Автограф

Начало 70-х. Декада Армянской культуры в Москве, а я как раз приехал в гости к друзьям нашей семьи в Москву. Они коренные москвичи. Перед моим приездом с помощью связей им удалось достать 4 билета на балет “Гаяне" великого Арама Ильича Хачатуряна. И не где-нибудь, а в самом Кремлевском Дворце съездов!  Я, две сестрички - мои приятельницы и муж одной из них  заходим в зал. Рассаживаемся. Все чинно и торжественно. И, о, превратности судьбы! Кого мы видим? Сам Хачатурян в зале, и не просто в зале, а в нескольких рядах от нас! Моя приятельница, студентка филфака и страстный коллекционер автографов, мгновенно сориентировавшись, попросила меня в антракте попытаться взять автограф у Маэстро. Мне казалось, что это нереальная задача. И вот наконец-то антракт (думаю, процентов 90 зрителей ждали этот антракт с нетерпением). Все строители коммунизма немедленно бросились в буфет - блины с красной икрой, бутерброды с черной икрой, семгой, сервелатом, бужениной в том сакральном буфете. Были бы деньги - всего навалом! Многие гости столицы, да и москвичи были вынуждены покупать билеты на концерты, с одной заветной целью - попасть в диковинные закрома Дворца съездов, порою даже не ведая кто исполнитель и на какое представление куплены билеты. А иначе как откушать деликатесов? А кому-то просто хотя бы посмотреть на картинку изобилия. С трудом нагнал Хачатуряна в длинном коридоре. С тысячами извинений, жалостным выражением лица и дрожью в голосе прошу автограф, и протягиваю программку. Маэстро остановился и с мольбой в голосе произнес: “Дорогой, я кушать хочу”, подняв при этом две руки с указательными пальцами вверх. Ничего удивительного - на выходе из зала его со всех сторон облепили почитатели и воздыхатели. Но, все-таки, билет подписал, огромное ему спасибо. Счастью моей подружки на было предела. Всю дорогу домой, а это порядка двух часов, все разговоры в той или иной степени крутились вокруг автографа и меньше о балете. Я ощущал себя героем дня, победителем. На следующий день она рассказала об автографе "...самого Хачатуряна" своим родителям, очень милым, добрым и гостеприимным людям. По этому случаю воскресный поздний завтрак превратился в пиршество. Было очень весело, хлебосольно, очень по-домашнему, тепло и уютно. Как потом выяснилось, еще несколько её сокурсниц собирали автографы, но такого не было ни у кого. Предмет гордости среди коллекционеров. Почему-то эти несколько дней и этот незамысловатый сюжет встречи с Хачатуряном запечатлелись в моей памяти на всю жизнь. Нашей дружбе уже перевалило за 50. Все эти годы мы общаемся и, хотя и редко, бываем друг у друга в гостях. По иронии судьбы живем в разных странах.

 


Рецензии