Гонка под землёй

Несколько дней тому назад, моей младшей дочери Виктории исполнилось 53 года. Как заведено в нашей семье. да и в других семьях России, родные проживающие поблизости собрались за моим столом вместе с виновницей торжества. Приехал мой внук Антон, Викин сын, с женой Сашей и правнуками: Настей, Ариной и Артёмом.

За столом зашёл разговор о разном, в том числе и о технике безопасности на работе. Внук меня спросил:

-Дедушка, а ты когда нибудь нарушал ПБ?

И я рассказал историю самого первого нарушения мною правил безопасности на производстве. Мой рассказ очень понравился моим внукам и они просили написать его в мой ЖЖ. Я пообещал исполнить их просьбу и вот приступаю к повествованию.

Я как то уже писал, что моя первая производственная практика проходила на шахте шахтоуправления "Шурабуголь" Поэтому не буду вдаваться в подробности описания. Читатель уже проинформирован ранее, где мы, студенты второго курса Кызыл-Кийского горного техникума проходили практику. Напомню только, что мы возводили бетонную крепь в нише, на недавно пройденном штреке, для размещения электрооборудования. Вся наша группа практикантов имела дурную привычку курить. Поэтому  восьмичасовое отсутствие никотина в нашей крови переносилось с большим трудом. Некоторые ребята прибегли к самому простому способу удовлетворения никотиновой зависимости, прибегнув к употреблению насвая. Я. почему то брезговал закладывать за губу, это неприятное на вид вещество и все восемь часов маялся от желания затянуться "ароматным" дымком папироски. Курильщики хорошо знают, какие "мучения" испытывает человек, не имеющий возможности удовлетворить всё возрастающее желание покурить. В конце концов я пришёл к мысли, что в шахте немало уголков, где люди практически не появляются почти за всю смену. На штреке, кроме нас никто не работал и если отойти от нашей ниши десяток другой метров, по направлению струи воздуха, то можно, соблюдая все предосторожности затянуться вожделенным дымком. Скзано-сделано, я перед спуском в шахту, докурив папироску, другую положил в карман спецовки вместе с коробком спичек.

Как обычно, нам в эту смену ещё не привезли материалов и мы, вместо бетонирования сидели и резались в дурака под светом двухсотки. Время шло. а груза всё не было, страшно хотелось курить и я решился. Не говоря ни слова. о том куда и зачем иду, я поднялся и пошёл по штреку с попутной струёй. Прошёл мимо небольшого уклончика. по которому нам иногда всё же доставляли необходимые материалы, прошёл ещё некоторое расстояние и сел между двумя крепёжными рамами, снял с каски фонарь и положив на почву засыпал его штыбом, чтобы свет меня не выдал. Надо сказать, что фонари с выключателем уже появились, но их было мало и в первую очередь их выдавали ИТР. Из кармана спецовки, я вытащил вожделенную папироску, завёрнутую в газетную бумагу, чтобы не отволгла и не сломалась, чиркнул спичкой по коробку и затянулся с наслаждением "Волной". Курил я в полной темноте, а затягивался спрятав огонёк в ладонях. Когда я скурил уже больше половины папироски. мне показалось, что вдали мелькнула полоска света и тут же исчезла. "Показалось."-подумал я, докурил до конца, заплевал огонёк папироски и вытащил фонарь из штыба. Но, прежде чем осветить  дорогу в сторону нашей ниши, я, на всякий случай, направил  его луч в противоположную сторону и чуть не вскрикнул от неожиданности. Метрах в десяти от меня, крался в кромешной темноте. прижимаясь к стойкам, главный инженер шахты с фамилией былинного богатыря, Святогор. Это был мужик с впечатляющей размерами фигурой: широкоплечий, среднего роста и с огромным животом и лицом с тремя подбородками. Мой свет на мгновение ослепил его и он не сразу включил свой фонарь, а когда он это сделал, я уже был далеко, на подходе к уклончику.

Если у сказочного героя было три возможности выбрать дальнейший путь, то у меня было только две: в нашу нишу или по уклончику вверх. Мало того у сказочного героя было много времени для раздумий у меня не было совсем, но я всё таки понял, что надо бежать вверх и рванул туда, уже поднявшись по выработке на штрек ведущий к конному двору, я увидел свет фонаря преследователя, который, не смотря на грузную фигуру инженера, был примерно на том же расстоянии от меня, что и в начале гонки. Я рванул к конному двору, почему я рванул туда, а не в противоположную сторону до сих пор не могу понять. Ведь коногон, запросто мог меня заложить главному,  я совершил ужасный поступок, которому нет прощения. На моё счастье в конном дворе не оказалось ни коногона ни коня Васьки, они повезли очередной груз по откаточному штреку. А передо мной опять встала проблема выбора, то ли подняться на следующий горизонт по людскому ходку, предназначенному для перемещения людей, то ли, нарушая ПБ рвануть по параллельной выработке, уклону, предназначенному только для перемещения грузов.  Оглянувшись назад я увидел, что мой преследователь отстал на приличное расстояние и у меня появилась возможность обдумать дальнейшие действия. Появилась мысль, подняться по людскому ходку на верхний горизонт и постараться незаметно спуститься назад по уклону. По ходку я поднимался не торопясь, постоянно оглядываясь, последовал ли главный за мной или предпринял, какие нибудь другие действия. Святогор упрямо шёл за мной, просто диву даёшься, не смотря на чудовищную полноту и трудный для преодоления путь, он хоть и отстал от меня, но не сдавался.

Вот и "плита" полевого штрека, на которой формируются составы вагонеток для спуска на нижележащие горизонты и поднимаются гружёные породой и всяким хламом вагонетки. Я пристёгиваю фонарь к каске, до того я его держал всё время в руке, чтобы свет не давал возможности разглядеть моё лицо и направляюсь мимо лебёдочной камеры, где лебёдчицу в этот момент "зажимают" два проходчика выскочившие из забоя на свежую струю отдышаться, в одних мокрых трусах, подпоясанных поясом с батареей.Я быстро прохожу мимо . Никто не обратил на меня внимания. Я тут же возвращаюсь к уклону, предварительно завернув фонарь полой спецовочной куртки. При тусклом свете лампы над политой, незамеченным спускаюсь в уклон и через несколько метров вытаскиваю фонарь и, освещая его светом путь спускаюсь на конный двор. Коногон и Васька как раз подъехали с порожняком. Я подхожу к бачку с водой, открываю кран и наливаю полную алюминиевую кружку тёплой воды и выпиваю. Потом подхожу к коногону, здороваюсь и жалуюсь ему на тёплую воду.

-Откуда ж ей быть холодной, если ещё вчера спустили!

Поболтав ещё немного о том о сём с коногоном, я спускаюсь к своим. Никто не заметил моего длительного отсутствия, для азартной игры в дурака 2х2 время летит незаметно.


Рецензии