Рецензия на фильм Куб

 Рецензия на канадские фильмы «Куб» и                «Куб2Гиперкуб».
Фильмы, содержание и смысл которых мне бы хотелось здесь рассмотреть, носящие название «Куб» и «Куб2Гиперкуб» повествуют о людях, проснувшихся в каких-то странных математических сооружениях, где пространство и время моделируется друг с другом, в связи с чем они оказываются вынужденными ходить кругами, в надежде выбраться на волю, которая с каждым их шагом все более и более иссякает. Хотелось бы сказать, данные фильмы носят философский подтекст, расшифровывая который мы, опираясь на романы Хулио Кортасара «Игра в классики» и «Выигрыши», а также произведения Говарда Лакрафта, мы приходим к утверждению, что данные фильмы аллегорически повествуют о мире, в котором мы живем, где люди живую не в прямой пространственно-временной линии, а в разных пространственно-временных континуумах, которых тайные кукловоды моделируют между собой, заставляя людей встречаться друг с другом, при этом полностью искореняя из них возможности помогать друг другу. В данном изложении мы попытаемся также свести рассматривая с тезисами Гегеля «в-себе-бытие» и «для-себя-бытие» и попробовать провести анализ, рассматриваемых нами, фильмов с самой философией мыслителя, не упуская при этом возможности порассуждать и над самой его философией, дабы соотнести ее с тем, перед чем нам предстоит столкнуться, когда мы будем рассматривать содержание и смысл двух этих фильмов.
Первый из фильмов, содержание и смысл которого мы будем здесь рассматривать, носит название «Куб», и события, о которых он повествуют начинается с пробуждением ото сна людей, оказавшихся в замкнутой комнате. Молодая девушка, пробудившись, видит перед собой сильного чернокожего мужчину, который, расталкивая ее, говорит ей, чтобы она его не боялась ибо он ее не тронет, потому что он полицейский. В комнате находились также еще двое мужчин и взрослая женщина. Полицейского звали Квентин, мужчин Уорт и Ренс, как звали взрослую женщину и молодую девушку я не помню. Квентин, после пробуждения всех, оказавшихся в комнате людей, говорит, что в этом здании опасно, потому что в некоторых комнатах есть ловушки, что, когда он заглянул в одну в из комнат, ему чуть голову не отрезало. Тут Ренс берет в руки ботинок, и, привязав его за шнурки, зашвыривает в одну из комнат и ловушка сразу же сработала, ибо если бы в эту комнату вошел человек, то ему бы отрезало голову. «А ты кто собственно говоря, откуда ты знаешь как здесь надо действовать»,- спросил Квентин, обращаясь к Ренсу. «Я мастер побега»,- отвечал тот,- «на моем веку я сбежал из нескольких тюрем». После этого Ренс запускает, привязанный за шнурок ботинок в другую комнату, и, увидев, что ловушка не сработала, отвечает, что там безопасно, ибо там нет ловушки, отчего все они могут свободно туда перебираться.
«Может нам не стоит покидать эту комнату»,- молвила молодая девушка,- «а стоит подождать, пока кто-нибудь не придет нам на помощь». «Здесь нам никто не поможет»,- ответил ей Ренс,- «нам можно рассчитывать только на самих себя». После этого Ренс перепрыгнул в другую комнату, ту, на которую ботинок указал, что она безопасна. Вскоре все остальные последовали его примеру и прыгнули за ним. Потому Ренс заглянул в следующую комнату, и когда остальные люди удивились, что он не стал бросать туда ботинок, произнес: «Там воздух сухой – это говорит о том, что комната отравлена». Молодая девушка, удившись эрудиции Ренса, спросила: «Вы нас вытащите отсюда?». «Возможно»,- ответил ей Ренс, и тут, когда Квентин обратился к нему по имени, произнес: «Рен, меня зовут не Ренс, а Рен, я француз». После этого Рен запустил ботинок в следующую комнату и, увидев, что ловушка не сработала, решил туда прыгнуть, но перед тем как совершить скачок, обернулся и, посмотрев на остальных людей, сказал: «Это серьезное испытание, вы должны спастись от самих себя». После этого он прыгнул в комнату, но там также была ловушка, на которую не среагировал ботинок; струя кислоты прыснула прямо в лицо Рену, отчего он через несколько мгновений упал замертво.
После смерти Рена, остальные люди отправились дальше, также используя ботинок, борясь тем временем с наплывавшими на них чувствами страха и тревоги. Квентин, который был холерик по натуре, то и дело поглядывал на Уорта, мрачного депрессивного флегматика, которому было наплевать на все, что вокруг происходит. В какой-то момент, Квентин, удивляясь безразличию последнего, спросил: «Ради чего ты живешь, Уорт, у тебя есть семья, дети». «Нет»,- флегматично ответил Уорт,- «зато у меня есть большая коллекция порно». Взрослая женщина, у которой последняя фраза Уорта спровоцировала отвращение лишь изобразила рукой занятия онанизмом. «А ради чего ты живешь, Квентин»,- спросил Уорт полицейского. «У меня три сына»,- ответил ему Квентин. «Ты женат»,- спросила взрослая женщина Квентина. «Разведен»,- ответил ей полицейский. Так люди скитались по комнатам из одной в другую, используя ботинок, и борясь с собственным страхом, и отношения между ними были достаточно мирными; но все изменилось в момент, пока на их пути не оказался умственно отсталый молодой человек по имени Кезен. Квентин отреагировал на нового  спутника не особо радостно, а когда его нога попала в ловушку и ее напрочь окутала проволока, он пытаясь освободиться услышал как Кезен что-там бубнит про себя. «Замолчи»,- крикнул ему Квентин, сознанием которого мигом овладела злоба, а после того, как Кезен никак не отреагировал на его слова, крикнул ему еще раз, ощущая прилив еще более сильной злобы. Неожиданно Кезен расстегнул ширинку чтобы помочиться. «Что он делает»,- спросил Квентин. «Он писает»,- ответила ему молодая девушка. «Вот только этого сейчас не хватало»,- воскликнул Квентин, уже не зная куда себя деть от злости.
«Нам надо избавиться от него»,- воскликнул Квентин,- «этот дебил шпион, его единственное предназначение изнурять нас; с ним мы не выберемся». «Вы и так не выберетесь»,- молвил Уорт. «Выберемся»,- отвечал Квентин. «Не выберетесь»,- продолжил Уорт. «Выберемся»,- снова сказал Квентин. «От сюда нет выхода»,- сказал Уорт. Полицейский опасливо посмотрел на него и сказал: «Попался». «Говори, что это за место, откуда ты про него знаешь, ты как-либо к нему причастен»,- промолвил Квентин, обращаясь к Уорту. «Я помогал его строить»,-ответил Уорт и продолжая, говорил: «Здесь пространство физически моделируется и комнаты математически перемещаются, вы можете пройти до конца, как неожиданно комната, в которую вы войдете, переместиться в начало». «Ну и что же это за место»,- спросил Квентин. «Куб»,- ответил Уорт. «Куб»,- удивленным голосом спросила молодая девушка. «Да, куб»,- сказал Уорт и обращаясь к полицейскому, спросил: «Все еще чешутся кулаки, Квентин?». Последний недолго думая развернулся и с такой силой ударил Уорта кулаком по лицу, что тот упал на пол. «Что ты творишь»,- воскликнула взрослая женщина, глядя на Квентина. «Нам теперь не нужен ботинок, потому что Уорт будет нам за место ботинка»,- произнес Квентин и продолжал: «Пойдем по дальнейшим комнатам, и ты Уорт пойдешь первым, а он не пойдет»,- произнес Квентин, глядя на Кезена. «Конечно пойдет»,- молвила взрослая женщина. «Нет, не пойдет»,- повторил Квентин. «Стыдись,»,- сказала она ему,- «в кого ты превратился, может и жена ушла от тебя из-за твоих неконтролируемых вспышек агрессии». Полицейский не стал отвечать ей, а лишь схватил Уорта за шкирку и швырнул его в соседнюю комнату, чтобы определить есть ли там ловушка или нет; по крайней мене, как думал Квентин, живой человек лучше ботинка сможет вычислить ловушку; проще говоря – если она там есть, то несомненно убьет его. Ловушка не сработала, и Квентин, прыгнув в комнату, куда он зашвырнул Уорта, предложил остальным последовать за ним.
Так Квентин еще несколько раз зашвыривал Уорта в комнаты, чтобы узнать есть ли в них ловушки, когда, последний, наконец, не выдержал и сказал: «Ты до сих пор еще не обратил внимания на числа, которые высечены на входе в каждую комнату; насколько я знаю по корню каждого числа можно определить нахождение ловушки в комнате, потому что ловушки есть только в тех комнатах, корень которых составляет простое число». Квентин еще более обозлился за то, что Уорт водил его за нос и, нанеся последнему еще несколько ударов, произнес: «Как же мы наугад без ручки и бумаги сможем вычислить корень четырехзначного числа». И тут Кезен, глядя на число произнес: «2». Все кто находился в комнате были шокированы тому, как умственно отсталый юноша смог устно вычислить корень, а Квентин, обозленный, произнес: «Так что же, получается этот дебил – гений». «Не знаю»,- промолвил Уорт. «За то я знаю»,- воскликнул полицейский,- «сейчас закину тебя в эту комнату и проверим». «Не надо меня кидать»,- молвил Уорт,- «я сам туда прыгну». После этого Уорт запрыгнул в комнату, корень которой по словам Кезена был числом «2», которое есть число составное, а ловушки, по словам первого могут быть лишь в комнатах с простыми числами; и когда Уорт туда прыгнул, ловушка не сработала, отчего все, включая Квентина, поняли, что Кезен настоящая находка для них, которая может помочь им выбраться на свободу.
Так группа, запертых в лабиринте, людей, перебирались согласно указке Кезена из одной комнаты в другую; Уорт всегда шел первым. Но вот однажды они проникли в одну из комнат, где увидели труп мужчины, у которого лицо было выжжено кислотой. «Это Рен, старина Рен»,- воскликнул Уорт. «Ты был прав, мы все это время ходили кругами»,- произнесла молодая девушка, обращаясь к Уорту. Квентин сказал, что им надо перебраться в следующую комнату и немного поспать, а то все очень устали. Группа людей последовали его совету – они перебрались в следующую комнату, где легли спать. В какой-то миг молодая девушка, пробуждаясь ото сна, почувствовала, что ее кто-то расталкивает, и, обернувшись увидела Квентина, который совсем уже лишившись рассудка по причине осознания, что все это время ходил кругами, сказал ей, что им надо идти дальше вдвоем, ибо остальные им не нужны, главным образом по причине того, говорил он впав в безумие, что Уорт и дебил шпионы. Девушка не захотела бросать остальных, отчего закричала, и когда остальные пробудились, сказала, что Квентин предлагал их бросить. Взрослая женщина, ощущая отчаяние в душе набросилась на Квентина и приговаривая – сволочь, ты хотел нас бросить, начала бить его в грудь. Квентин не стал терпеть от нее побои, а лишь кинулся и убил ее на месте. «Значит идем дальше»,- молвил полицейский, говоря, что теперь они оба, девушка и Уорт будут у него за место ботинка.
Так они шли дальше, чувствуя страх перед Квентином, потому что Уорт и молодая девушка осознавали, что в любой момент ему может что-то не понравиться, следствием чего будет то, что он убьет их обоих. И вот они разработали план – заманить его в комнату, посередине которой находится люк, чтобы он, не заметив его, провалился в него, и, ударившись о металлический пол, разбился. Так они и сделали, сразу же, как подобрались к подходящей комнате, девушка и Уорт схватили крышку и со всей силы дернули ее, наведя Квентина на мысль, что хотели запереть ее в комнате. Тот конечно пересилил их обоих, и когда он выбрался, отскочили в сторону, так, что было невидно, что впереди их, находится люк. «Что хотели меня бросить»,- воскликнул Квентин, побагровев от злости, и, нацеленный убить их обоих, пошел в сторону, где те стояли, и после того, как не заметил люк, провалился в низ и упал без чувств.
Уорт, девушка и Кезен направились в дальнейший путь, и там первый сказал ей, что каждая из комнат куба в определенное время подходит к мосту и указал ей на комнату, в сторону какую им надо идти, говоря что она скоро подойдет к мосту, который ведет к выходу. И вот они прошли в эту комнату и сразу же узнали ее – это была та самая комната, в которой они проснулись. «Это та самая комната из которой мы начали путь»,- молвила девушка,- «я была права говоря, что нам вообще не следовала покидать ее».
И вот, после того как комната соединилась с мостом, Уорт впал в уныние и после того, как девушка спросила его, отчего тот не идет к выходу, произнес: «Там мне не зачем жить». «Конечно же есть за чем»,- воскликнула девушка,- «не казни себя, ты ни в чем ни виноват». И в тот же миг как он попытался встать, в комнате появился Квентин, который не умер, ударившись о пол, а просто потерял сознание, и убил девушку, пырнув ее ножом. Уорт, которым охватила злость, перемешанная с отчаянием набросился на Квентина, но тот зарезал и его, после чего хотел-было наброситься на Кезена, рассчитывая одному пройти к выходу, но тут пространство моста переместилось в сторону и Квентин провалился в расщелину, разбившись насмерть. И вот Кезен, единственный выживший направился по мосту в сторону выхода. На этом фильм заканчивается.
Здесь, для того, чтобы объяснить, какое значение, содержание рассмотренного нами, фильма, может иметь к нашей жизни, хотелось бы обратиться к творчеству аргентинского писателя Хулио Кортасара, а именно к его роману «Игра в классики». Хотелось бы сказать, что творчество этого писателя, в случае внимательного его прочтения вызывает у читателя чувство нереальности, ибо складывается ощущение, что мы живем в каком-то ирреальном мире, пространство и время которого к тому же погружено в некий параллельный мир, и если обратить внимание на то, что события, описываемые в его романах проходят как правило ночью, где всех его героев окутывает кромешная мгла, то тогда можно сказать, что этот параллельный мир, окутывающий героев Кортасара есть ни что иное как царство тьмы. И здесь можно сказать, что этот самый ирреальный мир, предстающий перед нами из произведений Кортасара, который к тому же напрочь окутан тьмой, есть мир, в котором мы живем, т.е. наш материальный мир. И вот, обращаясь к роману «Игра в классики» для начала хотелось бы обратить внимание на само его название, потому что «игра в классики» - это детская игра, где дети могут совершать передвижения только посредством прыжков из одного, нарисованного ими квадрата, называемого классиком, в другой, при этом по правилам игры они лишены возможности ходить и совершать обычные передвижения, ибо передвигаться они могут только совершая прыжок из одного квадрата в другой, при этом тот кто оступился и оказался посредством этого за приделами квадрата, объявляется проигравшим.
И здесь, рассматривая смысл романа, ориентируясь на его название, хотелось бы сказать, что под классиками в реальной действительности подразумевается то, что мы, читая роман и вспоминая Лавкрафта, приходим к убеждению, что мы в нашем мире живем не в прямой пространственно-временной линии, а в разных пространственно-временных континуумах, и эти самые континуумы и есть прообразы, классиков, в которые играют маленькие дети. Потому что помимо того, что мы все живем в различных пространственно-временных континуумах, каждый человек в нашем мире живет в собственном энерго-информационном пространстве, что по сути символизирует, что каждый человек в нашем мире заперт в собственной тюрьме, отчего что бы попасть в энерго-информационное пространство другого человека, ему нужно совершить скачок из одного пространственно-временного континуума в другой, в связи с чем перепрыгнуть из собственного энерго-информационного пространства в энерго-информационное пространство другого человека, а это требует немалых сил и усердий, что под силу не каждому человеку. Именно поэтому в нашем мире столько несчастных и одиноких людей, оказавшихся запертых в собственном энерго-информационном пространстве, отчего исходя из того, что люди, живущие за его пределами, также каждый пребывает запертым в своем энерго-информационном пространстве и по причине собственного бессилия, которое в нашем мире ложно и ошибочно воспринимается как эгоизм, не может совершить скачок в энерго-информационное пространство того самого несчастного и одинокого человека, чтобы помочь ему и вырвать из, охвативших его, оков одиночества. И даже если бы он и смог осуществить это, то все равно, по причине того, что оказался бы с ним вдвоем, в том энерго-информационном пространстве, в котором тот был заперт, также оказался бы отрешенным от остального мира, следствием чего ни смог бы добиться ничего иного, кроме того, что разделил бы с ним его несчастья и одиночество. Потому что остальные люди, не только находятся в собственных энерго-информационных пространствах, но и живут фактически в других измерениях, под чем подразумевается то, что живут они в иных пространственно-временных континуумах, и если соотнести все это в единое целое, становится понятным почему люди не помогают друг другу, почему они не протягивают руки помощи человеку, оказавшемуся в беде и не спасают одинокого от, охватившего его, одиночества. Причина к этому заключается в том, что эгоизм лишь видимое явление нашего мира; подлинным является то, что все, населяющие наш мир, люди, живут не только, каждый запертым в собственном энерго-информационном пространстве, но и сама жизнь в нашем мире проходит в различных пространственно-временных континуумах, идентичных тем самым классикам, в которые играют дети, ибо подобно последним, которые могут передвигаться лишь посредством прыжков, так и люди в реальном мире, являющимся совокупностью энерго-информационных пространств, в которых заперт каждый человек и пространственно-временных континуумах, в которых осуществляется само наше бытия, то людям, для того, чтобы помогать одиноким и оказавшимся в беде необходимо совершать скачки по этим самым энерго-информационным пространствам и пространственно-временным континуумам; и здесь мы наблюдаем всю абсурдность нашего мира, ибо даже если кто-либо и наберется мужества что бы совершить ряд этих скачков, дабы помочь несчастному и одинокому, то единственное чего он добьется, то станет таким же несчастным и одиноким, запертым во внутренней тюрьме того, кого он решился спасать. Думаю это логичное объяснение того, почему на самом деле люди не помогают больным и обездоленным, не утешают страждущих и не спасают одиноких – ибо из всего вышесказанного мы однозначно приходим к выводу, что причина к этому пролегает не в человеческом эгоизме, а в человеческом бессилии, в котором люди также не виноваты, ибо так устроен наш мир, сориентированный на то, чтобы люди не помогали друг другу и жили каждый исключительно для себя.
И вот, возвращаясь к фильму «Куб», содержание и смысл которого мы задались здесь рассмотреть, мы, ориентируясь на доводы, приведенные от рассмотрения книги Хулио Кортасара «Игра в классики», можем прийти к утверждению, что события, происшедшие в данном фильме, как и его само научно-фантастическое оформление аллегорически повествуют о нашем мире, где люди живут не в единой пространственно-временной линии, а в разных пространственно-временных континуумах, перемещающихся между собой, и где каждый человек живет в собственном энерго-информационном пространстве, метафорой чего в данном фильме, служат комнаты, в которых оказались заперты люди и из которых они на протяжении всего фильма пытались выбраться. Иначе говоря, аллегория данного фильма в случае соотнесения ее с жизнью людей, живущих в нашем мире, предполагает в себе то, что энерго-информационное пространство каждого человека подобно каждой отдельной комнате из «Куба», отчего для того, чтобы попасть из собственного энерго-информационного пространства в энерго-информационное пространство другого человека следует совершить скачок из первого в последние, иначе говоря, обращаясь к тому, что мы увидели из содержания данного фильма, нужно перепрыгнуть из одной комнаты в другую, ту в которой заперт другой человек, в то время как комната, из которой мы перепрыгиваем есть наше собственное энерго-информационное пространство. И здесь становится понятно, отчего люди в нашем мире живут по принципу «каждый за себя» и никто не помогает друг другу, почему люди не утешают страждущих и почему не спасают несчастных и одиноких от оков тех несчастий и одиночеств, которые ими завладели. Потому что для того, чтобы спасти несчастного и одинокого, нужно перепрыгнуть из своего пространства, полностью идентичного комнате из фильма «Куб», пребывание в которой есть пребывание в собственном энерго-информационном пространстве, в пространство того самого несчастного и одинокого человека, которое, обращаясь к, рассматриваемому нами, фильму, есть его комната. И вот, вспоминая содержание всего фильма, мы, на примере осознания того, как тяжело было героям совершать скачки из одной комнаты в другую, мы можем осознать, как тяжело в нашем мире каждому отдельному человеку совершать скачки из собственного энерго-информационного пространства в энерго-информационное пространство другого человека. Потому что раскрывая данную метафору, мы приходим к выводу, что каждый человек живет в собственном пространстве, которое подобно отдельной комнате, и также, вспоминая как героям «Куба» было тяжело перепрыгивать из одной комнаты в другую, что усугублялось душераздирающим страхом попасть в смертельную ловушку (а мир, в котором мы живем переполнен такими ловушками), мы можем понять, как тяжело каждому отдельному человеку перепрыгивать из собственного энерго-информационного пространства в энерго- информационное пространство другого человека. Вот почему мы и не помогаем, людям, попавшем в беду, а беда это и есть проекция тех самых ловушек, и по той же причине мы не спасаем несчастных и одиноких от их одиночества и их несчастья. И даже если предположить, что какой-либо отдельный человек и сможет осуществить скачок из собственного энерго-информационного пространства в энерго-информационное пространство того самого несчастного и одинокого человека, желая спасти его, то он окажется в его «комнате» в одиночестве с ним, потому что остальные люди не станут или не смогут совершить этот скачок, отчего, единственное, что наш, решившийся совершить героический подвиг, индивид добьется, так это того, что совершив скачок в энерго-информационное пространство несчастного и одинокого человека, окажется запертым в нем вместе с ним, надеясь лишь на то, что найдется кто-либо еще, кому хватит мужества повторить его подвиг.
Делая общий вывод из всего вышесказанного, можно прийти к умозаключению, гласящему, что наша жизнь в материальном мире, подобна тому, что мы увидели в фильме «Куб», где, оказавшиеся в странных замкнутых комнатах люди, поддаваясь панике из-за страха попасть в ловушку, совершали скачки из одной комнаты в другую; и также в нашей жизни, где каждый человек заперт в собственной внутренней тюрьме, ему для того, чтобы оказать помощь человеку, попавшему в беду, во всем идентичную, представленным в, рассматриваемом нами, фильме, ловушкам, следует проникнуть во внутреннюю тюрьму другого человека, то самого, что попал в беду; и также, чтобы помочь несчастному и одинокому человеку, нам следует покинуть собственную тюрьму и проникнуть в тюрьму этого самого несчастного и одинокого человека, а здесь мы снова рискуем угодить в ловушку. Потому что те самые энерго-информационные пространства, в которых заперт каждый человек и, являющиеся индивидуальными для каждого человека по сути символизируют то, что каждый из нас заперт в собственной внутренней тюрьме, идентичной комнатам из, рассматривая нами, фильма. Иначе говоря, обращаясь к содержанию фильма, можно предположить, что все, живущие в нашем мире люди разбросаны по комнатам огромного математического сооружения, и пребывая в этих комнатах они являются разобщенными друг с другом и чтобы воссоединиться, им необходимо всем вместе перебраться в общую комнату, где каждому следует покинуть свою внутреннюю тюрьму, идентичную этим комнатам. А вспоминая как тяжело было героям фильма совершать передвижения из одной комнаты в другую, становиться понятно, насколько тяжело реальным людям будет соединиться, чтобы смочь оказать помощь несчастным и одиноким людям и протянуть руку помощи, человеку, попавшему в беду. Ибо подобно тому, как во многих комнатах из данного фильма были ловушка, так и наша жизнь в материальном мире переполнена этими ловушками, в которые каждый из нас рискует угодить, делая скачок из собственного энерго-информационного пространства в энерго-информационное пространство другого человека.
И здесь, делая очередную попытку сравнения нашей обыденной жизни с тем, что мы увидели в фильме, рассматриваемом нами, хотелось бы вспомнить слова Рена, произнесенный им перед гибелью: «это серьезное испытание – вы должны спастись от самих себя». Так вот, наша жизнь, проживаемая нами в материальном мире также есть серьезное испытание, где задачей каждого человека является спасение от самого себя, потому что подобно тому, как в «Кубе» Уорт впадает в уныние и не хочет жить дальше, в Квентине же пробуждается агрессия, побуждающая его к жестокости, насилию и убийствам, также и в реальной жизни, кто впадает в уныние и, отрекаясь от всего мира, начинает пить или принимать наркотики, в ком то просыпается агрессия, побуждающая его к насилию и жестокости, кто-то совершает преступления и попадает в тюрьму, кто-то сходит с ума и оказывается в психиатрической больнице, а кто-то в руках которого сосредоточена власть творит массовую жестокость и учиняет насилие над множеством людей, развязывает кровопролитные войны и проливает реки крови; одним словом, наша жизнь есть серьезное испытание, в котором каждому из людей, приходится спасаться от самого себя, что индивидуально для каждого, кому-то приходится бороться с самим собой, чтобы не впасть в уныние и не начать пить или принимать наркотики, кому-то также приходится бороться с собой, чтобы подавить в себе агрессию, побуждающую к насилию и жестокости, кому-то приходится вести внутреннюю борьбу, чтобы удержаться от совершения преступления, следствием которого будет тюремное заключение, кому-то приходится изо всех сил держать себя в руках, чтобы не потерять рассудок, следствием чего окажется заточение в психиатрической больнице, а кому-то в руках которого, сосредоточена власть необходимо подавлять в себе сладострастие, властолюбие и себялюбие, чтобы не натворить массу бед, не уничтожить множество людей и не загубить природу, не развязать кровопролитную войну и не пролить реки крови; все это является задачей каждого из нас – стремление спастись от самого себя.
И вот, на примере людей из фильма, содержание и смысл которого мы только что рассмотрели, становится понятно насколько тяжело каждому из нас решать эту задачу – спасаться от самого себя, потому что чтобы спастись от самого себя необходимо подавлять в себе инстинкты, заложенные в сознание каждого человека, потому что инстинкты это и есть соблазны, побуждающие ко всему плохому и с ними тяжело бороться потому что они заложены в нас с рождением и являются частью нашей природы. Вот почему все великие философы, следуя за Христом, предлагали человеку отрекаться от материальной жизни и начинать заниматься философией, первозданной задачей которой является работа над собой, потому что только лишь работая над собой, человек может побороть в себе инстинкты, в основе которых лежит безнравственность и развивая в себе духовность стать человеком нравственным, свободным от падения, насилия и жестокости, лишенным сладострастия, властолюбия и себялюбия. Не это ли имел ввиду Иисус Христос, когда сказал – если кто желает пойти за мной, пусть отречется от самого себя, берет свой крест и следует за мной?
Тут можно приостановиться с обсуждением фильма «Куб» и перейти к обсуждению фильма «Куб2Гиперкуб». Фильм этот начинается с того, как в комнате Гиперкуба, который есть усложненная модель Куба пробуждаются ото сна молодая женщина и бандит с ножом. Последний кидается на женщину, требуя от нее ответа на вопрос – кто она, что происходит и куда они попали. Девушка отвечает что не знает и бандит отпускает ее, после чего они вдвоем начинают свое странствие по пространствам Гиперкуба. Вскоре они знакомятся со скромным и застенчивым мужчиной по имени Джерри, а затем с молодой красивой девушкой, модно одетой и молодым человеком, работающим программистом. На вопрос, адресованный модной и красивой девушке – работает ли она моделью, она отвечает что нет, ибо она работает адвокатом. Так они все вместе отправляются в дальнейшее странствие и вскоре всех охватывает чувство ирреальности, исходящее от осознание, что они не одни в Гиперкубе, ибо в этом сооружении находятся также их копии, а точнее, говоря более правильным языком, они сами, только из параллельных миров, ибо бандит встретил того самого Джерри, только из параллельного мира, после чего, вернувшись к людям и обратившись к Джерри, произнес: «Ты здесь не один, Джерри; здесь таких полно, Джерри». Неожиданно пространство и время Гиперкуба начинает физически моделироваться вследствие чего чувство нереальности, охватившее людей усиливается, а вслед за ним начинается безумие в результате которого бандит сходит с ума и начинает всех убивать своим ножом. Но всех ему убить по любому не удастся, потому что в этом сооружении находятся сотни или даже тысячи одних и тех же людей, похищенных из параллельных миров.
Здесь мне бы хотелось уделить наше внимание моменту, имеющему место в конце фильма, когда молодой человек, работающий программистом оказывается в одной комнате с красивой и модно одетой молодой женщиной, работающий адвокатом – ибо в этой комнате, одной из составляющей Гиперкуба произошло то, что никогда не произошло бы в нашей обыденной действительности – между ними вспыхивает страсть и они вступают в физическую близость. После окончания их секса, девушка произнесла: «Здесь все по другому, потому что страсть, охватившая меня к тебе никогда бы не возникла за пределами этого сооружения, потому что ты не в моем вкусе». «А ты не в моем»,- ответил программист, чьи чувства были задеты. А правда, действительно, данный Гиперкуб оказывал не только физическое воздействие на своих пленников, но также и воздействие гипнотическое, ибо подчиняясь, охватившем их чувству нереальности и впадая в измененное состояние сознания люди изменили ход своих мыслей и направление чувств – ибо действительно в нашей действительности практически невозможно того, чтобы щуплый молодой человек, в очках, который никогда не пользовался вниманием девушек и большую часть своей жизни провел в одиночестве, сидя за компьютером, смог разжечь страсть в сознании сногсшибательной красотки, которая к тому же зарабатывала огромные деньги, работая адвокатом, и всегда была желанным гостем на всех светских приемах и вечеринках. В конечном итоге в комнате раздается взрыв в результате которого молодые люди погибают.
Так в этом фильме, повествующем о людях, похищенных из параллельных миров и запертых в Гиперкубе, который есть усложненная модель куба, потому что если в первом были заперты всего несколько отдельных людей, то во втором были тысячи людей, одних и тех же людей, живущих в различных параллельных мирах, никто из людей не смог выбраться на свободу и все они в результата погибли.
Здесь, для того, чтобы разъяснить философский смысл данного фильма и отражение в нем нашей жизни, хотелось бы вновь обратиться к Хулио Кортасару, а точнее его роману под названием «Выигрыши». Данный роман повествует о людях, посаженных на корабль и отправленных в дальнее плавание – за ними ухаживали, их обслуживали, кормили, одним словом условия для них создали вполне презентабельные, загвоздка заключалась лишь в том, что никто не говорил им, куда плывет корабль. И вот, с каждой новой строкой произведения сознание людей меняется, ибо от того, что каждый из них пребывает в неизвестности, не зная куда плывет корабль, их охватывает чувство ирреальности, за которыми следуют паника и безумие, в результате которых на корабле совершается несколько убийств. Заканчивается данный роман вполне позитивно – корабль причаливает к берегу, и, оставшиеся в живых, люди, сходят с него и отправляются по домам.
Размышляя над смыслом, заложенным в данном произведении, хотелось бы сказать, что корабль, на который посадили людей – это мир, в котором мы живем, а пребывание на нем, соответствует проживанию жизни в нашем мире; ибо, список людей, посаженных на корабль символизирует весь перечень людей, проживающих в нашем мире. И здесь, обращаясь вновь к фильму «Куб2Гиперкуб», и вспоминая людей, похищенных из всех возможных параллельных миров и отправленных в Гиперкуб, который есть усложненная модель Куба, мы приходим к утверждению, что «корабль» из романа Кортасара «Выигрыши» и Гиперкуб (как и Куб) это одно и тоже. Потому что в нашем мире на самом деле живут не более сотни, ну максимум тысяча или две людей, что равноценно списку людей, посаженных на корабль, который есть наш мир; просто вспоминая сериал «За гранью возможного», а точнее одну из его серий, в которой было сказано о том, что один и тот же человек проживает жизнь в тысячах параллельных миров и в каждом его судьба складывается по разному, мы приходим к убеждению, что на самом деле каждый из людей, живущих на земле есть двойник другого человека, а точнее его представитель из параллельного мира. Ибо обращаясь вновь к фильму «Куб2Гиперкуб» и подтверждая вновь, что Гиперкуб и корабль из романа Кортасара – это одно и тоже, мы на примере того, как было сказано, что, описанный в романе «корабль», на который посадили людей, это наш мир, где плавание корабля в безграничных водах мирового океана символизирует нашу жизнь, полностью убеждаемся в том, что Гиперкуб – это мир, в котором мы живем, в котором собраны люди из самых различных параллельных миров, а точнее, говоря более правильным языком, это одни и те же люди, просто каждый из них является жителем собственного энерго-информационного пространства.
Суть в том, что мир, в котором мы живем – это цент пересечения параллельных миров, отчего каждый из, проживающих в нем, людей является копией другого человека, а точнее им же самим, только из параллельного мира. По другому это можно охарактеризовать тем, что у каждого человека существую сотни и тысячи (если не миллионы) двойников, что можно выразить на примере того, что например, когда отдельный индивидуум идет по улице и навстречу ему идет другой человек, проходящий мимо – это тот же самый человек, только из параллельного мира, причем как первый так и последний не знают, что каждый из них есть один и тот же человек. Этим и объясняется наша мысль о том, что наш мир есть этот самый Гиперкуб, пространство и время в котором физически моделируется и энерго-информационные пространства, в котором живет каждый человек математически перемещаются, периодически соприкасаясь друг с другом, а периодически разъединяясь. Одним словом –нам мир, это одновременно и Гиперкуб и Куб. Тут можно вспомнить фильм «Матрица», в котором было сказано, что тела людей существуют в законсервированном положении в контейнерах, охраняемых машинами; по земле же ходят их программы, отчего можно предположить, что мы действительно живем в матрице, и все мы лишь симуляции единой, сформированный на компьютере, системы. Теперь, обращаясь вновь к роману Хулио Кортасара «Выигрыши» хотелось бы уделить внимание моменту его позитивного конца, где корабль причаливает к берегу и люди, сойдя с него, отправляются по домам. Данный момент символизирует в себе то, что согласно аллегорическому замыслу, вложенному в него автором, у нас людей есть возможность вырваться из матрицы и отправится в подлинный мир, который вполне может быть раем. Ибо вспоминая то, что говорил Бердяев в своей книге «Философия свободы»,- что добро это реальность, зло это иллюзия, и эта самая иллюзия есть карикатура на реальность, ее извращенная форма; потому что согласно идеологии мыслителя зло есть карикатура на добро, извращенная форма последнего. И приходя к выводу, что мы все живем в матрице, мире, смоделированном на компьютере, можно прийти к выводу что наш мир иллюзия, отчего, обращаясь вновь к Бердяеву, мы приходим к убеждению, что наш мир не может быть раем, поскольку он иллюзорен и также является злом, поскольку является карикатурой на реальный мир, сотворенный Богом. Но у фильма «Матрица» тоже позитивный конец, где война, идущая на протяжении всех созданий различных форм матрицы между людьми и машинами, и люди, смогли отключиться от матрицы и войдя в реальный мир, обрести свободу. Тоже самое мы наблюдаем и в романе Кортасара «Выигрыши», где корабль причаливает к берегу, и люди, сойдя с него отправляются по домам; по сути это подразумевает то, что они обретают свободу, сойдя с корабля, пленниками которого являлись. К сожалению у фильмов «Куб» и «Куб2Гиперкуб» не столь позитивный финал, ибо все пленники Куба и Гиперкуба в конечном итоге погибают, но не стоит расстраиваться, потому что это всего лишь задумка режиссера, отвлекаясь от которой и вновь обращаясь к фильму «Матрица» и роману «Выигрыши» мы можем настроиться на более позитивный финал, обещающий нам то, что в конечном итоге все мы «сойдем с корабля» или «вырвемся из  матрицы» и обретем свободу.
Теперь, для того, чтобы выяснить, почему мы вынуждены вновь и вновь перевоплощаться на земле, которая как уже говорилось, есть Куб и Гиперкуб одновременно, хотелось бы обратиться к философии Гегеля. Потому что в своих книгах, в первую очередь в «Науке логики» мыслитель писал о том, что наша жизнь в загробных мирах также конечна, как и жизнь в материальном. Точнее, говоря более правильным языком, жизнь в загробном мире бесконечна, не зря он характеризовал загробную жизнь термином «бесконечное», материальную же термином «конечное». Просто, согласно данной книги, загробная жизнь также оканчивается и за ней следует перевоплощение в материальную, точно также как и материальная заканчивается и за ней начинается загробная; данная тенденция определяется в точках и линиях, где материальная жизнь, которая есть линия заканчивается, доходя до точки, своего окончания, за которым следует отправление в духовный или астральный мир, и также астральная жизнь, которая также есть линия, доходит до точки, своего окончания, за которым следует перевоплощение в материальную жизнь. Вообще в книге «Наука логики» был такой момент, где автор написал фразу – возвращение после бегства в пустоту; как известно пустота, которую Гегель также характеризовал терминами «небытие» или «нирвана», что есть место абсолютного покоя, где душа может отдохнуть после пережития ее жутких земных страданий, есть смерть, и «бегство в пустоту – это смерть», что же касается «возвращения», то это символизирует реинкарнирование в наш материальный мир. И если, как уже говорилось, в нашем мире живет всего несколько тысяч человек, то, исходя из того, что мир, в котором мы живем есть матрица, являющаяся центом пересечения иных матриц, то тогда у каждого человека есть миллионы двойников, а именно его копий, жителей иных матриц; если угодно – параллельных миров. Здесь, вспоминая то, что говорил Бердяев в «Философии свободы», что добро и зло характеризуются тем, что первое есть реальный мир, второе иллюзорный, и что касается зла, то оно есть карикатура на добро, его извращенная форма – отсюда следует, что признавая истинным то, что наш мир есть матрица, мы самопроизвольно приходим к утверждению, что наша жизнь есть зло, что же касается загробной жизни, то она добро по той главным образом причине, что является реальной; здесь можно вспомнить утверждение Лавкрафта, что мир в котором мы живем, есть иллюзия, а мир, о котором мы мечтаем есть реальный подлинный мир. А значит – загробный мир, в который мы отправимся после смерти есть подлинный реальный мир, мир о котором мы мечтаем. И здесь, можно сказать, что иллюзорная жизнь создана сатаной, в то время как реальная Богом. Отсюда следует, что исходя из того, что наш мир переполнен одними и теми же людьми, жителями различных матриц, Богу очень сложно спасти нас и высвободить нас из объятий матрицы, потому что, чтобы спасти одного человека ему необходимо спасти всех, и также, чтобы спасти всех необходимо спасти каждого. А значит, исходя из того, что сатана запер всех нас в Гиперкубе (это можно подтвердить, если внимательно прочитать тот момент «Науки логики», где Гегель философствовал над математикой, выстраивая аллегории бытия), где каждый человек проживает разные и непохожие друг на друга жизни, Богу невозможно нас спасти по той главным образом причине, что сатана математически рассчитал его, Бога, бессилие, перед тем, чтобы перебросить в рай каждого человека с его миллионами двойников. Именно поэтому мы и вынуждены проживать одну жизнь за другой, чередуясь между жизнями в материальном и загробном мирах; и если попробовать объяснить почему Гегель называл материальную жизнь термином «конечное», а загробную характеризовал как «бесконечное», то это можно выразить тем, что Гегель имел надежду, или же четкое знание, что когда-нибудь это случиться, что сатана потеряет власть над нашим миром, матрица развеется и все мы войдем в рай, который есть мир подлинный, созданный Богом. То же самое мы наблюдаем и в романе Хулио Кортасара «Выигрыши», где корабль в итоге пристает к берегу, и люди, сойдя с него обретают свободу, и это же мы наблюдаем в последней части трилогии «Матрицы», где война оканчивается и люди, также обретают свободу, освободившись от оков матрицы.
Теперь мне бы хотелось разъяснить с помощью философии Гегеля смысл фильма «Куб», который как уже говорилось повествует о людях, оказавшихся запертыми в замкнутых комнатах, где они были вынуждены, опасаясь угодить в ловушку, перепрыгивать из одной комнаты в другую, что символизирует также нашу жизнь в материальном мире и ответ на вопрос, почему мы так редко помогаем друг другу, почему мы не спешим на помощь человеку, попавшему в беду и не спасаем несчастных и одиноких и из оков, завладевших ими несчастья и одиночества – а именно, на примере «Куба» и наблюдения за тем, как тяжело было людям совершать скачки из одной комнаты в другую, где их съедал страх угодить в ловушку, мы уже ранее пришли к выводу, что эти каждая из этих комнат подразумевает в себе внутреннюю тюрьму, в которой заперт каждый из людей, отчего если один из людей, захочет вырвать одинокого из его одиночества, ему надо будет совершить скачок из своей тюрьмы в тюрьму этого самого одинокого, где он не сможет не только спасти последнего, но и сам окажется, запертым вместе с ним, в его внутренней тюрьме. Обращаясь к Гегелю, мне бы хотелось разъяснить его термины «в-себе-бытие» и «для-себя-бытие». Первое на мой взгляд подразумевает в себе то, что человек, живущий в собственном энерго-информационном пространстве и являющийся его пленником, стремиться обустроить свой внутренний мир изнутри, что Гегель характеризовал термином «внутреннее», последний же подразумевает в себе то, что человек стремиться защитить свой внутренний мир снаружи, что характеризуется термином «внешнее». Сами по себе данные понятия – «в-себе-бытие» и «для-себя-бытие» говорят о том, что человек не только является пленником этих матриц, вынужденным решать свои проблемы самому и не ждать помощи извне, но также он и находится под защитой этих матриц, что можно объяснить учением Гегеля о «вечном возвращении», где индивид пытаясь вырваться из своих фантазий и грез и войти в реальную жизнь, сталкивается с опасностью, и для того, чтобы спастись от этой опасности, снова возвращается в мир своих фантазий и грез. А значит, энерго-информационное пространство, в котором заперт человек, не только держит его в плену, но и обеспечивает ему защиту, защиту от тех ловушек, которыми переполнен внешний мир. В заключение хотелось бы напомнить читателю о том, именно та комната, в которой проснулись люди из фильма «Куб» в конечном итоге подошла к мосту, ведущему в выходу, и молодая девушка, была права, сказав, что им вообще не следовало покидать эту комнату. Как сказал Гегель – высшая свобода есть негативный атрибут красоты души, т.е. возможность отказаться от всего, чтобы сохранить себя. Вот только возможность эта даруется не всем.


Рецензии