Купава ч. 2-1

                Картина  первая               
                явление первое

       Раннее  утро. Летний  пейзаж царского посада.  Купава  стоит у березки недалеко от дома  Мизгиря и поджидает  Гордеевну.  В руках у нее  небольшой узелок. Ее  стали одолевать  сомнения.

КУПАВА:                Зачем,  зачем я  согласилась.
                Душа  болит  тоской, а скоро в дальний путь.
                С ума  схожу, и сердце истомилось…
                Только б не увидел  кто-нибудь.
                Ах,  что я говорю, прости, душа моя!
                Надежды луч пронзил мне сердце снова.
                Все   вытерпит сполна любовь моя;
                И чашу  горькую до дна
                Я  выпить  за  любовь свою готова.
                Душа моя томится от волненья:
                А вдруг мы делаем не так?
                Уйди из сердца, страх,  уйди, сомненье.
                Решилась я, и нет пути назад!

                Явление   второе

           Появляется  Гордеевна  с  полной корзинкой  в руках.

ГОРДЕЕВНА:(в полголоса)  Ну вот  и  я. Заждалась, голубица,
                Покуда я хозяйство прибрала?
                Пойдем  скорей – нам надо воротиться
                До ночи,  на  заре вечерней.               
                И чтоб никто  нас не  увидел,  а не то
                Не  оберешься  спросов: куда пошли, почто               
                В такую  рань? (показывает на корзинку)
                А  здесь подарки,  угощенье –
                Масло, пироги, варенье -               
                Без этого нельзя: ведь просьба не мала.
                Сама колдунья эта, ох как, не проста.               
                И  ты, я вижу,  что- то собрала?


КУПАВА:(показывает корзину) Аршинов пять беленого холста
                С  приданого  взяла, да рушники льняные,
                Золотой расшитые тесьмой,               
                Сало,  яйца, сочни творожные,
                Хлеб, да кувшин настойки медвяной.

ГОРДЕЕВНА:                Вот и  славно: в самый раз,
                Гостинцы, а теперь пойдём. 
                Пока  никто не видит нас,
                Дорогу  к ней с тобой найдём:
                Помню, с берендейками когда-то
                По ягоды   далече   забредали
                И  натыкались на ее избушку,
                Так  видели ту самую старушку,
                Признаюсь, было жутковато.
               
                ( уходят)

                Явление   третье.

         Как только они  скрылись, появляется  Мизгирь,  выходит  за калитку. Останавливается у березы и осматривается.   Ничего не  заметил.

       МИЗГИРЬ:             Не знаю, правда или показалось:
                Я слышал чьи-то  голоса?               
                Теперь мне  могут показаться,
                Еще и не такие  чудеса
                Ах, что со мною стало?
                Который день  не нахожу я места.
                Снегурочка весь мой покой забрала,
                Обрученная моя невеста.
                Ничто на свете мне не мило.
                И  даже солнце, что  сгубило
                Мою  Снегурочку  палящими лучами,
                Не переношу.  Наверно,  проклят  я богами.               
                Теперь удел мой: жить в тоске унылой.               
                Что делать мне с бедой такою?
                Пойти ль  на озеро лесное
                Да свидеться  с  названною сестрицей,
                А заодно водой озерною умыться? ( уходит).


                Картина  вторая
                Явление  первое

       Утренняя заря. Уже довольно светло. Берег озера, место, где был спасен Мизгирь  русалкой. Появляется  Мизгирь,  зовет русалку.
 МИЗГИРЬ:                Русалка  Тина! Где ты! Ого-го!
                Чай, не прогонишь братца своего?
                ( ожидает ответа, садиться на берег)               
                Видно рано пришел:  спит русалка моя,
                Тиха  водная гладь,  даже нет  ветерка,               
                Не шелОхнется куст,  вся в росе лебеда,
                И таинственным светом мерцает звезда.
                Отступает, дрожа, ночи синяя тень.
                В сладком  утреннем сне  занимается день.

        Вдруг  тишину утра  нарушает дробь дятла,  раздаются вразнобой птичьи голоса, разбуженные дятлом.  Начались перелеты, порханье птиц. В селе  запели петухи,  лениво  подавали голос дворовые собаки.  Послышался плеск воды. К Мизгирю тихо подплывает русалка.
                Явление  пятое

РУСАЛКА:                Здравствуй, братец мой названый!
                Так это ты всех разбудил?
                Что  привело тебя  в час ранний?
                Почто  в такую рань прибыл?
               
МИЗГИРЬ:                Неразумного прости ты братца:
                Очень захотелось повидаться
                Приветствую тебя,  сестрица!
                Давно не виделись. Дозволь умыться
                Твоею чистою водицею. ( умывает лицо)
                Вишь, как туман над озером клубится,
                Предвещая солнечный денек?
                С тобой  поговорить хочу я снова,               
                Отогрей мне душу  добрым  словом.               
               

РУСАЛКА:                Раз пришел, садись-ка на пенек.
                Что услышать хочешь от меня?               

МИЗГИРЬ:                О  Снегурочке  хочу поговорить.
                Жить без нее я не могу ни дня,
                Душою изнемог; да что греха таить,
                Ведь до нее любви не знал, не ведал и страданий,
                Душевных мук, глухих стенаний.
                На  девушек  взирал я свысока.
                И было отчего:  могуч и  статен, 
                Пригож, и родом купеческим знатен,
                Сам себе был я приятен,
                Не ведал, что есть боль, тоска.

                А  встретил ее, не похожую
                На всех  девиц, доколе  знал,
                Такую чистую,  пригожую,
                Взглядом лучистым, статью тонкою,
                И прогнулся   пред нею мой стан,
                На коленях  стоял  пред девчонкою…
                Когда добился  я ее любви,
                И нас сам царь благословил,
                То счастлив  был  без меры,
                Но недолго счастье  длилось..
                Ты мне веришь?

РУСАЛКА:                Верю!
                Так и томишься, и сохнешь по ней?               
                Ночами своих не смыкаешь очей?

МИЗГИРЬ:         Все так и есть, живу  сам не свой.
                Сердце покрылось зелёной тоской.
 
               
РУСАЛКА:                Твоя любовь  безумна!
               

МИЗГИРЬ:                И ты   меня коришь?  (встает, порывается уйти)               

РУСАЛКА:                (останавливает его)
                Хотела я проверить мощь  твоей любви.
                Вдруг  не сильна, как  прежде?
                Правду ль говоришь?
                Вселю в тебя надежду,
                Сказав   сии слова:
                Снегурочка воскресла! Снегурочка  жива!

МИЗГИРЬ:                Ушам своим не верю!
                (русалка покачала головой)
                Как   ты  про то узнала? 

РУСАЛКА:                Одна русалка  рассказала,
                А  ей поведал  леший,  дед  лесной:
                Мать–Весна  ее вновь  оживила,
                И   на  север повлекла с собой.

МИЗГИРЬ:(приложив руки к груди, с воодушевлением)
                Что слышу? Тина, неужели
                Снегурочка моя жива?
                Как сладостны твои слова!               
                Они  мне  сердце отогрели. ( русалке)
                Тогда мне надо торопиться
                Сегодня  же  собраться  в  путь,
           .               Мне ни дня нельзя  тянуть.
                Спасибо,  милая сестрица:
                Нет тебя  добрее и славнее.
                Прими в награду перстень драгоценный
                С моей руки и цепь златую с шеи,
                (снимает с себя и отдает русалке)
                Носи как память, друг ты мой  бесценный
                А мне пора в дорогу, в дальний край.               
                Вернусь  ли я назад, не знаю,
                Но без нее уж  не вернусь. Прощай!
                ( порывается уйти)
               
РУСАЛКА:                Постой! Венец ее держи.
                Пусть будет легким дальний путь!
                (Мизгирь берет  у нее венец и убегает)

РУСАЛКА:(печально)         Как он воспрянул, как  ожил!
                Что ж:ему – радость, а мне – грусть.
                Как  я хотела, чтоб он здесь  остался,
                Но, видно, не судьба. Его дары   
                Бесценные  я сохраню навеки.               
                Нет для меня милей  на свете человека.
                И  помогу  ему чрез  леших и русалок:
                Путь указать, чтоб он  не заплутался.
                Лесного духа упрошу хранить его в пути,
                Чтоб до заветной цели мог скорей дойти.
                ( уплывает)


                продолжение http://www.proza.ru/2016/06/07/321


Рецензии
Ну теперь Мизгирю все привороты наверное до лампочки. Ишь как встрепенулся-то, узнав, что милая его жива-живёхонька! Теперь горы своротит, чтобы её найти.
А Купава с мамашей тем временем...
Почитаем, чем дело у них обернётся...

Владимир Радимиров   02.03.2024 06:10     Заявить о нарушении
Да, Мизгирь очень обрадовался, воспрянул духом и пойдет на Север,
а его мать с Купавой отправятся к Колдунье.


Людмила Каштанова   02.03.2024 07:47   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.