Музыкант Крейслер и кот Мурр

       Последнее крупное произведение Гофмана «Житейские воззрения кота Мурра вкупе с фрагментами биографии капельмейстера Иоганнеса Крейслера, случайно уцелевшими в макулатурных листах» сродни «Братьям Карамазовым» Федора Достоевского, как ни парадоксальна эта мысль. Ф.М. напоследок решился рассказать о своей «сумасшедшей семье» и немного о себе. Почти без утайки, с незначительными изменениями в сюжете. Эрнст Гофман не обладал такой смелостью и таким талантом. Но его фантасмагорический роман носит автобиографические черты.

       Умеющий писать, считающий себе выдающимся сочинителем, любящий покушать и поблудить, хвастливый котяра есть не что иное, как страсти и филистерство самого немецкого романтика. В образе ученого кота он высмеял свои пороки. Капельмейстер Крейслер является высокодуховным двойником Гофмана.

       Многие персонажи, в том числе женские, взяты из жизни, но перенесены в фантастические обстоятельства. Стоит об этом узнать и становится ясно, какая нелегкая судьба была уготована знаменитому писателю.

       Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776 – 1822) обладал равными способностями к литературе и музыке. Подобная двойственность сказалась на его характере. «Двойники» разбросаны по произведениям Гофмана. Но надо понимать, что в принципе речь идет не о двух разных людях, похожих друг на друга, а о двух ипостасях одного и того же лица.

       Впервые такое мнение я услышал от профессора Арденса (подлинное имя Николай Николаевич Апостолов). Он высказал свою позицию на спецсеминаре по Достоевскому весной 1972 года. Н.Н. сообщил нам, студентам Педагогического института, что чёрт не явился Ивану Карамазову, а поселился в нем. Это очень важное замечание, подчеркнул профессор, которому было тогда более восьмидесяти лет. Он оглядел нас встревоженным мистическим взглядом и воскликнул:

       – Помните, Иисус сказал апостолам: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию». А что перед этим произошло? Семьдесят посланных Им на проповедь учеников возвратились с радостью и говорили: «Господи! И бесы повинуются нам о имени Твоем» (Лука: 10-я глава, стихи 17-й и 18-й). Что сие значит? Сатана изгнан из ангелов света и появиться на земле в явном обличии теперь не может.

       Это были времена преклонения перед «Мастером и Маргаритой» Михаила Булгакова, который хорошо знал Евангелие и намеренно исказил его.

       Перед Первой мировой войной Николай Николаевич Апостолов встречался в Крыму с Анной Григорьевной Сниткиной. Вдове Достоевского было под семьдесят, она хвасталась богатством. У нее находился во владении конный завод, было свое пшеничное дело. Кроме того, она располагала одной из самых ценных коллекций почтовых марок, собирать которые входило в моду. Федор Михайлович стал прилично зарабатывать лишь после собственной смерти. Как утверждал Арденс, без преследовавшей его нищеты он вряд ли бы создал свои шедевры.

       Достоевский и в ранние, и в поздние годы весьма интересовался творчеством Гофмана. Их объединяло то обстоятельство, что оба садились за письменный стол, крайне обремененные житейскими невзгодами.

       Преподаватель зарубежной литературы Галина Николаевна Храповицкая, которой должно исполниться 4 июля сего года 90 лет, приблизительно за семестр до упомянутого спецсеминара, сообщила нам о том, что Гофман разделял человечество на две категории – музыкантов и не музыкантов.

       Мною найдена на днях соответствующая цитата:

       «Я, как высший судия, поделил род человеческий на две неравные части: одна состоит только из хороших людей, но слабых или вовсе не музыкантов, другая же – из истинных музыкантов… Но никто из них не будет осужден, наоборот, всех ожидает блаженство, только на различный лад» (из разговора капельмейстера Иоганнеса Крейслера с принцессой Гедвигой).

       Эрнст Теодор Гофман (Амадея в честь Моцарта он прибавил к своему имени позже) получил высшее юридическое образование в Кенигсберге. Впоследствии, перемещаясь по раздробленной Германии, композитор и писатель зарабатывал себе на скромное житье в основном адвокатской деятельностью.

       Гофман учился в Кенигсбергском университете, когда там преподавал Иммануил Кант. Неизвестно, посещал ли он лекции великого мыслителя, но с его учениками был знаком и переписывался многие годы. У Канта были своеобразные взгляды на зло, добро, свободу и божественный промысел. Они нашли отражение и в романе, который мы обсуждаем.

       По мысли Канта, человеческая свобода приводит ко злу. Для добра нужны усилия, ибо оно есть подчинение правилам (скрижалям завета или, согласно его философии, категорическому императиву). Нас постоянно притягивает к себе зло, потому что его легче добиться, оно дает материальные выгоды. Мы отлично понимаем, что такое добро, но следовать ему намного труднее. Оно приносит духовные плоды, которые для большинства едва заметны.

       Божий замысел включает в себя свободную волю, творящую эфемерное зло, его столкновение с добром приводит в движение процесс бытия, дает ему новые импульсы, называемые «прогрессом».

       В романе «Житейские воззрения Кота Мурра…» истинных музыкантов связывает неземная вечная любовь (капельмейстер Крейслер и Юлия), а Гедвигу и Гектора – бесовская страсть. Двойник-обыватель Иоганнеса Кот Мурр в конце повествования умирает. Ироническое отношение к мирозданию, сотканному из добра и зла, помогает существовать нам в нем безбоязненно.

05.06.2020


Рецензии