История Тамани часть 7
По-видимому, историческая судьба Горгиппии несколько отличалась от судьбы других городов азиатской части Боспора. Окраинное положение Горгиппии всегда заставляло боспорских царей заботиться о ее укреплении. К середине III века, когда Боспорское государство переживало глубокий кризис и центральная власть была ослаблена, жить в городе стало опасно. В конце 30-х годов III в., вероятно, при боспорском царе Ининфимее, Горгиппия подверглась нападению, были разрушены отдельные кварталы или даже весь город. Катастрофа, очевидно, произошла незадолго до нападения врагов на Танаис - крупный торговый центр в низовьях Дона, который был разрушен в середине 40-х годов III века. Это вражеское нашествие явилось лишь первым звеном в цепи нападений, в результате которых оказались разрушенными города европейской части Боспора. Кто же разрушил Горгиппию? Никаких письменных свидетельств об этом не дошло. Правда, у римского историка Зосимы, жившего в V в., имеется сообщение о том, что готы вместе с другими племенами вторглись в границы Боспорского царства около середины 50-х годов III века, отобрали у боспорцев флот и отправились грабить Пицунду и другие богатые города Причерноморья. Возможно, они высадились по дороге и в Анапской бухте. Но разрушение Горгиппии, по-видимому, произошло еще до так называемого готского нашествия. В настоящее время нельзя точно сказать, какие именно племена совершили это нападение. Можно только предположительно связать их с теми племенами, которые оставили клады и отдельные монеты так называемых варварских подражаний римским денариям.
Вероятно, в походах на Горгиппию участвовали аланские племена, проникновение которых на Кавказ уже в I в. засвидетельствовано письменными источниками, а их возросшее значение и связи с Боспорским царством в начале III в. н. э. - эпиграфическими памятниками. После разгрома Горгиппия так и не смогла оправиться. Правда, кое-где население восстановило разрушенные дома, но восстановить оборонительные стены ему было пе под силу. Жить в городе становилось все опаснее. Да и чем заняться? Боспор переживал глубокий экономический кризис. На море господствовали пираты, морская торговля замерла. И неудивительно, что при раскопках Анапы не было найдено ни одной монеты второй половины III и IV вв., тогда как в других городах азиатской части Боспора эти монеты встречаются в большом количестве. Не найдено также и привозных вещей. Только одно красно-лаковое блюдо с крестом на дне удалось обнаружить в некрополе. По-видимому, жители Горгиппии, уцелевшие после разгрома города, предпочитали селиться в укрепленных усадьбах или поселках вдали от моря. Такое укрепленное поселение раскопали археологи у станицы Раевской в 32 км к юго-востоку от Анапы. Расположенная в предгорьях Кавказа на высоком плато, обнесенная мощными каменными стенами, эта крепость продолжала существовать в III и IV вв., когда на месте Горгиппии лежали развалины. Более того, городище продолжало поддерживать торговые связи с Боспорским царством и с окружающими варварскими племенами.
Об этом говорят найденные там боспорские монеты IV в. с изображением боспорского царя, а также загадочные монетки с непонятными изображениями, которые являются «варварскими» подражаниями римским серебряным монетам. Такие же монеты найдены в других местах Боспора, но преимущественно в его азиатской части. Некоторые ученые считают, что эти монеты чеканили германские племена, пришедшие в Причерноморье в III в. и известные их западным современникам под собирательным именем «готы». Во второй половине IV в. на Боспор обрушилась новая беда. Кочевые полчища гуннов, двигавшиеся из степей Азии, пройдя мимо Каспийского моря через Прикубанье, порвались в пределы Боспора. Они сметали все на своём пути, грабили и разрушали города и селения. Горгиппию они застали уже в руинах, поэтому проследить следы гуннов на территории Анапы невозможно. Неизвестно, как долго руины Горгиппии были пристанищем ночных птиц и диких зверей. В течение последующих столетий окрестное население понемногу увозило из разрушенного города каменные блоки построек, архитравы храмов, стелы с надписями, используя их на строительство домов. Так, вероятно, попал в Джемете камень с надписью боспорского царя Савромата I о восстановлении оборонительных стен Горгиппии, о которой уже упоминалось, а в станицу Гастагаевскую - великолепные мраморные блоки - часть архитрава с прекрасным растительным рельефным орнаментом. Часть этого архитрава сейчас находится в Москве в Государственном историческом музее, а два блока - в Анапском краеведческом музее.
В 252 г. или 253 г. готы, бораны, герулы и другие племена готского союза захватили Боспор и на судах боспорского флота начали опустошать черноморское и средиземноморское побережья пиратскими набегами. Власть в царстве перешла к узурпаторам, не принадлежавшим к предыдущей династии (Савроматидам). Экономика Боспора была подорвана. В 340-е гг. прекращается чеканка монет, продолжавшаяся до этого около 900 лет. Окончательно Боспорское царство было уничтожено гуннским нашествием в 370-е гг. Христианство на Причерноморье существовало задолго до прихода русских. На берегах Боспорского (Керченского) пролива, в 40-е гг. начала нового летоисчисления проводил предназначенную ему миссию апостол Андрей Первозванный, первый ученик Иисуса Христа, названный в народе «самовидец Христа». Св. Андрей был единственным апостолом, посетившим славянские земли, и потому почитается русским народом как наш особенный молитвенник и покровитель. Согласно преданиям ап. Андрей побывал на Кавказе, в Таврии, поднялся по Днепру до Киева, Новгорода и Валаама, предрекая славу Христианства на земле Русской. Жизнь и деятельность учеников Христа являются показательным нравственным примером уникальной способности анализировать ситуацию, ладить с окружающим миром даже в стране полудиких народностей Причерноморья. Мученическая смерть проповедника, его духовные накопления вошли Божественными, духоносными знаками в народную память, которая и через 2 тыс. лет выражается в глубокой любви, почитании и поклонении. В эти благодатные места, где в I-II вв. после Рождества Христова проживали греки и иное иранское население хлынул поток беженцев после разрушения римлянами Иерусалима в 69 г. I века.
Среди «осевших» евреев, безусловно, были последователи учения Христа. Они создавали христианские поселения, просвещая коренное население о Вечности Божьего мира и бренности человеческого бытия, отметая напрочь суетные цели. В тот же период времени на Таманском многоострии появляются в большей массе и евреи-иудеи. Они оставили много памятников, найденных в окрестностях древней Фанагории, в виде камней с их надписями и изображениями семисвечника. В 81 г. по Р. Х. в Пантикапее уже имелась синагога, собиравшая крупную иудейскую общину. Христианство проникло в многоликие племена Северного Кавказа и Причерноморья, просачиваясь через барьеры и препятствия, разливаясь очищающими, животворными ручьями далеко вглубь. Блаженный Иероним писал: «Гунны изучают псалтырь, холодная Скифия проникается пламенем Истинной Веры, рать гетов (готов) носит с собой походные церкви...». Святой подвижник, архиепископ Иоанн Златоуст словоизъявитель Богодуховной речи, угодивший Богу, говорил об исповедании Слова Божия у скифов, сарматов, синдов на их собственном языке. Учение Христа пускало могучие корни на нынешнем Таманском п-ове почти до конца VIII в. Население островов активно вело сношения со своими соседями и в особенности с аланами. В 258 г. в Крыму и на Тамани появляются суровые бородатые люди, закутанные в звериные шкуры и готовые в любой момент пустить в ход свои мечи. Это были готы - выходцы с таинственного острова Сканза, (Скандинавский п-ов). Со слов летописца VI в. Иордана, часть этих германских племён, достигнув южных земель, сменили кочевой образ жизни на оседлый.
Некоторые исследователи отмечают, что вплоть до конца XVIII в. в тех пределах продолжал звучать готский язык, полностью исчезнувший к тому времени в других частях мира. В 375 г. на Тамань с востока вторглись воинственные племена древних тюрков (греки их называли гуннами). Даже по меркам того жестокого и далёкого от гуманизма времени, их бесчисленные орды поражали всех своей необузданной свирепостью и жестокостью. Недаром гуннов называли не иначе, как «бич Божий». В результате нашествий готов, гуннов, народы, населявшие Таманский п-ов были частично уничтожены, а оставшиеся смешались с пришельцами или отошли в Закубанье. Царство Боспорское было разрушено, разграблено и прекратило своё существование. После смерти вождя кочевых племён гуннов - Аттилы (453 г.) их союз распался. Воинственные степняки рассеялись по разным территориям от Дакии до Ирана. С V века Таманское многоострие, Боспор оказались как бы отрезаны от Византии и их самостоятельность продолжалась в течение всего столетия, но духовная связь, благодаря преобладанию греческого населения, его языку, религии, обычаям, всё же сохранялась и, следовательно, присутствовало тяготение к империи. Отметим, что немалой долей населения Приазовья являлись и гуннские кочевые племена, которые всё чаще начинают называться булгарами. В VI в., при Юстиниане Великом духовная связь населения уже перешла в полную зависимость. Император назначает на далекую окраину своё гражданское и военное управление.
Продолжение следует в части 8 http://proza.ru/2019/01/27/2165
Свидетельство о публикации №220060700343