8. 11 Воля человека

                Может ли сам человек развить свою волю?
       
                Из книги «В поисках чудесного» П.Д. Успенского (слова Г.И. Гурджиева):
 
(стр.203) «… если человек  начинает разрушать «буфера» внутри себя, он должен одновременно развивать волю. А поскольку волю невозможно создать по первому требованию и за короткий промежуток времени, человек без «буферов» и с недостаточно крепкой волей может оказаться деморализованным. Единственным его шансом в это время будет руководство другой, уже окрепшей воли.
Вот почему в школе, которая включает  в свою работу разрушение «буферов», человек должен быть готов повиноваться воле другого, пока его собственная воля не достигла полного развития. Обычно такому подчинению воле другого человека учатся, прежде всего. Я употребил слово «учатся», потому что человек должен понять, почему необходимо такое повиновение, должен научиться повиновению. Это нелегко».

                А что тогда сопротивляется в человеке подчинению этой воли? Своей воли у него нет, а что есть?

«Человек, начинающий работу самоизучения ради достижения управления собой, привык доверять собственным решениям. Даже то, что он видит необходимость изменить себя, показывает ему, что его решения верны, и это укрепляет его доверие к ним. Однако начиная работать над собой, человек должен отказываться от собственных решений, должен «пожертвовать собственными решениями», иначе воле человека, направляющего его работу не удастся управлять его действиями».
 
                Если человек привык доверять собственным решениям,  не означает ли это, что у человека уже есть своя воля? Я ещё могу воспринять то, что человек должен быть открыт для познания нового, даже того, что не вписывается в его сформировавшееся мировоззрение и поэтому должен доверять, в какой-то мере учителям, но чтобы полностью подчиниться их воли - это для меня неприемлемо.  Как может развиться собственная воля, если она находится в подчинении?

«В школах религиозного пути «послушания» требуют, прежде всего; имеется в виду полное и безусловное подчинение, хотя бы и без понимания. Школы «четвёртого пути» в первую очередь требуют понимания. Там результаты усилий всегда пропорциональны пониманию».

                По моему мнению, понимание даёт развитие собственной воли, без подчинения её другой воли. Происходит слияние двух волей на единой основе, а не подчинение.
 
«Отречение от собственных решений и подчинение чужой воле могут показаться человеку непреодолимым препятствием, если он ещё раньше не понял, что фактически он ничем не жертвует и ничего в своей жизни не меняет, что всю жизнь он подчинялся чьей-то внешней воле, что у него не  было собственных решений. Но человек не сознаёт этого, он считает, что обладает правом свободного выбора. Ему трудно отказаться от иллюзии, что он сам направляет и устраивает свою жизнь, но никакая работа над собой невозможна, пока человек не освободится от этой иллюзии.

Он должен понять, что он не существует; ему необходимо понять, что он ничего не теряет, потому что ему нечего терять; он должен понять своё «ничтожество» в полном смысле слова.

Только сознание своего ничтожества в состоянии победить страх подчинения чужой воле. Как бы странно это ни звучало, такой страх – одно из самых серьёзных препятствий на пути человека. Человек боится, что его заставят делать что-то такое, что противоречит его принципам, взглядам, идеям; кроме того, этот страх порождает у него иллюзию, что он действительно имеет принципы, взгляды и убеждения, тогда как на самом деле их у него не было и не может быть. Человек, который ни разу не подумал о морали, вдруг начинает бояться, что его заставят сделать нечто аморальное. Человек, который никогда не думал о своём здоровье и только разрушал его, начинает бояться, что его заставят сделать нечто вредное для здоровья. Человек, который всю жизнь лгал всем и каждому самым безсовестным образом, вдруг начинает бояться, что его заставят лгать – и так далее, без конца».

                Как человек может обрести свою волю, если он от одного подчинения перешёл к другому?

«Страх подчинения чужой воле очень часто оказывается сильнее всего. Человек не понимает, что подчинение, на которое он сознательно соглашается, является единственным путём к тому, чтобы приобрести собственную волю.
Вопрос о воле, о собственной воле гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд. Человек не имеет воли, достаточной для того, чтобы делать, то есть управлять собой и своими поступками, но её достаточно для того, чтобы повиноваться другому человеку. Только таким путём может он освободится от закона случая. Другого пути нет».

                Что значит подчиниться чужой воле? Воспринять те знания, которые даются в учении. Выполнять всё то, что даётся в учении. Например, выполнение десяти заповедей, данных в книгах Ветхого Завета Библии. Подчиняемся ли мы чужой воле, когда воспринимаем научные знания?
 


Рецензии