О разгадке тайн иудейского летосчисления - 2

В.Т.Поляковский
О разгадке тайн иудейского летосчисления .
Финальная версия статьи
С выражением благодарности А.И.Захарову, сотруднику ГАИШ, замечательному консультанту по всем вопросам, связанным с астрономией

ПРИМЕЧАНИЕ К РАЗМЕЩЕНИЮ ЭТОЙ СТАТЬИ НА ЭТОМ РЕСУРСЕ. Ввиду ограниченности возможностей ресурса по размещению рисунков наилучшим образом иллюстрированную версию статьи лучше всего смотреть на других ресурсах, в частности, на
a c a d e m i a . e d u / 3 9 4 5 8 7 9 4 / , пробелы убить

Условные обозначения:
AUC – Ab Urbe Condita (от основания города)
ВО– вероятный оригинал (вероятные оригиналы)
ГК– григорианский календарь
КЭ – католическая энциклопедия
РМЕШ – российская междисциплинарная естественнонаучная школа
РХ – Рождество Христово
СМ – Сотворение Мира
ТИ– традиционная история (традиционная версия мировой истории)
ЮК– юлианский календарь

Небольшое вступление
Финальная версия статьи вышла в свет в июне 2020 года. Тогда она называлась второй. Ход ознакомления со статьей, реакция со стороны читателей убедили автора в том, что ее можно переименовать в финальную. И именно она, финальная версия, ляжет в основу готовящегося видеоматериала. Второй, и, как хочется верить, финальной его версии.
А само переименование произошло это в ноябре 2022.
Первая версия работы [1], в основном завершенная в 2015 году и вышедшая в свет в 2016, помимо предисловия, имела два раздела:
; «Глобальная диалектическая схема получения даты начала иудейской эры» и
;«Открытие метонова цикла как ключевой фактор появления числового обрамления глобальных эр»
В качестве графической иллюстрации той версии использовался рисунок с перемещающимися кубиками, на гранях которого были написаны цифры, участвующие в равенстве двойного метонова цикла. Здесь, в этой версии статьи, мы ему присвоим номер 0.
 
Рис. 0. Равенство двойного метонова цикла как один из ключей познания тайн иудейского летосчисления

Но за время работа над статьей новый материал, вошедший в поле зрения автора, несколько расширил его взгляды по данному вопросу. Именно это обстоятельство является причиной следующего порядка расположения материала в этой версии статьи:
; первый ее раздел сохраняет название «Глобальная диалектическая схема получения даты начала иудейской эры» и делится на три подраздела, по числу составляющих частей: математика, экономика и календарная астрономия, причем в последнем дается полное раскрытие темы с указанием на происхождение числа и всех названий эр.
; второй ее раздел слегка подводит итог первому
; в третьем дается исторический экскурс вопроса и неких путь становления представлений автора и некие иные гипотезы по этой теме

Одна маргинальная оговорка: в свете того, что двумя атрибутами календарных традиций иудаизма являются лунно-солнечный год (первый) и иудейская эра летосчисления (второй), начинающаяся от -3760 г., первому из них ввиду весьма банальности ситуации в целом, неплохому освещению вопроса в литературе и отсутствия сногсшибающих заявлений со стороны представителей РМЕШ* внимания уделено будет немного. А главное внимание будет уделено преимущественно второму. С основной акцентуацией проблематики: до сих пор не было построено никакой модели, мало-мальски внятно объясняющей, откуда берется число -3760 в качестве разности между нашей эрой и эрой традиционной иудейской, и имела место лишь ссылка на традиционный легендарный материал. Было бы очень интересно, можно ли было бы получить ответ на эти вопросы с опорой сугубо на диалектику и естественные науки, отдав им предпочтение перед легендарным материалом, которым оперирует традиционная историческая наука.
* - чуть забегая вперед: эта банальность заключается в том, что такой календарь появился сразу же после измерения метонова цикла, став тем самым одной из форм его фиксации
Итак, по порядку.

1.Глобальная диалектическая схема получения даты начала иудейской эры
Особенность данной статьи такова, что все ее содержание теоретически возможно поместить на один рисунок. Правда, не очень маленький (рис. 1). И оставшаяся ее часть будет лишь разъяснять с необходимой степенью подробности изображенное на нем.
 
 
Рис. 1. Глобальная диалектическая схема получения даты начала иудейской эры

В левой части рисунка – три блока из различных областей знаний.

1.1. Математика
Блок №1. Отдельные закономерности становления систем счисления.
Речь идет об обыкновенных натуральных числах и о процессе становления различных систем счисления, завершившегося в итоге победой и всеобщим признанием позиционной системы по основанию 10.
Мозг человека должен был вместить определенное количество знаков, не очень большое. Для любого натурального счета вполне естественно выглядела идея соотнесению некоего количества камешков, палочек, вишневых косточек, с неким графическим знаком.
Эта идея оказалась сильно востребованной в момент изживания натурального хозяйства, появлением прибавочного продукта и отношений типа «должник-кредитор», когда долг уже нужно было зафиксировать в количественном виде. Систему записи чисел должны были одинаково хорошо понимать как должник, так и кредитор, поэтому она должна была быть несложной для восприятия и взаимно понятной. Эта несложность восприятия могла быть обеспечена минимизацией количества знаков, используемых в этой системе записи чисел. Можно, к примеру, вспомнить традиционную систему римских чисел, где используется лишь семь графических знаков: I, V, X, L, C, D, M, причем четыре из них представляют собой степени числа 10
 I =1, X = 10, C = 100, M = 1000,
а три из них – те же степени числа 10, умноженные на 5
V = 5, L = 50, D = 500.
Достоинством этой системы были простота и натуральность, а недостатком  ; неудобство проведения в ней арифметических операций.
Весь процесс возникновения разрядов неплохо описан во всех школьных учебниках по математике для 3-5 классов, с одним небольшим дополнением. При натуральном объяснении смысла второго и третьего разряда очень неплохо могла работать (и часто реально работала) геометрическая аналогия.
Это выражалось в том, что однозначные числа неплохо интерпретировались как линейка, к примеру, как ракушки или камешки, выложенные в один ряд, или одну прямую – воплощение одномерного пространства. Идеальный для этого аналог – это кусочки фруктовой мякоти или косточек, нанизанные на одну ветку. Подобно тому, как позднее в бухгалтерских счетах кости нанизывались на железный прут.
Когда количество нанизанных предметов достигало числа основания системы счисления, то было необходимо это зафиксировать в числе второго разряда, т.е. в десятке. Совершенно естественным образом выходило, что первый прутик, или веточки можно положить рядом и не трогать, а заполнять уже второй, третий прутики и т.д. Тогда получались двузначные числа и их естественный геометрический аналог – плоскость, двумерное пространство.
Когда же, в свою очередь, количество прутиков, символизирующих десятки, с нанизанными на них костяшками, символизирующими единицы, достигало числа, лежащее в основании системы счисления, то эти прутики можно уже было класть внутрь некой рамы и объявлять, что число 100 уже достигнуто, и поверх первой рамы класть некую вторую раму. И все новые прутики с костяшками или кусочками фруктов уже класть туда, во вторую раму. А это, в свою очередь, уже означало, что в ход вступали трехзначные числа и их естественный геометрический аналог – объем, трехмерное пространство.
А вот когда число, лежащее в основании системы счисления, достигало количество этих рамок, то можно было бы переходить к четвертому разряду. Но: этот переход уже произошел бы ВНЕ естественной для органов чувств человека геометрической интерпретации, так как человеческие органы чувств могут воспринимать лишь стабильное трехмерное пространство и еще одно измерение, никак не связанное со стабильностью: время.
Вывод одно-, двух- и трех-значные числа имеют такой естественный геометрический аналог, как одно-, двух- и трех- мерные пространства, а вот четырех- значные числа – НЕТ ! И человек давний, человек древний, отнюдь не человек нынешних дней, при переводе своего взгляда с чисел трех- значных на числа четырех- значные лишался естественной интерпретационной опоры между арифметикой и пространственной геометрией. При этом совершенно не исключено, что числа трех-значные у него символизировали нечто легко представимое, а число четырех- значные нечто тяжело представимое ! Тем самым четырех- значные числа легко могли претендовать на роль числе символических, соединяющих мир реальный и мир легендарный, мифический ! Так мог выглядеть тогдашний менталитет человечества, так могли выглядеть тогдашние мистика и мифопоэтика.
И из этого ясно следует, что рубежом между миром реальным и миром не вполне реальным должно быть самое маленькое четырехзначное число, открывающее мир натуральных чисел четвертого и более высоких разрядов. Число 1000 (тысяча). При этом плоды фантазии человека, связанные с этим числом и тем миром, которое оно открывало, в рамках латинской традиции обрели название милленниализма, или миллениумизма. Или, что то же самое в рамках греческой традиции – хилиазм. Как оно формально определено в справочной литературе – верование, связанное с наступлением по истечении тысячи лет рая на земле, Золотого века и вечного правления Иисуса Христа.
Собственно, то, что и отражено в блоке №7. Более подробно, в том числе с обилием цитат из Библии – в вышеуказанной научно-популярной версии диссертации автора этих строк под названием «Как возникла глобальная хронология» ([2]).
А верхнюю часть рис. 1 хочется воспроизвести еще раз:
 
Рис. 1. Верхняя часть. Арифметическая часть работы. От отдельных закономерностей в развитии арифметики до возникновения миллениумизма

На этом сугубо математическую часть работы, связанную с арифметикой, можно считать завершенной. И здесь, справедливости ради нужно отметить, что не она является для написания этой работы ключевой. Равно как и экономико-хронологическая ее часть, отраженная в блоке №2 этого рисунка. К ее рассмотрению мы сейчас и перейдем.

1.2. Экономика и ее влияние на возникновение глобальных эр
Итак, блок №2 рисунка 1. То, что на нем запечатлено, отражено в третьей главе книги автора статьи «Как возникла глобальная хронология» ([2]). Сама глава носит название «Наиболее вероятная общая схема становления глобальной хронологии с точки зрения диалектики и социологии». В главе четко представлены понятия локальной и глобальной хронологии* и показаны четкие различия между ними.
*  ; помимо прочего: просматривается то, на что не хватило традиционную историческую науку ; ее хватило лишь на временн;е разделение различных способов деления времени: хронологию относительную и хронологию абсолютную. При этом под хронологией относительной подразумевалась хронологическая система счета лет от момента начала правления некоего правителя, других естественных точек старта не было, или почти не было, под хронологией абсолютной подразумевалась система счета лет в некой глобальной эре. Если верить, по крайней мере, книге И.А.Климишина «Календарь и хронология» ([3]).

Эти отличия проявляются, помимо прочего, в том, что в локальных хронологических системах счет всегда ведется с нуля, а вот как же устроены глобальные ? В их рамках должны быть решены две задачи: сохранности информации и точной всеми однозначно понимаемой идентификации даты.
 С точки зрения диалектики. Прибавочный продукт, его появление, оптимизация использования, его общеобщинный характер. Начало кредитных отношений, т.е. отношений типа должник-кредитор, появление необходимости четкой фиксации понятных друг для друга сроков расчетов. Появление понятной всем членам общины, и возможно, не только им, и всеми ими признанной системой локальной хронологии А. Система жесткого сокрытия информации от сторонних глаз ввиду экономической небезопасности ее утечки, что осознается всеми.
Текущее состояние экономических отношений между их участниками фиксируется в виде записей на некой твердой поверхности. Писчий материал, а если он пока не изобретен – стена, камень или деревянные поверхности. В отдельных случаях использовался лес с обилием растущих деревьев, и необходимые графические знаки наносились прямо на стволы деревьев.. Подтвержденные многими этнографами священные рощи, куда строго запрещен вход посторонним.
Иногда бывало так, что должник ощущал, что своего долга он не погасит. И ему ничего не оставалось, кроме как приходить под эту стену записи и плакать перед кредиторами или перед ней. Видимо, так и возник известный памятник Иерусалима  ; стена плача*.
*  ; Как хочется верить, ввиду тематики статьи, связанной с иудаизмом, отступление не самое маргинальное
Все те, кто использует систему локальной хронологии А, занимают некую географическую область. При этом может существовать также другая область, где такие же взаимоотношения фиксируются некой другой системе, для простоты  ; в системе локальной хронологии В. Эти области могут быть как сопредельными, так и изолированными друг от друга (рис. 2).

 
Рис. 2. Две сопредельных географических области, занимаемые двумя общинами
Когда начинается между ними сближение и торговые отношения, то возникает необходимость введения единой хронологической системы.
Соображения безопасности и престижности могли бы отвергнуть идею в качестве общей системы летосчисления взять одну из локальных из имеющегося в наличии. И по этой причине наиболее вероятным исходом их переговоров было бы выработка конвенции о третьей хронологической системе, взаимоприемлемой для обеих сторон. Со считаемым временным промежутком при этом особых сложностей не возникает, астрономия и умеренный климат подсказывают солнечный год, зато возникает ряд интересных аспектов, связанных с достижением соглашения о начальной точке счета времени, то есть хронологического нуля.
В качестве этого хронологического нуля, разумеется, здесь может выступить и на первых порах выступает математический ноль. В этом случае автоматически возникает ситуация, когда по хронологической системе первой общины, или, что то же самое, на календаре первой общины, имеет место год NA, на календаре второй NВ, а в их общей системе имеет место некий год, который можно обозначить как Nобщ. При этом имеют место закономерные неравенства:
Nобщ<NA,
Nобщ<NB
так как их общая хронологическая система введена существенно позже систем каждой из общин. По той причине, что эти номера лет в этой эре Nобщ невелики и выглядят скромно, то можно ввести такое ее рабочее название, как новая конвенционная хронологически скромная эра. Примерно так, как изображено на рис. 3:
 
Рис. 3. Соотношение между номерами лет в двух изначальных эрах областей А и В и новой конвенционной хронологически скромной эре.
Один из недостатков это скромной эры: число Nобщ, меньшее по величине по сравнению с б;льшими NA и NВ воспринимается несколько менее пафосно и менее авторитетно. Что реально в жизни хозяйственной может привести к недопонимаю и убыткам. Тем самым возникает идея исправить данное положение путем введения новой системы, или новой эры летосчисления, опирающейся на несколько большее число, т.е. новой эры летосчисления, хронологически несколько менее скромной.*
* ; здесь весьма достойна упоминания традиция удревнения, традиция «чем старше, чем древнее, тем авторитетней», часто выходившая на поверхность при территориальных спорах, и являвшаяся одной из причин своего рода психологического комплекса удревнения

Когда в определенный момент осознание необходимости введения такой эры достаточно окрепнет, подбирается новый номер, новое число Nобщ_2, описывающее текущий год таким образом, чтобы он был больше тех номеров лет, которые на тот момент имеют место в хронологических системах А и В. Если связать обозначения этого момента в этих системах с буквой С (от латинского «conscientia»  ; «осознание», закрепившегося во многих языках мира), которую хочется написать в обозначениях лет после нижнего подчеркивания, при этом наступление этого момента в хронологических системах А и В можно описать числами лет Nа_си Nb_с,и можно написать естественные неравенства:
Nобщ2>>Nа_с,
Nобщ2>>Nb_с .
Такое число могло бы математически быть получено путем введения в некоторый момент времени большого, но: символического числа Nсимв, которое было бы добавлено к числу Nобщ_с, обозначающего номер тогдашнего года в изначальной, скромно выглядящей общей эре, в результате чего появилась бы эта самая столь желанная новая эра летосчисления, с началом отсчета значительно более ранним по сравнению с началом отсчета, с хронлогическим нулем хронологических систем областей А и В. Или, если кратко
Nобщ_2 = Nсимв+ Nобщ_с
И в нашей новой глобальной эре летосчисления, повторимся, не очень скромной, скорее даже достойной слова «роскошная», судя по заведомо большим номерам лет, естественный, привычный счет лет получается, начиная с номера Nобщ_2 . Сам этого номер года, весьма отличен от нуля, а что касается самого хронологического нуля этой новой эры, то вопрос с ним весьма пикантен. По той простой причине, что о достоверных событиях в то время, которое ему описывается, говорить нельзя. И приходится прибегать к помощи мифологии и мифопоэтики путем приписывания той эпохи событий не вполне достоверных! (рис. 4)
 
Рис. 4. Соотношение между номерами лет в двух изначальных эрах летосчисления областей А и В и в новых конвенционных эрах: скромной, связанной с числом Nобщ_с (вторая сверху ось времени), и роскошной, мифологизированной, связанной с числами Nобщ_2 и Nсимв (самая верхняя ось времени). Диалектика становления глобальных эр.

Стоп. Повод для небольшой остановки в рассуждениях и небольшого забегания вперед. Ибо сразу же читателям даем точки ориентации:
Nобщ  ; скромная иудейская эра (или: изначальная иудейская эра, без указания номеров тысячелетий)
Nобщ_2  ;христианская, или новая роскошная, или новая, или общая эра
Что принципиально, разность между новой роскошной и новой скромной эрой для каждого года составляет ровно Nсимв. Тем самым у нас появился хороший повод перерисовать еще раз блоки 2 и 5 из рис. 1, ибо все, изображенное на рис. 4, является более подробным разворотом изображенным на них.

 
Рис 1. Блоки №2 и № 5. Связь экономики и появления глобальных эр

Давайте проявлениям мифологии и/или мифопоэтики уделим более пристальное внимание. С точки зрения этих форм общественного сознания, около начала, около нулевого года этой новой роскошной эры летосчисления должны происходить некие красивые сказочные мифические события. Вполне вероятно при этом отнесение туда ряда популярных божеств и канонизированных ипостасей. Для христианства это Иисус Христос, которому приписывается ряд событий, зафиксированных в Евангелие.
А теперь вполне закономерный вопрос: как могло выглядеть это самое число Nсимв и какие оно могло принимать значения? Ответ на этот вопрос можно найти, обратив свой взор на календарную астрономию.
Если себе позволить некий маргинализм, то, если вновь вернуться к изображенному на рис. 3, т.е. ко всей диалектике становления глобальной хронологии, как в целом для удобства можно было бы назвать приведенные рассуждения, можно попытаться смоделировать, с какими еще процессами мог бы быть сопряжен процесс становления хронологии глобальной на основании хронологии локальной. В частности, составить представление, когда он в обязательном порядке должен был бы уже промерен и введен в широкое пользование. Ярким свидетельством этого было бы составление пасхальных таблиц и празднование пасхи, а также появление иудейского лунно-солнечного календаря. Последний вопрос в тематической литературе освещен неплохо.

1.3. Календарная астрономия и числовой материал, который она дает
Раз уж речь идет об экономических взаимоотношениях между различными областями, то к этому моменту должен был до определенной степени готовности доведен календарь, то есть система упорядоченного счета дней. А это, в свою очередь, должно было быть сопряжено с завершением или доведением до определенного требуемого уровня всего объема знаний по календарной астрономии.
Автор этих строк склоняется к мысли, что все фундаментальные астрономические данные, которые касаются движения двух основных небесных светил: Солнце и Луны, были промерены до начала вышеописанного переговорного процесса, приведшего к принятию глобальных хронологических систем.
Если говорим о Солнце, то оно всегда днем, если день безоблачный, светит ярко, причем всегда полным солнечным диском, и можно без особого труда измерить солнечный год с необходимой точностью. Получим при этом то ли 365 дней (египетский год), то ли 365,25 дней (юлианский год), 365,2422 дня (григорианский год).
Один маргинальный момент, в данном случае принципиальный. Если мы задаемся вопросом времени возврата солнечного диска на то же самое место на небесной сфере на данной широте, то мы просто фиксируем дни солнцестояния, и говорим, что солнечный диск будет в этом месте, в этой точке небесной сферы или ровно через год, или в день симметричный относительно точек солнцестояния. И пронаблюдать это нетяжело.
Если говорим о Луне, то она ночью не всегда светит ярко, даже если ночь безоблачная, ибо у Луны есть фазы. И если мы аналогичным вопросом относительно фаз Луны, то было бы весьма логично его задать несколько иначе, а именно: когда Луна вновь будет в этом же месте, в этой же точке на небесной сферы и при этом когда у нее будет та же самая фаза? Это выглядит более чем интересно.
Ответ: она вернется через один сарос, временной промежуток в 223 синодических месяца (в среднем приблизительно 6585,3211 суток или 18,03 тропического года), который почти равен 242 драконическим месяцам (6585,36 суток), или 241 сидерическому месяцу. Это именно то, что в условиях безоблачного неба можно пронаблюдать за один-два таких цикла при условии четкой фиксации результатов наблюдений. При этом, разумеется, легко будут наблюдаться именно синодические месяцы, непосредственно связанные с фазами Луны, а другие временные промежутки могут быть вычислены. Наилучшую точность дает тройной сарос продолжительностью в 19 756 дней.
Есть еще один параметр, связанный с вращением Луны: аномалистический месяц. Он связан с вращением линии аспид, соединяющую апогей и перигей, т.е. самую близкую и самую дальнюю от Земли точку эллиптической орбиты. Это вращение приводит к тому, что видимый угловой размер Луны на небе то возрастает, то уменьшается. В сарос укладывается 239 аномалистических месяцев.
Один небольшой момент. Статья из википедии ([4]) говорит о том, что по истечении этого интервала «Луна возвращается к той же сизигии и к узлу орбиты». С точки зрения автора этих строк, данное предложение отнюдь не идеально с точки зрения диалектики развития астрономии и методики подачи материала, ибо путем употребления терминов «сизигии» и «узел орбиты» наблюдается некоторый терминологический перегруз, ибо вместо понятия «узел орбиты» здесь вполне можно употребить термин «место на небесной сфере». Последнее, как известно, описывается традиционными сферическими координатами. Нечто более легкое для восприятии вместо более сложного.
Если говорим о синхронизации движения Солнца и Луны, то мы выходим на 19-летний цикл их синхронизации, приписанный ТИ греку Метону. Его смысл: именно через этот промежуток на те же самые дни солнечного календаря, как ГК, так и ЮК, приходятся те же самые фазы Луны. В условиях безоблачного неба такое можно пронаблюдать, как и в случае с саросом, за один-два таких цикла при условии четкой фиксации результатов наблюдений. В одном 19-летнем цикле 19 солнечных лет, 235 синодических лунных месяцев, 6939 дней.
Теперь давайте обратимся к вопросу числового материала, что дает календарная астрономия, т.е. раздел астрономии, связанный с календарями.
Что касается Солнца, его годовое движение дает числовой материал в виде чисел 365 как продолжительность солнечного года и 1461 как продолжительность високосного цикла.
Что касается Луны, то ее месячное движение дает числа 29 и 30, продолжительность 12-месячного лунного года 12*29,53 = 354 дня дает 354, сарос дает числа 223, 239, 241 и 242 и 6585.
Что касается метонова цикла, то непосредственно он дает числа 19, 235 (количество лунных месяцев), 6939 (количество дней), а еще есть некий материал, который порождается результатом обработки циклам, ему кратным. Не единоразовость изменений принципиальна в экспериментальной физике, минимальное время измерений составляет 2*19 = 38 лет. Далее мы это будем называть равенством двойного метонова цикла*.
* - здесь занятно еще вот что. Временной интервал в тридцать восемь солнечных лет, или двойной метонов цикл, руки чешутся округлить до временного интервала в сорок лет. Как раз срок путешествия библейского пророка Моисея по пустыне. Самое занятное: если вспомнить, что за 38 солнечных лет проходит 470 лунных месяцев, а 470 = 39*12 + 2, т.е. 39 лунных лет и 2 лунных месяца, то тогда с этим вообще все просто: для временного интервала в тридцать девять с небольшим лунных лет можно выбрать ближайшее большее его целое число, и необходимая математическая ассоциация готова !

При этом в момент фиксации его открытия было вполне возможно бурное празденство, когда его участники выписывали цифры, фигурирующие в равенстве двойного метонова цикла 19*2=38, и из получившегося равенства последовательно выписали цифры 1, 2, 3, 8, 9. Далее, руководствуясь принципом последовательного возрастания цифр и минимизации номера цифры, весьма не исключено, что наши давние предки в эти минуты радости великой могли, свято застолбив за единичкой самый левый разряд, из этих цифр составить следующие числа:
1238, 1239, 1289, 1389
Здесь можно, кстати, вспомнить красивый кубик, изображенный на рис. 0.
И если эти числа добавить в собираемый нами числовой материал метонова цикла, то он предстанет в виде 19, 235, 470, 1238, 1239, 1289, 1389, 6939, 13 878.
А теперь непосредственно давайте перейдем к созданию, или к генерации нашего столь желанного символического числа с максимальной опорой на вышевоспроизведенный числовой материал, поставляемый календарной астрономией. Немного выше мы выяснили, что это должно быть четырех-значным. По этой причине его можно представить в виде простой картинки для детского пазла, в которой предстоит заполнить все клетки. Мышление наших давних предков экономно, и по этой причине в нашем числе лишь четыре разряда, а в нашем пазле лишь четыре клетки. Как об этом уже писалось выше.

 
Рис 5. Изначальная картинка для создания
наиболее приоритетного символического числа
На роль самой левой цифры претендентов немного. Как-то более-менее понятно, что наиболее приоритетной была бы единица как закономерное воплощение начала.

 
Рис 6. Определенность с самым левым разрядом достигнута

Здесь можно построить очень интересный ассоциативный ряд, в рамках которого наше искомое четырехзначное число представило бы в виде единички в самом левом разряде и трехзначного числа. Поэтому далее наш взор переходит на очень интересный числовой материал, оставляемый саросом и двойным метоновым циклом.
Что касается последнего, то у наших далеких предков, календаристов и хронологов, могла сработать обратная ассоциация, связанная с числовым материалом двойного метонова цикла по переводу его из четырехзначных чисел в трехзначные. Тогда четырехзначные числа 1238, 1239, 1289, 1389 обрели вполне законные трехзначные аналоги 238, 239, 289, 389, а общий числовой ряд, состоящий из трехзначных чисел, поставляемых календарной астрономией, выглядел бы следующим образом: выписываем числа и сразу же расставляем их в порядке возрастания:

223, 238, 239(2), 241, 242, 289, 354, 365, 389
Здесь мы видим в левой части последовательность из четырех идущих почти подряд четырех чисел, одно из которых повторяется дважды:

238, 239(2), 241, 242
И легко замечается своего рода «дырка» в этой последовательности в виде отсутствия числа 240. Как кажется автору этих строк, именно эти или схожие операции были проделана нашими далекими предками, в результате чего нашими далекими предками было принято решение остановить выбор именно на этом трехзначном числе. А искомое наиболее приоритетное символическое число выглядит так:
 
Рис 7. Наиболее приоритетное символическое число

Итак, искомое нами наиболее приоритетное символическое число Nсимв равно 1240. Годы 1238-1242, номера которых составить несложно, ассоциацию в свете хронологии как дисциплины исторической науки, вызывают однозначную: годы т.н. татаро-монгольского нашествия. В их число входил и под номером 1240 – год, связанный со сменой тысячелетий в рамках иудейского летоисчисления от сотворения мира… Именно в этот год, в рамках этой хронологической системы, наступило новое, 6-е тысячелетие по этой эре после истечения пяти предыдущих. Ибо, если повториться, начало иудейской эры отнесено на год 3760 до н.э. Можно еще раз вспомнить о миллениумизме как учении, отражающем мысль о том, что понятие тысячелетий в хронологии было глубоко символичным. И часто смысл выражения «тысячелетие» был тождественен выражению «день господний»*.
* - подобные метафоры есть в Библии.. К примеру, 2-е послание Петра:
38 «Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день». Более подробно об этом в книге «Как возникла глобальная хронология» [2].
А сейчас, наверное, можно дать нижнюю часть рис.1, состоящую из оставшихся четырех блоков: третьего, шестого, восьмого и девятого. Для подстраховки оставим еще второй и пятый.
 
Рис.1. Блоки № 2, 3, 5, 6, 8 и 9. Связь данных календарной астрономии и отдельных эпизодов становления отдельных эр летосчисления

 А теперь давайте вернемся к рисунку 4 и сделаем некие простейшие отождествления. Для этого его мы немного перерисуем, меняя Nсимв на 1240 (рис. 6).

 
Рис. 6.Связь возникновения изначальной иудейской и христианской эры с числом, полученным на основании двойного метонова цикла
 
А что касается современной иудейской эры, то она просто образовалась путем прибавления числа 5000 ко всем датировкам в эре изначальной иудейской (рис. 7).
 
Рис. 7. Соотношение между христианской эрой летосчисления и эрами иудейской изначальной и иудейской современной. Современное положение дел

Итак, как только возникла потребность в глобальной хронологической системе, где бы номера лет описывались четырехзначными числами, на помощь пришла календарная астрономия. Сперва в общей скромной эре номера лет записывались небольшими числами, а когда такое положение дел прекратило выглядеть удовлетворительно, было принято решение к этому числу прибавить символическое число 5000, тем самым далекой временной точке в глубине веков приписав начало иудейской эры. И тем самым сразу же возникла разность
1240 – 5000 = -3760
и год, на который отнесено начало современной иудейской эры.
Один тонкий момент. Примерно в эти годы она обе упомянутые эры возникли как календарные наработки и получили некое локальное распространение. Завоевание общемирового признания было еще впереди.
При этом, если содержимое рис. 1 перерисовать таким образом, чтобы сакцентировать внимание читателей на факт разгадки тайн иудейского летосчисления с точки зрения его междисциплинарности, то есть опоры на различные области знаний, то получится то, что мы отразим на рис. 9:
 
Рис. 8. Возникновения иудейского летосчисления и разгадка его тайн с точки зрения опоры на различные области знаний

И вот здесь, в конце главного раздела статьи, можно сказать пару слов о времени возникновения традиционного иудейского лунно-солнечного календаря. Как-то более-менее понятно, что он мог возникнуть только тогда, когда лунно-солнечный метонов цикл уже был промерен. Ибо, по сути, такой календарь, в котором все месяцы начинаются с новолуния, их стабильных в солнечном году двенадцать, и тринадцатый вставляется время от времени, является одной из форм представления метонова цикла.

2. Осмысление основной части работы и выводы из нее
Если предпринять попытку осмыслить основной контент представленной работы, то несложно прийти к выводу, что на том основании, что в работе были использованы знания из разных областей (математика и календарная астрономия как дисциплины естественные, диалектика и мировая история как дисциплины гуманитарные), работа имеет шанс на то, чтобы она была признана междисциплинарной. А с точки зрения математики можно сделать заявление о воспроизведении одной из первых в истории человечества математических моделей !
Выводы:
;число 3760, разделяющее число лет в иудейской и христианской эрах, возникло в результате обработки числового материала, фигурирующего в равенстве двойного метонова цикла непосредственно после описания самого метонова цикла в начале XIII века.
; именно в этот момент возник иудейский лунно-солнечный календарь и христианский юлианский, так как вполне появились все основания для этого.
Как кажется автору работы, сделать заявление о разгадке тайн иудейского летосчисления на основании данной работы вполне возможно. И при этом можно было бы сделать одно интересное дополнение.
А лайки на страницу https://www.facebook.com/tajnyiudlet ставить можно ! :)

3. Постановка вопроса и его история
Третий раздел статьи, в ее предыдущей версии бывший первым. Было принято решение в этой версии статьи его сделать последним в виду занятного, в известной степени ввиду маргинального характера информации, что он содержит.

3.1. Постановка вопроса
Уже изложена в начале этой версии статьи.

3.2.Первая версия работы автора этих строк, а также то, что было до нее
Первая версия работы автора этих строк под названием, одноименная названию этой статьи ([1]), была опубликована на двух он-лайн ресурсах. Кроме того, был снят видеоматериал и смонтирован одноименный фильм, снятый во время пребывания автора статьи в г.Ялта в октябре 2016 г. ([7]), а также была создана страница в социальной сети facebook на https://www.facebook.com/tajnyiudlet ([8]).
Кроме того, две математических модели возникновения иудейского летосчисления была дана на станицах научно-популярной версии диссертации автора этих строк, вышедшей в свет в виде книги «Как возникла глобальная хронология» ([2]) в 2010 году. В общей сложности, там было изложено две точки зрения по этому вопросу: автора этих строк и исследователя из Швейцарии Кристофа Деппена ([9]). Что касается автора этих строк, то его гипотеза о возникновении иудейского летосчисления на момент выхода в свет книги ([2]) выглядела следующим образом.
Год 1431 для становления мировой хронологии весьма важен: именно в этот год канцелярия папы римского окончательно переходит на ведение документации в годах от РХ ([3]). В этом свете вызывает интерес эпоха, этому году предшествующая.
Некие представления об этой эпохе мог дать не только непосредственно имеющийся исторический материал, доносимый ТИ, но и результаты его обработки согласно логическому формализму реконструкции истории человечества, представленному в работах автора этих сток [5] и [6]. Там на логически формальном уровне вводится понятие вероятного оригинала (ВО) и рассказывается о построении различных версий реконструкции тех или иных событий с его помощью.
По итогам обработки различного материала, касающегося становления хронологии, на первый план вышел год под номером 1423, причем с многих точек зрения. Или аспектов, как кому нравится.
Первая из них. На этот год, по данным католической энциклопедии (КЭ, [10]), намечалось празднование одного из юбилеев Иисуса Христа. Правда, состоялось это празднование или нет, из статьи в КЭ не следует. Номер года не особо круглый. В любом случае, известный представитель российской естественнонаучной школы Ярослав Аркадьевич Кеслер в статье по этой теме под названием "Осознание времени" ([11]), перечисляя все юбилеи празднования Иисуса Христа от 1300 до 1500 года, история которых была весьма интригующей, юбилея 1423 не упоминает. Правда, интрига сохраняется.
Вторая. Годом, имевшим место ровно за триста лет до него ; 1123, датируется первый Латеранский собор (consilium). Хочется напомнить, что Латеран ; это название папского дворца в Риме, которому приписывается резиденция римских пап до XIV века. До этого времени все соборы ТИ приписывает Константинополю. Если с учетом того, что этот год лежит за чертой рубежа хронологической достоверности*, построить набор вероятных оригиналов этого события, исходя из того, что временные сдвиги на сто лет несколько более приоритетны перед другими, то один из них обязательно попадет на год 1423. Что фактически означало, что в этот год произошло значимое событие мирового масштаба, сопоставимое с юбилеем Иисуса Христа.
*  ; более подробно об этом рубеже хронологической достоверности  ; в книге автора этих строк «Как возникла глобальная хронология» ([2]).
Третья точка зрения. Именно в этот год начинается Павиа-Сьенский собор, которому приписываются годы 1423-1424. Весьма бурное событие в истории церкви под названием Великая Схизма завершается в году 1417, совсем незадолго до этого. К слову.
О первых трех точках зрения, первых трех аспектах речь идет в работе научно-популярной версии диссертации автора этих строк "Как возникла глобальная хронология" ([2]) на 48-49 стр.. Помимо этого, о Павиа-Сьенскрм соборе рассказано в его первой книге «рыцарской» историко-географической серии под названием "Рыцари Эллады" ([12]). Он выплыл на поверхность при рассмотрении истории мореплаваний Древнего Египта, производимого на основании материала, представленного в книге Д.Я.Фащука "Загадки морской Одиссеи" ([13]). Ссылаясь на Геродота, он пишет:
"Не менее спорными сегодня остаются сведения о первой "африканской кругосветке"  ;морской экспедиции вокруг Африки, совершенной в 596 г. до н.э. (или в 2016 ; 596 =1420 г. от Абрама)* во время правления в Египте фараона Нехо II. Заняв трон в 609 г. (то есть в 1407 году от Абрама ;ВП), этот владыка первым делом вновь (в течение 15 лет) восстановил канал между Нилом и Красным морем....

* ;в хронологических канонах Евсевия-Иеронима, представленных, к примеру, в ([14]), в качестве базовой эры фигурирует эры от Абрама. Она начинается в 2016 лет до РХ, иименно от ее нулевого года идет отсчет всех остальных. Более подробно в ([2]))

Нехо II, совершенно справедливо решив, что Африка ... со всех сторон, кроме узкого перешейка (теперь здесь Суэцкий канал), окружена морем, не пожалел денег на организацию экспедиции. Наняв команду финикийцев ; самых опытных моряков древности,; античный владыка дал им задание: выйти из Эритрейского (Красного) моря в Южное (Индийский океан), обойти Африку, дойти до Геракловых Столбов (Гибралтар) и возвратиться через Средиземное море в Египет.

За три года (временной интервал в три года мы фиксируем ;ВП) отважные финикийцы прошли ни много ни мало 37 000 км. При этом на определенном участке пути, когда суда огибали Ливию (Африку), они "видели солнце с правой стороны", чему никак не мог поверить всезнающий"...

С учетом того, что

1420 + 3 = 1423

год под номером 1423, на сей раз в качестве года ВО возвращения первой кругоафриканской экспедиции у нас выходит на поверхность в третий раз ! И по ходу дела вырисовывается весьма занятная версия реконструкции одного из эпизодов мировой истории:

Первое в истории человечества плавание вокруг Африки =>
созыв в год окончания экспедиции всемирного собора, причем на более высоком уровне, чем все предшествующие, ибо он обрел номер один и название первого латеранского =>
со стороны ТИ:
 отнесение самого плавания в эпоху Древнего Египта,
а собора первого всемирного собора  ;на триста лет назад,
причем в ТИ остаются лишь сведения о подготовке к празднованию юбилея Христа и отчет о Павиа-Сьенском соборе.


Небольшое маргинальное отступление: разумеется, сие весьма интригующее открытие российской междисциплинарной науки не может не служить поводом для проведения историко-географического экспедиционного проекта, возможно ; компаративного. Что такое компаративные историко-географических экспедиционные проекты, можно прочесть в одноименной статье автора ([15]), а принять участие в дискуссии о них, даже с возможностью открытия собственной темы, можно в группе в социальной сети facebook под названием ""Кон-Тики-XXI". Клуб историко-географических экспедиционных проектов" ([16]).
А сейчас ;сама гипотеза о происхождении такой количественной характеристики иудейской хронологии, в том виде, в котором она фигурирует в первой версии работы.
В 1423 году, когда год под номером 1423 был уже зафиксирован как таковой, на Павиа-Сьенском соборе, было принято решение провести три тысячелетия вглубь веков. Опять же, в понимании 12-ричной системы (то есть три временных промежутка по (1000)12=1728 лет, то есть всего 1728*3=5184года), и таким образом было получено число 3761=5184 ;1423как временное расстояния от РХ до СM, и при этом год 3760-й окажется первым годом эры от РХ.И текущий год, когда и юбилей Иисуса Христа праздновался, на который и вероятный оригинал Латеранского собора приходился, можно было записать как год 5184. Или как год шестого, субботнего тысячелетия. Или, отбросив тысячелетия, как 184.
При этом число тысячелетий было равно именно трем по той причине, что к тому моменту совершенно четко созрело философское понимание того, что время имеет три категории: прошлое, настоящее и будущее. Еще к тому моменту начали формироваться грамматики языков, которые эти временные формы различали. Напомним, что первоначальный язык Библии  ;древнееврейский обладал временной инвариантностью: там все глагольные формы были одного типа, и при этом о времени глагола и его состоянии читателям и переводчикам предстояло догадаться самим.
Вот так выглядела теоретически возможная гипотеза возникновения иудейской традиции от сотворения мира. Первая версия. Она имела тот недостаток, что на момент ее возникновения уже должно было сформироваться летосчисление от РХ, и оставляла возможность формирования версии более совершенной, и сейчас автор этих строк на этом отнюдь не настаивает.

3.3.Гипотезы по этой теме, сформулированные другими исследователями естественнонаучной школы
Из таковых автору этих строк известна гипотеза уже упомянутого Кристофа Деппена. Она была изложена в письме автора гипотезы к автору этих строк. Согласно ей, иудейская эра от СМ возникла в результате синхронизации
1436 AUC = 4444 год иудейской эры
оставляя при этом без ответа вопросы, связанные с происхождением номера года 1436.

3.4. Традиционные сведения по данному вопросу и попытка формулирования целей и задач данной работы
Традиционная историческая наука до нас донесла ряд сведений о становлении иудейского летосчисления. Они изложены в популярном виде в википедии, в статье "Еврейский календарь" ([17]), которая, в свою очередь, дает ссылки на другие материалы по этой теме.
В этой статье затрагиваются две темы: появление лунно-солнечного календаря и иудейской эры. "Современное использование математики в подсчёте еврейских дат вместо наблюдения за фазами Луны было утверждено постановлением Гилеля Второго в 359 году. Иудейская эра начинается 6/7 октября 3761 года до н. э."
Что касается упомянутого Гилеля Второго, то о нем повествуется в статье той же википедии "Гилель бен Йеуда (Гилель Второй) — глава Санхедрина" ([18]). В рамках традиции иудаизма, Санхедрином назывался еврейский суд в Древней Иудее. Следуя этой традиции, давайте воспроизведем канонический текст, описывающий его деятельность: "Осознавая угрозу, нависшую над евреями Земли Израиля и Санхедрином, Гилель стремился обеспечить автономное существование общин в изгнании. В 4118/358 году он ввел постоянный календарь, составленный на основе астрономических вычислений, — с тех пор все общины диаспоры перестали зависеть от единого центра в определении дат праздников и постов.".
Итак, в этот момент был введен традиционный иудейский лунно-солнечный календарь с периодической вставкой 13-го лунного месяца на протяжении всего 19-летнего метонова цикла. И, начиная с этого момента, пользователи календаря уже не зависели от единого центра и обрели умение отмечать необходимые календарные даты самостоятельно. И, естественно, это было сопряжено с одним необходимым условием: этот самый метонов цикл с его лунными фазами, соответствующим тем или иным дням солнечного календаря, должен был быть измерен.
Еще мы обратим внимание на то, что номер года 359 состоит лишь из нечетных цифр, которые в ряду нечетных цифр 1-го десятка
1 3 5 7 9
стоят на 2-м, 3-м и 5-м месте, и, если из этих цифр составить число, то оно будет выглядеть как 235. Синодических лунных месяцев, в метоновом цикле столько же, в чем можно видеть прозрачный намек на их взаимосвязь.
Это что касается вопроса введения иудейского лунно-солнечного календаря. Что же касается вопроса происхождения начала иудейской эры, отстоящей от эры от РХ на 3760 лет, то автору статьи не были и в процессе работы над статьей не стали известны работы, в которых предпринимались бы попытки объяснить происхождение этого числа и этой традиции. В рамках его представлений, этот вопрос никогда не поднимался к обсуждению и выглядит «как нечто, данное свыше». Именно такое отношение к этому вопросу имеется со стороны духовных лиц иудейской конфессии. Впрочем, в рамках традиционной истории вопросы о происхождении временных расстояний в других эрах летосчисления выглядят не лучше.
В этом свете, с точки зрения автора этих строк, построение диалектической схемы, которая бы проливала свет на данный вопрос не с точки зрения сложившейся традиции, опирающейся на традиционный легендарный материал, а с точки зрения диалектики и достижений естественных наук, в частности, с точки зрения диалектики становления глобальной хронологии, было бы вполне посильной научной целью данной работы. Собственно, попытка этого и показана в первом разделе нынешней версии работы.
P.S. Вопросы адаптации изложенного материала к иудейским сакральным источникам весьма важны, и автор работы считает своим долгом дать на них ссылки в отдельной работе под названием «Адаптация работы «О разгадке тайн иудейского летосчисления» к сакральным источникам иудаизма по этой теме» ([19]).


Литература
1. Поляковский В.Т. О разгадке тайн иудейского летосчисления.
proza.ru/2016/06/29/874
2.Поляковский В.Т. Как возникла глобальная хронология. М. 2010. г. Москва
3. Климишин И.А. Календарь и хронология. М., Наука, 1985
4. Сарос. https://ru.wikipedia.org/wiki/сарос
5. Теоретические основы реконструкции истории человечества на основании имеющегося исторического материала
wladmoscow.narod.ru/teor_osn.htm
6. Логический формализм реконструкции истории человечества на основании имеющегося исторического материала
wladmoscow.narod.ru/log_form_rek.htm
7. Поляковский В.Т. О разгадке тайн иудейского летосчисления. Видеопродукт. youtu.be/eXDGuD8GOwI
8. Разгадка тайн иудейского летосчисления. Страница в социальной сети facebook. https://www.facebook.com/tajnyiudlet
9. Christoph Daeppen. Die vergessene Kalenderreform des Nikolaus von Kues. Mai 2006.
10.The Catholic encyclopedia. www.newadvent.org. NewYork, 1908.
11. Кеслер Я.А. Осознание времени. Электронный альманах "Арт&Факт", №1, artifact.org.ru, 2006
12. Поляковский В.Т. Рыцари Эллады. М.Крафт, 2010.
13. Фащук Д.Я. Загадки морской Одиссеи. М. Вече. 2002.
14. Chronica Eusebii, Hieronimi. Prosperi et Matthaei Palmerii. Mediolanum, 1475
15. Поляковский В.Т. О компаративных историко-географических экспедиционных проектах. Описание концепта и возможностей. http://proza.ru/2017/05/30/100
16. "Кон-Тики-XXI". Клуб историко-географических экспедиционных проектов. facebook.com/groups/kontikixxi
17. Еврейский календарь https://ru.wikipedia.org/wiki/Еврейский_календарь
18. Гилель бен Йеуда (Гилель Второй) — глава Санхедрина. https://toldot.ru/rabbanimrabbanim_27811.html
19. Адаптация работы «О разгадке тайн иудейского летосчисления» к сакральным источникам иудаизма по этой теме.
 http://proza.ru/2020/10/11/126

Май-июнь 2019, с дополнением в апреле-июне 2020
Финальная версия статьи: ноябрь 2022
Поддержка автора: карта 2200 2404 0551 5350 Мир


Рецензии