Число степеней свободы

Мой учитель философии, человек с неординарным складом ума и невероятной тягой к общению, всегда считал, что человеческое существо устроено предельно просто и истины, закрепленные временем, известны всем. Лекции профессора N всегда заканчивались грандиозным падением чьих-либо принципов, и немым укором совести со стороны оппонента преподавателя. Этот невысокий человек средних лет умело оперировал фактами и имел непревзойденный успех в области чтения сознания того, кто решался вступить с ним в дискуссию. И дело не в богатом жизненном опыте и преподавательском стаже, дело в тех самых истинах и постулатах внутри, которые профессор хранил с особым трепетом. Он стал моим кумиром.
Очередная пара началась с привычного действия: вопроса.
- Что есть свобода?
По аудитории пробежала волна перешептывания и остановилась на юноше, который неуверенно поднял руку.
- Отсутствие ограничений?
- Чудесно. Что Вы имеете ввиду, молодой человек?
- Когда нет рамок, нет каких-то других способов или попыток загнать человека под нечто определенное. Когда присутствует свобода выбора, и этот выбор вообще существует. Можешь делать всё, что хочется и вздумается.
- Очень хорошо. Но не напоминает ли Вам это анархию с привкусом демократии?
- Немного, сэр, - парень опустил голову.
- Желаете изменить ответ?
- Д-да, сэр.
- Разве сейчас перед Вами не стоял выбор, Браун? Вы могли и дальше придерживаться исходного ответа или изменить его, если, конечно, желали. Но признаться честно, свободой от Вас и не пахнет. - Профессор наклонил голову, перебирая пальцами.
- Есть у кого-то ещё варианты?
- Сидеть одному в квартире весь день и заниматься, чем хочется? - Раздался женский голос откуда-то сбоку.
Профессор нахмурился, а девушка виновато закусила губу.
- Свобода это или одиночество, милая? - Преподаватель обошёл большой деревянный стол и устремил взгляд на свою ученицу. Я лишь усмехнулся, предвещая ещё одни разбитые устои. - Кто ещё хочет мне ответить? Никто? Тогда... - он поправил очки, и стёкла в круглой оправе блеснули, - друг мой, - он посмотрел на того парня, что первый озвучил ответ.
- Да, сэр? - Юноша заметно напрягся, теребя края тетради.
- Как Вы думаете, Ваша знакомая права?
- Думаю нет, сэр.
- Вы уверенны? - Пристальный взгляд маленьких темных глаз был устремлен в окно и в то же мгновение переведен на Брауна.
"Пиши пропало" пронеслось в моей голове.
- Профессор, - я поднял руку, привлекая внимание, - мне кажется, это зависит от ценностей человека и его представлений о свободе и одиночестве. Из ответа Аманды, можно подумать, что она мыслит приземленно и ставит в приоритет лишь материальное, но уверяю Вас, это не так. Она просто никогда не была по-настоящему одинока.
- Вы видите связь между свободой и одиночеством, мальчик мой? - Преподаватель усмехнулся.
- Кто не любит одиночества — тот не любит свободы.
- Превосходно! - Он всплеснул руками, широко улыбаясь. - Так что же такое свобода?
- Высшая свобода - это способность самому выбирать своё рабство.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.