Провожанье

Вот и подошли к концу четыре года обучения в горном техникуме. Защитим диплом, получим направление на работу и прощай родная альма-матер, прощайте многие ребята и девочки, с которыми мы стали единой семьёй за долгих четыре года. Сколько весёлых и грустных дней и ночей, сколько совместного труда за учебным столом и хлопковых полях южного Кыргызстана. Ещё неделя полная счастливых и трагических минут совместного существования и мы разлетимся, кто куда, по необъятным просторам Родины, дипломированные специалисты по подземной разработке угольных месторождений.
Завтра у меня защита диплома!
Вот и наступила эта процедура. Я защищаюсь отлично, в смысле получаю пять за защиту.
А вот моему другу не повезло. Всё, вроде, у него шло нормально. Отлично выполненные чертежи к теме диплома. хорошо написанная пояснительная записка к дипломному проекту. Толик Смагин, так зовут моего друга, вызывается на защиту. Толик входит в аудиторию, развешивает на стене чертежи проекта и я вижу, как у него трясутся руки, буквально. как у больных Альцгеймером.
Вот он развесил листы ватмана и повернулся лицом к комиссии. Это было его последнее движение, не считая дыхания и дрожащих пальцев. Толик превратился в каменное изваяние. Члены комиссии начали задавать вопросы, но Толик не отвечал, он просто уставился, куда то поверх голов сидящих в зале и ничего не видел и не слышал, даже когда много минутное молчание, кончилось тем, что его попросили выйти. Мне пришлось вывести Толика за руку из аудитории. Он был, практически невменяем. Только минут через десять, он пришёл в себя и грустно посмотрел на нас. друзей, окруживших его и сочувствующих ему.
- Толик, что случилось? Почему ты не отвечал на вопросы комиссии? Ты же хорошо был подготовлен!-задавали мы ему вопросы.
- Не знаю ребята, я как зашёл в аудиторию, так испугался, что уже ничего не соображал, я не понимал о чём меня спрашивали и поэтому не мог ответить.
Конечно мы всячески утешали его, мол не всё потеряно. осенью пересдашь, но тем не менее, оставшиеся дни Толик ходил подавленный.

-Виталя, что я скажу родителям, как я им в глаза смотреть буду? -вопрошал он меня.
-Я думаю расскажи им всю правду, надеюсь они тебя поймут и не станут портить тебе настроение до самой осени.
Я понимал, что Толику нужна поддержка, оставаться один на один со своей бедой, было очень сложно молодому человеку и очень тяжело морально. Толик и сам это понимал и нашёл выход.
-Виталька-сказал он мне за пару дней до прощания - давай поедем с тобой вместе к нам. Ты умеешь убеждать, может и родителям моим будет не так тяжко. если они поговорят с тобой.
Поразмыслив, я согласился. Домой я ещё успею, да и знал, что дома вряд ли мне дадут отдохнуть больше недели.

И вот поезд "Джалалабад-Фрунзе" уже несётся по горным ущельям и широким долинам к райцентру под названием Каганович (ранее с. Новотроицкое, а ныне Сокулук). Мы, целой толпой вываливаемся из вагона, а было нас шестеро. Четверо жители села: Толик Смагин, Сашка Муся, Вовка Ильиных, Вовка Чувилкин и двое гостей: ваш покорный слуга и Мишка Лунин, по чьему приглашению был Мишка не помню. Тут же, на вокзале, мы договариваемся о времени и месте встречи и разбегаемся.
Вот и хата Толиковых родителей. Обыкновенная сельская хатёнка из трёх комнатушек. В те годы хоромы не строили, абы было где поспать, поесть и приготовить пищу. Зато двор был большой. Этот двор не в современном понятии, просто это была большая площадь перед домом, по краям заросшая лебедой и крапивой. Домашняя живность свободно разгуливала по двору, там и сям разбрасывая свои испражнения, так что под ноги смотреть приходилось постоянно.Если стать лицом к дому, то с правой стороны от него шли сараи, разного назначения, они служили границей двора и отгораживали дворовую живность от огорода и сада. Огород был большой и в нём произрастало всё, что нужно человеку для удовлетворения голода. Мы с Толиком для жилья выбрали самый чистый и небольшой сарайчик, с земляным полом, но большими окнами. На пол, по хлопковой привычке мы постелили солому и уложили матрацы с одеялами. На дворе стояло лето, конец июня, днём было жарко, а ночью вполне хватало байковых одеял, чтобы чувствовать себя комфортно.

Вечером, все собрались за большим столом под огромным деревом, чтобы отметить столь знаменательное событие, как окончание учёбы. Родни у Толика в Сокулуке было много, самогону на столе было тоже много. Когда нас пригласили к столу, я, наконец, решился подошёл к Толикову отцу и тихо сказал:
-Дядя Петя, мне нужно поговорить с вами наедине.
По его лицу я понял, что дядя Петя, ждал от меня такого предложения. Он поднялся и сказал тоже тихонько:
-Пойдём в сад.
В саду я рассказал ему всё, без утайки. Поклялся, что Толик прекрасно подготовился к защите, но что то произошло в его голове и он не мог вымолвить ни слова.
Потом я добавил:
-Дядя Петя, вы не ругайте пожалуйста Толика. Такое может случиться с каждым. Осенью Толик обязательно защитится и получит диплом.
-Хорошо-сказал дядя Петя-Только ты не говори об этом никому, я сам с этим разберусь.
-Само собой, дядя Петя, я буду нем, как рыба.
Мы вернулись к столу. За столом уже вовсю шёл пир горой. Раздавались здравицы в честь окончания учёбы, а вскоре гости вообще забыли по какому поводу собрались. Пили самогон, обильно закусывали и пели песни. в основном русские и украинские, народные, ну и само собой песни из советских кинофильмов.
На следующий день, Толик уже ходил весёлый, как всегда, видимо папа снял с души его тяжёлый груз. Дни стояли жаркие и мы с утра до вечера пропадали на огромном пруду, купались, загорали, хотя мы и так были загорелые до нельзя. Где то на третий день нашего отдыха, к нам заглянул Вовка Ильиных.
- Ребята, не хотите завтра со мной на рыбалку?
-Да мы не против. только нет у нас удочек.
-Удочки я беру на себя. Так что завтра на пруд не убегайте, а ждите меня. Тут один знакомый шофер, ездит на дальнюю ферму, так там, по пути есть пруд, в котором, по его словам, сазаны водятся пятикилограммовые и клюют будь здоров.
Мы конечно согласились, тем более я уже к тому времени успел заразиться этой "болезнью", хотя вирус её ещё находился в начальной стадии созревания, то бишь в инкубационном периоде.
На следующий день, возле дома остановился грузовичок, не помню, то ли полуторка. то ли ЗИС-5 и мы. прихватив в сумках разную снедь, попрыгали в кузов. Грузовичок довольно долго пылил по ухабистой дороге, а мы весело переговаривались. Наконец автомобиль остановился, шофёр вылез из кабины и показал направление к пруду.
-Здесь рядом - сказал он.
Рядом не рядом, но довольно близко. по сельским меркам и, вскоре. мы подошли к заросшим камышом, берегам не очень большого пруда.

Я не упомянул, что мы выехали из дома за полдень, поэтому у нас не так было много времени порыбачить до темноты. Ночевать, мы должны были на пруду, так как машина нас подберёт только завтра.
Мы срезали по толстой и длинной камышине, привязали к этому, довольно лёгкому удилищу лески с грузиками и поплавками, ну и крючками. естественно. Лески были из просмоленной дратвы, к концу которой был привязан поводок из конского волоса, выдернутому из хвоста и свитого в два или три волоса. Крючки были довольно большие, рассчитаные на увесистых сазанов.
Из воды, временами, выпрыгивали огромные рыбины, как бы предлагая нам себя на ужин. Мы насадили на крючки огромных выползков, которыми запасся Вовка и закинули удочки, подальше от берега, на чистую воду и стали ждать поклёвки больших сазанов. Время шло, поплавки без конца подрагивали тревожимые мелочью, а сазан не брал. Наступил поздний вечер, комары тучами зароились над нами, лезли в глаза и уши москиты, а у нас не было никаких средств от этих тварей и мы вынуждены были бежать на пригорок, где был небольшой ветерок и комарья было мало. Там мы поужинали, чем бог послал, вернее Толикова и Вовкина матери и чтобы не доставлять удовольствия, даже малочисленным на пригорке. но не менее злым комарам, забрались на стоявшую неподалёку скирду сена и заснули до рассвета.
На рассвете мы снова закинули удочки. Долго ждали, но сазаны упрямо отказывались от нашей наживки, в насмешку над незадачливыми рыбаками выпрыгивали из воды и с шумом шлёпались в неё опять. Поднявшееся от горизонта солнце, сразу начало припекать и сидеть неподвижно. под горячими лучами, становилось всё неприятнее. Кто то предложил плюнуть на бесполезное занятие и топать в село пёхом. Идея была подхвачена без размышлений и мы потопали по пыльной дороге в сторону села, невидимого за горизонтом. Справа от нас раскинулась широкая долинка, к которой с дороги вёл пологий спуск. По дну долинки петлял ручей, изобиловавший участками быстрого течения, тихими заводями и довольно глубокими омуточками. Когда жара становилась невыносимой мы спускались к ручью, плескались в прохладной воде и даже пробовали ловить пескарей, стаями резвившихся на мелководье. Несмотря на наши большие крючки, нет нет но удавалось подцепить пескарика и, полюбовавшись, отпустить рыбку с миром.

Вот за одним из таких занятий я и щёлкнул затвором старенькой "Смены". запечатлев своих друзей в семейных трусах, в майках с отверстиями для рук, через которые можно было спокойно просунуть не только руки, но и самих майконосителей. На головах потрёпанные соломенные шляпы, взгляды сосредоточены на поплавках. Так мы не спеша, километр за километром приближались к Кагановичу. Конечно жара, да и километров мы немало отмахали, давали себя знать. Тело наливалось усталостью, хотелось растянуться на траве и поспать. Ведь ночь была слишком коротка, да и комары прерывали сон неоднократно. И когда на горизонте появились очертания села нас догнал наш грузовичок. Мы попрыгали в кузов и через десяток минут были дома. Толикова мама нас сытно накормила и мы отправились поспать, хотя было ещё светло, но мы умаялись и нас клонило в сон. Увы. нашим желаниям не суждено было сбыться. Только мы улеглись на матрацах, как к нам забежали старшая сестра Толика с подружкой. Сестра с порога возопила:-
-Вы чо разлеглись? Сегодня в клубе танцы. А ну вставайте, одевайтесь и вперёд! Не смейте отказывать пригласившим вас дамам.
Делать нечего. пришлось согласиться, слегка пригладиться, побрызгаться одеколонм и отправляться в клуб.

Пока собирались на землю легли сумерки и танцплощадка была ярко освещена электрическим светом. Примерно две трети села уже были освещены, до Толика свет ещё не добрался и его родители и сёстры жили при керосиновых лампах. А на дворе уже стоял 1956 год. Ну да ладно. это всё лирика.
Я окинул взором собравшихся на танцплощадке. девчёнок было значительно больше. чем ребят, а когда заиграла радиола и начались танцы, то многие девочки танцевали друг с другом. Выбор был большой, но я не торопился. тем более я здесь недолгий гость и вряд ли увижу ещё одни танцы (раз в неделю). У Толика тоже было такое настроение. но подружка его сестры думала иначе и строила Толику глазки, так он с ней и протанцевал весь вечер. Пропустил несколько танцев, и наконец, заметил девушку, которая либо танцевала с подругой, либо оставалась одна во время танца. Заиграли вальс, мой любимый танец, кажется "В парке старинном" и я пригласил девушку на танец. Сначала танцевали молча, потом стали задавать вопросы и на них отвечать, когда девушка узнала, что я только что закончил Кызыл-Кийский горный техникум, она какм то встрепенулась и сказала:
-Вот это да! У меня был парень Сашка Муся, он тоже там учился.
Теперь настала моя очередь воскликнуть:
-Вот это да! Сашка мой друг, но о тебе он ничего не рассказывал.
-Да мы уже два года. как разругались.

Сашка стал. как бы связующим звеном. И когда Утёсов, с чувством запел, популярнейшую в то время песню "У Чёрного моря" Я снова пригласил девушку и мы уже не молчали во время танца а вели оживлённый разговор. О чём мы говорили? Да обо всём и в то же время ни о чём. "У Чёрного моря" сменилась "Гитаной", "Гитана" "Рио-Ритой", так я и протанцевал с бывшей Сашкиной пассией до окончания вечера. Танцы кончились, хотя молодёжи не хотелось расходиться, дай им волю они бы до утра танцевали и то было бы мало. Кино и танцы, вот все развлечения молодых в те далёкие времена. Как истинный джентльмен, я предложил девушке проводить её до дома. Она с радостью согласилась.
-Ой, как хорошо! А то я без подружки сегодня, а одной боязно.
-Мадам,-сказал я изображая мушкетёра- со мной вам нечего бояться. Моя шпага всегда при мне. Я галантно взял её под руку и мы пошли в противоположную от Толикова дома сторону. Вышли на главную улицу, она же автодорога от Фрунзе до Беловодска и пошли по ней просто рядом, не держась за руки, как это бывает в романах, а просто шли рядом и болтали. В болтовне я и не заметил, когда село кончилось. Впереди была только дорога и пирамидальные тополя вдоль неё. В душу закрались нехорошие предчувствия. Кто бывал в Средней Азии в разгар лета, должен помнить, что безлунные ночи там ужасно тёмные, звёзды яркие, а предметы видны в виде чёрных силуэтов. Только белая лента дороги (асфальта еще не было) покрытие было из щебня и песка, едва просматривалась в свете звёзд. Село осталось позади, а впереди ни огонька. Прямо как у Пушкина:"Ни огня ни тёмной хаты....." А тут ещё начала сказываться дорога с рыбалки и недоспанная ночь, хотелось сказать: "Ну ты уж дальше, как нибудь сама, дом то уже близко" но другой голос говорил: " А как же честь мушкетёрская. мужская!?" девушка без умолку щебетала. а я становился всё задумчивей. Может ещё чуть чуть и покажутся хатки или огоньки в окнах, но напрасно. перед нами была всё та же отсвечивающая в свете звёзд дорога, тёмные силуэты тополей по бокам, а позади всё отдаляющееся от меня село, где меня ждала мягкая постель и нежные объятия Морфея.

Наконец с левого боку, вместо силуэтов тополей возникли, словно ниот куда силуэты деревенских хат.
-Ну вот мы и пришли-сказала девушка. увидев первый силуэт хатёнки.
Я облегчённо вздохнул и собрался прощаться, но девушка сказала:
- Мой дом неподалёку, совсем рядом.
И мне пришлось тащиться до самого её дома, хотя он был и не совсем неподалёку и уж совсем не рядом. Наконец мы у калитки, девушка открывает калитку и приглашает:
-Заходи во двор.
Боже мой, этого мне только не хватало! Но я, как истый джентльмен. покорно захожу во двор и болтовня продолжается ещё пол часа. Наконец я решаюсь первым прервать наше затянувшееся провожание и говорю:
-Мне было приятно познакомиться с Сашиной подругой. Я бы ещё поговорил с тобой, но дела. Завтра рано надо сходить в одно место. Засим прощаюсь.- с этими словами я протянул ей руку на прощанье и выскочил за калитку.
Дорога назад казалась бесконечной, мне даже показалось. что начало светать. когда я, не раздеваясь плюхнулся на матрац. возле спящего толика и провалился в сон до полудня.
Потом. когда я рассказал свою одиссею ребятам, они весело смеялись. Толик сказал:
-Если бы ты сказал мне, кого собрался провожать. я бы тебе отсоветовал. Сашка потому и расстался с ней, что слишком далеко было её провожать.
А я так думаю совсем не поэтому, просто "прошла любовь завяли розы".


Рецензии