Древняя Кафа или Феодосия

Известный факт — после того, как юная славянка, известная теперь всему миру под именем Хюррем, попала к татарам, ее повезли на известный в те времена рынок рабов в Кафе. Сегодня это город Феодосия. Кстати, везли ее с большой осторожностью, что могло свидетельствовать лишь об одном — девушка в глазах хозяев представляла большую ценность.


 Это невольно наводит на мысль -  а не специально ли была придумана вся эта авантюра? Не готовили ли юную пленнице заранее? Ведь общеизвестный факт — в гарем Настя-Александра попала достаточно грамотной. Более того, она знала несколько языков и хорошо понимала латынь.

Для тех, кто не знает, в XIII–XVII веках Кафа  считался генуэзской колонией и был довольно крупным по площади городом. Немного позже город станет одной из провинций Османской империи  и главным рынком рабов на Черном море.

Почти 300 лет, а если быть точным, с 1475 по 1774 год,  Феодосия являлась центром Кефийского эялета. Эта провинция Османской империи занимала весь юг Крымского полуострова — от Севастополя до Феодосии, часть Керченского полуострова и побережье Азовского моря.

Провинцией управлял назначаемый султаном наместник. Он имел  большое влияние на вассальное Крымское ханство. Кстати, вот простой пример - в 1386 году площадь Кафы составляла 70 га. Для сравнения,  Москва достигнет половины такого размера лишь через 150 лет...


Как тогда написал один из  современников: «Торгуют невольниками по всем городам Крыма, больше всего в Кафе. Случается, что целые толпы несчастных, проданных в неволю, гонят прямо с рынка на корабли, так как город лежит при удобной морской пристани, а поэтому Кафу можно назвать не городом, а ненасытной, отвратительной бездной, пожирающей нашу кровь».

Особого размаха работорговля достигла в XVI–XVII веках. Так что нет ничего удивительного в том, что набеги на русские земли совершались регулярно — для гаремов требовались новые наложницы, армии — солдаты,  кораблям — гребцы. Словом, империи нужна была бесплатная рабочая сила.

Ситуация смотрелась настолько серьезно, что середине XVII века в России был принят специальный закон «Об искуплении пленных», по которому пленники в Царьграде (Стамбуле) и в Крыму выкупались за счет «царевой казны» царскими послами. Чтобы казна не пустовала, был введен так называемый «посошный сбор» — налог на каждую соху.

На государственном уровне были определены суммы, которые казна тратила на выкуп пленников, исходя из их социального статуса. Так, за плененного дворянина давалось по 20 рублей с каждых ста четвертей его поместной земли, за московского стрельца — по 40 рублей, за украинского стрельца — по 25 рублей, за пленного крестьянина и «боярского человека» (т.;е. крепостного) — по 15 рублей.

Предположительно, именно в Кафе на этом самом рынке рабов и была продана в рабство будущая жена турецкого султана Сулеймана Великолепного, которую мы теперь знаем под именем Роксоланы-Хюррем. По непонятно какой причине, Украина настойчиво утверждает, что девушка была их соотечественницей. Видимо, запамятовали историки — в те времена  подобного государства просто не было на карте. Часть ее, как раз та, откуда и была предположительно родом Хюррем, относилась к Речи Посполитая. Другая же — принадлежала России, то бишь Московии...

Но это оставим на совести авторов этой гипотезы. Пока же будем придерживаться общепринятой версии -  будущий всесильный визирь Ибрагим-паша попросил знакомого работорговца купить и привезти ему невольницу, равной по красоте которой нет в мире. Девушка была куплена именно в Кафе, доставлена в Стамбул, а затем представлена самой валиде-султан. Только вот кто это сделал, покрыто тайной…


Рецензии