Встречи с историческим прошлым

Есть на Украине небольшой районный городишко Кременец.Как и большинство населённых пунктов такого масштаба.  имеющий католический костёл. грекокатолическую церковь и православный храм. Расположен город в котловине. образованной окружающими его живописными лесистыми холмами, достойными кисти великих художников пейзажистов. И ещё он знаменит старинной крепостью Бонной. В 1972 году на празднование Дня Победы, 9 мая, ученик десятого класса украинской средней школы, сын учителя истории, вывесил на стене Бонны простынь с изображением чёрной фашистской свастики. Так что удивляться бандеровской заразе, поразившей Украину сегодня не стоит. Очаги тлели ещё с середины прошлого века.
 Это в качестве лирического отступления от основной темы, а тема коснётся истории этих мест но не сегодняшних. а давно минувших времён. Итак вернёмся к нашим баранам, то бишь к холмам окружающим город. Как я уже упомянул. их склоны были покрыты смешанными лесами, но были и безлесные склоны. на одном из которых имелся заброшенный археологический раскоп. Я, поднимаясь по этому склону в походе по грибы, всегда останавливался. вглядываясь в обрушавшиеся стены раскопа, а не выпало ли там с боков, какое нибудь археологическое сокровище. Но ничего не выпадало и я поднимался по склону в лес, который всегда одаривал меня полной корзиной разнообразных грибов. Иногда. после сильных ливней, на безлесных склонах появлялись промоины, дно которых устилались переносимыми водой, каменными обломками. После одного из таких ливней. на склоне холма, где был раскоп и пролегала моя тропинка к грибному месту, в стороне от раскопа, образовалась неглубокая промоина с камешками, устилавшими её дно.
Обычно это камни обкатанные временем и имеют округлые формы. Моё внимание привлёк камень с остроугольными формами, что было необычно. Я нагнулся, поднял камень. Он был величиной с мою ладонь, но самое главное: камень имел следы обработки, края были острые и мелкие сколы по краям, указывали на то, что этот камень дело человеческих рук. Предмет был изготовлен из обсидиана. обломки которого принесённые древним ледником. там и сям. в изобилии были разбросаны по полям тернопольщины. Я стоял на склоне холма, рассматривал свою находку и по мере уверенности. что это человеческое творение. мыслями уносился в эпоху позднего палеолита. на семь восемь тысячелетий назад. Перед глазами стоял человек. одетый в одежды из звериных шкур, осколком камня бьющий по этому куску обсидиана, откалывающего небольшие кусочки. чтобы придать камню остроту и форму удобные для работы. Камень лежал на моей ладони и я, сквозь тысячелетия, чувствовал теплоту рук неведомого мне пращура.
Вернувшись домой, я покопался в литературе и определил, что этот артефакт назывался рубилом и изготовлен  был семь восемь тыс лет тому назад.
Когда мы перебрались из Кременца вновь в Майкоп, моя младшая дочь на уроке истории похвасталась. что у нас имеется орудие каменного века. Учитель истории. увидев артефакт. попросил дочь оставить его в школе..Я дал согласие и. надеюсь, что ещё не одно поколение учеников сможет подержать в своих руках. этот обломок обсидиана. умело обработанный древним человеком, человеком каменного века.

Итак возвращаюсь в Кременец. Однажды ко мне зашёл сын моего нового знакомого. За разговором я упомянул о находке на холме.и показал её парню. Парень среагировал почти без интереса. Повертел немного находку в руках и отдал её мне. А потом сказал, что там же , ещё будучи мальчишкой. нашёл несколько разных предметов, среди них ржавый меч и бронзовую статуэтку. Меч давно выбросил, а вот статуэтка, где то должна быть и если я захочу он её поищет. Я, естественно. захотел и через несколько дней он принёс мне миниатюрную бронзовую статуэтку. Вот она перед моими глазами и я  попытаюсь передать. что она собой представляет. Прежде всего передо мной бронзовое изваяние фигуры рыболова. Рыболв сидит в восточной позе, со скрещенными ногами, на которых лежит огромная рыбина, судя по всему карась, но таких карасей в природе не бывает. На глазомер опытного рыболова, а я себя отношу к таковым ибо рыбачу с детства. рыба весит килограммов шесть-семь, а караси более двух кил большая редкость. На широком скуластом лице расплылась весёлая. радостная улыбка, левая рука на отлёте приподнятая над плечом. видимо в ней была некогда удочка, правой рукой рыбак удерживает рыбину за жабры. На голове рыбака, странный головной убор с ушами до плеч, заканчивающийся широким узлом на затылке. Одет в халат с широчайшими рукавами. Черты лица монголоидного типа, лицо широкое с выдающимися скулами, усы и жиденькая бородка клином. Статуэтка полая, имеет в основании крышечку. очень хорошо подогнанную к отверстию пластинку. По всей вероятности, на эту пластинку помещали благовония и ароматы выходили через маленькое отверстие в спине и щели. искусно спрятанные в складках рукавов халата.Не могу ничего сказать о художественной ценности статуэтки. поскольку она была предназначена для сугубо практических целей, меня больше всего заинтересовало. каким образом эта статуэтка могла оказаться на склоне кременецкого холма. Прежде всего я попытался выяснить. кого представляет эта фигурка, по одежде, головному убору и чертам лица.  В результате поисков. я пришёл к выводу. что это фигурка китайского вельможи времён династии. уж и не помню какой. но древней.  Почему она оказалась на холме и когда это случилось? оказывается семьсот лет тому назад. Кременец был осаждён войском хана Батыя, но ордынцы не смогли взять крепость и сняв осаду двинулись дальше на запад. Вероятнее всего на холме была юрта, какого нибудь батыйского военноначальника, ибо простые воины вряд ли. могли себе позволить. вероятно очень дорогую, по тем временам вещицу, да ещё и не менее дорогие вещества для благовоний.
Бронза от времени потемнела, но радостная улыбка удачливого рыболова, всё так же греет душу. когда я ставлю статуэтку на ладонь и всматриваюсь в глубину веков, где жили обычные люди и они, так же как и мы. сегодняшние обладали теми же чувствами: радовались удачам и огорчались их противоположностью.


Рецензии