Среда обитания

- Кар! Кар! Кар! Кар! - раздельно, сипло, как из сплющенного от частых падений громкоговорителя, прокричала ворона, и я проснулся. Было ровно четыре утра.

  Накануне  поспать почти не удалось, дерево у окна качалось, словно навеселе, билось с размаху о мокрое стекло, умоляя пустить в тепло. Улица и впрямь была слишком просторна и пуста для одинокого повесы. - Где-то там, в ногах, поистрепались кружева васильков, облысели одуванчики; оставленные в траве гнёзда, чисто прибранные напоследок, понемногу наполнялись дождевой водой. Беспечно радуясь своему пёстрому холостяцкому, лишённому стороннего смысла уюту, я закутался плотнее в одеяло, намереваясь опять уснуть под соло ливня о подоконник, но вдруг... хлопнул себя по лбу, - эх я, дурак! -  и стал собираться.
Дело в том, что неподалёку, на самом краю поймы реки, жил знакомый мне с некоторых пор лис, и плотный  поток воды с небес мог лишить  его не только пищи и крова над головой, но самой жизни.

    Мы встретились во время одной из моих поздних прогулок к реке. Лис мышковал*,  и, оказавшись неподалёку, я чуть было не помешал  решающему моменту его охоты. Готовый к последнему броску, он стоял уж наизготове, подле запасного входа мышиной норы, как весьма некстати появился я.   С изрядной долей досады скосив глаза, лис споро разобрался со степенью великодушия, имеющегося во мне, и без утайки продолжил начатое. Изумлённый ловкостью, расторопностью, сметкой и ...брезгливостью, с которой шла добыча**, я замер на месте, и кажется даже забывал дышать. Едва лис склонился к земле, как уже мышиный хвост, задев ему усы,  обвис безвольно. Как, когда, каким манером он успел схватить мышь, я так и не понял, хотя ни на мгновение не отводил взгляд в сторону. Верно расценив мою очевидную нервность, лис юркнул в кусты, и почти тотчас же вышел, морщась от неприятного запаха аммиака.

- И ты это ешь? - спросил я лиса. Тот, обежав пенёк, присел на землю и сочувственно, горестно, как-то чересчур рассудительно оглядел меня сверху вниз.
Обернувшись чуть менее пышным, чем на картинках детских книжек хвостом, он был, тем не менее, красив обыкновенной естественной красотой достойного жизни и любви существа. Всем видом своим он указывал на то, что ему самому претит подобный способ утолять голод, но...  где ж ему столоваться, в таком разе?
- Ты прав, - согласился я и предложил, - а , хочешь, я , по мере возможности, буду помогать тебе?!

     Он не казался хитрым или льстивым, этот лис***. Он-таки здорово разбирался в человеческой породе и... с того дня я принялся  откладывать во время обеда  вкусные косточки, шкурочки и кусочки, которых было бы намного меньше, коли б не радость подкормить моего нового друга.
     На первых порах он вызывал жалость к себе,  как любой бездомный щенок. Но, по мере того, как лис впускал меня в свою жизнь, становилось понятно, насколько он более устроен, чем любой, потерявший крышу над головой, человек.
Тёплое глубокое гнездо среди корней дуба было просторно и сухо даже в самый сильный дождь, так как вход в него был устроен через узкий, под углом, лаз. А та охота, во время которой я его застал при знакомстве, как оказалось, была вынужденной редкой мерой, на тот случай, если не удавалось раздобыть ничего кроме. Мыши для лиса явно были нелюбимым дежурным блюдом.

     И вот, подбадривая себя воспоминанием об основательном устройстве лисьего дома, я, всё же, чуть ли не бежал к месту, которое тот считал своим:
- Ну, так чего ж? Ничего с ним не сделается! - шептал я, запыхавшись, но, чем ближе подходил, тем глубже осознавал, что шансов увидеть лиса живым и здоровым почти что нет. Ливни последних дней затопили и пойму, и дуб, ухватившийся корнями за землю, и убежище среди них. Во всё это время, по причине случайной хвори, я  не мог бывать у лиса, и не представлял, - что с ним теперь.
   
     Когда я добрался до дуба, вода доходила мне уже почти до колен. Не рассуждая о том, на что могу наткнуться в глубине, сунул руку так далеко в нору, как смог, и ухватился за... Я не знал, кого тяну на поверхность, просто надеялся,- лисий щенок ещё жив. Но оказалось, что, вцепившись прямо в колючую спину, достаю из воды ежа. Боли от игл я не почувствовал, так как очень спешил, и по всему было видно, что поспел вовремя: ёж чихал, брызгая мне в лицо водой, слезливо и часто моргая при этом. Бережно и осторожно я донёс его до сухого места, где опустил на землю. Обстоятельства представили нас друг другу, но напуганный зверёк всё же дрожал, хотя и не был в состоянии поднять игл мне навстречу.  Выудив из кармана кулёк с угощением для лиса, я выбрал куриное сердечко и подложил прямо к пятачку носа ежа. Тот не сразу, но разлепил-таки сомкнувшиеся ноздри, несмело потянув на себя вкусный мясной запах.
- Успокойся, малыш. Это тебе гостинец, от Лиса, - вздохнул я и тут же услыхал, как откуда-то сверху, с ветки дерева над моей головой донеслось деликатное тявканье. То был мой лисёнок. Спасаясь от наводнения, он забрался повыше, и теперь никак не мог спуститься сам.

    ...Не знаю, прав я или нет, но когда кто-то рассуждает о звериных повадках, мне всегда представляются искажённые яростью лица людей, а, в противоположность им, - черты и поступки животных, в коих всё чаще угадываю я доброту, сострадание, сопричастность нашей, общей для всех, среде обитания.
 
...
- Гав! - послышалось с дерева у окна.
- Да что ж ей не спится! - заворочался я под тёплым одеялом, слушая, как ворона громко откашливается со сна, дабы прокричать своё обыкновенное «кар!» положенное число раз.
Я подсчитал, их оказалось  ровно шесть. Но было всего лишь пять утра!
Манкируя укоризной, едва видимой через полукружия пыли на стёклах,  птица вновь, чётко и ясно выразила собственное мнение о верном для нас времени.
- Вероятно, она живёт в каком-то другом часовом поясе, в ином измерении. - подумалось мне, - Впрочем, как и я.

________________________________________________
* - охота на мышей;
** - процесс охоты;
*** - хитрый, льстивый


Рецензии
"...как ворона громко откашливается со сна". Метко замечено, и думаешь, читая ваши строки, что уважаемые животные практически такие же как мы.

В рассказе живо и просто показана глубинная связь человека и природы, которая, к сожалению, так безжалостно бетонируется плитами индустриальной цивилизации.

Владилен Елеонский   29.01.2023 19:20     Заявить о нарушении
Хорошая рецензия: краткая и содержательная. Может быть, надо устроить конкурс рецензий.

Ирина Карпова 4   30.01.2023 21:23   Заявить о нарушении