Парадоксы

            По одному из каналов показали сюжет о запуске в Ставрополе нового предприятия, производящего удобрения. Корреспондент ведёт рассказ, а параллельно идут кадры: движется лента транспортера с мешками. Журналист говорит о высокой производительности на новом предприятии, о том, что каждую минуту производится десяток вот таких мешков удобрений, которые отправляют в несколько государств, и прочее. Снова кадры, видно, как в конце транспортёра, грузчик взваливает мешок на плечо, тащит метров пять, и складывает на тележку, другой грузчик хватает с ленты транспортёра следующий мешок. Посмеявшись над таким контрастом, сочетанием, наверняка современной технологии производства удобрения, и такой допотопной финишной операцией, погрузкой, я подумал: хорошо хоть, впереди тележки виден небольшой трактор, а не хвост кобылы.

            Потом вспомнил подобные забавные парадоксы из советских времен.

            Агитбригада аспирантов Московского института народного хозяйства часто направлялась на предприятия читать лекции по экономике, международному положению. Ездили мы охотно, поскольку по завершении лекций нам организовывали экскурсию по предприятию. Московские предприятия, как правило, были довольно передовыми в стране, некоторая продукция выпускалась только на них, и мы повидали там много чего интересного.

             Однажды нас послали на знаменитую парфюмерную и косметическую фабрику «Новая заря». Её продукция была известна всей стране. Она выпускала знаменитые духи «Красная Москва», мечту всех женщин Советского Союза (1). А во время нашего посещения фабрики здесь появилась новинка: компактная пудра советско-французского производства. В красивой пластмассовой коробочке, удобная в пользовании! Конечно, это был большой дефицит, продавалась эта пудра только в Москве. С рук её можно было купить у спекулянтов, за двойную цену.
             Сотрудница музея фабрики завела нас в небольшое производственное помещение. Там стоял старенький пресс, выпущенный, думаю, лет 100 назад. По крайней мере, работая и бывая на заводах, я видел не одну сотню прессов, но такого дряхлого видеть не доводилось. Рядом с прессом стоял мешок, как те, в которые тогда, во время уборки с полей, грузили грязный картофель, их так и называли: картофельные мешки. И вот из этого мешка небритый мужик доставал мятым, старым, жестяным совком мечту женщин, французскую пудру, загружал содержимое в пресс-форму, просыпая часть на пол, и нажимал на педаль. Пресс хрипел, кашлял и вдавливал содержимое пресс-формы в небольшую железную основу компакт-пудры, которую мужик скидывал в стоящий рядом ящик. Затем предмет его небрежного труда работницы укладывали в красивые пластмассовые коробочки французского производства, делавших счастливыми миллионы советских женщин.
 
              Настоящее потрясение мы испытали, когда пришли в цех розлива парфюма.
              В длинном цеху рядами стояли огромные емкости, большинство - размером чуть ли не с железнодорожную цистерну, в них были одеколоны, лосьоны, в других, поменьше размером – духи. Нас подвели к участку, где женщины разливали во флаконы духи «Красная Москва». На столе стоял поддон из нержавейки, на нём выстроились десятка два бутылочек. К рабочему месту был подведен трубопровод, от него шли четыре шланга, с тонкими металлическими наконечниками.
              Работница держала в руках по два наконечника, которые вставляла в четыре флакона. Когда она считала, что бутылочки достаточно наполнились, то вытаскивала наконечники и моментально, мастерски, вставляла наконечники в горлышки следующих четырех флаконов. Под ногой у неё была педаль, которая перекрывала поток, но работница ею не пользовалась, поэтому, как бы быстро она не переставляла наконечники, часть драгоценной жидкости, предмет вожделения советских женщин, выливалась на поддон. Работница прерывала подачу духов только когда заполняла все бутылочки, и нужно было убирать этот поддон, ставить другой.
            Наши аспирантки были шокированы увиденным. Стоит ли говорить, что всё в цехе, и сами работницы, были пропитаны невообразимым букетом запахов. 
_________________
(1) Духи выпускаются с 1925 года и по сегодняшний день. Существует несколько версий создания этих духов:
- на основе аромата «Любимый букет императрицы», созданного в 1913 году для императрицы Марии Фёдоровны «сыном французского мыловара» Августом Мишелем к 300-летию дома Романовых;
- за основу были приняты французские духи L’Origan Coty 1905 года;
- созданы в середине 1920-х гг. при участии Полины Жемчужиной (жены будущего наркома В. М. Молотова), и не имеют прямого отношения к дореволюционным ароматам.


Рецензии
Прогресс шагнул далеко. Сейчас полностью автоматизированные линии фасуют, разливают в красочные упаковки любую продукцию. Не всегда качественную и полезную. А то и небезопасную для здоровья.
С уважением.

Аркадьевич 2   30.05.2021 07:27     Заявить о нарушении
К большому сожалению, не только ту, что "наносят" на себя.

Саша Щедрый   30.05.2021 16:22   Заявить о нарушении