Меннониты в Степях Поволжья II

«Учитель Воскресной школы»

/продолжение/

Аарон слегка волновался, противная дрожь выдавала его состояние. Это не потому, что он находится в Администрации Ам Тракт, а потому что стоит перед людьми, которые в него поверили и отправили его учиться в Императорский Дерптский /Тартуский/ Университет. Министр колонии Ам Тракт Иоганн Квиринг не скрывал своего настроения, он улыбался, было видно, что он доволен. Мы вам сказали, что подготовили для вас место учителя Воскресной Школы, а теперь вас утвердили, и вы господин Аарон Шмидт официально назначены на должность школьного учителя в колонии Ам Тракт. Он протянул руку новоиспечённому учителю и крепко пожал её. Следом за ним с поздравлениями подошёл Старейшина Дэвид Хамм. Господин Шмидт, а как вы относитесь к тому, что на своём первом уроке вы расскажите об университете, о том, как и что вы учили. Понимаете, не многие даже взрослые не только дети дальше колонии не выезжали и им очень хочется узнать, а что же там. Господин Квиринг, господин Хамм, это и действительно очень интересная тема. Я подготовлюсь, я привёз с собой много книг, пособий, я всё это покажу всем желающим. Мы думаем, что желающих будет столько, что они не поместятся в классе. Наверно нам надо будет подобрать помещение по больше. Ну вот и договорились, тогда до встречи господин Учитель.
Аарон с ходу вскочил в пролётку, это отец выделил ему это транспортное средство, если ему надо будет ездить по школам, то по-другому, как на пролётке он туда не попадёт. Сначала домой к Эмилии, а уж потом к родителям. Эмилия, дорогая, где ты! Эмилия выбежала ему на встречу в фартуке с кухонным полотенцем в руках. Что случилось, ты почему так кричишь. Моя дорогая жена, встречай своего мужа. Я теперь Учитель! Эмилия рассмеялась и остановилась. Какой ты учитель, ты ведёшь себя как мальчишка. Зато ты выглядишь так как будто хочешь меня кухонным полотенцем воспитывать. Они оба рассмеялись, ещё бы это было очень важная новость. Давай, быстро иди мой руки и готовься к столу. Нет, я не могу спокойно сидеть, я должен сообщить эту новость родителям. А потом к столу. А вечером ты мне поможешь, мы будем доставать мои учебники, которые до сих пор лежат в моей дорожной сумке. А я тебе уже говорила, распакуй баул. Нет Эмилия, тогда было не время, а вот сейчас наступило время для этого баула. Всё, я быстро побежал, я вернусь.
Сразу после обеда приступили к подготовке открытого урока. Я тебе забыл сказать, я нашёл себе помощника, который будет мне помогать на лекции, он будет подавать мне подсобный материал. Аарон, когда ты успел найти его. Я же был у родителей, а там и помощник отыскался, это мой младший брат Роберт. Он не ожидал такого предложения, и он всё время пока я там был не мог ничего сказать, он только повторял что очень рад, что даже не предполагал. Я ему напоследок крикнул уже с дороги, готовься, брат, мероприятие важное. Он наверно там и стоит на дороге. Бедный Роберт, ты его напугал своим неожиданным предложением. Эмилия с интересом смотрела на содержимое баула, но сама брала только те книги, которые Аарон положил на стол. Она не хотела ему мешать, и не перепутать ничего. С каким трепетом он брал их в руки, Эмилия поняла, что он знает каждую из этих книг и для него это не простые книги. Аарон, у меня есть предложение, с книгами ты справишься сам, помощник на уроке у тебя будет, а я лучше займусь нашим гардеробом. Ну не идти же нам абы в чём на такое мероприятие. Уж кто, а дамы будут слушать про книги не с таким усердием с каким они будут рассматривать нас. Эмилия, у тебя и правда хорошая идея, наверно он сам не слышал, что сказал. И она не стала ждать и быстро удалилась в гардеробную. А я думала куда я буду одевать мои наряды, которые я готовила на свадьбу и в новую семейную жизнь, а вот и пришло время. Она безошибочно достала из шкафа свой совсем ещё новый наряд. Байковая синяя шерстяная юбка, с белыми симметрично расположенными продольными полосками. А я ещё не хотела покупать эту ткань, казалось, дорогая, но теперь совсем даже не жалею. А вот и кофточка, я ещё не видела ни у кого таких. Эмилия вспомнила как долго она не решалась начинать кроить, хотелось, чтобы было красиво и поэтому она ещё и ещё раз проверяла все размеры на выкройке. Но напрасно переживала, её кофточка с хлопчатобумажной ткани «сарпинка», которую она купила в поездке в Варенбург, получилась превосходная. Это ещё совсем новая мода, кофточка особого кроя, и совсем необычном названии «Прасна». У неё такой покрой, что она едва доходит до талии, тем самым хорошо видна юбка в области талии. Эмилия спохватилась, мне теперь надо и Аарону одежду готовить, я теперь его жена. О как это приятно, я помогу ему в подготовке его открытого урока.
Аарон резко притормозил лошадь, Эмилия сначала даже не поняла почему, а оказалось на обочине стоял нарядный Роберт. Ты почему здесь, а если бы я тебя не увидел. Я бы успел прийти в школу. Мне просто не хватило терпения вас ждать. Мы сейчас подъедим к школе, долго не задерживайся, нам надо всё разложить, чтобы не запутаться. Ты помнишь, как я тебя вчера учил. Конечно, Аарон я всё помню. Всё было готово, Аарон прошёлся по залу. Потом подошёл к окну и сразу увидел свою Эмилию. Она была необычайно красивой. Нет не только потому, что она его жена, она и правда выделялась среди всех женщин. О... Боже, я не перестаю тебя благодарить за такое счастье, за мою необыкновенную жену. Школьный зал был полный. Господа с Администрации присутствовали тоже. Роберт стоял у края стола готовый в нужную минуту подать мне материал. Мне повезло, начал Аарон, я не только учился в университете, но и мне посчастливилось увидеть другой мир. Я не ошибаюсь, там, где я был, там всё не так как здесь. Говорят, что Пруссия и Эстония, где был я чем-то схожи. Я начал свой рассказ с моих впечатлений, а сейчас я расскажу и покажу вам чему я учился. Я учил Теологию, или ещё можно сказать Богословие. Учение представляет собой комплекс дисциплин, занимающихся изучением, изложением, обоснованием и защитой вероучения о Боге, его деятельности в мире и его откровении, а также связанных с ним учениях о нравственных нормах и формах Богопочитания. Тартуский университет входит в ассоциации университетов Европы. Устав Дерптского университета был утверждён в 1803 году Александром I. По составу преподавателей и учащихся университет был в основном немецкий, и поэтому преподавание у нас было на немецком языке, вот потому я смог учиться, не испытывая языковых проблем. Аарон следил за залом, так их учили, он должен видеть, как его слушают. Зал был весь во внимании, Роберт безошибочно подавал Аарону нужный материал. Лекция подходила к концу, и он решил рассказать собравшимся о влиятельном господине, он уже давно хотел о нём рассказать, и как ему показалось, сегодня пришёл тот самый момент, когда он сможет это сделать.
Я ещё хочу рассказать вам об одном господине. Это Фридрих Бреннер, наверно и среди вас есть те, кому известно это имя. Говорить об этом человеке можно долго. Но я постараюсь сказать самое основное, я хочу сказать, что имел счастье персонально встретится с этим господином. Это произошло неожиданно, и у нас было даже небольшое, но не забываемое общение. Я постарался узнать про этого человека как можно больше и вот расскажу вам. Зал застыл в ожидании, и Аарон понял, что его готовы слушать, а это очень было для него важно. Бреннер Фридрих Кристиан Август директор королевского музыкального университета в городе Тарту. Это немецко-эстонский органист, музыкальный педагог и композитор, одна из самых значительных и заслуживающих признания личность в музыкальной жизни старого балтийского университетского города. Родился он в Германии в 1815 году в городе Айслебен, в семье горного инженера. Его жену звать Шарлотта Мютель. У нас получилось так, мы зашли с друзьями в церковь, там играл орган, мы стояли как заворожённые, в перерыве многие вышли на улицу, а мы продолжали стоять и ждать продолжения. Мимо нас проходил господин, так вроде ничем не выделяющийся от остальных, но поравнявшись с нами, он остановился и спросил нас, понравилось ли нам. Мы растерялись, конечно, нам понравилось. А откуда вы, спросил он нас, и тогда мы ему сказали кто мы и откуда. Не знаю почему, но он сразу повернулся ко мне и видно, что он в курсе и знает про нашу колонию. Так значит ты у нас с колонии Ам Тракт, как же наслышан. Так значит вон как решили ваши руководители, основательно подходят. Я приветствую их решение, желаю тебе успешно закончить обучение и когда вернёшься передай привет твоим родителям и твоим руководителям. Я только хотел спросить, а от кого привет передать. Он пожал мне руку, спросил моё имя и представился сам, это был Фридрих Бреннер. Я сначала не понял кто он и что здесь делает. А когда узнал, вот тогда и решил всё о нём узнать. Я вот оформил всё в тетради. Тетрадь будет лежать здесь в школе и любой желающий может её посмотреть. Господин Квиринг шёл по залу к столу, на котором лежала тетрадь. Я хочу сказать от всех спасибо за привет для нас, это очень приятно, да, я наслышан, я знаю этого господина. Спасибо вам за рассказ, вот за эту тетрадь, я уверен мы к ней ещё вернёмся в процессе уроков. Господин Квиринг остановился рядом со мной и продолжил открытый урок. Вы сегодня познакомились с нашим новым учителем господином Аарон Шмидт. Это был его первый урок в нашей школе. Давайте пожелаем ему успехов в его работе. Были ещё выступающие, и слышны были высказывания из зала, но Аарон всё уже слушал плохо, он говорил себе, я смог, у меня получилось!
Эмилия и Аарон всю дорогу до дома молчали, было столько сказано на открытом уроке, что обоим хотелось помолчать. Они въехали в ворота своей усадьбы, Аарон собрался распрячь лошадь, но заметил, что Эмилия не спешит в дом, он уже не раз замечал за ней странное, когда ей надо было идти одной в приусадебные постройки, или она не решалась одна подняться на чердак. Аарон пробовал её спросить почему она не идёт туда одна, Эмилия чуть покраснела и растерялась как маленькая девчонка. И вот видно было, что она хочет в дом зайти, но не решается. Аарон подошёл к ней, протянул руку, хотел обнять жену, и в это момент Эмилия, вскрикнув резко отскочила. А когда поняла, что это Аарон, заплакала. Дорогая, что случилось, я напугал тебя, что с тобой. Эмилия прижалась к мужу, продолжая всхлипывать. Аарон, я боюсь, я ничего не могу с собой поделать, я всего боюсь, мне страшно быть одной дома, идти в подсобные помещения. Я всегда ощущаю присутствие постороннего, я даже не знаю кого. Эмилия, ну почему ты молчишь, мы можем вместе преодолеть твой страх, я буду ходить с тобой в те места, где тебе страшно. Эмилия потихоньку стала успокаиваться, но не торопилась освобождаться от объятий, так спокойно и надёжно было находиться рядом со своим мужем. Давай вместе распряжём лошадь, и пойдём в дом. Эмилия была рада такому предложению и вдвоём они быстро управились с делами во дворе. Чтобы дать возможность жене полностью успокоиться, Аарон прямо с порога неоднозначно заявил, а чем будут сегодня кормить школьного учителя. Вечером Эмилия расчёсывала перед зеркалом волосы, Аарон смотрел на жену, он не знал, как ей помочь. Дорогая, ты не против, если мы вернёмся к нашему сегодняшнему разговору. Да, хорошо, Аарон, я расскажу тебе. Пока тебя не было, здесь произошли ужасные события. Я сильно напугалась, и это меня так и не оставляет. Ты это про какие события говоришь. Тебе наверно писали о том, что случилось с семьёй Тиссен. Да, мне писали, это что-то ужасное, но причём всё это и ты. Понимаешь, Аарон, когда прокатилось это ужасное известие, я оказалась там ещё в то время, когда их тела были в доме, а потом я видела как их выносили, а потом искали убийцу, и всё это время было такое напряжение, и оно меня не оставляет. А как это произошло, ой прости, наверно я не должен был у тебя сейчас это спрашивать. Нет, Аарон, правильно, мы с тобой сейчас всё проговорим и может это меня успокоит. Семья Тиссен спали, была ночь, и вор залез к ним, первым проснулся их сын Яков, вор смертельно ранил его, он нанёс ему несколько ударов топором, парень потерял сознание, на шум прибежала их помощница по дому, девочка из другой колонии, её он тоже убил, и хозяина дома. Фрау Тиссен была тяжело ранена, не думали, что она выживет, но произошло чудо и она поправилась. У нас раньше не было таких случаев, это был шок для всех. Знаешь, как мы боялись пока его не поймали. А некоторые бояться по сей день, Аарон с этими словами подошёл к Эмилии. Моя дорогая, ты должна понять и сказать себе, что всё в прошлом. Всё успокоилось, и мы теперь с тобой и нас никто не напугает. Эмилия я хотел тебя спросить, Аарон решил сменить тему, я долго не был здесь, а перед отъездом меня не волновали такие вопросы. Что тебя интересует, я сама не много знаю, я не вникаю в общественные вопросы. Эмилия мило хихикнула, лучше спроси в Администрации. Я, конечно, спрошу, но мне будет легче задать конкретный вопрос. Вот скажи, вы всё так же живёте своей колонией, дружите между собой или наладили контакты с соседними посёлками не только немецкими. Лично я там ни разу не была, я только с родителями была в Варенбурге и всё. Мы проезжали несколько сёл, и там останавливались пару раз и то ненадолго. Я даже не успела всё толком рассмотреть. У меня нет таких знакомых, и я даже не знаю таких кто дружит с кем-то из соседних сёл. Ну там твои коллеги учителя, Старейшины, они по долгу службы ездят туда и бывает они к нам приезжают. Но всё это официально. Понимаешь, мне тоже придётся ездить по соседним посёлкам, и я хотел знать о здешних отношениях. Лично я думаю так, что между нами нет вражды, но и нет большой дружбы.
В Администрацию Аарон шёл с чётко сформулированными вопросами. И сразу после приветствия решил их задавать. Находившейся там господин Квиринг оставил свои дела и подошёл к Аарону. Присутствующие поняли, не просто так спрашивает их Аарон, действительно, они и сами должны были это понять и начать рассказывать молодому учителю всё о их колонии Ам Тракт и о своих соседях. Вы будите не против, если я сам расскажу вам, господин учитель, о нашем сегодняшнем отношении с соседями. Так вот, живём мы с русскими и другими народами Поволжья без вражды, но и без особой дружбы. Потому что у нас нет как такового общения, и наши интересы не пересекаются, поэтому мы друг у друга ничего не заимствуем ни в культуре, ни в религии, ни в хозяйствовании. Мы исповедуем свою религию и строго следим за её сохранением. Мы ходим в свои школы, поём свои песни и учим этому наших детей. Смешанные браки у нас не приветствуются. А теперь о нашем важном вопросе. О школе. Наши дети посещают наши школы. Мы сами проявляем инициативу о развитии школьного образования, власти безучастны к нашим школам и нашим в них проблемам. Поэтому мы отправляли тебя на учёбу, нам нужны квалифицированные учителя. Нам нужны хорошо подготовленные ученики и не только чтобы умели читать и писать, мы должны сохранить наш этнос. Я приведу один пример, это считаю наше упущение и думаю, что если бы мы больше уделяли нашим ученикам внимания в таких вопросах, то и не было и таких проблем как сейчас. А что случилось, господин Квиринг, что произошло. Да, произошло то, что ни должно быть. Двое наших молодых людей, из нашей колонии были в Санкт-Петербурге. Но они забыли о нашем ученье, они взяли в руки карты. Каждый ребёнок знает, что это плохая игра. А вот два довольно взрослых молодых человека напрочь забыли это предупреждение. Они втянулись в игру и их просто заманили в сети. Это стоило им 75 рублей. Да вы что, да как это могло произойти. Да, они совсем не опытные в игре и их просто обманули. Я вам это рассказал, чтобы вы на своих уроках по мимо основного материала уделяли и этому вопросу внимания. А сам я хочу рассказать об этом инциденте на воскресной проповеди.


Рецензии