Победоносцы

     Самоизоляция. Ночь. Выхожу на балкон. Сажусь поудобнее на раскладной стул. Безлунная ночь. Слабые потоки теплого воздуха скользят по листьям деревьев. Напоминая им о прошедшем летнем дне. Смотрю на небо. Наблюдаю за звездами, как они мерцают. Переливаясь всеми цветами радуги. Конечно, я понимаю, что я вижу лишь блеск звезд, а не их размеры.  Наши жизни, мгновение бытия. Они как бусинки нанизываются на нитку вечности.
       Мне даже захотелось вам предложить, как пример один случай, я его прочитал в журнале. Что во Франции, на стене в одной из пещер археологи нашли рисунок, сделанный первобытным человеком. Долго ломали голову.  Что на нем? В наше время рисунок был опубликован в научном журнале. Случайно его увидел один астроном. «Подождите, - сказал он, - да ведь это изображение созвездия Большой Медведицы». Но астроному не поверили. Расположение на камне звезд напоминало очертание «лопаты», а не «ковша». «Не забывайте, - объяснил астроном, - рисунок сделан несколько тысяч лет назад. За это время звезды сместились относительно друг друга». И действительно, ученые вычислили положение звезд «Большой Медведицы».  Которые они должны были занимать пятьдесят тысяч лет назад. Обнаружилось большое сходство. Наши предки за это время сохранили нашу планету!
     Любуясь этой красотой, мне хочется призвать человечество, уберечь нашу маленькую планету от атомного пожара. Призвать к познанию Большой Вселенной.
 Вспоминаю! У русского поэта Гаврилы Романовича Державина есть такие строки:
              Река времен в своем стремленье
              Уносит все дела людей
              И топит в пропасти забвенья
              Народы, царства и царей.
Звезды!  Они вечны! А мы просто эгоисты! Не думаем о будущих поколениях!
Историю человечества не переписать. А вот чему она научила нас? Это вопрос?      
«Толковый словарь русского языка» утверждает, что политика любого государства бывает дальновидная, недальновидная, мирная, немирная. И даже - разумная, неразумная, гибкая, негибкая.
      Политика двадцать первого века, недальновидная, она повторяет ошибки прошлого. И вот вашему вниманию предлагаю яркий пример из истории. Где видна политика – разумная. И политика неразумная. Мое мнение.
     Русско-турецкая война 1806 года, продолжалась уже пятый год, а конца ей не было видно. Потеряв впервые же месяцы войны Молдавию, Валахию и Бессарабию, турецкий султан требовал теперь от своей армии чуда.
Того же ждал от своей армии Александр. Торопил. Его беспокоила военная угроза со стороны Наполеона.
    Обстоятельства требовали, что - бы Молдавскую армию возглавил не просто исполнительный генерал, а равный по таланту Суворову!
    В окружении императора понимали, такой есть! Но? Это удаленный по приказу Александра 1 генерал и он занимает должность киевского губернатора. А как ему сказать, когда само имя вызывало у императора жгучую неприязнь.
    Но видимо выбора не было, пришлось, предложить. Из приказа отправленного Кутузову:
 «Его императорское величество обратил свои мысли в выборе главнокомандующего на Ваше высокопревосходительство и повелеть соизволил, чтобы Вы были готовы отправиться принять главное начальство над Молдавской армией. Государь пребывает  в твердом уповании, что Вы достигните предназначенной Вам цели, и слава заключения почетного мира выпадет на долю Вашего высокопревосходительства».
    Вы не представляете, мой читатель. Как это трудно было императору переступить через свое « Я»!
    Что бы ярче и точнее описать те события, я буду использовать многочисленные исторические документы и материалы участников Отечественной войны 1812 года.  Продолжу с вашего разрешения!
      При всем неприятии Кутузова, Александр  понимал, что «уповает» на него не зря.               
    Кутузов принял командование, имея в своем распоряжении, всего сорок пять тысяч русских воинов. Его армии противостояло семьдесят тысяч турецких.      
     Для себя,  понимал, это трудно, но он должен был  принудить Турцию заключить мир.
     Изучив театр военных действий. Кутузов принимает совершенно неожиданное решение: он выводит из крепостей Никополь, Силистрия  и Рушук русские гарнизоны. Сами крепости взрывает и уводит всю армию на левый берег Дуная. Чем повергает в смятение не только противников, но и свое ближайшее окружение. Доброжелатели  строчат Александру: старик спятил! Он отдает стратегическую инициативу в руки турок! Вместо генерального сражения он взрывает крепости и уводит войска! 
    Читатель вспомни историю! Ведь Кутузов, учился у Суворова. А тот говорил: воевать надобно не числом, а умением. 
Дух войска есть множитель на массу, дающую произведение силы.
                Лев Толстой «Война и мир».
Именно это он сейчас и делал.  Свой план он рассказал только одному человеку в его армии – командиру одной из дивизий генерал – лейтенанту Евгению Ивановичу Макарову. Тот молчал.
     Еще больше переполох царил в турецкой армии. Великий визирь Ахмед – паша пытался понять, враг отступил, что ему – то в такой ситуации делать?
Догонять Кутузова?  Задержать его и дать генеральное сражение? Это время. Советники говорили: нельзя верить хитрому русскому лису, тут какая - то уловка. – Какая уловка! – возражали другие.- Он взорвал крепости!               Он понял, что ему не удержать их! Армию увел, потому что боится сражения в открытом поле! … А тут еще лазутчики донесли: русские говорят, что они собираются еще дальше отступать. Совещание и Ахмед – паша принимает решение: переправиться через Дунай и атаковать. Для охраны переправ и в качестве резерва он оставляет на правом берегу двадцать тысяч янычар и часть артиллерии. На это и рассчитывал Кутузов, разделить армию на части! Получилось! Разумно.
     Селение, которому суждено было войти в русскую военную историю, называлось Малая Слободзея. (Районный центр Молдавии). Недалеко от него стояли войска Кутузова. В том же районе заняла плацдарм и переправившаяся часть турецкой армии.
    Кутузов,  спокойно выслушивал донесения командиров: турки закончили высадку; укрепляют плацдарм; готовятся перейти к наступлению. На все это, у них ушло много времени. В то – же время, к лагерю Кутузова подошли еще две дивизии. Которые скрытно от турок, замкнули полукольцо окружения.  Эти две дивизии Кутузов взял с западных границ. Они помогли одержать победу. Потом Александр расценит это как прямое «неповиновение».   
     Описывать как генерал – лейтенант Макаров, получил приказ от Кутузова: скрытно переправившись  со своей дивизией на правый берег, уничтожить турецкий резервный лагерь, средства переправы и повернуть пушки в спину Ахмед – паше. Короче. Приказ был исполнен. Пушки выкатили на высокий дунайский берег и открыли огонь по войскам Ахмед – паши с тыла. Подробности в исторической литературе. Кутузов с нетерпением ожидавший этого сигнала, сказал своим артиллеристам:
- Теперь и нам пора! Тотчас заговорили левобережные пушки.
- Прикажите перейти в наступление, ваше высокопревосходительство? – осведомился генерал Сабанеев.
- О чем вы голубчик? – удивился Кутузов.
- О генеральном сражении …
- Его не будет. – Кутузов внимательно оглядел офицеров.
- Я не хочу понапрасну проливать ничьей крови. Турки и без этого сдадутся.
- Деться им, голубчик, некуда! Политика разумная.
   И вновь полетели донесения Александру; Старик опять чудит! Вместо того чтобы решительным ударом добить Турок, ждет, когда они сдадутся! …
     Если вам интересен сам бой! Читайте хронику войны с Турцией. (1806 – 1812 годы).      
   Подождав две недели и убедившись, что помощи ждать неоткуда, великий визирь капитулировал. Теперь остается последнее: заключить мирный договор. Можно представить ликование русского императорского двора!
И вдруг – как гром с ясного неба: Ахмед – паша бежал! И Кутузов лично содействовал его побегу! … Снова двор был потрясен.
     Маленькое – но! Оказывается, по сложному турецкому дипломатическому этикету, сдавшийся в плен военачальник не имеет права подписывать и заключать мирный договор. «Но»! Бежавший из плена визирь - мог.
 Для меня и  вам будет интересно, чем это все окончилось?
 Утром в мае 1812 года перед особняком, в котором жил Кутузов, остановилась карета. Из нее вышел, самодовольно поджимая губы, адмирал Павел Васильевич Чичагов. Всех это удивило – почему? Генералов не хватает?   
И вот! В кабинет с портфелем в руке стремительно вошел адмирал.
- Как дела, Михаил Илларионович? «Вид и тон начальнический».
- Слава богу, Павел Васильевич.
- Император очень недоволен вашей мягкостью, с турками … Чичагов стал открывать ключиком запертый на замок портфель.
- А мне уж придется заниматься мирным договором!
- Простите, Павел Васильевич, но мир уже заключен, - спокойно сказал Кутузов. Пальцы Чичагова застыли в раскрытом портфеле.
- Когда?
- Вчера! Чичагов поморщил лоб, раздумывая. Потом стал рыться в портфеле и извлек оттуда плотный лист бумаги:
- Вот высочайший рескрипт.  Кутузов взял лист в руки и прочел.
                « Михаил Илларионович!
Заключение мира с Оттоманскою Портой прерывает действия Молдавской армии; нахожу приличным, чтобы Вы прибыли в Петербург, где ожидает вас награждения за все знаменитые заслуги, кои Вы оказали мне и отечеству. Пребываю Вам навсегда благосклонным.
                Александр».
Читая рескрипт, Кутузов понимал: не мог же император, отправляя Чичагова из Петербурга, знать заранее, что договор подписан, если это случилось только вчера. Значит, царь слал Чичагова заменить Кутузова вообще – заключён мир или нет. И, конечно в портфеле у адмирала лежал второй, менее милостивый рескрипт на случай, если мир не заключен.
     Но смысл этих обоих рескриптов одинаков: Кутузов на Дунае больше не нужен! 
    1812 год. Памятный каждому русскому, тяжкими потерями, знаменитый славою в роды родов.         А. Ермолов.
      Кутузов жил у себя в имении, он любил свои живописные Горошки. По слухам война стучалась прямо в дом с близкого запада. Сидеть в деревне он не мог. Кутузов возвратился в Петербург не торжествующим победителем, а опальным полководцем.
     И вот читаем внимательно, удивляет «то», что последние новости, Кутузов узнал от адъютанта Горчакова корнета Прахова, - замете не от самого! Оказалось, что пять дней назад, в среду 12 июня, Наполеон БЕЗ ОБЪЯВЛЕНИЯ войны, по воровски, его войска перешли через реку Неман у Кувны. По словам адъютанта, наши армии отступают. Все было ясно: жребий брошен. Кутузова беспокоило одно в Александре 1, он всегда любил неопределенность. У руководства отсутствовал единый план ведения войны. Время шло. И вот! Настал час!
  Утром 17 июля в доме Ильи Андреевича Безбородко на Фонтанке открылось  дворянское собрание. Главный разговор велся по поводу – о вооружении крестьян. Народное ополчение. Кутузов присутствовал.  Когда 18 июля вечером приступили к выбору начальника Петербургского ополчения, то со всех сторон залы послышались голоса: «Кутузова, Кутузова!» Московское дворянское собрание также избрало Кутузова: Император утвердил избрание  Кутузова.
   Дела на фронтах, с каждым днем становились все хуже и хуже. Выхода у Александра1 не было, пришлось назначить единого главнокомандующего. Народ ведь не просил царя во главе вооруженных сил. Александр поручил избрание главнокомандующего специальному комитету из шести человек.
В большом кабинете графа Салтыкова, собрались члены комитета. Долго гадали. Рядили. В итоге – Ну что ж, - Сказал Салтыков, - выберем Кутузова. Русские вооруженные силы, наконец – то получили командующего.
  Александр 1 принял в своем кабинете Кутузова. В разговоре прямо не  сказал, что он назначает Кутузова главнокомандующим. Он подчеркнул: комитет избрал Кутузова. 
А дальше как писал А. С. Пушкин:
Когда народной веры глас
Воззвал к святой твоей седине:
«Иди, спасай!» ты встал - и спас …
 …Император наградил Михаила Илларионовича Кутузова: орденом Георгия  Победоносца первой степени. Орден, олицетворяющий победу России! И! Княжеским титулом!
     Извини читатель! Душа требует:  Россия в лицах! Те, кто был на вершине солдатской славы. Хочется написать в один ряд  Победоносцев России.
 С похожей историей жизни и подвига: Генералиссимус А. В. Суворов. Фельдмаршал Кутузов М. И. Адмирал Ф. Ф. Ушаков. Маршал Советского Союза Г. К. Жуков.
    Продолжаю писать воспоминания.
   Все  поздравляли Кутузова, он думал свое: «Да, российский народ отстоял Отечество и избавил Европу от тирании! Спасенная Европа, конечно, постарается поскорее забыть об этом подвиге России».
   Эти свои мысли, он высказывал друзьям. Но они были обращены не своему современнику, а нам – читателям нового века!
      Наше время. Прошло 75 лет, как окончилась вторая мировая война. Ветераны вспоминают. Днем 9 мая 1945 года, на Красной площади люди веселились, их веселье передавалось другим. Качали военных. «Кончилось»! Вечером передавали речь Сталина. Прогремел небывалый салют.
       Когда погасли огни ракет, стихли песни. Люди стали расходиться с Красной площади. Я даже представляю. Человек подходит к дому. Поднимается в квартиру. Под впечатлением, садится за письменный стол. Думает. А что будет у нас после войны? Да! Мой читатель. Это - Илья Эренбург. Он  пишет  свои мысли в блокнот: прошлое не может повториться. Вечером того необычного дня я, под впечатлением выступления немецкого генерала, по французскому радио, написал стихотворение с заголовком «Победа». Оно недлинное, и я его приведу целиком:
О них когда-то горевал поэт;
Они друг друга долго ожидали,
А встретившись, друг друга не узнали –
На небесах, где горя больше нет,
Но не в раю, на том земном просторе,
Где шаг ступи – и горе, горе, горе,
Я ждал ее,  как можно ждать любя,
Я знал ее, как можно знать себя,
Я звал ее в крови, в грязи, в печали.
И час настал – закончилась война.
Я шел домой. Навстречу шла она.
И мы друг друга не узнали.
9 мая 1945 год. И. И. Эренбург.
Вместе со стихотворением, в его блокноте за  9 мая, на долгие годы осталась,  та записанная передача французского радио – беседа с одним немецким генералом, который сдался в плен американцам. Он сказал:
«Гитлер совершил непростительную ошибку, направив удар на запад, мы за это расплачиваемся. Я надеюсь, что ваши правительства поступят разумнее, ведь через десять лет вам придется в войне против русских опираться на Германию». На душе было неспокойно.           Я закончил рассказ. Понимаю. Мемуары – это публичная исповедь в грехах близких. А я не хочу плодить грехи. 
      Прошло время. Холодная война. Запад медленно наступал на СССР. Двадцать первый век. В России сменился строй. Границы России смещаются на восток. Санкции. …  Политика России, какая будет? Вам решать молодое поколение.
      При всем этом, конечно, хочется напомнить народам Европы, скромное высказывание поэта Михаила Львова о том, что в 0 часов 50 минут 9 мая 1945 года была принята безоговорочная капитуляция фашистской Германии:
Ведь и от вас мы отвели беду.
Товарищ мой, бредущий по проспекту
В трех тысячном немыслимом году.


Рецензии