Понятие интегрального украинского национализма

Виктор Полищук

ПОНЯТИЕ ИНТЕГРАЛЬНОГО УКРАИНСКОГО НАЦИОНАЛИЗМА
Варшава - 1997
 
Copyright by Wiktor Poiiszczuk - 1997

Перевод на русский язык В.Варюхина с участием автора и одного гражданина Украины
Редактор перевода, подготовка академического издания в журнале ПОЛИТЕКС СПбГУ , 2006, т.2 №2, стр 58-56 - В.Варюхин
 
ПОНЯТИЕ ИНТЕГРАЛЬНОГО УКРАИНСКОГО НАЦИОНАЛИЗМА
Др. Виктор Полищук. Доклад на научной конференции в Кракове, 15-17.10.97 г.

Введение

Феномен украинского национализма заключается в том, что в противоположность существующим в Европе XX века фашистским или фашиствующим течениям, таким как хорватские усташи, румынская Железная Гвардия, испанская Фаланга, он был и остается явлением самобытным - с собственной политической программой и стратегической целью, на основе собственной же идеологии. Вопреки своему названию, украинский национализм не входит в число существующих в Европе и вне её национализмов, наиболее широко понимаемых как национальный эгоизм и нетерпимость в отношении других народов. Доказательства того, что украинский национализм является разновидностью фашизма, предоставляет даже сама украинская националистическая литература.
Националистическая Энциклопедия украинистики говорит: Национализм - в украинской политической терминологии конца XIX столетия - понятие равнозначное с национальным сознанием и патриотизмом, однако, со временем, оно приобрело более узкий смысл. Перед первой мировой войной и в период освободительных войн (во время I мировой войны - В.П.) под национализмом понималось освободительное движение. А когда в 1920-х годах возникло идеологическое течение, которое получило название "националистического", и когда сформировалось организованное политическое движение, понятие национализма приобрело партийную окраску и таким оно остается до настоящего времени.
• Энциклопедия украинистики, Париж, 1955 и послед.., т. 5, стр. 1723
Для лучшего понимания отличий национализма, как политического движения, от национализма в широком смысле (...) в отношении первого используется известное в мировой политической и социологической литературе название "интегральный национализм".
* Там же
Понятие, возникшего в 1920-х годах, украинского интегрального национализма формируется из: а) идеологии украинского национализма; b) украинского (организованного и стихийного) националистического движения с его политической программой, а также стратегической целью; c) практики украинского националистического движения, на основе двух первых составляющих.
Идеологические основы украинского национализма
Создателем идеологии украинского национализма был Дмитро Донцов, который в своей работе "Национализм" (1926) более всех поспособствовал определению националистической идеологии.
* Там же
В доктрине национализма (украинского - В.П.) обнаруживаются иррациональные реминисценции, волюнтаристских и виталистичных теорий ( F. Nietzsche, A. Bergsona,  G. Sorela,  G. Lebon'a, О.Spengler и др.).
*Там же, стр. 1724
Вместо объективного познавания, национализм часто обращался к мифологии и предпочитал идеологически переработанный образ украинского прошлого.
* Там же
Украинский национализм подпадает под понятие тоталитарного движения.
* Там же
Понятие нации по Донцову.
Д. Донцов исходит из  неисторической предпосылки, что нация вечна.
* Дмитро Донцов: Надонализм (Nadonalizm), Лондон, 1966, стр. 325
Исходя из принципов общественного дарвинизма, Донцов утверждает, что нация является природным видом (виды).
* Там же, стр. 82
Как природный вид, нация сохраняется в постоянной борьбе с другими нациями за существование и пространство. У здоровых видов  (наций - В.П.)- фактор воли ничем не ограничен. Подтверждение права на жизнь, продолжение рода имеет для них самоочевидный характер и занимает первое место. Это вечное иррациональное право нации на жизнь превыше всего земного, феноменальное, рационального: выше жизни данной личности, крови  и смерти тысяч, выше блага(осостояния) данного поколения, выше абстрактного умственного расчета, выше "общечеловеческой" этики, выше воображаемого понятия добра и зла.
* Там же, стр. 41
Донцов утверждает, что существуют нации-завоеватели, которое творят историю (...) главной целью наций-завоевателей является царствование, устроение жизни согласно собственным представлениям, невзирая на на  то, сколько усилий народа понадобится в это вложить, не считаясь со связанными с этим жертвами.
* Там же, стр. 62
Отношения между нациями по Донцову.
Тот, кто представляет себе народы, как определённые виды, которые, как и в органическом мире, обречены на вечную конкуренцию между собой  - тот ясно видит, что даже два из их не поместятся на одном клочке земли под солнцем (...) более слабый (в данный момент) будет вынужден уступить место более сильному (...) Теория Дарвина объясняет прогресс победой сильного над слабым в непрерывной борьбе за существование (...) Природе не ведом гуманизм и справедливость...
* Там же, стр. 82, 112, 188, 262, 281
Исходя из вышеуказанных принципов, Донцов утверждает: То, что мы называем выносливостью в борьбе за  существование, просто монополия сильного - означает уничтожение слабого (...)   Тот же процесс, какой  мы наблюдаем в органическом мире, мы видим также в отношениях между высшими и низшими расами людей (...) Право природы это право силы (The right of might).
• Там же, стр. 235.
Донцов термин "раса" часто употреблял в качестве синонима понятию "нация"
Следствием этого должны быть постоянные войны между нациями, о чём Донцов пишет: Стремление к жизни и власти превращается в стремление к войне (... ) Стремление к войне между нациями вечно. Война вечна (...) Международная жизнь построена на борьбе, на постоянном движении, которое сменяет мир на войну и войну на мир (...) Война существует между видами, а из-за этого между людьми, народами, нациями и т. д.
* Там же, стр. 243, 244
Донцов призывает: Будьте агрессорами и захватчиками, прежде чем сможете стать властителями и обладателями (...) Общечеловеческая правда не существует.
* Там же, стр. 233, 341
Отношения внутри нации по Донцову
Был бы неправ тот, кто вообразил бы, что доктрина Донцова подразумевает эгоистическое добро всей украинской нации, ведущей постоянную борьбу за существование и пространство с другими нациями, в первую очередь, с её соседями. Согласно этой его доктрине нация поделена на касты.
   * Дмитро Донцов: Крестом и мечом, Торонто, 1967, стр. 131 – из работы Объединение  или разъединение

Иерархическую структуру нации возглавляет инициативное меньшинство.
* Донцов: Национализм,   стр. 286
Это инициативное меньшинство Донцов называет "аристократией", "орденом", тогда как остальную часть народа (нации), по его мнению, составляет "масса".
*Там же
* Донцов: Крестом и мечом,   стр. 130
   Эту "массу" украинской нации Донцов часто называл "толпой", "плебсом", "упряжным скотом", который шел туда, куда ему было  указано и выполнял то, в чём заключалось его задание.
* Дмитро Донцов: Duch haszowy dawnynyi, изд. 2, Мюнхен, 1951, стр. 154
Согласно Донцову, нацию должна представлять не "трудовая интеллигенция", не "класс крестьян", не "монопартия", а особый слой  "лучших людей", задачей которых является применение "творческого насилия " над основной массой народа.
* Донцов: Национализм,   стр. 290; Дух нашої давнини...,   стр. 6
Этим инициативным меньшинством в практике украинского националистического движения была и остается Организация Украинских Националистов, Донцов называет её орденом, говоря: Будучи своего рода "штурмовой бригадой", отрядом избранников, орден должен лепить своих членов из особого теста. Он фильтрует их более тщательно, нежели это делают со своими членами партии, в  которые можно вступить и выйти, как из  кабака, когда кто вздумает, даже не заплатив по счёту.
* Донцов: Крестом и мечом,   стр. 184
Донцов говорит: Правящая каста (...) должна составлять особую группу, вылепленную, во-первых, из другой глины, выкованную из другого металла, нежели покорная, равнодушная, неустойчивая масса (...) эта каста должна демонстрировать совершенно особые свойства духа и души, принадлежащий к этой касте член не знает ни милосердия, ни человечности в отношении личности, руководствуется исключительно пламенной жаждой сохранения целостности, такому человеку свойственна нетерпимость ко всёму, что противоречит идеалу, ибо нельзя быть апостолом, не испытывая желания  решительно расправиться с кем-либо, или что-то разрушить.
* Донцов: Дух нашої давнини,   стр. 118
Во главе  "ордена"  и всей  нации  Донцов ставит "вождя" с неограниченной властью.
   В 1938 году он  скажет : Вождь фашизма не устраивал партию (партия была недовольна вождем фашизма) (...) он бросил свою идею, собрал вокруг неё чёрнорубашечников.
* Донцов: Хрестом i мечем,   стр. 117
И далее: Мировоззрение, вместо партийных параграфов; вера, вместо знания; непогрешимость, а также исключительность вместо компромиссов; культ личности и активного меньшинства, вместо подчинения "воле народа"; суровость как в отношении себя, так и к  другим, вместо человечности.
* Там же, стр. 185
"Вождя" Донцов наделял неограниченной властью, говоря, что не является пороком предводителя, если порою он будет вынужден спустить гнилую кровь (...) чтобы заставить разбушевавшуюся стихию смиренно склонить голову (...) Именно потому, что эти ордены стремятся к созданию нового авторитета, существует в них, как в никакой другой партии, развитый культ предводителя: "вождь мирового пролетариата" – Владимир Ленин; Дуче - Бэнито Муссолини: Фюрер - Адольф Гитлер.
* Там же, стр. 137, 182, 183
II Великий Собор Украинских Националистов (ВЗУН), который состоялся в Риме 27.08.1939 года, в принятом постановлении подтверждает: Председатель ПУН (Провід Українських Націоналістів - В.П.), как предводитель и представитель освободительной борьбы Украинской Нации, является ее Вождем.
* цит. по: Пэтро Мирчук: Нарис истории ОУН, Мюнхен, 1968, т. стр..577
Донцов выдаёт рецепт "консолидации" нации: Все разлагающие факторы общества - общественная и интеллигентская свора, подняли головы (...) в такие переломные моменты (...) основная задача: не допустить  разложения общества, не допустить, чтобы ядовитые бациллы (демократии - В.П.) прогрызли его. Необходимо сцементировать его снова в цельный, мощный и устойчивый ударный организм огромной силы (...) прежде всего путем установления ряда догм, правил (...) путем утверждения своей истины, единственной и непогрешимой (...) наконец (...) безжалостно расправляясь с сомневающимися.
* Донцов: Хрестом i мечем,   стр. 128, 129
Именно это поучение Донцова подтверждает вывод об интегральности украинского национализма, ибо единственное политическое движение. каким была и остается  Организация Украинских Националистов, принимало за основу сосредоточение в одном движении всей совокупности политической. общественной. культурной и т. п. жизни украинского народа, избавляясь от  сомневающихся, что означает тех, кто с этим движением не согласен. Это является обоснованием интегральности украинского национализма в сфере его идеологии.
Движущие силы украинского национализма.
Нация не является статичной категорией, она живёт, порою развивается, порою приходит в упадок. Для украинской нации Донцов сформулировал задачу постоянного развития, в частности, задачу неограниченного расширения ее территории путем неустанной борьбы с другими нациями за пространство, прежде всего с соседями. Силой, ориентирующей нацию в этом направлении, является инициативное меньшинство, применяющее в отношении якобы пассивной массы народа творческое насилие. Инициативное меньшинство, в данном конкретном случае, это организованное украинское националистическое движение в облике ОУН, является силой, побуждающей нацию к действию, но и самому инициативному меньшинству тоже необходимо привести в действие силы, с помощью которых можно направлять действия этой избранной группы людей. Идеология украинского национализма в форме доктрины Донцова сформулировала те силы, которые мы назовём движущими силами украинского национализма. Ими являются:
Воля, понимаемая как ничем не ограниченное желание. Донцов пишет: Воля (которую Шопенгауэр называет тоже  "слепой деятельностью", "желанием", "тоской", "порывом", "жаждой", "злобой", "ненавистью*) это первая ветвь древа жизни (...) В этой воле не существует никакого картезианского "Cogito, ergo sum " (...) Эта воля жизни является тем, что дальше уже невозможно объяснить (...) Она не есть следствием познания жизни (...) ни чем-то второстепенным (...) но первобытным и безусловным.
* Донцов: Национализм,   стр. 225
Ссылаясь на Спенсера, Донцов пишет: Интеллект не есть сила (power,) а инструментом (...) Тезис, что разум управляет человеком так же глуп, как и тезис, что им управляют глаза (...) Единственно очевидная психическая сила, это желание.
* Там же
По Донцову воля это стремление, вечная безустанная гонка, которое может удовлетворяться лишь на миг, чтобы затем снова устремляться вперёд. Это стремление абстрактное, иррациональное,  оно представляет счастье само в себе, в нём заключена человеческая жизнь, и только в нём, в переходе  от желания к удовлетворению, а от него снова к новому желанию (...) В этой жажде жизни, экспансии, борьбы и заключается существо жизни, а не в его результатах; в слепом динамизме, который не имеет ни названия, ни облика (...) Главным двигателем действия является слепая деятельность (...) Мотивы приходят потом.
* Дмитро Донцов: Национализм, Львов-Жулкев, 1926, стр. 160,161
Понимаемая таким образом воля порождает политический волюнтаризм, и наилучшим её примером было провозглашение 30 июня 1941 года во Львове " украинского государства ", - волюнтаризм этого акта Донцов обосновывал после войны, находясь в Канаде.
* перепечатка статьи Д. Донцова 30 июня в бандеровском органе Шлях перемоги, Нью-Йорк, 6.07.1997.
Донцов выдаёт рецепт: На этой воле (не на разуме), на догме (не на доказанной истине), на самобытном, не deratywnym (не производном) постулате, на немотивированном порыве должна быть построена  наша национальная идея.
* Донцов: Национализм, Лондон, 1966, стр. 220, 221
Сила. Ссылаясь на П. Кулиша, Донцов говорит, что сила в истории является единственным критерием значения (...) сильнейший всегда прав.
* Там же, стр. 218
Речь здесь идёт о физической и духовной силе в смысле воли, желания, в противоположность силе культуры, экономики и т. п., Донцов особо отмечает это, говоря, что переоценка роли экономики в проблемах нации ошибочна, как и недооценка в них духовных моментов.
* Там же, стр. 214
Донцов учит: Теория Дарвина объясняет прогресс победой сильного над слабым в неустанной борьбе за существование (...) Падающее следует ещё и подтолкнуть(...) Слабый должен погибнуть, чтобы мог выжить сильнейший.
* Там же, стр. 113, 187, 196
Насилие.   Эта движущая сила украинского национализма играет роль не только вне нации, но и внутри нации. Донцов говорит: Без насилия и железной беспощадности ничего в истории не было создано (...) Насилие, железная беспощадность и война - вот методы, при помощи которых избранные народы шли путем прогресса (...) Насилие, это единственный способ, остающийся в распоряжении (...) народов, оскотинившихся благодаря гуманизму (...) Никакие принципы не могут воспрепятствовать тому, чтобы слабый уступил насилию сильного (...) Поэтому только обыватели могут абсолютно отвергать и морально осуждать войны, убийства, насилие, - обыватели, а  также люди с отмершим инстинктом жизни.'
* Там же, стр. 283, 270
Имея ввиду консолидацию нации, Донцов пишет: Никакое механическое соглашение ничего не даст, а только увеличит маразм и разложение (...) Обязательно должно произойти столкновение, должны появиться носители новой, объединяющей, привносящей дисциплину идеи, должна появиться их целая группа, чтобы увлечь одних, увести других и - убрать третьих. Других путей сплочения не существует.
* Донцов: Хрестом i мечем,   стр. 123
Вышеуказанные поучения Донцова в очередной раз подтверждают правильность классификации украинского национализма. как интегрального национализма, где нет места не только для организованной оппозиции, но даже для каких бы то ни было противников этого политического движения.
Экспансия, это очередная движущaя сила украинского национализма. Донцов говорит о ней: Жажда величия своей страны равнозначна жажде упадка своим соседям (...) От экспансии своей страны отрекается только тот, у кого полностью отмерло чувство патриотизма (...) Ибо овладение это, прежде всего, жажда покорения.
* Донцов: Национализм,   стр. 284
Расизм По Донцову это также движущая сила нации, опирающаяся на тезис, что украинский народ является избранным народом. Он пишет, что украинцы являются избранным народом, ибо они созданы из той глины, из какой Господь создает избранные народы.
* Донцов: Хрестом i мечем,   стр. 153
Фанатизм, беспощадность и ненависть, как движущие силы украинского национализма играют в нём огромную роль. Донцов говорит: Непоколебимая вера в лозунги, которые провозглашает фанатик (...) глубокая ненависть ко всему, что является препятствием (...) вот гамма чувств, которые обуревают каждого революционера, фанатика.
* Донцов: Национализм,   стр. 263
Адаптированный к поучениям Донцова Декалог ("десять заповедей украинского националиста "), разработанный  Стэпаном Лэнкавским с воззванием Дмитра Донцова, говорит:
Ненавистью и обманом ты будешь встречать врага Твоей Нации.
* Мирчук,   стр. 126
Аморальность, как движущая сила украинского национализма, играет важную роль в сфере самоуспокоения совести украинских националистов, она допускает, и даже побуждает к релятивизму в сфере оценок поведения. Донцов говорит: Мораль, о которой здесь идет речь, отвергает "человечность", которая не позволяла вредить другим (...) Её цель - "сильный человек", а не "человек вообще", который распространяет свою любовь и на своих и на чужих (...) Идеалом является " твёрдый человек ".
* Донцов: Национализм,   стр. 268
И дальше: Борьбе за существование чуждо моральное понятие справедливости (...) хорошо всё, что укрепляет силу, способность и полноту жизни данного вида; плохое же - что его(вид-В) ослабляет.
* Там же, стр. 269
Донцов, ссылаясь на Maкиавелли, говорит: Если речь идёт о делах родины, то гражданина не должны останавливать размышления о справедливости или несправедливости, о человечности или жестокости.
* Там же, стр. 329, 330
К движущим силам украинского национализма следует отнести и его стратегическую цель, а также определение врага. Донцов говорит: Украинская идея состоит из двух частей: из ясно определённой цели и образа идеала, к которому она стремится (...) Желание властвовать над кем-то (...) 7; украинская идея желает вступить в борьбу с другими за властвование, идеалом является  экспансия.
* Там же, стр. 301, 305, 311, 328
Наиболее пагубная для украинской нации движущая сила украинского национализма представляет собой отождествление национализма с украинским патриотизмом. Донцов пишет: Украинскость должна отдавать себе отчет, что если её идея желает победы, то она должна быть идеей яркой, исключающей всякие другие идеи, основывающейся  (...) на полном отрицании чужой идеи. Поэтому эта идея должна быть всеобъемлющей.
* Там же, стр. 317   11
Самое краткое представление здесь главных принципов идеологии украинского национализма было необходимо, ибо до сих пор ни польская, ни украинская, ни западная наука никак не связывали практическую, преступную деятельность украинского националистического движения с его идеологическими принципами. Принявшее форму Организации Украинских Националистов (ОУН) украинское националистическое движение, взяло на свое идеологическое вооружение доктрину Донцова, сделав это после обсуждения в 1929 году, во время 1-го Конгресса Украинских Националистов в Вене.
* Мирчук,   стр. 91
Кроме Дмитрия Донцова, не было других создателей идеологии украинского национализма, были только теоретики этой идеологии, н. п. Володымыр Мартынэц или Мыкола Сциборскый, которые эту идеологию комментировали и исследовали. К примеру М. Сциборскый писал: Украинский национализм стремится к созданию мощного и крупного государства (...) в этом стремлении он руководствуется прежде всего принципами здоровой, эгоистичной народной морали, которая не ограничена никакими "принципиальными" условиями; исключительность национального интереса для него превыше  любой  "общечеловеческой доктрины".
* Мыкола Сциборскый: Нациократия, Париж (1938?), стр. 81
Хорошо всё то, что хорошо для счастья, силы и развития нашей нации; плохое всё то, что ослабляет эти силы и развитие - вот главная заповедь идеологии украинского национализма.
* Там же, стр. 78
Ни одна здоровая нация не пойдёт на самоограничение; она стремится к своему расширению за пределы своих границ (...) Так возникает явление, которое мы называем империализмом.
* Там же, стр. 75
Украинское националистическое движение, его программные принципы и стратегическая цель
Украинское националистическое движение, согласно идеологии украинского национализма, является второй составляющей частью понятия интегрального украинского национализма. Его возникновение связывается с поражением Западноукраинской Народной Республики (ЗУНР) в войне с Польшей в 1918-1919 годы. Возникновению украинского националистического движения способствовал также факт зарождения фашизма в Западной Европе, а также такой факт, что именно там, после 1920 года находилось много украинских политических эмигрантов, недавних участников борьбы за украинскую государственность.
* Энциклопедия украинистики,   стр. 1723
Существует: а) стихийное украинское националистическое движение в виде более или менее сознательных сторонников целей и методов действия украинского национализма; b) организованное украинское националистическое движение. Это последнее наиболее важно, ибо это оно сформулировало политические программы украинского националистического движения, обозначило стратегическую цель этого движения, а также указало методы борьбы на пути к достижению этой цели.
Украинское националистическое движение окончательно оформилось в 1929 году на 1 Конгрессе Украинских Националистов в Вене, когда произошло соединение действующих на Западе Европы, а также в Галичине украинских организаций фашистского толка и возникновения Организации Украинских Националистов (ОУН).
* Мирчук,   стр. 88-92
В 1940 году ОУН раскололась на сторонников предводителя Андрия Мэльныка (ОУН-m, мельниковцы) и Стэпана Бандеры (ОУН-b, бандеровцы). Причина раскола сводилась к расхождению  взглядов на тактику действий и к борьбе за лидерство. В 1954 года дошло до отделения от ОУН-b части деятелей, которые образовали ОУН за границей (ОУН-z), называемой также "дублерами", эта фракция не развивала своих членских структур. Это те три фракции Организации Украинских Националистов, которые после войны вёли свою деятельность на Западе. Теперь на Украине ОУН-m действует как легально зарегистрированная, а ОУН-b выступает там легально как Конгресс Украинских Националистов (КУН). ОУН-z действует там через своих членов в украинских университетах, в качестве советников властных структур и т. п.
На базе этих фракций ОУН, прежде чем они смогли начать свою официальную деятельность на Украине после падения Советского Союза, там возникли их разновидности: Украинская Республиканская Партия (УРП), Украинская Консервативная Республиканская Партия (УКРП), Державна Самостійність України (ДСУ), Українська Національна Асамблея (УНА) и другие. Всё они, следовательно три фракции ОУН, а также их трансформации и отколовшиеся части, руководствуются идеологией в виде доктрины Дмытра Донцова, а также целью, намеченной  ОУН в 1929 году, но всё же, некоторые из них, кроме ДСУ и УНА, из тактических соображений, продиктованных создавшейся международной ситуацией, пользуются демократической фразеологией.
Организованное украинское националистическое движение овладело на Западе , а также в Польше существующие там перед 2-й мировой войной, или возникшие после нее украинские общественное организации.
Украинское националистическое движение овладело также Союзом украинцев в Польше. Структурой, увенчивающей организованное украинское националистическое движение является Мировой Конгресс украинцев - СКУ (до недавнего времени Мировой Конгресс Свободных украинцев - СКВУ с местопребыванием (резиденцией) в Торонто.
* Обзор украинской прессы на Западе - Новый Шлях – орган ОУН-m, Гомін України - орган ОУН-b, а также варшавское Наше Слово, которое представляет доказательства в подтверждение этого тезиса.
Программные предпосылки украинского национализма.
На 1-м Конгрессе ОУН в 1929 году в Вене (называемым порою 1 Большим Собором Украинских Националистов -ВЗУН) были приняты постановления и воззвания, содержащие формулировку   программных  предпосылок  ОУН.       Вот главное из их:
... в украинском народе окончательно сложился идеал Независимого Соборного Украинского Государства (...) Этот идеал представляет собой фундамент нового украинского мировоззрения и нового творческого деяния - фундамент украинского национализма.
* Мирчук,   стр. 92, 93 - с Воззвания Конгресса Украинских Националистов
Под понятием соборное следует понимать такое украинское государство, которое включает в себя, по оценкам ОУН, все украинские этнические территории.
* Там же, стр. 93
Этот документ наметил методы действий, ведущие к построению такого государства: Только полное изгнание всех оккупантов с украинских земель создаст возможности для широкого развития Украинской Нации (...) Отвергая ориентацию на исторических врагов Украинской Нации, но оставаясь в союзе с народами, которые враждебно относятся к оккупантам Украины, национальная диктатура, которая возникнет в ходе национальной революции,   обеспечит   в  тяжёлый  период   борьбы  силу Украинского государства
      *"<> * Там же
В своей внешнеполитической деятельности Украинское Государство будет стремиться к достижению границ, которые охватывают все украинские этнографические территории.
* Там же
Полное устранение всех чужих с украинских земель (...) наступит в ходе национальной революции.
* Плотине, стр. 98
Устранить в украинском языке означает "прекратить существования", а следовательно -"уничтожение".
В целях создания, укрепления и развития государства, необходимым является базовое условие: (...) принцип интеграции общественных сил с их правами и обязанностями соответственно их значению во всей совокупности жизни нации.
* из решения  1 Конгресса Украинских Националистов, Мирчык,   стр. 95
Вышеуказанная формулировка подтверждает интегральность украинского национализма в сфере его программных принципов.
На 3-й Конференции (17-21.02.1943 г.) ОУН Бандеры, в отношении столкновения с украинцами с так называемой Большой Украины, был сформулирован принцип новой политики ОУН: Идея независимых национальных государств всех европейских народов на их этнографических территориях.
* OUN w switli postan;w We;ykych Zboriw, Konferencij ta inszych dokumentiw z borotby 1929-1955 , b.m.w., 1955, стр. 81
Этот принцип подтвердила 1 Конференция Заграничных Отрядов ОУН (ОУН Бандеры), состоявшаяся в сентябре 1947 года.
* Там же, стр. 195
К реализации этого принципа призывал Клым Савур - командир  УПА-Полночь {Север} - в августе   1943 года, написав в приказе:
... народы (...) построят новый справедливый строй на Востоке и на Западе, на основе принципа национальных государств на их собственных национальных территориях.
* ДАРО: f. Р-30, op. 2, докл. 26, лист. 31
Но уже П. Коваль, украинский националистический деятель, в 1942 года в Киеве опубликовал статью Украина - какой она была, какая есть и какая будет, где, опираясь на стратегические цели украинского национализма, а также на идеологию этого национализма, сказал: Охватит она земли от Волги до Карпат, от гор Кавказа и Чёрного моря до истоков Днепра, занимая пространство 1.000.000 km2?. Будет она решающим фактором в восточных проблемах, которые будут касаться России, прибалтийских стран, Польши, Кавказа, черноморских государств, а также путей в Африку и Индию через Босфор и Дарданеллы (...) Украина для украинцев! Это будет Великое Соборное Национальное Государство.
* ДАРО: Инв. номер 326
Вышеуказанное означает, что стратегической целью украинского национализма является построение украинского националистического государства, по оценкам ОУН,  на всех украинских территориях этнографического  пространства в 1 миллион квадратных километров, следовательно тоже на части послевоенной территории Польши - на Подлясю, Хрубешовскем, Замойскем, Томашовскем, в долине Сана и Лэмковщизне (около 19.000 km2), а также на территориях принадлежащих Белоруссии, Российской Федерации, Словакии, Румынии, Молдавии. Лозунг национальных государств на их собственных этнографических  территориях, реализация которого на практике, означающая войну всех с всеми, был лозунгом в более мягком звучании, но фактической же целью украинского национализма является построение империи.
От этой стратегической цели украинский национализм во всех его формах не отступил до сегодняшнего дня.
Практическая деятельность украинского националистического движения
Эту деятельность можно поделить на шесть периодов: 1) период междувоенный; 2) накануне взрыва немецко-польской и немецко-советской войны; 3) в период войны; 4) на так называемом "Закерзонье" в годах 1944-1947; 5) после войны на Западе; 6) после восстановления независимости в Польше и Украине. Деятельность украинского националистического движения в междувоенном периоде и во время гитлеровской оккупации, а также до 1950 года, в основном, ограничивалась территориями, принадлежащими до начала 2-й мировой войны Польше, следовательно областями Волыни и Галиции, а также территориями, входящими в состав польского государства после 2-й мировой войны, ибо это движение возникло, развивалось и действовало именно в этой местности. Эта деятельность будет обсуждена здесь в очень сокращённой форме, ограничивающейся только тезисами и их минимальной иллюстрацией.
Приложение 1. Деятельность украинского националистического движения в междувоенном периоде описал Пэтро Мирчук и, в принципе, можно согласиться с этим его описанием.
* Мирчук,   passim
УВО (Українська Війскова Організація) и ОУН в этом периоде вели террористическую деятельность, саботаж и экспроприацию. Заслуживает особого внимания мнение автора, что УВО-ОУН были заинтересованы в непрерывных столкновениях с польской властью, её представителями, вследствие чего часто доходило до столкновений с полицией. Это было как раз то, чего и добивалось 0УН{...) Украинские массы активизировались.
* Там же, стр. 130
Итак, дело было в поддержании состояния постоянного напряжения, пробуждении в украинцах ненависти к полякам. В этом смысле даже умиротворение 1930 года оказалась полезной для ОУН, ибо она возбудила ненависть к Польше и к полякам у многих украинцев, активизировала многих украинцев к деятельности в духе украинского национализма.
По поводу изложенного выше нужно указать на следующее: идя путём, указанным  украинскими националистическими историками и публицистами, большинство польских историков при этом не видит различия двух процессов: а) недемократичной политики II РП в отношении всех национальных меньшинств, которая для украинцев оказалась политикой полонизации, католизации, разрушения и закрытия православных церквей, ограничением украинского образования; b) репрессий, применяемых властью II РП в отношении украинского националистического движения за его террористическую, саботажную и другую деятельность. Видеть это различение необходимо, чтобы избежать обобщений, например, отнесения, хотя и недемократичной пацификации некоторых деревень в некоторых повятах Галиции в 1930 году, к недемократичной политике II РП в отношении украинского меньшинства.
Приложение 2. Этот период характеризуется интенсификацией сотрудничества с Германией. В соответствии с программным принципом ОУН, предписывающим вступать в союз с врагами Польши, следовательно, прежде всего с Германией, накануне 2-й мировой войны эта организация добилась создания Легиона Украинских Националистов под командованием члена Проводу Украинских Националистов (ПУН), Романа Сушки. Этот батальон принял участие в нападении гитлеровской Германии на Польшу, следовательно принял участие в развязывании 2-й мировой войны.
* Encyclopedia of Ukrain;, Торонто, 1993, т. ИИИ, стр. 71, 72
В период между сентябрем 1939 года и июнем 1941 года усилилось сотрудничество ОУН Мэльныка с Германией, в частности с Абвером. Возник Украинский Центральный Комитет (УГК), финансируемый этой немецкой разведывательной организацией, во главе с Володымырэм Кубиёвычэм.
* Володымыр Кубиёвыч: Мэни 85, Париж-Мюнхен, 1986, стр.169
Накануне немецко-советской войны ОУН Бандеры организовала Отряды Украинских Националистов (ДУН) в виде батальонов Нахтигаль \ Ролянд, которые приняли участие в нападении Германии на СССР. Эти батальоны на исходе 1941 года были преобразованы в 201 полицейский батальон Schutzmannschaft и отправлены в Белоруссию с целью бороться там с партизанами. Эти факты украинские националистические историки не отрицают.
Фракция ОУН Мэльныка весной 1943 года приступила к созданию дивизии СС-Галичина. Об этом формировании, воюющем на стороне гитлеровской (нацистской) Германии, однозначно высказывается Мыкола Лэбэдь: Организация (ОУН Бандеры -В.П.) секретным приказом посылала в дивизию своих членов и сочувствующих, чтобы они в нужный момент взяли в своих руки ценный элемент (...) Те украинцы, которые мирились с созданием дивизии (...) забыли только, что дивизию организовала гитлеровская Германия  (...) В течение трёх дней (в июле 1944 г. - В.П.) большевистская армия окружила дивизию и разгромила.  Те кому удалось спастись, перешли в УПА.
* Лэбэдь: Украйинска Повстанська Армия, b.rn.w., 1946, стр. 48, 49
Полицейские  полки  дивизии СС-Галичина  принимали участие  в пацификациях ( карательных операциях) польских деревень в Галиции.
Васыль Вэрыга: Dorohamy druhoji switowoji wijny, Toronto, 1981, ss. 112, 115
Ridna zemlia, Lw;w, 7.05.1944
Приложение 3. Возникновение и деятельность Украинской Повстанческой Армии (УПА) детально описана в польской литературе по теме, жаль только, что она не связывается с идеологией и программными принципами ОУН.
Волынь. Из этой местности происходит много документов-первоисточников из украинских архивов. Прежде чем их цитировать в качестве доказательств, нужно обратиться к известному польским исследователям Открытому Письму к Проводу ОУН Бандеры, авторства Тараса Бульбы-Боровца от августа 1943 года. К сожалению, не все они понимают ценность этого документа, положения которого согласуются с полученными в последнее время архивными документами, так как ценность этого документа не подлежит сомнению. В этом письме, сотрудничающий с ОУН Мэльныка, поэтому относимый здесь к украинским националистическим деятелям, украинский командир отряда, пишет: Может ли настоящий революционер-государственник (каким считал себя Т. Бульба-Боровец - В.П.) повиноваться руководству партии, которая построение государства начинает с резни национальных меньшинств, а  также с безумного выжигания их поселений? Украина имеет более грозных врагов, нежели поляки (...) за что вы боретесь? За украинский народ, или только за  свою ОУН? За Украинское государство или за  диктатуру в этом государстве? За украинский народ, или  только за свою партию?
* Тарас Бульба-Боровэц: Armija bez derzawy, Виннипэг, 1981, стр. 263, 264
Поиск материалов, проведённый в волынском архиве подтверждает, что это была резня польского гражданского населения силами ОУН-УПА. Не правы отдельные польские историки, которые недооценивают цитируемый выше документ. Они не правы также, утверждая, что ОУН-УПА на Волыни призывала польское население покинуть эту местность. Такой тезис исходит от М. Лэбэдя, он содержится в его цитированной здесь книге. Таких призывов на Волыни не было.
28.09.43. Подлеца. ;ajdaka
* ДАРО: f. Р-30, op. 2, spr. 28, лист. 2
ОУН. Приказ для кустовых командиров и референтов (...) 7. Ликвидировать следы всего польского (...) а) уничтожить все стены костёлов и других польских культовых зданий, b) уничтожить деревья при строениях так, чтобы не остались даже следы, что там когда-нибудь кто-то жил (...) К 25 JCI .44 г. уничтожить все польские постройки, где прежде жили поляки (...) Ещё раз обращается внимание на то, что если что-нибудь останется, то поляки будут иметь претензии к нашим землям. Стоянка, 9.02.44. Мандрівник.
* ДАРО: f. Р-30, op. 2, spr. 16, лист. 95
Из заявления комиссара Волыни и Подола, Sch;ne, сделанного в разговоре с епископом Поликарпэм 28.05.1943 г.:
Националистические бандиты проявляют свою деятельность тем, что нападают и убивают беззащитных поляков, по нашим источникам к настоящему времени убито около 15 тыс. Поляков. Поселок Янова  Долина больше  не существует.
* ДАРО: f. Р-30, op. 2, spr. 16, лист. 198-201
Из хроники отряда УПА:
26.05. В польских поселках уже год ни к чему не прикоснулась человеческая рука. Всё заросло буйной травой. Очень грустный вид.
* ДАРО: f. Р-30, op. 23, spr. 88, лист. 1-48
УПА, Группа Заграва К.З.В.Н. Донесение номер 1. Товарищ( Druhu) командир, я посылаю донесение из района Столин. 1. Общее состояние местности запутанное. Везде можно натолкнуться на следы жестокого террора немцев, красных, а также злоупотреблений своих  (местного руководства, подполья)(...) Таковыми была полная ликвидация 21 человека в деревне Пузня и ряд других ликвидаций, а также грязная работа под видом  большевиков, которая оказалась  разоблачёна. Это возмутило местное население и  отрицательно отразилось  на нашей работе.
* ДАРО: f. Р-30, op. 2, spr. 35, лист. 98
Архивных материалов в подтверждение массовой ликвидации польского и украинского населения на Волыни очень много, среди них есть описание ликвидации Хуты Стэпанскей и окрестных деревень.
Командные кадры ОУН-УПА на Волыни состояли более чем на 90% из Галичан, что видно по стилю и лексике языка донесений, а также приказов. ОУН незаконно мобилизовала местных украинцев в УПА, это подтверждает бланк "Мобилизационной Карты:
Украинская Повстанческая Армия, Группа Энэя, номер Мобилизационная Карта
 Фамилия имя , деревня район
Я призываю вас в ряды Украинской Повстанческой Армии (УПА), дня…………
1943 г. вы обязаны явиться в назначенное место, которое покажет доставитель этого письма. За невыполнение этого распоряжения вы подлежите Революционному Суду УПА.  Стоянка, дата………….
1943 г. Слава Украине! Героям Слава! Командир Группы УПА - Энэй.
* ДАРО: f. Р-30, op. 2, spr. 15, лист. 51
Насчёт мобилизации в УПА пишет ее создатель, М. Лэбэдь: Многие из интеллигенции являлись добровольно, других мобилизовали.
* Лэбэдь,   стр. 34
А архивах есть доказательства о проведении на Волыни "мобилизации" в УПА в ноябре 1944 года, следовательно через много месяцев после прохождения фронта. Мобилизованные в УПА украинцы часто дезертировали из неё.
УПА. З.Г. Стоянка, 24.11.44. (...)  информирую о наказании смертной казнью через расстрел(далее - шесть фамилий - за дезертирство)....
* ДАРО: f. Р-30, op. 2, spr. 26, лист. 27
УПА, Группа Энэя, 23.06.43 г. Протокол (...) Приговорить Мартыновскего Миколая-Муха к смертной казни через отсечение головы перед отрядом (...) Исполнение приговора произошло после утверждении командиром Гр. УПА 24.06.1943 г.  на глазах отряда.
* ДАРО: f. Р-30, op. 2, spr. 36, лист. 108
Подобных архивных документов много, среди них много приказов, информации, донесений, касающихся массового истребления украинцев, которые, по оценкам старост (stanicznych) и членов СБ, могли в будущем содействовать советской власти.
Характерно, что среди около 1200 листов просмотренных архивных документов, касающихся деятельности ОУН-УПА на Волыни и Полесьи, нет таких, которые говорили о столкновениях УПА с АК.
Галичина. Архивные документы из этой местности происходящий от ОУН-УПА за 1943-1947 годы, несомненно находятся в соответствующих украинских архивах, и надо до них добраться.
Бандеровский еженедельник в Торонто, Гомін України, ссылаясь на работу Льва Шанковского, пишет:
В первой половине 1944 г., по инициативе УПА и украинского подполья, в Галиции состоялась 201 карательная акция против польского населения. В ходе этих акций 5.100 поляков лишились жизни. Уничтожено ряд деревень и поселков (...) Карательные акции достигли цели. В результате акций сотни тысяч поляков покинули украинские земли, раз и навсегда.
* Гомін України, Торонто, 26.08.1992
Это косвенное доказательство и относится к небольшому отрезку времени. В Галиции истребление поляков началось с июля 1943 года и продолжалось по крайней мере до 1947 года, именно после прохождения линии фронта действия ОУН-УПА против польского населения носило очень интенсивный характер, АК в ту пору уже там не было. В это время от рук ОУН-УПА погибло очень много украинцев. Отыскание доказательств этого из  украинских националистических источников является задачей польских и украинских историков.
Приложение 4. " Закерзонье ".На местность называемую. "Закерзонье" ОУН-УПА начала перебрасывать свои отряды уже с марта 1944 года, чтобы они там боролись за создание плацдарма украинского националистического государства.
* Пшэмышльь – zachidnyj bastion Украйины, Нью-Йорк, 1961, стр. 180- 209, статья Льва Шанковскего Дії УПА i ukrajin;koho zbrojnoho podpillia на tereni Пшемыщины 1944-1947
* Володымыр Сэргайчук: Украйинскый narionalnyj samostijny;kyj движение у Захидний Украйини 1939-1945, стр. 18-21 - доклад на польско-украинской конференции в Варшаве, в мае 1997, копия во владении автора
Активный защитник ОУН-УПА в сегодняшней Польше, Богдан Гук, говорит о действиях УПА, что это была  борьба украинского народа на местности Закерзонья (на украинских этнографических территориях к западу от линии Керзона, теперь юго-восточные области Республики Польши) за независимое Украинское государство.
* Закерзонье - spomyyny wojakiw УПА, Варшава, 1996, t. 2, стр 5 – с предисловием редактора издания
На местности " Закерзонье ", так же как и на Волыни, а также в Галиции, ОУН-УПА незаконно "мобилизовала" украинцев в УПА.  Об этом говорит участник действий УПА, Стэпан Явирскый:
Кто из вас хочет идти в партизаны (УПА - В.П.), то пусть идёт, а если не хочет, то и так заберем с собой. Это было, как у нас говорили, "не принудительно но обязательно".
* Там же, стр. 45, 234
На местности долины Сана, называемой украинскими националистами "Надсанием", в излучине этой реки к западу от Пшемысля, действия ОУН-УПА в результате насыщения территории Пшэмысля вооружёнными отрядами, дошло до того, что в 1945 года на территории Пшемысля существовала "повстанческая республика". Мир и порядок в этой "республике" (...)  враг имел смелость нарушить только тогда, когда входил на территорию "республики" с крупными военными силами.
* Пшэмышль..., op. цитМ стр. 192, статья Льва Шанковскего
Вооружённые    действия    ОУН-УПА    на    "Закерзонье" велись  в  ожидании  начала 3-й  мировой войны.
* Закерзонье...,   стр. 51
Когда она так и не началась, оказавшись в безвыходном положении, ОУН бросила лозунг: Мы не победим, но борьбу надо вести пока удастся. Это наш капитал на международном форуме.
* Там же, стр. 213
При отсутствии решительных шагов со стороны польского государства, в юго-восточных местностях Польши отряды ОУН-УПА вели вооружённые действия, терроризировали местное население, равно как польское так и украинское, ещё на протяжении многих лет. Эти действия прекратились, когда украинское население было переселено на Украину и на северо-западные земли Польши. Украинский националистический историк, Лэв Шанковскый, пишет об этом:
Вооружённая борьба УПА и подполья ОУН в Пшемысльском районе, как и на всей Закерзонской Украине, была прекращена не потому, что существовал тот или иной перевес вооружённых сил противника. Она была остановлена потому, что не хватило украинских масс, которые эту борьбу поддерживали и тем или иным образом принимали в ней участие. Когда из Закерзонья были выселены почти  все украинцы, одни в СССР, другие в северные и западные районы Польши, отряды УПА и подполье ОУН не могли дальше существовать, они были вынуждены оставить эту территорию.
* Пшемышль...,   стр. 196 - Л. Шанковскый
Приложение 5. По окончании войны, на волне "холодной войны", структуры ОУН полностью овладели общественно-политической жизнью на Западе. Этот тезис подтверждается деятельностью Мирового Конгресса украинцев с местопребыванием в Торонто, таких организаций, как УККА, УАКРада, ОДВУ, Освободительный Фронт- в Соединенных Штатах, КУК, УНО, Освободительный Фронт и другие - в Канаде,. Несмотря на расколы в ОУН, которые происходили на почве расхождения во мнениях на тактику, а также борьбы за персональную власть, деятельность этих структур опирается на первичную идеологию украинского национализма, а также на сформулированные в 1929 году программные принципы, и они все так же стремятся к построению украинского националистического государства на всех, по оценкам ОУН, украинских этнографических территориях.
Приложение 6. После распада СССР украинские националистические структуры возобновили деятельность на Украине и в Польше. Официальные структуры украинского национализма называют сегодняшнюю Польшу оккупантом украинских земель. То же самое утверждают украинские националистические историки.
0) Новый Шлях, Торонто, 23.КСИ.1996
1) Закэжоння..., passim
2) Сэрхийчук,   passim
Квалификация украинского интегрального национализма
Украинский национализм следует рассматривать во всей его совокупности, со всеми его составляющими: а) идеология украинского национализма; b) программные принципы украинского организованного националистического движения, в том числе его стратегические цели; c) практическая деятельность этого движения, в особенности воплощенных в жизнь организацией ОУН военных формирований.
Описанный здесь украинский национализм, в западной литературе по данной тематике характеризуется как интегральный национализм (Integral Nationalism), следовательно, как национализм фашистского типа, который не признаёт политического плюрализма, и который пользуется принципом: кто не с нами - тот против нас.
С таким определением украинского национализма согласен также украинский историк националистической  ориентации из Торонто, Орэст Субтэльный.
* Орэст Сублельный: Украина, Глория, Киев, 1994, стр. 555 (изд. рус.) Украинское организованное националистическое движение, руководствующееся идеологией в виде доктрины Д. Донцова - от момента возникновения ОУН и до наших дней стремящееся к смене существующего международного порядка, в особенности к пересмотру существующих государственных границ, должно быть квалифицировано как преступное политическое движение, в связи с этим деятельность его структур должна быть запрещена и преследоваться законом.
Образованные  этим движением военные и полувоенные структуры (Легион Украинских Националистов под командованием Г. Сушки, Отряды Украинских Националистов в виде батальонов Нахтигаль и Ролянд, затем 201 батальон Шутцманншафт, УПА, дивизия СС-Гализен, в особенности её полицейские полки, вспомогательная украинская полиция, СКВ - Отряды Местной Самооброны) как те, которые совершили преступления геноцида или военные преступления, должны быть признаны преступными формированиями. Ввиду отсутствия срока давности для этих преступлений, их виновники должны преследоваться во всех государствах их пребывания.
Заключительные положения
Польская наука в сфере украинского национализма, в особенности действий его вооруженного формирования - УПА, собрала много подтверждённых документами материалов. К сожалению, она не связывает деятельности этого, а также других вооруженных формирований ОУН, с её идеологией, а также программными принципами, в особенности со стратегической целью украинского национализма. Не выявление связи действий структур украинского национализма с его идеологией, программными принципами, с его стратегической целью, свидетельствует об отсутствии поисков побудительных сил таких действий, хотя это является долгом историков. Имея  возможности, она вообще не обращается к находящимся под рукой польским архивам и к уже доступным украинским. Не стремится она к определению причинной связи между фактами а их первопричиной. В сфере исследований документов её очень намного опережают обученные в Польше и действующие там украинские националистические деятели, упомянем хотя бы Мыколэ~ Сивицкего, Евхэна Мисылэ~, Бохдана Бухает, Стэпана Заброварнэго, публикующих избирательно выбранные архивные документы.
Только путем анализа идеологии украинского национализма и его программных установок в сочетании с критической оценкой действий структур украинского национализма можно прийти к правильной формулировке и к правильной оценке понятия украинского интегрального национализма.
Украинская постсоветская наука до сих пор не отошла от стереотипных оценок советской историографии по отношению к украинскому национализму, из-за чего грешит отсутствием объективности в оценке возникновения и действий украинских националистических структур, следовательно также и в сфере понятия украинского национализма. Эта наука до сих пор руководствуется очень неточным понятием "украинского буржуазного национализма ". В это понятие советская украинская наука включает украинские политические течения, отличающиеся существенным образом от украинского интегрального национализма. К "буржуазным националистам" эта наука относит также деятелей и создателей Украинской Народной Республики, хотя её президент, Мыхайло Грушэвскый, был социалистом (в понимании социализма Каутскего, а не диктатуры пролетариата), премьер-министра Володымыра Выннычэнко, хотя он был типичным социал-демократом, несмотря на то, что свыше 80% состава Украинской Центральной Рады составляли социалисты. К националистам эта наука относит также Сымона Пэтлюру, хотя до времени его смерти в 1926 года еще не сложился украинский интегральный национализм.
Точность в определении понятия украинского интегрального национализма, В отношении которого украинская националистическая литература употребляет название деятельного национализма, в сфере существенные его составляющих: 1) точности в сфере его идеологии в виде доктрины Д. Донцова, 2) точности в отношении времени возникновения этого национализма (вторая половина 1920-х годов); 3) точности в отношении местности и причин возникновения этого национализма (Галиция, падение ЗУНР); 4) точности в отношении стратегических целей украинского национализма (построение украинского националистического государства на всех, по оценкам ОУН, украинских этнографических территориях, т. наз. "соборность"); 5) точности в отношении правильной оценки методов действий структур ОУН, в том числе военных структур; 6) точности оценки свидетельствующей, что украинское националистическое движение никогда не действовало на основе мандата от украинского народа, точности в сфере отношения н украинского национализма к украинским массам - совершенно необходимой для оценки украинского националистического движения в прошлом и в настоящем. Точность в этой сфере нужна властям в Польше и на Украине с целью определения правильности отношения к деятельности украинских националистических структур. Эта точность позволит западной политике прийти к пониманию - какие структуры она поддерживала и использовала после войны, и какие использует теперь в реализации своей политики в отношении Украины. Точность в определении понятия украинского интегрального национализма, глубокое понимание этого понятия позволит избежать необоснованных поисков причин волынских убийств в исторических событиях, простирающихся в 17 век и дальше, в якобы восточно-византийской психике украинцев в противоположность западно-римской психике поляков.
Недостаточная точность в сфере понятия украинского интегрального национализма вызывала и по-прежнему часто вызывает ошибочное отождествление его с украинским патриотизмом, проведение параллели между УПА и АК, УГК и РГО и т. п.
Материалы для чёткого определения понятия украинского интегрального национализма есть, нужны только большие усилия в направлении их сбора и анализа. Весомость проблемы и множество доступного материала подсказывает мысль о необходимости учреждения института исследований украинского национализма, института, на базе которого, опираясь на уже доступный материал, его анализ и углубление, может вырасти не меньше десяти аспирантов и нескольких десятков магистров, в их числе историков, политологов, социологов, и даже психологов. Эти последние могут поспособствовать выяснению путей, методов и связей пропаганды национализма среди украинских крестьянских масс Волыни и Галиции, которые принимали участие в массовых убийствах  поляков, выяснить схемы подчинения украинских масс влиянию на них структур ОУН.
В отношении изменения тактики в деятельности главных фракций ОУН Бандеры, ОУН Мэльныка и ОУН за границей, которые сегодня руководствуются демократической фразеологией, возникает проблема: на самом ли деле эти партии (ибо сегодня это уже действующие в пределах одного движения партии) изменили свои программы, разве перешли они фактически на путь демократии? Разумеется само собой, что каждое политическое движение вправе изменять не только тактику, но и программные принципы, стратегические цели, даже название. Примером этого может быть польское движение под названием ПАКс. Вот фрагменты его заявления:
... мы заявляем, что Общество Цвитас Христяна вырасшее из среды и общественно-политического движения ПАКс прошло в последние годы глубокую внутреннюю эволюцию (...) Процесс перемены нашей среды (...) привел к смене формы и названия Общества в 1993 г. и выраженной уже тогда, и подтверждённой  Общим Собранием в 1996 г. воле получения статуса католической организации. Институциональным переменам сопутствует перемена человеческих сердец и совести (...) Признаваясь в собственных грехах и упущениях, мы вливаемся в национальный счёт совести и изъявляем готовность их исправления в возможной к осуществлению степени.
* Политика, Варшава, номер 16, 19.04.1997
Ни одна из фракций ОУН в данном направлении не предприняла никаких шагов, наоборот - прославляет действия украинского националистического движения от момента его возникновения, несмотря на преступления периода нацистской оккупации и до сегодняшних дней, героизует членов призванных к жизни военных и полувоенных структур этого движения, которое совершило преступления геноцида. В этом состоянии вещи возможные спекуляции(dywagacje) насчёт возможной смены идеологии и программных принципов украинского интегрального националистического движения не находят никакого оправдания. В частности,. не могут быть основанием для подобных выводов бездоказательные, даже официальные заявления этого движения (ибо постановления фракции ОУН не публикуются). На эту тему уже высказался Стэпан  Бандера , написав, что ОУН имеет постоянную программу, принятую в 1929 году, а для публичного употребления может одобрять программы, в зависимости от политической ситуации на международной арене.
* Роман Крычэвскый: ОУН в Украйини, ОУН-zс и ЗЧ ОУН, Нью-Йорк, 1962, стр. 26, 27
Настоящий доклад в сфере его доказательного материала построен был  исключительно на источниках украинско-националистического происхождения. Источников этих очень много, невозможно использовать их  все в очень узкой работе, каким является этот доклад на симпозиуме.
Торонто, сентябрь 1997 г.


Рецензии