Водокруть водоверть круговерть

   Водоворот (водокруть, водоверть) – каждый из нас мог видеть маленькие крутящиеся воронки на не больших речках или ручьях. Это завораживающее круговое движение воды, по своей сущности, очень опасное явление, способно  утащить на дно, в результате слияния двух течений. Это про воду. А про жизнь – круговерть, с той же способностью.

   Жила - была в шахтёрском посёлке, девочка. Внешне – копия мамы красавицы – «кубаночка», а  характер в папу – настоящая казачка.  В   друзьях  у неё  -  все мальчишки двора и школы, но  «героем»  был, только  - Павка Корчагин!  Все любили её, и звали не по имени, а Ляля.

   Как водится, вдруг, однажды, на школьном вечере её девятого класса, к ней подошел и пригласил танцевать десятиклассник – высокий, красивый, баскетболист юношеской сборной города,  авторитет у всех пацанов посёлка, Вовка Прохоров. Не умея танцевать, он тихо спросил Лялю –
-« Ты будешь мне отвечать на письма?»
Она удивилась, и в ответ –
-«А ты в армию уже идёшь?» Он ответил, что осенью.
-« Так это через три месяца!». Вовка, покраснел, но сказал -
 -«Мне ребята сказали, что за тобой «ухлёстывает»  Виталька, а он, даже, не из нашей  школы».
-«Какой Виталька?», снова удивилась Ляля.
« А тот, что тебе на Петров день пол вишни на крыльцо принёс. Я не знал, что это он для тебя ломает, а то бы я ему..»
-«Вовка! А я подумала, что это ты! Помнишь, мы с девчонками над тобой смеялись – «Вишня, вишня, ты зачем завяла?».
 На что Вовка, как бы, застеснялся, но ответил, что не помнит, только всем ребятам «своим», велел гнать от Ляльки «чужаков». Он, уже громче, сказал - 
-« Лялька! Мне после армии подарят мотоцикл «Ява», он уже куплен, но дадут мне потом, и мы с тобой в Крым поедем, на море!».
-«Вот тогда и посмотрим!», кокетливо, с улыбкой своих красивых губ и голубых глаз, ответила ему Ляля, и, «разбив пару», её закружил в вальсе  одноклассник  Коля.

  Но, надо Вовке в армию. Его родители – мама тётя Таня и дядя Боря пригласили на «проводы» весь «цвет» ребят посёлка и несколько девочек, в том числе и Лялю. Да, раньше, давно так и было. Были танцы, проводы в армию, как День Рождения!  «На танго», Вовка опять, пригласил Лялю и спросил – будет ли она ему писать на службу? Она ответила-
 -  «Буду!», и  танцевала,  смеялась и смеялась, больше других девчонок,  до приезда  автобуса,  за «новобранцами».  Их было трое. Какой – то военный говорил строгую речь, играл оркестр – как в кино!
Дома, Ляля рассказала всё, обо всём, как всегда, маме. Мама ей строго сказала –
«Это – не шутки. В армии ребятам трудно, и письма  от девушки – обязательно! Им нельзя не отвечать. Всё  случалось. Сказала «буду» - отвечай!»

   Отвечала Ляля на письмо каждую неделю, писала обо всех, кто не в армии, и всё разное.
Вовке дали увольнительную на целый день! Тётя Таня прибежала к маме Ляли -
- «Отпусти, подруга, свою  Лялю ко мне, что бы ему дома скучно со мной не было. А то уйдёт к ребятам, а там, сама знаешь – пить начали. Боюсь я за Вовку. А так с нами, да с Лялей.  Она мне, уж, как невестка!».
-«А с ней ничего не может случиться?»
-«Нет, нет! Клянусь!», и перекрестилась перед иконостасом, что у мамы Ляли над столом.

   Как уж получилось, что Ляля ни с кем ещё не целовалась. Ушло, не понятое ею, время «беспамятной»  любви, с Ромео и Джульеттой, с Русланом и Людмилой.  «Не давай поцелуя без любви», но он - то в армии!?  И целовались двое,  оба,  первый раз в жизни! Тётя Таня туда – сюда ходит, а мама Ляли велела в одиннадцать дома быть. Кое – как расстались. А, у Ляли, как бы, любовь начала проявляться, но Вовке в шесть утра надо быть в части, а ехать до неё три часа на ночной электричке.
   Дома, Ляля прошла мамин «контроль», и всё, пошло «по-прежнему». Ещё полгода, ещё полгода. Поцелуи жарче, но и «всё» - мама сказала-
-«Смотри!  Только после свадьбы!».

   Школу Ляля окончила, в институт провалилась, и, уже, на завод устроили, «до следующего поступления в ВУЗ», а там - другие друзья.
  Два парня – друга, тоже «провалились» на экзаменах в институт, в первый же день предложили дружбу - танцы. Парня нет, и хорошо!  Только письма – это можно.
 И в письмах всё, честно, рассказывается.

   Сначала Вася предложил пойти на «рок - рольный» вечер, втроём – с младшей его сестрой.
Ляле не понравилось.  Вася «кидал» сестру и вверх, и между ног – всё под гром музыки. Сказала, что больше не пойдёт.
На другой день, за ней приехал, на модном мотоцикле «Ява», друг  Вовка, сказал, что Васе, сегодня некогда, и они, как бы договорились, что Вовка будет катать Лялю по городу.
 У Васи не стало друга, но, - (через год, у него была «Ява», а ещё через год – вторая, лучше, чем у бывшего друга).

  А Ляля каталась вдвоём с Вовкой «новым», по лесам, рекам, в составе группы из десяти  мотоциклов до 12ти ночи, и обо всём «докладывала» Вовке «солдату». Правила поведения – те же, ничего более.
 Однажды, вдруг,  Вовка «на Яве» потребовал от Ляли не писать больше Вовке – «солдату», а стать его девушкой, а «после…» - он попросит её выйти за него замуж.  Конечно, Ляля не согласилась, и предложила подождать, когда отслужит «солдат». Так мама настояла.
   И что, Вовка «новый»? Обиделся и отомстил – женился на «первой попавшей» - бывшей однокурснице. Он пропал из вида Ляли, а через год, Вася  рассказал, «случайно», её, встретив- «Вовка, от той, «однокурсницы»,  ушел в плавание, а она родила сына и оставила его в роддоме.  Вовка растит,  того ребёнка, сам, достойно уважения.  Ещё, Лялечка,  он  сказал мне, что  не поверил  тогда,  что,  с тем Вовкой, у тебя, ничего не было».

  Вовка Прохоров,  в последний год стал приезжать каждую неделю – «в самоволку» на три часа. Всё ревновал к «Яве», и, наконец, отслужив, сразу хотел жениться. Но, мама Ляли сказала – «Пусть подождёт – мне надо старшую дочь выдать. Через год и вам можно будет. Молодые ещё».

   На следующий день, после «проставления» пацанам по случаю « дембеля », «Прохор» -  такая у него была кличка среди друзей и не только, подъезжает на своей «Яве» к дому Ляли и зовет кататься по тем местам, где она уже каталась. Они были и на самой вершине города – в аэроклубе, и на Косой горе с горячим «источниками», и в Ясной Поляне.  Там, у входа в кафе, они перекусили - «сосиски в тесте». Возвращаясь,  домой, заехали в молодой парк, в каком, не раз, гуляли между белых молодых  берёз. Не такой он молодой – берёзы «выше крыши» и, целуясь, вершин не видно!
Вдруг, «скромняга»  Вовка обхватил Лялю и, целуя, стал раздевать её – под курткой, задыхаясь, обнял за талию, стремясь… Но Ляля, спокойно вышла из объятий и произнесла –
-«Я же сказала – только после свадьбы».
   А он? Глупый, большой мальчишка, обнял Лялю, и пробормотал –
-«Ты, же, уже, с ним каталась…».
   Ляля быстро шла по дороге домой, а он катил мотоцикл рядом, прося его простить –
-«Я не знаю, что на меня нашло?», а Ляля, не сбавляя шаг, кричала ему в лицо –
-«Нет и нет! Нет и нет!». Она не плакала  и, только дома, разрыдалась –
-«Я же честно ему всё рассказывала, я же его ждала, а он – мне не верил! Всё, всё, всё».
Мама успокаивала- 
-«Значит, так было надо. Не твоя судьба, он».

   Вовка два дня пил с пацанами. Тетя Таня, его мама, учит «сыночка», что бы он, был на виду, в окошке овощного ларька  продавщицы Лены. Обещает ему, что тогда,  Лялька, идя с остоновки домой, его  увидит,  заревнует  и сама прибежит, и –
-«И будет у вас свадьба!».  Прошли два дня, с показом «мести», а Ляля не подходит, и мама её всё говорит, что её дома нет.
 Вовка идёт на пляж, и приходит домой (когда дома нет никого),  с девушкой. –
-«Она сама пришла», так он, потом, всем говорил.
В девять вечера к маме Ляли пришла тётя Таня и просит –
-«Давай вместе, подруга, выгоним «девку», какая не уходит, а пьёт с ним вместе».
-«Это ваше дело» - ответила мама Ляли.

  И не ушла, та «девка», а родился ребёнок.
Вовка встречает Лялю на остановке, приходит к дому, раскаивается, просит простить, говорит, что жить  без неё не хочет, а Ляля – смеётся ему в лицо, хотя душа её плачет. Её мама рада  -
«Хорошо, что не тронул!».
Вовка пьёт всё больше и больше, потом, бежит от всех – завербовывается, «на Север».

  У Ляли на столе рассказы Бунина, далее – Куприна, потом Мопассана и тому подобные – всё о несчастной любви у девушек. Её сердце превращается в сердце «Снежной королевы».

  Наконец, в свои 24е года Ляля выходит замуж за «военного» -  майора СА.  Скоро, его, переводят служить за Урал.
 Зачем вышла? Подружки замужем и ей, наверное,  «надо». Как его имя?  Владимир Иванович – для подруг. А, вообще, они о нём – "её майор». На вопрос, любит ли она его, она ответила –
-«Не знаю», и, добавляет –
- «Я, вообще, не знаю, кто, как, кого любит, любят ли?».

   Как часто бывает, однажды, судьба удивила Лялю. В последний день июля, в ресторане «Центральный», празднует Ляля защиту  диплома с однокурсниками и, заодно, - скорый свой отъезд за Урал.
Уже все весёлые, танцуют, даже, поют, объединившись для этого в группки. Вокруг,  царит полутьма.  Счастье! Объявляют – «Дамский вальс», и – её приглашает танцевать мужчина – высокий и красивый, возмужавший,  Вовка Прохоров!
-«Прилетел на похороны дяди Бори. Завтра улетаю, но хотел увидеть тебя, Лялька!»

    Снова, воспоминания, но без обид, бывшей девочки и бывшего мальчика. Жаркие, былые, поцелуи у него в доме – подальше от тёти Тани, поближе к голубям, и с собакой Жужей. «Только в одежде!». «Нет, нет и нет!»  Как всё, о том, чистом и, по взрослому, трогательно!
Какой – то, хорошо «выпивший», подходит к ним с рюмкой водки, говоря, почти понятно –
 -«Ребята, какая вы красивая пара, не расставайтесь никогда!»,  и, споткнувшись, роняет рюмку на пол.
Закрывается ресторан, и они садятся в такси и едут –  до угла их улиц.
-«Куда дальше? К кому?» - Он спросил.
 Она сочиняет, что у калитки ждёт муж, который приехал за ней с Урала. И он понимает, что ей, сегодня,  «так», надо, ответить.
  Он идёт в свой дом, тот, где всё напоминает о мечте и ошибках. Он говорит сам себе –
-«Вернусь – всё исправлю».

   Спустя месяц, к маме Ляли пришла подруга тётя Таня и жалуется, что приехала, неожиданно, её нелюбимая невестка с двумя (уже?) внуками и будет ждать у неё скорого возвращения её  сына –  своего  мужа, с Севера. И не понимает, от кого узнала «та», так ею не любимая. Но, очень боится, как он будет с ней разводиться, когда там двое детей? Внуков ей жалко.

  А что Ляля? После прихода тёти Тани, через две недели, к ней, прямо с вокзала, пришел «её» Вовка.  Пришел поздно вечером, сказав, что любит «до смерти» и завтра подаёт на развод с «ненужной» ему женщиной. Он ещё не знал, что в его доме ждёт его «нелюбимая», с его детьми.
Страсть охватила их, как в первый и последний раз. В комнате всё пело и качалось в свете ревнивого щербатого месяца от их любви, тлевшей, и, наконец, разгоревшейся, да так, что всех вокруг, а прежде их, могла спалить дотла.
Но, всё и все имеют свойство остывать. Ляля уговорила его уйти, и отложить решение их судеб до завтра. «Всё – завтра!». И он, опять уступил. Ушел.
Провожая его, она увидела маму – та стояла во дворе, под старой вишней, и лунный свет её слабо освещал. Она подошла к Ляле, обняла, и, очень тихо произнесла –
-«Слава Богу, доченька, что ты оттаяла!».

   Скоро Ляля переехала жить, насовсем, в Зауралье.  Припадаёт историю в нескольких классах, детям разного возраста, и занята любимой работой с утра до поздней ночи. Она могла бы быть хорошим математиком, а стала историком, настойчиво втягиваясь, копаясь в прошлом «водовороте» – «водокруге», «водоверте», в своём «круговерте». Летом она – воспитатель в комсомольском лагере по две смены, или одна едет путешествовать в «дальние края».
   В личной жизни? «Заморожена».
   Жалеет о том и о той, кто, смог бы, когда – то, ещё,  ей сказать-
- «Слава Богу, что ты оттаяла!».
                И – она  могла бы писать стихи!

    
 
 
    


Рецензии