Параллельные миры Жюля Верна

ЖЗЛ


Многие из мальчишек моего поколения мечтали поступить в кружок, школу или училище моряков, речников и полярников...
А вот полярники... когда появились в художественной литературе? Нет, понятно, что благодаря аглицким и голландским мемуарам мы знаем о них ещё со времен Иоанна Грозного. А в чисто художественной литературе?
Жюль Верн пишет условно-реалистическую "Зимовку во льдах" в 1855 году. Ранее был фантастический "Артур Гордон Пим" Эдгара По. Ещё ранее - фантастический "Франкенштейн" Мэри Шелли.
Казалось бы, что цикл "Необыкновенные путешествия" монолитен, как один писательский мир, но это не так. В нем по сути выделяются два параллельных мира, отличающихся прежде всего жанровым своеобразием. Один мир можно назвать ИСТОРИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИМ МИРОМ, другой ФАНТАСТИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИМ МИРОМ. Отличие миров подчеркнул сам Жюль Верн, когда в "Таинственном острове" сместил хронологию путешествия "Детей капитана Гранта" на 10 лет назад.
Первый мир обращен прежде всего в прошлое и настоящее, второй - в будущее, даже если действие в далеком прошлом.
Эти миры переплетаются, как корабельный канат. И есть произведения пограничные, которые можно отнести сразу к двум мирам.
Но на самом деле в "Необыкновенных путешествиях" миров минимум три. Между упомянутыми находится СОВРЕМЕННО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ МИР, обращенный больше в будущее, чем в прошлое. Такая система наиболее устойчива. На неё опирается МЕРА Жюля Верна.
"Дети капитана Гранта" и "Пятнадцатилетний капитан" - это всё-таки историко-географо-приключенческие романы, а вот "80 дней вокруг света" - географо-приключенческий.
Тогда есть произведения, которые можно отнести сразу к трём мирам (Крушение "Джонатана").
Впрочем, у писателя можно выделить другие миры внутри "Необыкновенных путешествий", например, ИСТОРИКО-ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКИЙ МИР и МИСТИКО-РОМАНТИЧЕСКИЙ МИР.
А вне "Необыкновенных путешествий" выделяется прежде всего НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ МИР.


Рецензии