РТИ

Сегодня мне вспомнился забавный случай из моей шахтёрской  жизни и я решил поделиться с вами этим воспоминанием.
В то время я работал горным мастером на участке ВШТ(внутришахтный транспорт).  Работа на этом участке одна из самых суматошных и от организации внутришахтного транспорта зависит работа всех участков шахты. Казалось бы две простых вещи: подать материалы и порожняк на участки и вывезти оттуда грузы к главному и вентиляцинному стволам, для выдачи на поверхность. Может это и было бы просто, если бы это был завод или фабрика или ещё что нибудь на поверхности, где все работы подчиняются строгому графику и изменения в графике-вещь исключительная. В шахте ситуация меняется постоянно и никакие алгоритмы здесь не приемлемы. Вот, скажем, на главном, откаточном штреке забурился электровоз. Забурился на шахтёрском профессиональном слэнге означает сошёл с рельс. Если не удастся быстро поставить его на рельсы, шахта станет ибо ни доставить порожняк на добычные участки, ни отвезти от них добычу не представляется возможным. Горный мастер на ВШТ-бегун на длинные дистанции. Всю смену он бегает по всем выработкам, организовывая бесперебойную работу транспорта.

В тот день я работал в первую смену, с восьми утра. Первая смена, для работы самая суматошная. В первую смену в шахту кто только не спускается из начальства, мало того, что твой, непосредственный начальник, с которым всё понятно, так ещё куча помощников главного инженера или он сам. собственной персоной, а то и сам начальник шахты с гостями из рудоуправления и всем надо уделить внимание дать "зелёную улицу", цеплять пассажирскую вагонетку-драндулет на слэнге, для спуска начальства по уклону, на нижние горизонты, в ущерб грузовым спускам.. По пути начальство выискивает и, даже находит, недостатки в работе, иначе какое ж оно начальство.
Итак, я заступил на смену и работа завертелась, в привычном ритме. Где то через час, после начала смены, мне позвонил диспетчер и попросил обеспечить быструю доставку особого груза проходчикам на нижний горизонт. Дело в том, что при бурении шпуров в проходческом забое в шпуры просочилась вода, а патроны аммонита у взрывника были простыми, бумажными.и при попадании в воду они размокали, а аммонит превращался из взрывчатки в простое. азотное удобрение, ибо основа этого ВВ обычная. аммиачная селитра. Необходимо было изолировать патроны от воды. Для этой цели применялись обычные противозачаточные средства, на шахтёрском языке именуемые гандонами, а в официальных бумагах РТИ (резинотехнические изделия).
Я побежал к главному стволу, коробку с изделиями спустили под ствол, с этой коробкой, я через весь откаточный штрек. а это не менее полукилометра, домчал до лебёдочной камеры уклона, по которому как раз спускали "козы" с лесом, Примотал коробку к "козе", позвонил на нижнюю плиту, чтобы её сняли и передали горному мастеру с участка ОКР, где эта коробка была нужна. "Коза" это вагонетка для леса, у неё вместо кузова спереди и сзади уобразная металлическая рама похожая на рога, отсюда и название. Коробка поехала вниз. а я помчался по другим делам. Где то в середине смены позвонил диспетчер и попросил организовать  "зелёную улицу" для большой группы начальства с шахты. рудоуправления и даже из горкома партии.. Опять пришлось бежать к верхней плите уклона, отцеплять "козы" и вагонетки и цеплять на канат драндулет. Вскоре многочисленная комиссия подвалила к плите, я усадил всё начальственное сословие в вагонетку, сам сел на место кондуктора, дал сигнал лебёдчице и, драндулет загромыхал на стыках рельс. По уклону, через определённое расстояние, висели электрофонари и при спуске сумрак сменялся ярким светом. а свет сумраком. Подъезжаем к очередному фонарю и вдруг. из сумрака нам навстречу, выплывают, движимые воздушным потоком, длинные, полупрозрачные существа. Их много, они заполняют всё пространство, влекомые потоком, они ударяются о кровлю. почву, бока, отскакивают, переворачиваются, влетают в драндулет. Драндулет это платформа с сидениями для пассажиров и крышей над ними, с боков только стойки, удерживающие крышу.

Оторопевшие от такой неожиданности пассажиры моего вагона, сначала недоуменно таращили глаза на это явление, а разобравшись сотрясли недра изнутри, громовыми раскатами хохота. Причины этого явления были банально просты: плитовые нижней плиты, приняв коробку с РТИ, конечно же вскрыли её и, до прихода мастера с ОКРа уполовинили.. В период затишья, пока мы наверху отцепляли грузовые вагонетки и прицепляли драндулет, да ещё ждали начальство, от нечего делать. плитовые начали надувать конфискованные презервативы и складывать их в порожнюю вагонетку. Когда драндулет, начал спускаться, а о начале спуска их предупреждает красный сигнал у выхода уклона на плиту, они начали выгрузку надутых изделий. подхватываемые воздушным потоком, продолговатые, полупрозрачные "существа", весело понеслись по уклону вверх, навстречу неизведанному.

Прежде всего следует пояснить. что скрывается под понятием плита. Плита это место, где сопрягаются две горные выработки наклонная (уклон)  и горизонтальная (откаточный штрек). Уклон соединяет между собой два горизонта и место сопряжения вышестоящего горизонта называется верхней плитой, а нижестоящего нижней. Само это сопряжение представляется как резкое и значительное расширение откаточного штрека и похоже на огромную подземную залу, где промежутки между крепёжными металлическими рамами, забраны не только распилом, но и прошиты металлическими листами, чтобы порода не осыпалась не только с кровли, но и с боков. Под действием тёплого и влажного воздуха листы покрылись краснокоричневым, ровным слоем ржавчины и, как нельзя более кстати, подходили для записей и рисования мелом. На плите плитовые принимают грузы спускаемые лебёдкой по уклону, формируют составы и электровоз развозит их по адресам. Как и на любой работе бывают минуты безделья, когда не спускают новых  вагонеток и из глубин откаточного штрека не поступают вагонетки для подъёма, тогда плитовые и предаются разными занятиями. не имеющими к работе никакого отношения. Не знаю в какой смене, на нижней плите появился художник-плитовой. Рисовал он мелом, на боках выработки в основном профили голых женщин и львиные морды и того и другого было достаточно много, целая галерея женских и львиных образов. Надо сказать, что художник был очень даже хороший и рисунки выглядели совершенно не вульгарно и мужики, проходящие мимо нередко причмокивали:
-А я бы вон той не против........
Но были здесь и рисунки из серии "Фу, как не стыдно!"
В разных концах "художественной галереи" были размещены рисунки мужских причандалов в возбуждённом состоянии и под ними, красивым, художественным шрифтом были сделаны надписи типа "Этот Тарасову!" Тарасов наш начальник участка. Он конечно не раз видел это изображение, но только усмехался. Практически всему шахтному начальству от начальников участков и до Нач шахты были сделаны такие подарки. Отличались они друг от друга в основном размерами от полуметра и до полутора метров, ну и какими нибудь подробностями, которые к сути рисунка мало что прибавляли.

Итак, драндулет благополучно остановился на нижней плите, компания проверяющих весело вылезла из вагона и, под предводительством главного инженера шахты Вдовина, устремилась к цели своего путешествия. И тут их взору представилась роскошная, художественная выставка, со всех сторон на них глядели грудастые, обнажённые женщины, злобно скалились или ласково щурились львиные морды и мужские принадлежности потрясали своей могучей силой и готовностью к битве.
- Тарасов, а что тебе такой маленький презентовали?-веселился Вдовин- Своему начальнику могли бы и побольше подарить.
Тарасов только ухмыльнулся, ехидненько, так.
-Ого, а вот тебе Михалыч не пожалели-комментировал Вдовин второй рисунок, где было написано: "Этот Рожкову!"
Так хохоча с шутками подошли к огромному изображению, с тщательно выписанными деталями, вплоть до кучерявости волосков на лобке, а внизу, мелким, каллиграфическим почерком: "Х...Вдовину!"
Эта подпись, произвела на нашего главного незабываемое впечатление. Надо было видеть, его лицо в этот момент, как из хохочущего, весёлого, оно превращалось в злобное, оскаленное, как у некоторых львов. картинной галереи. Вдовин, через короткую паузу, вдруг разразился матёрной бранью. сквозь которую можно было понять только одно, кто тот негодяй, посмевший таким образом, оскорбить  начальство. Такое кощунство не могло остаться без последствий и он набросился на Тарасова и меня с матами и требованием всё стереть, а художника привести к нему в кабинет, на что мы ответили, что художника не знаем, а вытирать рисунки и надписи в наши обязанности не входит.
Комиссия отвалила по своему маршруту, а я продолжил свою работу по организации работы внутришахтного транспорта. Этот эпизод, я потом, при застольях рассказывал друзьям, в качестве анекдота. Друзья, знавшие, как облупленных всех участников, хохотали от души.


Рецензии