Скатерть с васильковым венком. Старинные вещи

   Троица. Стелю на стол скатерть, которая доставалась в нашей семье по великим праздникам. Чаще всего это были Пасха, Рождество, Троица или какое-то особое событие, которое собирало семью за одним столом. Это любимая скатерть моей бабушки. Помню, ещё в детстве я выражала восхищение ею.

-- Когда-нибудь она обязательно станет твоею. Застелешь ею стол и вспомнишь всех нас, будто мы сидим тоже за столом рядом с тобой, - приговаривала бабушка.

-- Баба, ну зачем ты так говоришь? Мне становится страшно от твоих слов! Как же я буду жить без вас? – испуганно лопотала я.

-- Ничего, дорогая! Так бывает всегда. Люди стареют и уходят в мир иной, а внуки и дети живут и должны помнить о тех, кого уже нет. Когда-то и ты станешь мамой, потом бабушкой и тоже будешь говорить своим внукам, сидя за столом, застланным нашей скатертью, о том же, - спокойным голосом продолжала говорить бабушка.

  Почему-то её тёплый голос успокаивал меня. На душе разливался светлый покой, волнение и страхи проходили.

  Скатерть белоснежная, с вышитым по центру голубым васильковым веночком, промереженная по краям и украшенная вышитыми крестиком сиреневыми колокольчиками. Она имеет удивительную историю.

    Моя прабабушка Мария слыла мастерицей по ткачеству и выделке тканей. У Марии была, как говаривали в семье, своя «ремёсла», где работало с десяток девушек. Ремёсла стала позднее частью её приданого. К двадцати годам каждая девушка должна была иметь сундук с приданым, которое во многом она сама и готовила, занимаясь рукоделием. Мария такой сундук себе тоже приготовила. Она положила в него постельное бельё, скатерти, салфетки, наряды, шали и много всяких изделий. Они тоже стали частью  её приданого. Я, будучи маленькой, тайно лазила в этот сундук, который ещё не был пуст. Там среди интересных для меня вещей лежали и белые скатерти.  Такие же, как и бабушкина. Получается, что нашей скатерти не менее ста двадцати лет!

   Потом в семью после женитьбы сына Марии пришла моя бабушка, в ту пору ей было всего восемнадцать лет. И прабабушка, вытащив из своего сундука белую скатерть,подарила ей. Моя бабуля, которая, конечно, ещё ею не была, приложив своё искусство вышивальщицы, расцветила её вышивкой и украсила мережкой. Скатерть стала ещё нарядней. Она выглядит так и сегодня. Вышивке уже девяносто лет! Скатерть не утрачивает своей белизны и нежных цветов. Изготовлена она вручную изо льна, который выращивала семья прабабушки Марии. Красота неописуемая!
 
   За большим столом, застеленным нашей скатертью, любила собираться вся  семья. Самыми яркими моими воспоминаниями является День Победы, когда мой дедушка, никогда не надевавший боевые награды, доставал их из шкафа и надевал на чёрный парадный костюм. Делал он это только раз в году, на День Победы. Мы, внуки, с замиранием сердца от гордости за нашего деда любовались им.

   Однажды, в пору моего студенчества, к нам пришёл странный гость. Это был огромный мужчина, очень даже пожилой, с седой бородой и пышными усами. На нём был тулуп, ноги обуты в огромные валенки с калошами, а на голове лохматая волчья шапка. Говорил он так громко, много и постоянно смеялся. Я окрестила его «человеком – вулканом». Это был родной брат прабабушки Марии, которой уже в ту пору не было с нами.Я спросила о том, кто этот человек. Бабушка сказала, что он уже тридцать лет как раскулачен и сослан куда - то на Север. Гость приехал к нам всего лишь на несколько часов.

-- Меня отпустили на сутки, проститься с родными. Опаздывать нельзя, иначе получу суровое наказание, - сказал он.

   Бабушка застелила стол нашей скатертью. Они много плакали, прощаясь навсегда. А на столе лежала праздничная скатерть!

   Я тоже достаю любимую скатерть по великим событиям, вспоминая всех, кого люблю и помню.


Рецензии
Тяжелый рассказ. А сейчас скатертями уже не пользуются. А васильковый цвет, раньше был цветом колышка у комитета гб.
С уважением
Искандар

Заметки Географа   24.12.2020 17:45     Заявить о нарушении
Галя, хорошие портреты у тв. родственников получились

Юрий Баранов   03.03.2024 12:33   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.