С Пушкиным...

С Пушкиным в дорогу.

За холостяцким ужином, макароны с тушенкой, жена с сыном уже две недели гостила у его родителей в Братске, Сергей подумал: «Прямо сечас я могу ехать к старикам на попутной машине, всего-то двести пятьдесят километров. Сегодня в конце рабочего дня мастер собрал бригаду и сказал, что у нас три выходных, железнодорожники решили до понедельника отремонтировать нашу тупиковую ветку, а на завод не подвезли металлопрокат».

Выйдя из автобуса на конечной остановке, Сергей увидел, что лишь одна «фура» стоит на стоянке у кафе «Круг».
– Уважаемый, меня зовут Сергей, – обратился он к водителю, что ключом подтягивал гайки на колёсах машины, – возьмите меня до Братска.
– Я Василий. Возьму, но если ты пообещаешь всю дорогу рассказывать байки. Трасса эта пустынна, подъём за подъёмом, и сам не замечаешь, как глаза слипаются.
– Идёт!
Машина начала выруливать на трассу, а Сергей начал:
– Стих Александра Пушкина «Царь Никита и сорок его дочерей»
Царь Никита жил когда-то
Праздно, весело, богато.
Не творил добра, ни зла,
И страна его цвела…

…Награждён был и гонец.
Вот и сказочки конец.
___________
Многие меня поносят
И теперь, пожалуй, спросят:
Глупо так зачем шутить?
Что за дело им? Хочу, и так буду жить!

Сергей выдохнул и посмотрел через лобовое стекло автомобиля: сентябрьский день закончился, и тьма опустилась на землю. В свете фар, жёлтые листочки устремлялись по асфальту вперёд автомобиля, как кораблики, скользя по узеньким, но уже возникшим ручейкам поземки.
– Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливый караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора,
Сентябрь стоял уж у двора.

И ещё!

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл и вот сама
Идёт волшебница–зима.
Отрывки из романа в стихах «Евгений Онегин».

– А что ты хочешь!? – отозвался Василий, бросив быстрый взгляд на попутчика. – Средина сентября! Скоро здесь, на сотни вёрст, повиснет звенящая тишина и морозный туман – вотчина Зимы. А ты так классно читаешь на память, длинный стих великого Пушкина! Я так не умею, но когда мне тяжко – пою.
– Критик Герцен «открыл» людям гения Пушкина после его смерти. Это был такой мастер, что начнёшь вспоминать прочитанное, и строчка за строчкой как бы сами льются. Мой четырёхлетний сын не уснёт, пока я ему не прочту сказку. Во время затяжных вьюг, супруга выключает телевизор, и кладёт голову мне на колени, я читаю и читаю великого мастера, будь то проза или стих. Жена не раз говорила, что слушая меня, видит героев романа, их мимику, их жесты. Так красочно и ярко Пушкин писал для любого человеческого возраста. Одним словом – классик!
– Умом, таких людей не понять, можно лишь восхищаться их творчеством! – воскликнул Василий. – Пушкина – молодец!
Далее поездка проходила в дружеской беседе. Поговорили о многих вещах, что так или иначе касаются наших людей. Серёга многие отрывки из произведений Пушкина цитировал. Василий рассказал о своей жизни, и похвалился, что в этом году проехал по новому мосту в Крым, и привёз в Сибирь «Янтарный напиток», что собирается на скалистых берегах полуострова, в ягодах винограда. Сергей устал, и попросил Василия спеть. И под звуки всеми любимой песни, вытянул поудобнее ноги и сомкнул веки.

Что-то холодное и липкое окутало лицо, и Сергей открыл глаза, только сейчас он понял, что спал.
– Что, пассажир, один из невинно погибших на этой трассе приснился? или сразу несколько? – улыбаясь, спросил Василий. – Бывало видишь, человек идёт впереди. Догоняешь, а это очередной туманный, или вьюжный мираж.
Сергей процитировал:
– Бесы
В поле бес нас водит, видно,
Да кружит по сторонам.
Посмотри: вон, вон играет,
Дует, плюет на меня,
Вон – теперь в овраг толкает
Одичалого коня.
– Да расслабься! – вполне серьёзно возразил Василий. – Просто я не стал тебя будить – жалко. А на дороге «вояки» устроили временный пост «Г А И». Ищут кого-то, вот и тормозят каждого. Но ты не подошёл под их описание, и мы вновь едем дальше. Вот держи мой номер телефона. Я загружусь бытовой химией в Иркутске и уверен, в воскресенье вновь буду в Братске. Могу и тебя подхватить.
Сергей посмотрел вслед отъезжающей машины и произнёс:
– Александр Сергеевич Пушкин:
О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух
И опыт, сын, ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель.


Рецензии