской и протягиваются до окна, где кончается часть дома, в котором живём мы. Всё, что продолжается за пределы этого окна его совсем не интересует. Там во второй половине дома живут мои родители, но территорию их проживания Бобик не считает своей и охранять не намерен. Охраняемая граница находится в двух метрах от забора и дома, пересекать её запрещено любому животному, нарушители жестоко наказываются приличной трёпкой. Все окрестные собаки это знают и даже псы вдвое крупнее нашего Бобика шествуя по тротуару, останавливаются перед невидимой границей, обходят её стороной и только потом снова выбегают на тротуар. продолжая свой путь. Единственной собакой, которая могла без последствий для себя, пересекать границу, был соседский пёс Барон. Они с Бобиком начали дружить ещё щенками, а с годами их дружба только крепла. Но было табу и для Барона: заходить во двор . Стоило Барону изьявить такое желание, как Бобик немедленно показывал ему клыки и недовольное рычание показывало Барону, что этого делать не следует. По утрам, когда мы его выпускали со двора на улицу, он первым делом бежал к деревянной опоре линии электропередач, чтобы узнать последние новости. Здесь, у столба, собаки со всей округи оставляли свои сообщения. Вот первое сообщение от Барона: "Пошёл промышлять к магазину на Советской. Если чо приходи." Бобик задирает заднюю ногу и отправляет своё сообщение: "Ещё чего нехватало. Я не бродячий пёс у меня будка есть!"  А вот сообщение от пса живущего на Прямой, скандалиста и драчуна, его не любят все собаки, за злобный характер и частенько группой задают ему знатную трёпку: "Эй сявки! У кого морда чешется подходи, я почищу!". Это сообщение приводит бобика в ярость, он даже рычит и показывает клыки, а потом, чуток поостыв, поднимает ногу и выстреливает: "Ты уже забыл, как я тебе начистил рыло? Подходи. я повторю!" Сообщений много. Прочитав все, Бобик подновляет невидимые пограничные столбы и  убегает в поисках приключений.

Как мы ни старались найти выход из создавшегося положения, выходило одно: путь в наш двор для Дружка закрыт. Поневоле нам придётся оставить его в этой лесной глуши. до встречи с хозяевами. Вот и всё. последний узел на верёвке стягивающий поклажу в люльке мотоцикла затянут. Я ещё раз окидываю взором поляну, служившую нам несколько дней и ночей, планетой обетованной. Всё чисто, пройдёт несколько дней и поляна приобретёт свой первоначальный вид и ничто не будет напоминать о том, что здесь располагался наш лагерь. Даже кучка золы от костра. вскоре прорастёт травой.
Я сажусь за руль, жена пристраивается сзади, бью ногой по рычагу, мотоцикл заводится с первого раза, оглашая окрестности, сбавляю газ, отпускаю легонько сцепление и мы трогаемся в путь. Медленно. по кочкам, выезжаем на дорогу, Дружок бежит сбоку. рядом и пытается заглянуть нам в глаза. Переключаю на вторую и прибавляю газу. мотоцикл набирает скорость, Дружок бежит, не отстаёт. Переключаюсь на третью и четвёртую, дорога круто спускается вниз, скорость увеличивается, Дружок начинает отставать, хотя и несётся большими скачками. Он бежит молча, всё его внимание сосредоточено на том. как бы не отстать. но в состязании с мотоциклом. побеждает последний, расстояние между нами увеличивается и мы слышим за спиной жалобный то ли лай, то ли визг, этот душераздирающий звук рвёт сердце и выжимает слезу. Хочется остановиться, броситься к нему, схватить в охапку и. усадив в люльку навсегда оставить его рядом. Но я только врубаю газ, чтобы умчаться быстрее и не слышать этого тоскливого звука..
Боже. сколько лет прошло с той поры, а я до сих пор помню этого невероятно умного. весёлого пёсика, дружбой с которым я имел счастье наслаждаться целую неделю.


Рецензии