Апельсины

После демобилизации я работал в небольшом проектно-конструкторском институте. Времена были брежневские, застойные. В магазинах пусто. Как говорила еще в школе одна девочка - “Хоть шаром покатись”. В это самое время мой товарищ работал товароведом на овощной базе. Конечно, там иногда появлялся какой-то дефицит как, например, апельсины. Как и положено в первом в мире государстве рабочих и крестьян, это в розничную торговлю не поступало. Все работники базы, а их было немало, внеся в кассу деньги, тащили буквально мешками сей дефицитный товар себе, своим близким и дальним родственникам. Мой товарищ на этом слегка зарабатывал, что называлось в совдепии - спекуляция. Ему нужен был “рынок сбыта”, где сразу можно избавиться от всего доставшемуся ему товара. Как-то он позвонил мне и попросил узнать можно ли продать апельсины в институте, где я работал. В соседнем отделе работала женщина по кличке “Машка”, разбитная, языкатая, с явными лидерскими качествами. Я описал ей ситуацию. Её реакция, почти дословно, - Илюша, ты в своем уме? И ты еще спрашиваешь? Мой ребенок не ел апельсины с позапрошлого года! Пусть твой кореш тащит сюда все что можно и в любых количествах! Я задаю вопрос типа, а как, где, каким образом, на каких весах взвешивать, как организовать потенциальных покупателей и прочие организационные вопросы. Она меня успокоила, что все берет на себя и завтра утром пусть товарищ подваливает с товаром. Я не понимал как это будет выглядеть, но положился на её организаторский талант, и не ошибся. На следующий день, “прямо с порога" она мне сообщила, что все готово (весы уже стояли в комнате копировки, списки составлены, с начальством договорено и т.д.) Когда она успела все это организовать? Во, талант! Вот, что значит инициатива при личной заинтересованности! В назначенное время мой кореш подрулил к входной двери института с мешком апельсин в багажнике. Он за несколько раз поднял груз на второй этаж. И тут начиналось действо, которое может быть понятно только советскому человеку. Работа в целом институте была парализована. У телефона, единственного на этаж, огромная очередь. Конструкторы и технологи срочно звонят детям, супругам, дядям, тетям что бы те срочно принесли торбы, кошелки или авоськи, да побольше. Реальная живая очередь. Начальники отделов просят кого-то из своих взять и на их долю. Всем процессом руководит Машка. Часа два никто не работает. Все всё знают и понимают. К концу дня мой кореш подъезжает за выручкой. Он не отличался щедростью. За мое посредничество он с барского плеча давал мне 2 килограмма апельсин по гос. цене. Вот так или приблизительно так проходила жизнь в институтах и КБ Советского Союза в период развитого социализма.


Рецензии