6. Закон подлости

ЗАКОН  ПОДЛОСТИ

Не знаю, как сейчас, в пору всеобщего и ко всему «нигилизма», но в мою — второй половины минувшего века, граница страны нашей, тогда  СССР, хоть и составлявшая полтора Земных экватора, была (если без мелких оговорок), как тогда утверждали, «на замке». И в этом не образе, а реальном состоянии качества охраны наших рубежей я за годы командировок по Забайкальскому ее участку убедился многократно. Сейчас в этих «замках», без сомнения, много электроники, а тогда, в начале семидесятых века минувшего, она только начинала внедряться. И так получилось, что на мое время пришлось апробирование одной новой, какой-то уж дюже чувствительной системы, от которой на заставах, что называется «взвыли».

Помню, на одной заставе под Кяхтой эта «новинка» летом буквально сгорела в первую же грозу: от разрядов  молний «взорвались» все новенькие датчики, установленные на столбиках вдоль КСП. И помню, как ребята и офицеры радовались, что больше участок у них «не звенит», и кончились бессонные ночи.

На заставе «Забайкальской» поздней осенью, когда уже начались морозы, рано утром подняли всех по тревоге. Меня это не касалось, но решил «вписаться» из любопытства. Вскочил, за две минуты - по нормативам! - оделся в ХБ, то есть, по летнему, выбежал во двор и в машины «грузился»... вместе с заставскими. Которые - за эти же две минуты! - оделись сами по зимнему, то есть в шинели и шапки, набрали оружия, выгнали собак, завели и выгнали на улицу машины — за эти же две минуты?!.. Когда это видишь не в кино, а в натуре, своими глазами да еще пытаешься поучаствовать, - впечатляет! Но — прилетели в «зазвеневший» сектор на внутренней системе, а вместо шпионов обнаружили единственное маленькое, с футбольный мяч... перекати-поле — сухой куст, каких ветром во множестве гоняет по степям.

В ветреные  ночи да и дни от этих «кустов» на заставах житья не было. Потому что, если где «зазвенело», независимо от времени суток - «тревога!», «в ружьё!»... А есть еще неписанный такой «закон подлости», который в силу своей уже подлости вдруг возьмет да «подлость» свою продемонстрирует А когда наложится на подлость «писанную», то есть людскую, жди «тектонических сдвигов» в судьбах.

...Приехал в Даурию. В штабе отряда никого, кроме дежурного, и некому представиться: все  в гарнизонном клубе на... суде?! Любопытно! Пошел в клуб. Народу — битком, даже стоят вдоль стен в проходах. Много знакомых: начальники застав, старшины, два-три сержанта, которых, помню, снимал для газеты. Справа, в задних рядах - на удивление! - свободное место рядом с каким-то капитаном, пошел, сел.

На сцене, куда глядит весь зал, по центру на стуле - сержант. Справа и слева от него и чуть сзади два солдата с автоматами — охрана. За ними — столы составленные в ряд, красная скатерть, графины с водой, стаканы, папки с бумагами - бутафория советского «театра бюрократов». За столами — четыре офицера. Оказывается, все это — выездное показательное заседание военного трибунала, и я порадовался, как мне повезло: когда еще я «попаду под трибунал»?! И, еще оказывается, я очень вовремя, поскольку заседание только началось.

Судят парня, вот этого сержанта, который на стуле в центре сцены. Конечно, он никуда не убежит, и два автоматчика на его охране - это «актеры» для «спектакля». Действо же совсем не театральное, а самое что ни на есть настоящее, поскольку сержант и впрямь — преступник. Преступление его в том, что недавно ночью на одной из застав он,  будучи на дежурстве «на пульте», на двадцать минут... отключил??!!.. всю систему всего участка границы, охраняемого заставой, а потом включил и... А если подробно, дело обстояло так.

Это была одна из ночей на майские праздники, когда на границе, как всегда по праздникам, режим охраны усиленный. Ночью бодрствуют дневальный «у тумбочки», связист на пульте и дежурный офицер. Остальные заставские, кто не в нарядах, отдыхают (пограничники не спят).

С вечера поднялся ветер, ночью усилился, по голым степям гоняло множество этих самых кустов перекати-поле. Кусты ударялись в систему, она срабатывала, и вся застава уже трижды поднималась по тревоге, выезжала на «задержание»... поджигала очередную кучу этих кустов, набившихся в «колючку» и с такой вот «победой» возвращалась. И многие уставшие от этой «беготни»,  не отдохнувшие, полусонные, уходили в наряды по графику.

Но особенно страдал в эту ночь... капитан — суточный дежурный по заставе. С вечера он по случаю праздника, видимо, очень крепко «принял», у него, что называется «башка трещала», и вынужденный вместо сна лечить свое похмелье  зрящными тревогами, он проклинал «все народы земли» и был совсем с ними не «солидарен». В четвертом часу утра, когда терпеть эти холостые тревоги у него уже совсем не осталось сил, он пришел к дежурному связисту и... приказал «вырубить нахрен это гребаную границу». Сержант-связист от такого приказа, как сейчас на молодежном сленге, обалдел и выполнять его отказ... Да что сержант против капитана с больной головой да еще и матюгами?..

Ну, отключил сержант весь участок и... пошел к дневальному курить. Дневальный очень удивился, почему связист свой пост оставил, а узнав, что тот отключил систему, начал его за это... тоже материть и пугать трибуналом. Связист оправдывался, мотивируя тем, что выполняет приказ, а мудрый дневальный этот довод «опрокидывал», говоря, что это не приказ, а «колебание воздуха от бухого капитана», а «систему-то ты отключил, и не дай бог что...» Связист согласился, пошел к себе, включил систему и через минуту... сработал участок  на внешнем периметре — со стороны Китая?!...

Даже по нынешней ветреной ночи это было похоже на... невероятный! На -  вообще!.. на полный! - если на внешнем периметре! - «пипец», и застава в четвертый раз поднялась!.. Когда прибыли на место, ни на внешнем периметре, ни напротив на параллельном внутреннем никаких ни следов, ни изменений не обнаружили, всю КСП в этом  месте утоптали(?!), чем и скрыли былые следы, вернулись...

А в восемь утра?!..

В восемь утра на ближайшем КПП появились со стороны «поднебесной» три   счастливых пограничника-китайца во главе со столь же счастливым офицером и отдали нам какого-то бурята в состоянии «сильно после вчерашнего», при этом весело-злорадно «прикалываясь»:

-Это у вас усиленная охрана называется, а пьяные геологи по ночам туда-сюда через границу свободно к нам за сакэ?!..

Как потом оказалось, у соседнего села геологическая партия бурила на воду. Вечером придумали отметить «первомай», к ночи, как всегда,  «не хватило», послали одного за водкой, вот он в Китай и «подался». А сквозь две пограничные системы-«колючки» просочился потому, что во тьме ночи и «затмении» в мозгах принял их за... заборы, которые по причине дефицита дерева, жители здешних сел и городков делают из такой же колючей проволоки. Вот китайцы его и поймали, а поскольку никаких  разведданных и уж тем более военных секретов из пьяного геолога выжать им не удалось, его и выбросили к нам на КПП в виде «первомайского подарка «за бдительность».

Это был, конечно, позор, особенно позорный в праздник, когда охрана границы в усиленном режиме. Да явно еще и то сказалось, что местный военный суд, трибунал, в последнее время, видать, заскучал, видать,  «престижных» дел давно не было. А тут — вон какая удача!

Сколько и чего  сержанту тому дали, не помню, но, наверно, немало. Поскольку заседание трибунала было выездное, показательное. А на показательных - «назидательных» - мало не дают...

И очень, - ну, просто очень! - любопытный-непонятный парадокс этого  дня был еще в том, что капитан тот, отдавший тот «пьяный» приказ, в день суда сидел... справа от меня! И весь день в процессе заседания шептал в правое ухо мне полные перегара и иронии комментарии того, о чем на сцене говорилось?! Как он, бывший в ту ночь дежурным офицером по заставе, «откосил» от ответственности и не шел даже свидетелем, было непонятно совершенно. Скорее всего, его свои же, то есть, наши, из штаба отряда и управления округом, а вместе с ними и судьи-трибунальщики «прокрышевали» и «откосили». Поскольку случай-то уж совсем позорный, и многие из штаба отряда, а может, и управления округа могли бы «полететь» или с «красивыми» погонами расстаться. А уж как с сержантом «договорились», чтобы все на себя взял и молчал, - глубокий пограничный секрет.


Рецензии
Пример человеческой подлости (капитан) с одной стороны и человеческой слабости (сержант) - с другой.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   05.06.2020 19:01     Заявить о нарушении
А еще подлости и слабости, должно быть, целой вертикали офицеров, к этому случаю причастных, в том числе из военного трибунала. Из всего этого и варится каша, которая называется жизнь.
Спасибо Вам, Владимир, за внимание и отзыв. Захаживайте.
С дружеским приветом
АНАТОЛИЙ

Анатолий Вылегжанин   08.06.2020 06:20   Заявить о нарушении