С праздником Святой Троицы!

Дорогие читатели!
От всего сердца поздравляю вас с замечательным праздником Святой Троицы! И чтобы мы в житейской суете и заботах не прошли мимо этого важного события, давайте вместе подумаем: нужны ли нам праздники? Вопрос может показаться не просто риторическим, а даже неуместным. Но иногда в нашей жизни происходят события, которые лишают радости и надежды. «Какое уж тут торжество», – скажет озабоченный и опечаленный человек. Однако, если мы подумаем о сущности христианских праздников, то обнаружим, что они могут принести большую пользу и утешение, особенно в трудное для нас время.

Для чего существуют праздники? В старославянском языке часто употреблялось слово «праздынъ». Оно имело значение выходного дня. «Есть день, ‘’порожний’’ от работ, ничем не заполненный, кроме отдыха» (Этимологический словарь Л. В. Успенского). «День, не занятый делами, свободный от работы» (Этимологический словарь Н. М. Шанского). Именно благодаря старинному и уже всеми забытому слову «праздынъ» появилась его более современная форма –  «праздник». Однако в упомянутых определениях явно чего-то недостаёт. Ведь чаще всего праздники напоминают о каких-то важных событиях и истинах. Эта особенность подмечена в словаре В. Даля: «покидать работу и отдыхать, по обычаю, в день памяти кого или чего».
 
Священное Писание неоднократно говорит нам о необходимости помнить о Боге. «И помни Создателя твоего» (Екклесиаста 12, 1).  «Помни Господа Иисуса Христа» (2 Тимофею 2, 8). Помнить нашего Творца, Вседержителя и Спасителя, Его волю и Его деяния – вот главное назначение христианских праздников.


События, которые положили основание праздника

Когда Христос находился на земле, Его часто сопровождали толпы народа. «Много было приходящих и отходящих» (Марка 6, 31). Люди видели в Иисусе Учителя и Пророка, но более глубокая истина в то время была открыта немногим. «Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Пётр, отвечая, сказал: Ты - Христос, Сын Бога Живого. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах» (Матфея 16, 13-17).

Утверждение, что Иисус имеет Божественную природу приводило в ярость религиозных лидеров того времени: «Тут опять Иудеи схватили каменья, чтобы побить Его. Иисус отвечал им: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями? Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом» (Иоанна 10, 31-33). Иудеев можно понять – они монотеисты и твёрдо знают, что Бог един. Но разве Господь не давал им более полное откровение о Своей сущности? Уже в первой книге Библии Бог говорит: «Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему» (Бытие 1, 26). Глагол во множественном числе «сотворим», а также дважды повторяющееся местоимение во множественном числе дают возможность внимательному читателю задуматься над удивительной сущностью Бога. Проливали свет на тайну Божественной природы и другие тексты Ветхого завета: Бытие 3, 22; 11, 7; Исаии 6, 8; Псалтирь 44, 7-8; 109, 1. Эти и другие места Священного Писания должны были приготовить к пониманию более полного откровения, которое принёс Божий Сын.

К сожалению, для религиозных лидеров остался незамеченным ещё один важный урок, который они могли бы усвоить во время крещения Иисуса. «И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел [Иоанн] Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него.  И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение» (Матфея 3, 16-17).   Одновременные действия всех трёх лиц единого Бога были очевидны, но замечены и поняты далеко не всеми. Между тем Христос продолжает открывать великую и таинственную сущность триединого Бога. Он постоянно подчёркивает Свою неразрывную связь с Небесным Отцом, а незадолго до завершения Своего земного поприща Иисус начинает говорить ещё об одной удивительной Личности.


Обетование о сошествии Духа Святого

Христос готовит Своих последователей к предстоящим событиям. «Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Матфея 16, 21). Божий Сын должен совершить крестный подвиг, заплатить за грехи людей и вернуться туда, откуда пришёл. «Я исшёл от Отца и пришёл в мир; и опять оставляю мир и иду к Отцу» (Иоанна 16, 28). Ученики опечалены, но Господь даёт им замечательное обетование: «Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошёл; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Иоанна 16, 7).

Как ни готовил Христос Своих друзей к этим событиям, понять и поверить в Его обещания ученикам было сложно.  «Ещё многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить.  Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину» (Иоанна 16, 12-13). И вот Христос распят, а Его последователи в страхе и растеряны.


Пятидесятница – день великих событий

Исполнилось предсказанное Христом. В иудейский праздник Пасхи Он отдаёт Свою жизнь для спасения мира, а в третий день, победив смерть и ад, восстаёт из гроба. На пятидесятый день после Пасхи происходят события, обещанные Иисусом ученикам. «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деяния 2, 1-4). Апостолы получают удивительный дар провозглашать о победе Христа на разных языках. Кроме того, из робких и смущённых людей они превращаются в бесстрашных и вдохновенных свидетелей. Как можно объяснить эту разительную перемену? «Вы примете силу, когда сойдёт на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деяния 1, 8). Сила Святого Духа была столь велика, что за несколько дней через проповедь апостолов тысячи людей покорились вере. Благая весть о воскресении Христа и о спасении от вечной гибели для всех верующих в Него распространялась всё шире, пока не охватила всю Римскую империю. Ни угрозы, ни жесточайшие преследования не могли остановить это славное шествие Евангелия.

Итак, в день Пятидесятницы открылся и с непреодолимой силой начал действовать благословенный Дух Святой. В этот момент родилась Церковь, которая состояла из людей, чьи сердца преобразил Божественный Утешитель. Именно о тех, кто уверовал во Христа и исполнился  Духа Святого Господь Иисус изрёк великое обетование: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её» (Матфея 16, 18).


Минуло две тысячи лет

С тех пор прошло две тысячи лет. Забыт могущественный кесарь, перед которым заискивали иудейские первосвященники. Едва ли кто-то вспомнил бы и Пилата, если бы евангелисты не посчитали нужным упомянуть его имя. Но во всех уголках мира помнят и празднуют великие события Пятидесятницы.

Ранее мы говорили о том, что христианские праздники несут в себе напоминание о важных истинах и глубокое утешение, способное дать мир сердцу даже в самых трудных обстоятельствах. А нужно признать, что мы живём в весьма непростое время. И кто знает, не подходим ли мы к периоду, о котором говорит Писание: «И будут знамения в солнце и луне и звёздах, а на земле уныние народов и недоумение» (Луки 21, 25)?  В чём же причина? Разве не сошёл на землю благословенный Утешитель, чтобы совершать спасительную работу в сердцах бедных грешников? О, если бы все люди откликнулись на Его нежный голос! Но что говорит Слово Божье? «В последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрёкшиеся» (2 Тимофея 3, 1). «Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою» (Римлянам 1, 18). Важно обратить внимание, что причина тяжести последнего времени – отступление людей от Бога, противление Всевышнему, непокорность Духу Святому.

Дорогой друг, быть может, ты чувствуешь себя одиноким и разбитым. Позволь напомнить тебе слова Спасителя мира: «Придите ко Мне все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас» (Матфея 11, 28). Ты убеждён, что слишком грешен и недостоин Божьей милости? Обрати внимание на слово «все». Господь приглашает каждого. Бог кажется тебе далёким и недостижимым? Послушай, что Он говорит: «Не оставлю вас сиротами; приду к вам» (Иоанна 14, 18). Праздник Троицы ещё раз напоминает нам о том, как Господь исполняет Своё обетование: «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам.  Он прославит Меня, потому что от Моего возьмёт и возвестит вам» (Иоанна 16, 13-14). Дух Святой указывает на Иисуса, потому что «нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деяния 4, 11). Миллионы одиноких и разочарованных перестали ощущать себя сиротами, когда нашли спасение во Христе. Бесчисленное количество людей обрели мир в сердце и надежду на прекрасную будущность. Потому как «тяжкие времена» – не конец, а преддверие славной вечности для всех, возложивших своё упование на Бога.


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.