Яблоки на снегу

После окончания института  Михаила, молодого преподавателя истории, направили   в одну из школ  Алексинского района Тульской области. Село Щукино  в то время уже не было, как до войны,  многие навсегда покинули свою малую родину. Сказывалась и отдаленность от районного центра. моста через протекающую рядом Оку не было.  Сама по себе Ока здесь  не очень и широкая, метров сорок-пятьдесят,  не более.
  А вот пойменные луга правого берега  удлинили бы мост в три-четыре раза.  Конечно, денег на такое грандиозное  по меркам районного центра строительство  дать не могли.
 Старожилы села,  видя как стремительно сокращается  его население,  качали головой,  с осуждением,  тихонечко между собой переговаривались , что на строительство Асуанской плотины  деньги нашлись.
 Тогда в моде была песня " Напиши мне мама, в Египет, как там Волга моя течет".
Разговоры эти, конечно, не поощрялись.
 И " братскую помощь"  как тогда говорили, народам развивающихся стран сомнению подвергать остерегались.
 Развивать же , конечно, нужно было  прежде всего свои города и свои села. И не целину нужно было корежить и распахивать в угоду будущим суховеям, а земли своего Нечерноземья.
 Ясное и четкое понимание этого пришло к Михаилу позднее.
  Лодочная переправа через Оку  работала нерегулярно.
 То лодка протекает, то лодочник " просыхает".
 Зимой же  на лед ставили неширокие, деревянные клади.
Они стояли почти до самого разлива  и по ним жители деревни  пересекали  реку, торопясь на работу в город, одни опасаясь, другие не очень, провалиться под лед.
Сам Михаил был городским парнем,  родился и вырос в Алексине. Там он жил вместе с родителями и сестрой  в своем одноэтажном кирпичном доме.
 Алексин-  относительно большой город. Имеет свои отдельные,  отстоящие на большом расстоянии друг от друга,  микрорайоны: Соцгород Энергетик, Петровка, Мышега. Дом этот строился долго, трудно было с кирпичом, да и дорого ,конечно.
Но на кирпичном заводе работал отец Михаила  и няня, сестра отца , так, что выписать кирпич все -таки было можно.
В 60зе годы в алексин провели сетевой газ. Так, что Михаил вырос, можно сказать, в доме со всеми удобствами.
 А вот в Щукине всего этого , к чему он привык, не было.
 Но зато деревня оказалась чудесной. по две стороны грунтовой дороги протянулись по одной узкой улочке  примерно на полкилометра деревянные домики.
 Возле каждого дома сад.
 В каждом саду - яблони, сливы, малина. у каждого хозяина  хороший огород.
  весной деревья покрывались нежными  цвета подвенечного платья узорами.
  Летом по деревне распространялся запах разнотравья, а осенью аромат  зреющих яблок.
А как чудесно распевают в садах соловьи . Поют, щелкают, свистят,  перекликаются, стараются перещеголять друг друга.  Кажется, говаорят друг другу:
  А, ты так?. А мы можем не хуже. Вот так!
 Внизу под горкой маленькое кирпичное здание.  Это бывшая сыроварня. Кагда-то здесь вырабатывали хороший сыр.
 Сейчас здесь молокоприемный пункт.
 Рядом криница- родник с чистейшей родниковой , прозрачной ,  необыкновенно вкусной водой.
  И, хотя в деревне было два колодца,  воду для питья брали все в кринице.
 В деревне Михаил жил в школьном доме, за стенкой жила семья старенького директора школы . И все было хорошо несмотря на то, что в первый же год работы  Михаила покусали пчелы. Он ехал с работы на недавно купленном велосипеде. Вместе с учениками он красил парты. руки, одежда пропахли краской.  и тут со стороны сада Егора Пронина  начали вылетать почему-то не одинокие , как обычно, а большими сгустками  разъяренные, грозно жужжащие пчелы. Они стали кругами носиться вокруг Михаила.Запах краски раздражал их чрезвычайно.
 Он сделал несколько движений руками, пытаясь отогнать пчел,  но это еше более усилило их натиск  на бедного учителя.
 Как выяснилось позднее,  старый Егор проверял свой  улей после зимовки  и случайно уронил рамку с сотами прямо в улей  Дымарем он пользовался редко , просто надевал защитный плащ,  маску, сетку. перчатки.
 И вот такая незадача.
Хорошо, молодой учитель не растерялся.  прямо на велосипеде, он, протянув за собой рой, пчел.  проехал метров пятьдесят и в одежде вместе с велосипедом  бухнулся в деревенский пруд, где обычно мирно плавали гуси и утки.Вместе с ним бросилась в воду , опасаясь пчел,  оказавшаяся поблизости незнакомая девушка  Она не закричала, не завизжала от неожиданности и страха,  как это следовало ожидать, а молча, прикрыв лицо рукой,  пробежала  несколько метров  уже в воде.
 Пчелы, немного покружив  над головами молодых людей , улетели.
 Девушка, синеглазая, сразу же отметил Михаил,  посмотрела на него и засмеялась  Наверное, потому, что укушенная губа парня  начала разбухать.
- Ты чего смеешься? - спросил он и тоже счастливо захохотал.
 Так Михаил встретил свою любовь.
Свадьбу сыграли через полгода. Запомнилось.  что в загсе их расписали  8 марта на праздник     Как позднее шутил Михаил, женский день подарил мне жену.
 Запомнилось также, что поздравлял  в загсе  регистратор по фамилии Хрущев.  Фамилию эту стали подзабывать,  а тогда известного всем Никиту - кукурузника, руководителя партии  в октября только что сняли со всех постов  и отправили на пенсию.
В деревне к нему относились по- разному.
 Одни не ругали его особенно сильно,  другие благодарили за разрешение иметь паспорта  колхозникам.  Это позволило им  свободно уходить и покидать колхоз  в поисках городских удобств и поисках работы, ха которую все-таки платили деньгами..
 Пустопорожний трудодень, как его метко окрестил Твардовский,давно всем осточертел.
 Но это " обмельчание " села происходило не сразу, а постепенно  И пагубность всего этого воспринималась не сразу.
В деревне еше было много детей В одних только деревенских начальных школах Алексинского района училось более пятисот детей.  В самой школе, где работал Михаил, училось двести пятьдесят учеников.
Тогда в начале 70-х годов прошлого века Щукино было еще  большим селом.
 Церковь, которая была положена селу по своему статусу,  а именно в этом заключается отличие деревни от села,  в то время не работала.
  В ней располагался склад химических удобрений. Скорбные лики святых  грустно глядели со стен храма  на россыпь ядохимикатов , мешки с мочевиной, удобрениями. прямо из храма на улицу  вытекали зловонные ручьи. , войти в церковь можно было только в резиновых сапогах.
  Люди к этому привыкли, и только некоторые старушки горестно качали головами и крестились, глядя на все это.
  Ребятишки-школьники устроили рядом с церковью футбольное поле , весело играли в мяч, и никто из них не задумывался.  что играя в футбол они топчут,  в прямом смысле топчут,  могилы своих предков.
 Когда=то на этом месте был церковный погост, где были похоронены не один десяток человек.
Эти детишки никогда не слышали колокольный звон, а именно он, как поется " приносит много дум",  не слышал и молитв, искренних обращений  к Богу.
 Все это тогда  совершенно проходило мимо и не осмысливалось не только детьми,  молодежью, но и довольно пожилыми людьми.
Вскоре Михаила пригласили в райком партии и предложили стать членом КПСС . Отец Михаила вступил в партию в годы войны.Быть членом партии, как говорили тогда, значит находиться в авангарде советского общества,а учитель всегда был и остается  воспитателем юной смены старших и он обязан находиться в этом авангарде.
 Так Михаил стал сначала кандидатом, а затем и членом партии. Перед принятием в партию, прежде , чем попасть на заседание бюро райкома , Михаил предстал сначала перед членами партийной комиссии, тогда был такой порядок,  где члены парткомиссии, как правило,  старые, заслуженные в районе люди весьма преклонного возраста,  задавали ему различные вопросы. Вопросы были нетрудные, касались в основном биографии, мировоззрения.
 Сразу же ему нашли и партийную нагрузку-быть пропагандистом в отделении совхоза, где находилась Щукинская восьмилетняя школа.
 Сегодня многие забыли- что значит быть пропагандистом, лектором.
 Да и как не забыть.
Двадцать пять лет прошло с тех пор.По разному относились тогда  к этой затее слушатели. Во-первых- после работы уставали, было не до высоких материй. Дома была еще масса дел и отдохнуть хотелось.
  Поэтому умные председатели колхозов разрешали собираться в рабочее время.
 На  занятия к Михаилу приходили главные специалисты; главный агроном  зоотехник, инженер, секретарь парткома, комсомольской организации,  работники правления, сельского Совета,  Набиралось человек 123-15. Занимались по особой программе . Один год-основы марксистско-ленинской философии, другой- политическая экономика капитализма,  третий- основы социалистического строительства
у работников физического труда были свои особые, упрощенные программы , у них был другой пропагандист.
 Как правило, за фермой, или механизированным участком  закреплялись члены общества " Знание".
. Иногда занятия проходили по своему графику . Одна учительница  по своей инициативе разработала отдельный курс . Сначала его хотели назвать " основы социалистической культуры " , но учительница, ее звали Царева Евдокия романовна,  настояла на своем и назвала курс " Основы русской культуры" правда, слово " русский " почему-то считалось лишним  и оставили название " Основы культуры"
 В те времена, несмотря на то, что СССР был страной многонациональной , а русские, как известно, являлись  и являются державообразующей нацией,   проявление " русскости" не любили. конечно, это шло из Центра, из Москвы.
Употребление слова " русский" считалось нескромным,  выражением национального  чванства, шовинизма,  и как бы способствовало разжиганию национальной розни.
 Даже российской компартии не было. Киргизская или Литовская были, а русской в РСФСР не было.
Вот такой перегиб был в то время.Видно забыли партийные идеологи  о первом тосте, который произнес руководитель страны И.В. Сталин  на кремлевском приеме в честь Великой Победы.
А тост был провозглашен за русский народ, за его терпение, мужество, самоотверженность,  и героизм. К сожалению, прошедшие десятилетия мало что изменили в этом отношении.
 Так вот. На занятия к Царевой  загонять никого не нужно было.
 К ней шли люди и из других курсов.
 Шли сами, по своей воле.
  Такой она была замечательный рассказчик и полемист.
 Она не уходила от острых вопросов , отвечала на доступном, понятном языке избегала штампованных  фраз, лозунгов и клише.
 Михаил побывал у нее на 2-3 занятиях  -было интересно-чем она приворожила своих слушателей , и сам старался по ее примеру работать так же.
 Конечно, ему порой приходилось трудновато.
 Некоторые слушатели сами имели высшее образование  и сами могли пересказать передовицы  партийных газет и журналов , которые они, хоть и без большой охоты, но выписывали.
 а одна слушательница  работница сельсовета, ее звали Антонина, прямо таки донимала Михаила своими вопросами.
-Ну, вот скажите, Михаил Николаевич,  вежливо начинала она,- вот в Конституции написано  что все люди равны,  а ведь нам, сельским жителям , живется намного хуже  чем в городе.
 У них там  и асфальт и кино каждый день,  и театры , и в магазинах все есть.  А здесь придешь с работы  траву козам накоси, поросенка накорми,  гусей домой загони, детей накорми.
 Работницу сельсовета звали Антониной, или, как ее многие называли, Тонькой.  На нее Михаил не обижался. интересная она была женщина.
 И дети, и тяжелая работа, казалось, не коснулись Тоньки. Наверное, в этом и состоим прелесть русских женщин.
 Своей красотой фигурой , грацией, она вполне могла соперничать , допустим, с Николь Кидман  и другими известными в мире кино  известными звездами шоу-бизнеса.
 Не зря писал Некрасов- Есть женщины в русских селеньях.
- Уймись, Тонька!- одергивал ее кто-нибудь, что глупые вопросы задаешь?
 Михаил знал, что Тонька живет одна, имеет троих детей , муж у нее поехал в город и не вернулся. Говорят остался у другой женщины.
  Также он знал, что аналогичный вопрос Антонина задавала  недавно приезжему лектору , который выступал у них в клубе  перед началом кинофильма.
 Отвечая, лектор начал что-то говорить о стирании  граней между городом и деревни,  о гигантской работе, которая ведется  для достижения социального равенства , о повышении благосостояния советских людей. Михаил сам был там в клубе.
  Давно хотел посмотреть фильм " Война и мир "  Сергея Бондарчука.
 Кстати, у Толстого, отметил для себя Михаил, книга называлась " Война и МIР ", где "и" печаталось по старославянски и это слово приобретало тогда в глазах людей  не состояние общества после войны, а нечто другое. Этим словом обозначалась вся Вселенная.
 Слушая ответ лектора, Михаил услышал, как заскрипели за его спиной стулья: человек десять вышли покурить и вернулись  только к началу фильма.
А сидевший рядом с Михаилом  учитель физкультуры  тихо проговорил:
-  Стирание граней, стирание граней. Об эти грани бриться можно.
 Вопросы, которые задавались на этих занятиях, впрочем, были не всегда глупые.
 А в этот раз, стараясь уйти от серьезного тона,  Михаил улыбнулся и ответил , обращаясь к Тоньке.
- Вы, Антонина Ивановна во многом правы.В городе жить, действительно, полегче, чем в деревне. но и умереть пораньше там также  полегче.
Там после работы и заняться особенно нечем, вот мужики. как поется в песне, и стучат в домино.  Это в лучшем случае. А чаще в пивнушку идут, потом своих жен гоняют.  Посмотрите сами- сколько там пыли  дыма, сколько машин,  на улицах, детей опасно  одних выпускать из дома.
- Ну, конечно, и пчел там нет,- скороговоркой ответила Тонька.
 Все  заулыбались. Они знали, что Тонька положила взгляд  на молодого пропагандиста и занятия продолжались дальше.
  Конечно, она чувствовала, что женой Михаила не станет. Так уж сложилось в жизни, как поется в песне:" каждый выбирает по себе" . Ну, так поется с древних времен.
 А то, что Антонина не станет его женой, он понял сразу, еще до своей женитьбы. И не потому, что у нее трое детей Дело совсем в другом.  Как бы не обижались на ученых парней молодые колхозницы,  они, эти умные парни, были немного другими,  и жен им хотелось иметь немного других.

 Нина, которая стала женой Михаила , имела дальних родственников в деревне и к тому времени  успела окончить медицинское училище.
В Щукине она сменила уехавшую в город медсестру : вела прием больных, делала уколы,  давала направления в городскую больницу.  Болели тогда редко.
  Из постоянных больных-  глубоко пожилые люди.
  А лучшее лекарство от всех болезней  считалось тогда - здоровый , интенсивный , физический труд , а работы в совхозе  всегда хватало.
 Молодая семья вскоре обзавелась хозяйством . Купили поросенка,  стали выращивать также картофель. На грядках в своем огороде росли огурцы, помидоры , лук, морковь, свекла.
 Корову заводить не стали. молоко брали  у той самой Тоньки.
 Большого ухода огород не требовал  Колорадских жуков тогда не было, фитофторы, поражающей помидоры,  тоже. Так, что обходились без пленочных теплиц.. Все это придет на нашу землю позднее.
 Здесь в деревне  Михаил научился запрягать лошадь, вспахивать огород, а главное,  ездить верхом. Сначала было непривычно, и, скажем прямо,  неудобно, но постепенно привык.
Лошадь была школьная , и учителя по очереди  вспахивали свои  огороды, привозили на ней дрова,  да мало ли разных дел на селе, где без лошади не обойтись.Директор школы Петр Васильевич был страстным любителем лошадей  С предыдущей лошадью ему не повезло.
  Года три назад, когда старая школьная лошадь Лида  стала совсем плоха, он обменял ее, с доплатой у цыган на прекрасного , молодого  жеребца, которого звали Царек. Всем был хорош Царек.Огненно-рыжего цвета, поджарый. Казалось, все его стройное тело излучает энергию.
Даже, когда стоял на месте, нетерпеливо перебирал ногами, он был всегда нацелен на движение вперед.
 За царька директору пришлось, конечно, доплатить.
 старая Лида не шла ни в какое сравнение  с горячим, полным силы Царьком.
 В деревню гордый директор приехал, вернее примчался верхом на Царьке. Седло ему также продали цыгане.
Директор всю жизнь прожил в деревне ,  и обращаться с лошадьми, ездить верхом  , конечно, умел.
 Покупая Царька, он конечно не думал, что вскоре очутится в положении деда Щукаря , из романа Шолохова " Поднятая целина", которому цыгане надули лошадь. Надули в прямом смысле, а директора в переносном.
 Оказывается , Царек имел один, но довольно существенный , недостаток.
 Выяснилось это тогда, когда Царька запрягли. Когда надевали на него хомут, сбрую, чересседельник,  он крутил головой, фыркал, дергался. Затем, когда лучший конюх совхоза  сел в телегу и махнул на Царька  кнутом, тот взвился на дыбы и резко, очень резко, рванул с места.
 Хорошо, что конюх сразу же выпал из телеги. Царек вернулся назад через два часа   
 потным, весь в мыле ,с побитыми в кровь о телегу  ногами .Запрягли его через неделю снова , и , хотя на дворе было лето, запрягли  не в телегу, а в сани для увеличения трения.  и Царьку было тяжелее, чтобы не летел как стрела.
 Но и запряженный в сани, Царек сначала сделал пируэт задними ногами,  ударил копытом в переднюю часть саней, отчего у них  отлетел большой кусок дерева и чуть не убил  сидевшего в санях учителя географии.
 Тот немедленно соскочил на землю , а Царек метеором помчал галопом вдоль деревни и вскоре скрылся из глаз.Картина повторилась снова.
 В этот год учителя пахали свои огороды на совхозских лошадях, а Царька удалось сбыть тем же цыганам . Наконец, они дали старого, но спокойного мерина Тумана , который успешно потом работал лет пять-шесть.
А вскоре  Михаила перевели  директором школы в Алексин . Школа была там побольше, построена по типовому проекту. Училось там более пятисот человек.  Педагогический коллектив встретил Михаила спокойно-выжидательно.
 Директор, работавший в школе до Михаила , был хорошим учителем, отлично знал и преподавал математику, но вот план направления выпускников школы  в различные организации, учебные заведения  не выполнял уже года три.
 Была раньше такая практика. по линии РОНО, райкома партии давался  план, в котором четко фиксировалось: сколько учеников должно поступить в Тимирязевскую академию, сколько в МИИСП( Московский институт инженеров сельскохозяйственного произвордства, сколько поступить в СПТУ, ГПТУ( профессионально-технические училища) Сколько устроиться на работу.  И, хотя сын директора школы, вопреки своей воле, ради отца, поступил в МИИСП,  план был завален, и директору пришлось уйти с работы.
Михаилу тоже не нравился этот административный нажим на школу. Да и само слово- "направить" более относилось не к людям, а неодушевленным предметам.
К чести старого директора, он не мешал Михаилу,  но несправедливость его снятия с работы  ощущалась в коллективе,  и это, конечно, сказывалось  на отношении всего коллектива к Михаилу. 
Потребовалось три-четыре года работы в новом коллективе, чтобы завоевать уважение и доверие учителей школы .
 Действительно, через четыре года работы,  одна из старейших учительниц школы Поталова  Зоя Васильевна- замечательный математик,  как-то выступила на педсовете и предложила:
-  А не пора ли нашего Михаила Николаевича  представить к награждению значком  " Отличник народного просвещения"?
  Ее поддержали и вскоре Михаил  удостоился этого почетного звания.
 Иногда в городе он встречал учителей Щукинской школы, разговаривал с ними. На августовских конференциях  учителей, Михаил всегда старался  пообщаться со своими старыми коллегами, узнать деревенские новости , передать привет старым знакомым.
С горечью узнал Михаил. что Тоньки больше нет . Ее муж, Юрий, за которого Тонька вышла замуж по пьяной драке, из- за ревности убил ее.Юрку Михаил знал.Вроде хороший парень, только когда выпьет,  становится неуправляемым  со стороны друзей и со стороны своей.
  А каждый человек, конечно, должен быть управляемым  со стороны своего рассудка, иначе его название  умалишенный.
И, конечно, в момент убийства Юрка был  смертельно пьян.
-Сколько же, сколько же смертей приносит нам неразумное пьянство?- подумалось Михаилу.
 - Да и что оно? Средство для расслабления. Желание вынести свое поведение из под контроля мозга7
- Желание убежать  от самого себя,  своих близких,  желание уйти от жизненных проблем ?
  Наверное, быть человеком и оставаться  им в подобных ситуациях , величайшая ответственность перед самим собой  и своим именем , перед памятью своих предков , или даже перед государством , Богом.
Даже, если Антонина и изменила своему мужу , это ее личностный выбор. 
- Откуда у нас, мужиков,  подумал Михаил, это чувство собственности?
 А , может, любовь, настоящая любовь предполагает полное растворение  одной личности в другой  и, если какая-то половина ее  уходит на другую сторону, сам уже новый, единый организм отвергает ее часть, отторгает жестоко  не думая о пагубных последствиях  этой кровавой акции за которой последует суд, осуждение  тюрьма, а , может, высшая мера наказания.
 Юрке дали пятнадцать лет.  Позднее, он после освобождения вернулся в родную деревню,  много пил и умер никому не нужный  и сегодня редко кем вспоминается.
- Ну, а как школа?,- Сколько в ней учится человек сейчас?-  спрашивал Михаил.
- Сама школа пока сохраняется, отвечали ему , но из восьмилетней, она тихо превратилась в результате так называемой реструктуризации, в начальную. Говорят, и начальной ей недолго осталось быть.
 Само это слово " реструктуризация" многих тогда бросало в дрожь . Закрывались клубы, больницы, фАПы- фельдшерско-акушерские пункты- и все под благовидным предлогом- денег нет. И мы держались, как и советовал позднее один из наших президентов.
- Немного осталось быть, горько усмехнулся Михаил.
Так раньше не говорили.
Конструкция предложений носит явно  иностранный, как бы сказать, акцент.
 Ну, что ж?  Сейчас, если кто-либо из бывших чиновников  или богатеньких  не усвоил с детства то или иное ударение , ну, может быть, двоечник был тогда,  то сейчас  как миллиардер- олигарх , он в силах поменять и правила русского языка,  а также сделать иностранную конструкцию предложения  приемлимой и для нас русских.
  А вскоре Михаилу вместе с коллективом , учениками школы , предстояло  выехать в Щукино на три дня на уборку яблок  Школьники встретили это сообщение с нескрываемым удовольствием.   Еще бы!  Не учиться четверг, пятницу и субботу!  Тогда это было в порядке вещей. Еще исправно работал совхозский консервный завод, делал свою яблочную " бормотуху" , которая приносила доход совхозу, его работникам. Это потом винные монополисты все прибрали к своим рукам, разрушив имеющиеся свои мощности, которые им были невыгодны. " Бормотуха", своя плодовоягодная стоила не дорого. Недаром это вино  называлась- "плодововыгодное" Или  его его еще называли червивкой. Очевидно, яблоки запускались для сока и его изготовления соответствующие.
За школой еще было закреплено  пятнадцать гектаров свеклы,  но время уборки ее пока еще не подошло. Вот руководство совхоза и попросило школу  помочь им в уборке яблок.
  То, что в целом почти вся учебная четверть : сентябрь и половина октября  проводилась детьми не за школьными партами,  особенно никого не волновало. Привыкли.  Тогда сельские, а Алексин тоже входил в это понятие, школы , да и школьники всей страны  , проводили в поле.
  Школьники Средней Азии  помогали убирать хлопок,  украинские свеклу, белорусские, смоленские школьники помогали убирать лен.
 молдавские, краснодарские, ставропольские  школьники собирали виноград, помидоры . Школы Нечерноземья- картошку.
Находилась работа и школьникам Сибири, Чукотки.
А яблоки уродились тогда хорошо. Сучья прямо трещали и обламывались  от налитых зрелым,  солнечным соком яблок , Многие яблони уже сбросили свои плоды , не в силах их удержать, на землю.
  По саду ходили угрюмые сторожа, -молдаване со своими  злыми собаками.  Путь в сад, желающим поживиться без разрешения,  был наглухо перекрыт.Яблоки тогда старались убрать все,  не допускать их порчи, гниения  прямо в саду , на земле.
 Часть урожая направляли на местный консервный завод : из них изготовлялись  соки, компоты, варенья, джемы  делали и местное горячительное-  плодовоягодное, или как его называли , плодововыгодное крепленое вино- червивку.
 Кстати, закрыв это производство, местные руководители поняли, что сделали это в ущерб своему бюджету. Это понял позднее и Калужский губернатор, допустивший закрытие, банкротство калужского " Кристалла", мощного производителя  своей, неплохой водки " Кристалл".оригинального бальзама " Бурый медведь"- не хуже рижского, как утверждали местные знатоки.Впрочем, не стоить винить их слишком строго.  Закрыть выгодное производство  их принудили сознательно. создав труднорешаемые проблемы, решить которые им было не под силу.
 Кто-то здорово обогатился на разрушении сельских консервных заводов.
 противостоять этим разрушителям в те девяностые годыв было практисески невозможно.
  Товарный рынок быстро наполнили вина  под притягательными для местных алколюбителей  названиями: портвейн, мадера, херес,  каких-то новых фирм типа"Эрик".
 Эти и подобные им так называемые вина делались  из концентратов на спирте,  убивали в мужчине все мужское, но пились, так как цена на них была меньше доллара за бутылку.
На большую сумму это вино не тянуло., да и денег у его покупателей  больших и не водилось.
 В ту осень урожай яблок, напомним, был очень  хорошим.
 Вся школа вместе с учителями  работала, как говорится, не покладая рук  не три дня, как договаривались сначала,  а целых две недели.
  Зато школьную столовую обеспечили  не только яблоками,  из них  поварихи на электрической плите  изготовили сухофрукты  для компота,  но и бесплатной картошкой на весь учебный год.
 А вскоре из-за этих яблок Михаила чуть не сняли с работы . Нашелся " доброжелатель" , который написал письмо в райком партии, что учителя во главе с директором школы  после работы в совхозе  каждый день увозили домой  мешками и сетками яблоки. Увозили бесплатно.
- Какой пример детям показывают эти горе- учителя- негодовал в письме анонимный автор.
 - Ну, что скажешь? - спросила у него третий секретарь Полина Семеновна .- Это правда?
 -Это правда,- ответил Михаил  Яблоки возили домой и учителя и дети, но не сетками ,и мешками, а по три-четыре  килограмма .
- Каждый раз?- ядовито продолжала Полина Семеновна.
- Вы знаете, - хотел  возразить Михаил, но секретаря, как говорится, понесло.
Михаил неплохо знал ее. Раньше она сама работала директором одной из сельских школ.\ И вот теперь из кожи лезла вон чтобы утвердить себя в глазах районного начальства.
 На совещаниях она сидела с недоступно суровым видом. Со своими знакомыми. бывшими коллегами  по работе здоровалась выскомерно-пренебрежительно, сама же, было видно , сидя в президиуме ,  вглядывалась в лицо первого и второго секретаря , пытаясь угадать и предупредить  их желания , готовая выполнить все их просьбы.  и приказы.
 На совещаниях ей, как правило,  доверялось внести предложение  об избрании почетного  президиума актива, конференции, пленума.
 
- Вношу предложение ,- торжественно начинала Полина Семеновна , избрать  почетным президиум  нашего совещания  в составе ленинского Политбюро ЦК КПСС во главе,  тут голос ее приобретал искусственно " волнительный "  оттенок, начинал прерываться и дрожать , как бы подчеркивая  высокую значимость сказанной мысли-  это она изображала ответственность момента,  с Генеральным секретарем нашей партии  верным марксистом-ленинцем, неутомимым борцом за мир и социальный  прогресс    Леонидом  (  два быстрых вздоха- придыхания)  Ильичем  ( три вздоха)  Брежневым( десять восклицательных знаков).И как итог, торжественно провозглашала:
- Разрешите ваши аплодисменты считать единогласным избранием почетного Президиума.
На этом ее миссия на совещании обычно и заканчивалась. Позднее Михаил узнал, хотя и догадывался  и  в те годы  , что третьим секретарем, по разнорядке, спущенной сверху,  назначалась, как правило, женщина. Для подтверждения теории эмансипации, наверное.
 Спустя двадцать пять лет Михаил стал свидетелем, как рассыпалась забронзовевшая верхушка партии , разбежались в разные стороны  горячо аплодирующие  и сидящие в президиуме, как быстро сменили они свои партийные билеты. Михаил видел также как горько было созидать ветеранам новую страну, где все было по другому, часто даже враждебно их взглядам, всему тому, чему они посвятили свою жизнь.
= Как летит под откос Россия, не могу, не хочу смотреть,- справедливо  сказала в своем завещании поэтесса Юлия Друнина.
А тогда на следующий день  Михаил записался на прием к первому секретарю.
 Егор Васильевич Климов  принял его, попросил принести анонимку, быстро пробежал глазами, поморщился, тяжело вздохнул: - Да, не перевелись еще добровольцы. Что скажешь?
Сам он, бывший фронтовик , танкист, на танковый штурвал  пересел с тракторных колес , хорошо знал село, понимал людей. Михаилу он напоминал чем-то Егора Трубникова  из кинофильма " Председатель" , которого незабываемо сыграл  артист Ульянов
 Михаилл молча положил на стол оплаченную квитанцию  о выписке учителями одной тонны яблок .
- Надеюсь, от школьников  справку об оплате предъявлять не надо?
 - Будем считать, что этот вопрос мы закрыли.
 Климов внимательно посмотрел на Михаила.
- Догадываешься, кто писал?
-Догадываюсь. Но, даже при стопроцентной уверенности , анониму с моей стороны ничего не грозит. Такие люди своей завистью, ненавистью сами наказывают себя. Наказывают своими будущими болезнями , отсутствием того. что называется полноценной жизнью , отсутствием человеческого счастья. Они сами истязают себя  своей желчью, своим убогим видением мира . Таких людей стоит только пожалеть.
Климов откинулся в кресло, удивленно посмотрел на Михаила. - Ты знаешь, мне доложили, кто  из вашего коллектива написал эту кляузу.  Я не буду называть тебе эту фамилию. но в характеристике личности  и возможных последствиях  для него ты во многом прав.
Через несколько дней Михаил получил письмо , где анонимный доброжелатель печатными буквами  написал ему кто конкретно обратился в раком с этой жалобой.
 Этого человека Михаил хорошо знал. Никаких последствий для него не было.
 Да и не был Михаил уверен до конца , кто это мог сделать.
 Работа директора сложная, затрагивающая интересы многих людей,  и не все правильно воспринимают поступки директора, который также может ошибиться, обидеть кого-нибудь ненароком.
 Жизнь шла вперед, подрастали дети.
На одной из августовских конференций  к нему подошел незнакомый человек, представился. Это был довольно известный предприниматель из Тулы. Михаил знал, что он организовал строительство коттеджей  недалеко от Щукина. предприниматель рассказал, что хочет построить там  гостиницу, а  на базе сероводородных источников  открыть там дом отдыха или бальнеологический  курорт. планировалось также  строительство новой школы-гимназии, потребуются опытные преподаватели.Михаилу предприниматель предложил должность директора  этой гимназии.
 - впереди еще целый год. Вы подумайте над моим предложением. ,- обавил он.
 Первая мысль- отказаться.  Дети коттеджного поселка  и он с учителями в роли гувернеров-воспитателей - это не для него.  Чуть подумав, спросил:
- А дети из Щукина будут в этой школе?
 Предприниматель, которого звали Александр Васильевич, улыбнулся.
Улыбнулся как-то по-детски, и это понравилось Михаилу.
 - Конечно, будут. Для них, как и для всех детей, будут созданы одинаковые условия : и уроки, и внеклассные занятия,  и кружковая работа.  причем организованы совершенно бесплатно.  Вы, я чувствую, придерживаетесь  традиционных взглядов на нашего брата-предпринимателя . Дескать, главное для нас - супервыгода: ободрать клиента,  сорвать с него как можно больше, а расходы  как можно больше оптимизировать , то есть уменьшить.  Не скрою, среди моих знакомых  много таких спонсоров-предпринимателей.
Своими различными  похождениями,  стремлением поразить зарубежную публику  ненужным купеческим размахом  они довольно сильно дискредитируют нашего брата.
- То, что дети села  будут у вас учиться бесплатно  это хорошо. Кстати, образование  и должно оставаться бесплатным , как и медицинское обеспечение.. Если мы сумеем это сделать, хотя бы на уровне Франции, Голландии, где и медицина и образование серьезно поддерживаются государством, - честь нам и хвала .
Михаил замолчал, посмотрел на предпринимателя, а тот продолжал:

-К сожалению,  среди нашего брата- богатых предпринимателей не так уж много людей, которые видят что нельзя бесконечно испытывать терпение народа бесконечно грабить его.
Признайтесь, мои слова из уст представителя  этой касты звучат, наверное, странно.
Просто я сам вырос в таком же аналогичном Щукине  и хорошо, мне еще не так много лет, помню, как после войны мы сидели при керосиновой лампе, которая висела посередине комнаты как сейчас висят электрические лампочки,  ели весной крапиву, сергибус и заячью капустку.
 Никогда не забуду что отец мой не разрешал обильно поливать подсолнечным маслом картошку. Говорил: иначе- ослепнешь. И мы, все мои маленькие братья и сестры , этому верили.
 Только позднее я понял,  что от подсолнечного масла не ослепнешь, просто его, этого масла, было мало и на всех могло не хватить.
Эта хитрая уловка моего отца врезалась мне в память  на всю жизнь. И, когда я сегодня вижу полуголодных детей,  не важно по какой причине: из-за пьянства родителей, вот еще одна наша беда,  или из-за бедности семьи,  я всегда вспоминаю те далекие годы.
 А богатство мне досталось, прямо скажу,  в те шальные  в девяностые как в сказке- появились на блюдечке. Вместе со своим другом- офицером  нам удалось приобрести, как- это отдельная история,  нефтяную скважину на юге нашей  многострадальной бывшей страны. Два года нефтяные деньги текли полноводной  рекой  в наши карманы,  пока умные люди не посоветовали уходить со ставшего суверенным нового молодого государства в свою старую Россию.
 И вот теперь я здесь.
 Мое решение вложить деньги в комплексный гостинично-санаторный бизнес твердое А без развития социальной структуры здесь ничего не решить.
 Нужны умные, квалифицированные специалисты . Вы- один из них. Соглашайтесь, Михаил Николаевич.
- Через два года я ухожу на пенсию, рассуждал про себя Михаил.  материально я , конечно, не выиграю.  Щукино- это моя молодость, там меня помнят. Буду учить  детей своих бывших учеников. Разве  это не наше учительское счастье? Быть нужным поколениям  своих бывших учеников  Пусть они сегодня совсем другие.  Не все нам нравится в нашей молодежи.  Но и мы тогда в шестидесятые годы  со своими увлечениями, музыкальными пристрастиями  вызывали в чем-то несогласие у своих родителей. Правда, нынешние границы разногласий  носят совсем другой характер.
А работать хотелось бы.
 Хотя бы, чтобы избежать одиночества  Голод холод - открытые враги человека. Одиночество невидимо, нематериально, но переносится не менее тяжело.
 Учителя привыкли к общению,  к тому, что с ними советуются,  они кому-то нужны.
  Михаил вспомнил строки. Их, кажется, написал Симонов: " Бывает одиночество такое, что хочется хоть собственную тень потрогать  молча на стене рукою"
 - Ну, что, по рукам?
 Михаил увидел протянутую к нему руку Александра.
 Рукопожатие было крепким , мужским.

 
 



 
 

 
 
 

 
 
 

 

   


Рецензии
Автор подробно,с великолепным знанием времени ,эпох повествует о жизни педагогического коллектива и становления молодых педагогов,их путь и то, что приходится преодолевать.Затронуты вопросы чести,совести ,достоинства человека,как самого Михаила,так и других героев.Удачными,лаконичными мазками ,вы умело подводили к раскрытию образов.Мне понравилось.Меняется общество,меняются условия жизни ,но остаются вечными ценностями:порядочность,верность,любовь,честность,трудолюбие,преемственность и вызывает раздражение ненависть,злоба ,клевета,бесхозяйственность,всепопустительство,приведшее страну к разрухе и отсутствию детей и школ в селах,как итог,но есть и ростки нового подхода к решению проблем,а значит есть надежда на осваивание российских земель и угодий.И правильно,что автор заставляет задуматься о сиротстве наших селений.Спасибо за предоставленный рисунок исторического отрезка жизни в развитии. С уважением А.

Анна Жабурина   27.06.2020 05:48     Заявить о нарушении