Молодость. Взрослость. Старость. Детство?

Удивительно как получается. Молодёжь стремится скорее стать взрослыми,  взрослые стремятся вернуться в детство, а пожилые стараются изо всех сил в детство не впасть.
Молодые стремятся к независимости, взрослые – к стабильности, а люди в возрасте –  к жизни, в которой могут самостоятельно и независимо жить. Ведь для пожилого человека, да и для человека вообще, нет ничего хуже, чем быть немощным и беспомощным.

Молодые люди, которые стремятся скорее стать взрослыми, напоминают мне выпускников детского сада, которые вот-вот пойдут в школу. Им кажется, что вот сейчас начнётся их новая жизнь, совсем новая ступень. Они теперь не дошколята, а школьники. У них есть своя форма, ранец… Они жаждут стать взрослыми и, наблюдая с детского участка садика за тем, как более старшие мальчики и девочки идут в школу, мечтают о том счастливом времени, как скоро и сами наденут красивую форму и с гордостью пойдут получать знания в заведение, которое станет для них вторым домом. Самостоятельно и независимо. Но «счастливое время» быстро проходит, как только школьник понимает, что «учиться – это навсегда».

Также и молодёжь, которая, едва выпорхнув из гнезда, пускается во все тяжкие, чтоб скорее оказаться подальше от отчего дома и ощутить себя независимыми и готовыми брать ответственность на себя. Но как несмышлёные птенцы – бам…. и  больно ударяются о стекло реальной действительности. Они готовы брать ответственность на себя, но не за себя. Теперь советы родителей не помогут, и придётся как-то самостоятельно приспосабливаться к жизни. И хорошо, если рядом есть родственники, друзья, знакомые, которые могут помочь советом и делом. Тогда проще.
Если же таких родственников, друзей и знакомых нет, без практики выживания, а значит и опыта жизни, приходится либо возвращаться домой, либо работать не по профессии в супермаркетах или гостиницах. И то, если повезёт найти работу. Молодёжь ожесточается и озлобляется на весь мир. Нужно быть сильным, но где взять силы, если нет денег? Что делать? Как не сломаться?
А в школе-то было проще… Конечно, тяжело было учиться, сдавать экзамены, но зато ты был не один. Были  родители, учителя, друзья…  А в садике ещё проще – домашних заданий не задают и все тебя любят и о тебе заботятся. А теперь пришло время заботиться о себе самому…
И вот если с детства у подростка-недоростка нет ощущения любви и поддержки в семье, если нет ощущения, что его любят и ждут – при любом исходе и в любой ситуации, он превращается в волчонка – дерзкого, но одинокого. С возрастом этот волчонок может вырасти в бродячего пса, который не признаёт других законов, кроме уличных.  Дерзость заменяется хамством, одиночество превращается в агрессию, а вскоре может привести к апатии и депрессии. 

Поэтому ребёнка нужно готовить к самостоятельности с детства. Самостоятельность для него – не райский фрукт, который родители ему не давали до совершеннолетия, оберегая дитя от опасности, и который подросток с жадностью сорвал, как подрос, и жадно обглодав, вдруг понял, что фрукт этот не так сладок и сочен, каким казался на первый взгляд.
Самостоятельность для подростка – это новая ступень, ступень к его развитию и становлению. И на эту ступень он не карабкается неумело, а ступает гордо, зная, что что бы ни случилось, есть люди, которые его всегда поддержат и не дадут ему упасть. Упасть духом. И будут рады помочь, пока подросток не повзрослеет. А как скоро случится взросление и насколько безболезненно для психики оно пройдёт, зависит от воспитания.   

Взрослые же мечтают сменить работу на детский сад, где за тебя всё решают родители. От тебя требуется только хорошо кушать и вовремя ложиться спать. Что кушать и где спать тоже продумают за тебя взрослые. Тебе не нужны деньги, у тебя нет никаких особых обязанностей и дел. Ты не должен брать на себя ответственность и думать за других. Нет ни начальства, ни подчинённых. Твоё начальство и друзья – родители. Если тебя что-то будет беспокоить, они придут на помощь. Кушай, малыш, слушайся папу с мамой, спи крепко и сладко, наслаждаясь цветными снами.
Но взрослая жизнь приходит неожиданно, и появляются обязанности, задачи, проблемы, дела…     И всё это требует твоего личного вмешательства. Оттого и сны серые, и настроение не радужное, и жизнь не так прекрасна и безоблачна. Перестаёшь радоваться простым вещам и замечать, как прекрасен мир. Перестаёшь удивляться и не стремишься удивлять. Нет времени для отдыха, поэтому нет времени, чтоб задуматься, проанализировать, сделать выводы. Некогда. И вся жизнь по инерции. Просыпаешься, мчишься на работу, вечером устало плетёшься домой. Ждёшь всю неделю выходных, весь месяц праздника и всю жизнь отпуска. И всё для того, чтобы выспаться.
Но привычка вставать рано стирает привычку отдыхать. Начинаешь винить себя, убеждая, что отдых и лень – синонимы. И придумываешь себе новую задачу, убеждая, что так и надо. И зарываешься в делах, как свинья в апельсинах. А зачем? Ведь ТВОИ дела интересны и важны только ДЛЯ ТЕБЯ. И пока ТЕБЕ интересно изматывать себя, ДРУГИМ всё равно. Другие заинтересуются твоими делами и успехами тогда, когда им, другим, будет это выгодно. А до тех пор они, другие, будут смотреть на тебя с наиболее безопасного и выгодного для них  расстояния, когда они тебя видят, а ты их нет.
Если на твои действия и поступки есть реакция – не суть, положительная или отрицательная,– значит впереди ждёт успех. Если безразличие выше интереса (или гонения), значит, ты занимаешься делом, которое кроме тебя не нужно никому. А ведь это так важно – чтоб твой труд был нужен кому-то ещё.  Хотя  в наше время, когда люди чаще думают о себе, вся их жизнь проходит в праздности. Им некуда спешить, им нечего хотеть. И они активнее стареют.
А интерес (а тем более гонения) толкают человека на деятельность. Он обязан реагировать, изменяя свою жизнь к лучшему. И тут главное, чтоб твоя деятельность другому не вредила. Иначе старость можно встретить быстрее, да к тому же в местах не столь отдалённых.
А что же старики?

Старики хотят быть нужными. Им хочется быть ближе к детям, хочется, чтоб с ними считались и спрашивали совета. Но они боятся быть обузой. Пенсионеры счастливы, пока о них помнят дети, при условии, что они, старики,  могут себя обеспечить (хотя бы в бытовом плане), они стремятся к самостоятельности, как когда-то стремились их дети.  У бабушек и дедушек нищенская пенсия, но желание жить не пропало. Скорее появилось вновь. Старики счастливы при условии, что если и не совсем здоровы, то хотя бы не одиноки и не брошены.  Они нужны. С возрастом мудрость, к которой дети больше не обращаются, превращается в маразм. Дети думают, что всему научились и тоже вполне самостоятельные и взрослые. Но для отца и матери их ребёнок остаётся ребёнком в любом возрасте. Старикам необходимо делиться жизненным опытом, необходимо общаться, оставаться в уме и памяти. Иначе они медленно превращаются в больших детей, за которыми нужен постоянный уход и присмотр. Жизнь, сокращаясь с каждым днём, начинается с младенчества и кроватки. И ребёнок, едва научившись ходить, стремится не быть больше маленьким и беспомощным.  То же происходит со стариками. Они стараются пораньше встать, побольше двигаться и поменьше лежать. Боятся повторения «детской кроватки и людей вокруг».

Все хотят жить. Только молодёжь подальше, а старики подольше. Но и те, и другие боятся одиночества. И рано или поздно и тем, и другим приходится просить помощи у взрослых. Однако, и те, и другие стараются этот момент отдалить, боясь признаться в собственной беспомощности.       


Рецензии