Глава 4. Перемещение баржи с косы в море

http://proza.ru/2020/06/04/589

Курочка по зернышку клюет, а к вечеру сыта бывает.
Исконно русская  пословица

        В поселке был один только трактор ДТ-75. Это очень древний трактор,  такие трактора в детстве Николай встречал в колхозе. Северный завоз невозможно завершить без трактора. Развитие экономики на Чукотке происходило благодаря организации на полуострове Главного Управления Северного морского пути.
В послевоенные годы стали работать Певекский и Провиденский морские порты. Характерная черта Чукотки это наличие большого количества брошенной не исправной техники, как на побережье, как в поселках, так и в городе Анадырь. При завозе на побережье использовалась баржа,  в пгт Провидения был свой завод по ремонту барж, единственный  по всему тихоокеанскому побережью. Еще с вечера Николай договорился с трактористом Марьям работать на косе, за литр «шила», другие цены не устраивали тракториста, он же и старший  баржи, хозяином же был совхоз.

        Утром в 06-00 Николай позвонил в квартиру на 2-ом этаже 2-х этажного дома, где жил Марьям.

     —Проходите Николай Николаевич! Сейчас позавтракаем и пойдем,— пригласил гостеприимный хозяин. Да они чукчи свои в доску, подумал Николай. Квартира была обыкновенная как везде в СССР. На завтрак были макароны с олениной, чай, белый хлеб с маслом и икрой. С ранним завтраком для прапорщиков и матросов Николай позаботился заранее. Начальник заставы  разносолов не обещал, но сытно накормить заручился. Неизвестно сколько придется быть на берегу.

        У баржи уже была группа в сборе. Моряки соскучились по кораблю, буквально рвались на него. Он и сам уже скучал по уютной теплой каюте.
      — Все позавтракали?— спросил Николай
      — Все, все, — раздался рокот

      Мотористы взяли с собой бочку  с водой, дров, чтобы согреть воду, запустить холодный двигатель без прогрева будет проблематично. Мало еще снять баржу, надо, чтобы она была на ходу. Для холодного пуска имелся пузырек с эфиром. Николай планировал, сначала прогреть двигатель горячей водой, а потом запускать.

        В 08-00 4 декабря 1989 года группа была у баржи. Она стояла на удалении 15 метров до уреза воды, носом на юго-запад. Корабль уже стоял на рейде.
      — Второй первому!— узнал голос командира Николай.
      — Ответил второй! Здравия желаем!
      — Здравия желаю! Значит так! Сейчас я начинаю перестановку на два якоря и ближе к берегу. А вы тем временем, выкатите все бочки с баржи! Далее спускаем катер и заводим на баржу концы. Начинаем работу. Будьте всегда на связи!

       Николай построил группу для целевого инструктажа по мерам безопасности:
       —Внимание. Перед нами стоит задача, стащить баржу с косы при этом не допустить травм. Основные опасности при сталкивании: это натянутые концы, ни в коем случае не становится   внутрь петель концов, при натяжении концов стоять поодаль на 5 метров. Далее работающий трактор, быть внимательными, не попасть под гусеницу. И сама баржа, при натяжении концов перед баржей не стоять.

        Работать будем следующим образом. Сейчас пока корабль переснимается с якоря, выкатываем с баржи бочки с рыбой, чем уменьшаем её вес на 2 тонны. Далее ждем катер. Он будет идти с линеметом для подачи концов и заводкой их после на баржу за серьги, приваренные к ней по бортам. Далее корабль будет тащить концы, заведенные на баржу шпилями, а мы по возможности будем подталкивать её трактором. Слушать только мои команды. Вопросы. Разойтись.

        —Первый второй.
        —У аппарата первый. Старший помощник.
        —Александр Владимирович! Прошу записать у навигационно-вахтенный журнал. Старший баржи провел целевой инструктаж с матросами, командой баржи перед работами по снятию баржи с косы. Передал Сычев Николай Николаевич!
        — Второй первому. Вас понял. До связи!
        Вот и серьги пригодились, подумал Николай. Их нет в проекте баржи. Проект не предусматривал таких работ, как тянуть баржу по берегу. Для швартовки были установлены кнехты по бортам. На них можно завести концы, но их вырвет усилие 20 тонн и сомнет при этом борта. Надо замести концы за прочный корпус, можно обхватить корпус вокруг, обнять его концом  как мужчина женщину руками, но тогда конец будет соскальзывать, надо чем-то его зафиксировать. Приварить специальные серьги лучшая возможность.

        Однажды корабль на мерной линии наскочил на бочку и повредил левый винт. Для его замены корабль подняли в док. После смены винта бригадир пригласил Николая принять работу. Леса уже убрали, Николай увидел оставшиеся рымы на корпусе корабля, на которые крепили тали для подъема винта. По-другому винт не заменишь. Он посмотрел на рымы, потом на бригадира.

        —Понял, командир, надо срезать. А что тебе надо сделать, чтобы принял работу, — Николай повел бригадира к барже. Обрисовал всю картину, рассказал, что надо сделать, сказал, что после работы еще нальёт.
 
      Бригадир сделал серьги на славу, они служили украшением баржи, теперь вот пройдут испытание по назначению.

        Не срезанные рымы тоже пригодились, когда с главной палубы выпал молодой матрос за борт, он, плывя по течению вдоль борта, поднял крик. Вахта с ПЭЖ услышала. Матрос сумел ухватиться за рым и задержаться. Его спасли, замполит спустился по веревочному трапу, обвязал матроса кончиком и вытащил. Николай благодарил судьбу за то что не срезал рым. Этому цена жизнь человека, может, зачтется на небесах.

        Все последующие действия могут быть полезным материалом для моряков. Якорь откопали, выбрали, бочки выкатили. Все было разыграно как по нотам до того момента пока заводили концы на баржу.

       Катер подошел к берегу. Выстрелил с линемета. Линь с грузом поймали матросы на берегу. Это произошло со второго раза. В первый раз  матрос из команды катера вывалился за борт. Матроса к счастью выловили. Второй раз все получилось. К линю с корабля прикрепили канат диаметром больше линя и к последнему 2 толстых швартовных конца. Трактор  вытащил их  на берег. Концы скобами завели за серьги.
Начали работать шпили. Тяговое усилие шпилей по 20 тонн. Баржа оставалась неподвижной. Трактор уперся в баржу и начал толкать, баржа не двигалась,сцепление начало гореть.

       Николай задумался. Почему? Вскоре был найден ответ. Вес баржи 20 тонн, плюс сила трения. Тяговое усилие вычисляется по формуле путем умножения веса груза на коэффициент трения и косинус угла. Дело в том, что еще надо учитывать вес гальки, которую связывает собой баржа, цепляясь выступающими частями. А это главным образом киль баржи.

       Что же делать? Статика не помогает, нужна динамика. Концы надраены, нужен удар по барже.Николай нашел на прибое большой бревно.
      — Моряки! Взяли это бревно, понесли к барже, прислоните здесь к корпусу баржи, так, держите здесь, — приказал Николай, и в тоже время сказал трактористу с разгона ударить задней частью по бревну.

      Баржа при ударе сдвинулась на 1 см. Моряки по его команде подняли бревно и опять трактор ударил по бревну, опять на 1 см, при этом Николай засек время. Это заняло 1 минуту. За час баржа сдвинется на 60 см. Это по равнине, с наклоном к морю угол и трение уменьшиться, значит, будет двигаться при ударе больше. До уклона 6 метров, значит надо 10 часов. Сейчас 09-00, к 19-00 будем у  уклона к воде. А если ударять два раза в минуту, то будем  у уклона в 14-00. Там еще от уклона возьмем часа 4. Получается должны снять в 18-00.
      — Второй первому!
      — Ответил второй! Прием!
      — Доложите обстановку!
      — Немного баржа сдвинулась. Мы подставляем бревно, по нему трактор ударяет, баржа тихонько  двигается.
      — Сколько времени займет?
      — Примерно в 18-00 снимем баржу.

       Николай знал из опыта. Если хоть и медленно и поступательно заниматься делом,то результат будет, и вовсе не обязательно, что он, может быть, достигнут исключительно радикальными и сиюминутными действиями. Курочка по зернышку клюёт. Любимая поговорка шахматистов позиционного стиля. Медленно накапливая преимущества и выигрывая партию.
        Николай создал 4 бригады, который держали бревно по 15 минут. Работа пошла непрерывно. Через час скорость движения баржи стала 2 см в минуту. Все получилось как и предполагал Николай.

       Вскоре баржа уже стояла носом к воде, и хотя до воды было еще много, но результат был реальный. Николай брал лопату уходил под нос баржи и отбрасывал, гальку. Почему-то он не думал об опасности. Сейчас  уже никто не узнает. Смотрел ли в бинокль вахтенные офицер и давал ли команду, чтобы в это время останавливали шпиль.

         Скоро поступила команда мотористам заливать горячую воду. Потом поступила команда всем на борт. Баржа стремительно слетела с песка и оказалась в открытом море.
         —Отдать концы! Ляшук заводи мотор, — скомандовал Николай. Двигатель баржи завелся, баржа своим ходом ушла к борту. На часах было 18-00. Пришвартовалась, лишние пассажиры покинули баржу. Николай поднялся в каюту, взял для расчета огненную жидкость и опять ушел на баржу. Надо было забрать с косы выгруженные бочки и рассчитаться с Марьямом.

         Когда зашли в реку, уже было темно. Закатать 10 бочек было тяжеловато без уклона, промучились два часа. Только в 21-00 все было закончено. Корабль ушел в Анадырьский лиман. Николай чувствовал себя хорошо от осознания удачно выполненной операции.
        Судьба приготовила Николаю впереди еще много испытаний. Они пройдут, время службы на корабле закончится, он достойно пройдет все невзгоды и испытания. Потом поймет, что это было лучшее для него время. Он приносил пользу родине Союзу Советских Социалистических Республик.


                http://proza.ru/2020/09/04/230


Рецензии
Да, трудоёмкую работу по снятию баржи с косы. Тут и знания и смекалка были нужны. С уважением Нина.

Нина Измайлова 2   22.10.2020 18:26     Заявить о нарушении
Спасибо Нина! Это событие врезалась в память хорошо. С теплом!

Владимир Сысун   23.10.2020 02:06   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.