Об историческом вызревании коллективного разума

Мы в состоянии представить, что земная цивилизация по какой-либо причине исчезла, а затем разумная жизнь вновь стала возрождаться,
На нашей планете появились бы мыслящие существа, которые пришли бы к использованию колеса, паруса, гончарного круга, бумаги, компаса, пороха и т.д.
Рано или поздно у них появились бы летательные аппараты, радио, телевидение, атомные реакторы, лазеры, компьютеры, сотовые телефоны…
Обладающие разумом не смогли бы избежать изобретений и научных открытий, которые уже стали для нас историческим фактом.

Нам не дано изменить последовательность появления ноу-хау так, чтобы, например, наши предки начали строить железные суда с паровым двигателем, и только много веков спустя их потомков осенила бы идея постройки деревянных судов, оснащенных парусами.
Случайности здесь быть не может, а предопределенность событий указывает на существование некой независимой от людей СИЛЫ ОБЪЕКТИВНОЙ НЕОБХОДИМОСТИ, которая программирует историческое вызревание коллективного разума.

Каждое новое поколение должно внести свой вклад в копилку общечеловеческих знаний и не абы какой вклад, а только тот, который продиктован логикой объективных (от людей независимых) законов исторического вызревания разумной жизни.
Если познавательная задача своевременно не решена, её придётся решать следующему поколению, которое может оказаться таким же беспомощным. Историческое время будет бесполезно растраченным, жизнь разумная не сможет эволюционировать по своему ЕСТЕСТВЕННОМУ сценарию.

Было когда-то и такое время, когда законы механики, оптики, электродинамики, генетики и др. существовали в том же самом мире, что и люди.
Эти законы существовали сами по себе, не находя соответствующего отображения в зеркале человеческого сознания.
По причине незнания интимной жизни природы, землянам был перекрыт доступ к тому, что мы сегодня называем «научно-техническим прогрессом».

Когда б законы земной и небесной механики (законы оптики, термодинамики, электродинамики, химии, генетики...) нам и сегодня были бы не ведомы, в этом случае земная цивилизация выглядела бы в начале третьего тысячелетия так, какой она была еще до Рождества Христова.
Это означало бы: историческое вызревание разумной жизни на планете Земля приостановилось на неопределенно долгое время.
Люди продолжали бы плодиться, жить и умирать.
Каждое новое поколение, поглядывая на календарь, задумывалось бы над прошлым, строило бы планы на будущее.
Кто-то, горестно вздыхая, сетовал бы на быстротечность времени, кто-то обольщал бы народ новыми перспективами жизни.
Увы!

Оптимисты не смогли бы догадаться, что историческая жизнь земной цивилизации оказалась в анабиозном состоянии, и по какой причине род человеческий лишён будущего.
А причина сугубо гносеологическая: пока дальнейшее вызревание коллективного разума (общественного сознания) по естественному сценарию (автором которого никто из смертных быть не может) не происходит, никакими политическими ухищрениями невозможно добиться, чтобы разумная жизнь вышла из анабиозного состояния и сделала очередной шаг в своём эволюционном развитии.

Что случилось бы, когда б кому-то удалось навязать всему миру ложные представления, например, о законах движения земных и небесных тел?
Иллюзии здравомыслия создают успокоительную атмосферу в мире людей: мол, процесс познания продолжается, локомотив истории мчится в будущее на всех парах, но…
Локомотив истории стоит в историческом тупике и ржавеет.

Народу, который поверил бы ложному толкованию законов движения земных и небесных тел, пришлось бы на себе испытать многократные удары судьбы.
Испытать горькое разочарование.
Практическая деятельность (в данной области познания мира) постоянно давала бы результаты противоположные ожидаемым.
Неправильные отношения человека к законам, по которым живёт природа, стали бы причиной ненормальных отношений людей друг с другом.
В обществе неизбежно возник бы плюрализм мнений.
Негативные последствия практической деятельности и ненормальные человеческие отношения породили бы крик души: ТАК ЖИТЬ НЕЛЬЗЯ!
Люди были бы вынуждены вернуться к переосмыслению своих отношений с матушкой-природой.
Рано или поздно нашелся бы человек, который сказал бы о тайне движения земных и небесных тел те самые слова, которые, как мы теперь уже знаем, произнес Исаак Ньютон, когда он сформулировал три основных закона механики и закон Всемирного тяготения.

Обратите внимание на два обстоятельства...
1. Как только приостанавливается процесс познания (гносеологический фактор), на это же самое время историческая жизнь людей не имеет своего логического продолжения;
2. Когда в общественном сознании появляется иллюзия здравомыслия (гносеологический фактор), она не просто приостанавливает ход истории, но становится главной причиной кризисных явлений в обществе и ненормальных отношений людей друг с другом.

Сегодня, поглядывая на календарь, мы задумываемся над прошлым, строим планы на будущее, сетуем на быстротечность времени и не замечаем, что у нас нет будущего.
Календарное время неумолимо отсчитывает века, а гуманитарные науки всё ещё находятся в том же зачаточном состоянии в каком они находились несколько тысячелетий тому назад.

В логике исторического вызревания общественного сознания мы изменить ничего не можем.
Перед каждым поколением рода человеческого стоит не абы какая познавательная задача, а вполне определённая.
Напрашивается вопрос: какую познавательную задачу необходимо решить нынешнему поколению землян, чтоб на нашей планете началась эра научно- гуманитарного прогресса?

Животные, находящиеся на вершине пищевой цепи, выживают благодаря врождённым инстинктам, острым клыкам, крепким мышцам и быстрым ногам.
Гомо сапиенсы превзошли животных в выживании благодаря познанию интимной жизни нашей кормилицы (матушки-природы) и благодаря здравому мышлению своему.

Увы!
В этом способе выживания есть нечто такое, что не только позволяет людям выживать в кризисных ситуациях, но и представляет смертельную опасность для человека и человечества.
Мысли гомо сапиенсов не всегда бывают здравыми.
Существует особо опасный вид аномального мышления, –  это иллюзии здравомыслия.

Иллюзия здравомыслия - коварная особа.
Она на неопределённое время приостанавливает дальнейшее историческое вызревание коллективного разума.
На то она и иллюзия, чтобы люди не замечали своих заблуждений.
Заблуждения какое-то время воспринимаются человеком (обществом), как истинное знание на самом деле таковым не являясь.

Коварство иллюзии здравомыслия в том и состоит, что исходящую от неё смертельную опасность невозможно своевременно распознать до тех пор, пока ложная мысль не востребована человеком (людьми) для её практического использования.
Иллюзия здравомыслия потому и востребована для дела (обречённого на неудачу), что она имеет видимость здравого мышления.
Некоторые иллюзии здравомыслия господствуют в общественном сознании сотни и даже тысячи лет.
Перед нынешним поколением рода человеческого стоит задача: надо как можно быстрее избавиться от иллюзий здравомыслия господствующих в общественном сознании.
Увы!

Вести успешную борьбу с аномальным состоянием общественного сознания невозможно без знания функциональных особенностей человеческого мозга.
Медики не смогли бы лечить больных, не ведая о функциональных особенностях сердца, лёгких, почек, печени…

Общество – социальный организм, подверженный всевозможным болезням от которых погибают в расцвете жизненных сил многие люди; погибают по причине утраты здравомыслия.
Сегодня лечить больное общество некому.
Аналитики ищут причину общечеловеческих бед где угодно (в классовых противоречиях, в расовых и религиозных предрассудках, в плачевном состоянии экономики…), но только не в аномальном состоянии общественного сознания.

Сознание – функциональная особенность мозга гомо сапиенса.
Знание функциональных особенностей мозга человека – это ключик к ларцу, где хранятся ответы на извечные вопросы поколений.
Увы!

Мозг человека – единственный орган нашего тела, который всё ещё остаётся белым пятном в нашем самопознании.
Стало быть, перед нынешним поколением рода человеческого стоит задача: познать функциональные особенности человеческого мозга и понять логику объективных законов исторического вызревания коллективного разума.

У нас есть повод для оптимизма: попытки нынешнего поколения создать искусственный интеллект (создать андроид по образу и подобию человека) могут оказаться успешными только благодаря знаниям о происхождении ЕСТЕСТВЕННОГО интеллекта, которым обладают гомо сапиенсы.
Эти знания спасут земную цивилизацию от мракобесия мировой политической элиты, от Третьей мировой войны.
Локальные и мировые войны происходят по политическим соображениям.
И только потому, что эти соображения являются иллюзиями здравомыслия, на нашей планете происходят глобальные социально-исторические катаклизмы с массовыми кровопролитиями. В ходе исторической практики аномальное мышление тех, кто возомнил себя творцом истории, отторгается с ужасающими последствиями для заблуждающихся.

Нынешнему поколению предстоит узнать: как в процессе целесообразной деятельности людей происходит распознавание и болезненное отторжение ложных мыслей и, почему разумная жизнь не может существовать без иллюзий здравомыслия, которые способны погубить человека и человечество.


Рецензии