Волонтёр поневоле

   Давид Кормушкин учился в известной и престижной медицинской академии имени Сеченова в Москве. Он был на пятом курсе, когда Россию и весь мир накрыла пандемия опасного заболевания – коронавирус Ковид-19, начало которой было положено китайском городе Ухане. В начале своего пути по планете коварная новая болезнь не вызывала особого беспокойства ни у медиков, ни у власти: ну, новый вирус, ну и что тут особенного: по симптомам напоминает обычный грипп, пусть и немного видоизменённый: боль в горле, сухой кашель, насморк, повышенная температура, одышка и новое в симптомах – потеря обоняния. Среди типичных осложнений – пневмония. Но сколько их – гриппов – простых и модифицированных, мутировавших где-то в юго-восточной Азии, уже было в последние десятилетия: и свиной, и птичий грипп, атипичная пневмония… Привыкли, казалось, ко всему. Привыкнем и к этому коронавирусу. Но тут оказалось не всё так просто. Свиной и птичий – это по первоисточнику обнаружения и распространения. Новая же модификация Ковид-19 впервые был обнаружен у летучих мышей (но название нового гриппа типа  «летучемышастый», «летучемышиный» или «мышинолетучий» почему-то не возникло, что было бы, наверное, логично), которых китайцы с удовольствием употребляют в пищу. Вот и начала распространяться эта зараза из конкретного места: рынка в городе Ухане, где продаётся мясо диких животных, в том числе и летучих мышей. Правда ли это, или домыслы никто достоверно не знает, ибо китайцы отказываются это признать, но во всяком случае такая версия была озвучена одной из первых. Студентам на лекциях многие преподаватели рассказывали об этом в порядке новой медицинской информации о происходящем в мире, и студенты воспринимали эту информацию индифферентно, как нечто далёкое, вроде как современный спецкурс, и не касающийся их конкретно. Давид Кормушкин тоже выслушал эту информацию довольно равнодушно, как одну из многих – ему это было не интересно. Он учился на врача не потому что испытывал непреодолимое влечение: делать добро людям, спасать мир от болезней, как говорят многие студенты-медики, имеющие настоящее призвание к врачебному делу…нет, всё было намного проще и прозаичнее. Дело в том, что родители Давида были врачами и добились определённых высот в карьере: отец, Арсений Ильич Кормушкин, был главным врачом в известной городской клинической больнице, а мать, Медея Пафнутьевна Эбергард, – главным врачом одной из городских поликлиник. И когда в стране победившего капитализма была разрешена частная предпринимательская деятельность, в том числе и в сфере медицины, то в семействе главных врачей прошёл свой семейный «миниконсилиум» по поводу чахлого загибающегося тела социалистической медицины, «консилиум» пришёл к выводу о дальнейшей бесперспективности всего, что имело приставку «социалистический», в том числе и медицины, и было решено создать свою частную клинику, ибо рамки государственного лечебного заведения были для них тесны и неудобны, как через силу напяленный на тело костюм, меньший на два размера, чем нужно. Они хотели развиваться, не стеснённые рамками инструкций, хотели свой богатый опыт врачей и организаторов медицины применить в свободных условиях, когда не вышестоящий департамент или министерство здравоохранения (по сути: вышестоящий бюрократ) своими инструкциями, предписаниями и приказами определяют каждый шаг, каждое движение подведомственной клиники, зачастую не ведая к каким последствия это приведёт, а самим определять на месте, что нужно для эффективной организации лечебного процесса. Это совершенно новое и неизведанное дело в осуществлении оказалось очень тяжёлым и непредсказуемым. Но действительно богатый врачебный и административный опыт, огромный авторитет в медицинских кругах и связи в правительственных органах и неуёмная энергия, и даже страсть к преодолению возникающих препятствий сделали своё дело: тандем Кормушкины-Эбергард одними из первых в городе создали свою клинику, которую назвали «Медея» по имени соосновательницы, благо, что это имя созвучно профилю деятельности: Медея и медицина… Интересно, что главным врачом новой клиники стал не папа Давида – Арсений Ильич, как можно было бы предположить, а мама Медея Пафнутьевна. Арсений Ильич, очень неплохой хирург, тяготился административными обязанностями главного врача и с удовольствием уступил супруге административно-руководящую должность главного врача, а сам занял должность поскромнее: заместитель главного врача по хирургии, что давало ему больше возможностей сосредоточиться на любимом деле – хирургии. Вот к родителям Давида очень подходило определение: призвание к профессии. Они поступали в медицинский институт ещё при Советском Союзе точно по призванию. И эти семейно- профессиональные и производственные обстоятельства, если можно назвать организацию работы медицинской клиники таким же производством, как и любую другую работу, были решающими в выборе будущей профессии Давида. Да и как иначе-то: если оба родителя врачи, им принадлежит успешная клиника, пользующаяся большим авторитетом в городе, она со временем должна перейти по наследству к единственному сыну, то сын кем должен быть по профессии? Правильно: врачом. Другого варианта – альтернативы – просто не было. Поэтому в семье даже не обсуждалось, куда должен пойти учиться Давид по окончании средней школы – конечно, в медицинский ВУЗ. Это как бы само собой подразумевалось по всей логике жизни. Но если бы самого Давида спросили, кем он хочет стать, то получили бы совершенно неожиданный ответ: его с самого детства сильнее всего привлекало конструирование…игрушек. Он всё время стремился создать что-либо новое из своего собрания игрушек. То сделает автомобиль-амфибию, имеющую возможность передвигаться как по земле, так и по воде. То будет много дней создавать подводную лодку-вертолёт, способную взлетать из-под воды и атаковать противника с воздуха. То старается сделать робота, который бы делал за него домашние задания. Вот это дело его привлекало по-настоящему. Он хотел поступить в хороший технический ВУЗ, типа МВТУ имени Баумана, или МФТИ на специальность робототехники, или МЭИ… Он изучал перечень профессий технических вузов, но так и не смог решиться сказать родителям о своих предпочтениях в выборе профессии. Потом, обдумав свою жизненную ситуацию, пришёл к разумному выводу, что будет совершенно глупо отказываться от готового, авторитетного и успешно функционирующего бизнеса, который создали ему родители, и который является залогом его безбедной счастливой жизни в дальнейшем. Поэтому он решил поступать в медицинский ВУЗ, чтобы разбираться в тонкостях медицины в самом общем приближении, нужном для компетентного руководства клиникой – практикующим врачом он становиться не намеревался. А заниматься любимым делом можно и в виде увлечения, хобби. Он подробно изучил список медицинских профессий, который предлагался медицинскими ВУЗами. В медицинских вузах абитуриентам предлагается 9 специальностей. Это: «Лечебное дело». «Педиатрия». «Медико-профилактическое дело». «Стоматология». «Фармация». «Сестринское дело». «Медицинская биохимия». «Медицинская биофизика». «Медицинская кибернетика». На первых четырех специальностях присваивается квалификация врача. На «Фармации» становятся провизорами, а на «Сестринском деле» – медицинскими сестрами. На последних специальностях присваиваются квалификации врача-биохимика, врача-биофизика и врача-кибернетика.                Он выбрал, как ему представилось, самую общую профессию «Лечебное дело». «Лечебное дело» является наиболее многогранной специальностью. Люди, имеющие эту специальность, обладают широким медицинским кругозором и могут заниматься лечением, диагностикой, профилактикой, осуществлять воспитательно-образовательную, организационно-управленческую и научно-исследовательскую деятельность. Вот эти существенные моменты – «широкий медицинский кругозор» и «осуществлять воспитательно- образовательную, организационно-управленческую деятельность» заинтересовал его: это больше всего подходило для будущего директора клиники… «Плохо, что нет профессии такой…типа менеджер системы здравоохранения. Это больше всего мне бы подошло», – думал он.                Учился он средненько, без огонька и рвения. Преподаватели, знавшие кто его родители удивлялись: вот ведь как бывает – родители известные в городе настоящие врачи от Бога, а сынок… Сынок явно не пошёл по их стопам. Некоторые студенты ему откровенно завидовали:
- Хорошо тебе, Давид: ты студент, а голова не болит насчёт того, где работать после окончания академии. Будущее у тебя определено: клиника «Медея», – сказал ему одногруппник Вася Товмасян. – А вот мне придётся искать место…возьмёшь к себе?
- Ну, насчёт того, чтобы взять тебя на работу…клиника не моя и не я принимаю на работу. Так что обещать тебе что-то определённое не могу. Меня самого могут не взять.
Вася посмотрел на него с недоумением и обидой. Обижаться по его мнению было за что. Не так давно Товмасян случайно услышал разговор между Кормушкиным и Оленькой Яцевич, студенткой из их группы. И Давид совсем по-другому с ней говорил о будущей работе. Оленька Яцевич была миленькой и скромненькой девушкой, приехавшей в Москву откуда-то из захудалой деревни Чумизовка (ну, и название!) какой-то захудалой области, так мало значащей в жизни страны, что с губернатором этой области Президент России не встречался уже лет десять, не говоря о том, чтобы заехать в эту область. Это не то, чтобы встретиться с генеральным директором нефтяной компании «Роснефть» или президентом «Сбербанка» или банка ВТБ – уж с ними Президент встречается каждый год и не по одному разу. У Яцевич не было богатых родителей, она происходила из интеллигентной семьи сельского учителя и сельского врача. С раннего детства она проводила внеучебное время в сельской амбулатории у мамы, доктора общей практики, и получилось совершенно естественно, что, сделав домашнее задание, Оленька играла в докторов и больницу – наглядный пример был перед глазами постоянно. У неё тоже, как и у Давида Кормушкина не было никакого сомнения, куда поступать после школы, но здесь ситуация была совсем другая: если за него решили родители, то Оленька сделала свой выбор сама вполне осознанно. Оленька ни минуты не сомневалась в выборе своей будущей профессии, потому что определилась с ней ещё в четвёртом классе, когда заявила маме, что станет врачом. А уже с четырнадцати лет она помогала маме в амбулатории, почти как медработник младшего звена. Удивительно, но она с удовольствием читала многочисленные врачебные справочники, стоявшие на полках в шкафу в мамином кабинете и другую медицинскую литературу, в том числе медицинские журналы, которые выписывались на амбулаторию. Журналов было несколько: «Русский медицинский журнал», «Лечащий врач» – журналы для врачей общей практики, а для медсестёр – журнал «Медицинская сестра». Был ещё один журнал, назначение которого Оленька не понимала. Журнал назывался «Трудный пациент». Вначале она даже подумала, что в этом журнале выступают пациенты и высказывают свою точку зрения на лечение, но мама пояснила ей, что это не так – здесь рассматриваются наиболее трудные и интересные с медицинской точки зрения истории болезней людей и успешные методы их лечения. Это расширяет кругозор врачей, их подготовленность к таким случаям.            
- Как интересно, – сказала Оленька. И ей действительно это было интересно.   
- Все эти журналы нам выписал Трифон Леопольдович Пуссенар, хозяин и владелец сельхозпредприятия «АГРОНОВЬ».
- Как, как? – удивилась Оленька, – агроном?
- Нет, не агроном, а именно «АГРОНОВЬ». Это предприятие было создано когда развалился наш колхоз «Заветы Ильича»… Не выполнили заветы, эх, наследнички… А в новом предприятии – новые методы хозяйствования. Пуссенар хотя бы понимает важность амбулатории, оснащённой всем необходимым. Если б не он, то наша амбулатория давно бы развалилась – финансирование от областного Департамента здравоохранения почти прекратилось. А Пуссенару нужна здоровая рабочая сила для его предприятия, он лечит жителей окрестных деревень и сёл, которые у него работают.                А когда в рамках реформы здравоохранения, проводимой в России, суть которой было: создать одно относительно крупное и хорошо оснащённое современным оборудованием медицинское учреждение на несколько мелких населённых пунктов, ликвидировав в них существовавшие маломощные амбулатории и медпункты без современного оснащения, не принимая во внимание наши расстояния, при которых окажется, что ехать во вновь созданное медучреждение иной раз придётся километров за сорок, а то и пятьдесят, то для многих сельских жителей это становилось непреодолимой проблемой, учитывая, что добираться надо было по российским дорогам на общественном транспорте, который ходил с незавидной регулярностью, было принято решение ликвидировать амбулаторию в селе Чумизовка. Но тут поднялась волна возмущения жителей окрестных населённых пунктов: Заполья, Выдригаловки, Сучиловки, Попельни, которые находились рядом с Чумизовкой и жители этих деревень лечились у доктора Яцевич Валентины Павловны. В прессе появились возмущённые статьи о том, что амбулатория в Чумизовке самая старая в области, она существует со времён царя-батюшки и пережила две мировые войны и революцию, а вот реформу министра здравоохранения Верониковой не пережила. Амбулатория пережила немецко-фашистскую оккупацию, а вот «оккупацию» реформаторов от здравоохранения не переживёт. Не здравоохранение, а «здравоохренение» какое-то… Но решение вышестоящих медицинских органов менять не стали – что им выступления местной прессы? Так, мелочёвка, путающаяся под ногами. Но вновь созданное предприятие «АГРОНОВЬ» крепко стало на ноги. Оно производило как продукцию растениеводства, так и молоко и мясо. Владелец и генеральный директор фирмы «АГРОНОВЬ» Пуссенар взял амбулаторию на баланс своего предприятия и ситуация кардинально изменилась: старое здание капитально отремонтировали, оснастили новым оборудованием, стали закупать лекарства, в штате появились три новые единицы – второй врач и медсестра, а также ночной охранник: в амбулатории, хорошо оснащённой и обеспеченной всеми видами лекарственных препаратов (включая наркотические) теперь было что воровать. Должность Валентины Павловны стала называться «заведующий амбулаторией». Раньше же в штате было всего лишь две единицы: врач и санитарка, она же уборщица. Все эти события происходили на глазах Оленьки Яцевич. Когда она закончила школу с золотой медалью, то отправилась в Москву поступать в медицинскую академию. Училась она также отлично и шла на красный диплом отличницы. Давид Кормушкин как-то сказал ей полушутя:
- Оленька, золотце, учись, как учишься. Получишь красный диплом, я тебя к себе на работу возьму! Мне такие кадры нужны.
- Нет, Давид, – ответила тогда Ольга, – я знаю, где буду работать – место для меня есть!
- И где же? В МЕДСИ или в аспирантуру в нашей академии поступать будешь?
- Нет, я вернусь назад, домой, в нашей амбулатории работать буду. Маме помогать, как раньше.
- Что? – удивился Кормушкин, – назад вернёшься в свою глухомань?
- Да, вернусь. И совсем не глухомань. У нас хорошая современная амбулатория!
- Ты, Оленька, имея красный диплом – а я не сомневаюсь, что ты его получишь – хочешь вернуться в деревенскую амбулаторию?
- Да, хочу!
- Сумасшедшая…да тебя возьмут в любую московскую клинику или в аспирантуру – ты ведь уже имеешь напечатанные статьи в медицинских журналах, а ты хочешь стать сельским доктором?
- Да.
- Сумасшедшая, – вновь повторил Кормушкин и посмотрел на Оленьку, как смотрят на какую-то редкую диковинку.                Этот разговор и услышал Товмасян. Но Вася Товмасян не проявлял такого рвения к учёбе, как Ольга Яцевич. А откровенно говоря, он вообще не проявлял рвения, прикладывая лишь достаточный минимум усилий – достаточный для сдачи зачётов и экзаменов на самую низкую оценку: лишь бы сдать и не более того. В общем, похоже на линию поведения самого Кормушкина, но у Товмасяна в отличие от Кормушкина не было клиники в собственности родителей. А Давид Кормушкин, хотя и был беспечным студентом, не заморачивавшимся углублённым изучением наук, тем не менее понимал, что в собственной клинике – а «Медея» когда либо неминуемо станет его собственностью – должны работать высококвалифицированные врачи, ведь от этого зависит эффективность лечения пациентов, реноме фирмы. Специалистов с низкой квалификацией он не собирался принимать на работу. Об этом он откровенно и сказал Васе:
- Я бездельников и лентяев на работу в свою клинику брать не буду. Хватит там меня одного такого…
…Когда из эпидемии начала развиваться пандемия и ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) стала бить во все колокола, власти России стали принимать меры по защите населения от заражения. Роспотребнадзор выпустил рекомендации по мерам защиты от заражения коронавирусной инфекцией.
Вот основные меры профилактики, которые должен соблюдать каждый человек:
1. Не прикасаться руками к лицу. Ученые подсчитали, что в среднем человек за час 25 раз трогает свое лицо руками. При этом этими же руками люди касаются разных поверхностей, на которых может обитать вирус. В половине случаев заражение происходит посредством проникновения вируса через слизистые – глаза, рот, нос.
2. Мыть руки. Такая вроде бы простая и элементарная процедура на настоящий момент считается самой эффективной профилактикой COVID-19. Руки надо мыть как можно чаще, причем делать это нужно в течение 40-60 секунд. Если вы моете руки в общественном месте, кран после мытья рук следует закрывать одноразовым полотенцем, которым вы вытерли руки. Рекомендуется использовать жидкое мыло, так как на твердом мыле могут остаться микроорганизмы.
3. Использовать антисептики. Длительность обработки рук составляет 20-30 секунд. Но при покупке данных средств важно обращать внимание на состав. Рекомендуемая концентрация – 80% этанола, 1,45% глицерина, 0,125% перекиси водорода.
4. Если во время чихания и кашля прикрывать рот и нос, экспансию COVID-19 можно предотвратить. Кашлять и чихать нужно в салфетку, а если ее под рукой нет – в сгиб локтя. После использования салфетки, ее нужно сразу же выбросить в мусорный контейнер. Многие люди прикрывают рот и нос во время кашля и чихания ладонями – это неправильно и достаточно опасно. Вирус попадает на руки, которыми человек впоследствии прикасается к различным предметам.
5. Носить маску. Данное изделие предназначено для больных людей, а также для тех, кто ухаживает за больными. Маска должна плотно прилегать к лицу, зазоров не должно оставаться. Менять маску нужно каждые 2-3 часа, повторно использовать ее нельзя.
6. Избегать близких контактов, оставаться на самоизоляции. Специалисты советуют держаться от других людей на расстоянии не менее 1 мера. О рукопожатиях, а тем более об объятиях следует пока забыть. Лучшим вариантом является домашняя самоизоляция.
7. Проветривание помещения. Приток свежего воздуха снижает вирусную нагрузку.
Преподаватели на лекциях стали приводить картину развития этой заразы как пример для выполнения медиками (в том числе будущими врачами) клятвы Гиппократа – самопожертвование с риском для жизни врача для спасения людей от болезней. Особенно суровую картину нарисовал вирусолог профессор Викентий Ильич Тряпицын.
- Господа студенты, в случае с инфекцией Ковид-19 для врачей наступил момент истины: а готовы ли вы следовать клятве Гиппократа и идти в самую гущу народа для спасения его, этого самого народа? Или вы предпочтёте отсидеться в самоизоляции? – с патетизмом спрашивал лектор у студентов и некоторые студенты были не то что озадачены, а просто ошарашены: они не ожидали, что спокойная и размеренная жизнь вдруг закончилась и надо самостоятельно принимать ответственное решение.
- Неужели всё так плохо? – раздался чей-то голос из аудитории.
- Я думаю, что да…возможно это – война, невидимая, но война с жертвами и подвигами, хотя и без стрельбы и взрывов, без дыма пожарищ.
- Но ведь и раньше были эпидемии…не так давно… И ничего страшного не происходило.
- Да были. И я вам хотел бы сейчас о них напомнить. – Он указал на стопку небольших брошюр на столе и взял в руки одну из них и показал аудитории. На обложке крупными буквами было написано название:

           «ПАМЯТКА  О  ВИРУСНЫХ ЭПИДЕМИЯХ ПОСЛЕДНЕГО ВРЕМЕНИ»
- Прошу раздать всем студентам и ознакомиться.
Когда все получили брошюру, то стали с интересом её изучать.

«Эбола
Эболу можно назвать самым знаменитым вирусом двадцать первого века. Свое имя он получил от реки Эбола в Демократической Республике Конго, рядом с которой был зарегистрирован первый случай заболевания лихорадкой еще в 1976 году. Самая же крупная вспышка произошла в 2014 году. Естественными носителями вируса Эбола являются летучие мыши — крыланы. Они и стали главным источником его распространения, так как в некоторых африканских деревнях летучих мышей употребляют в пищу. Вспышка вируса Эболы в 2014 году затмила все предыдущие и стала самой масштабной эпидемией, с которой сталкивалась Западная Африка за последнее столетие. Эпидемия длилась с февраля 2014 по декабрь 2015 года. Началась в Гвинее, но в итоге распространилась на Либерию, Сьерра-Леоне, Нигерию, Сенегал, США, Испанию и Мали. По данным ВОЗ, Эбола унесла жизни 22630 человек. Официальное число зарегистрированных заболевших — 57280 человек. В странах Западной Африки вспышки Эболы случаются до сих пор. По количеству пострадавших они не такие масштабные, как было в 2014 году, но они не прекращаются. Среди симптомов у больных наблюдается лихорадка, усталость, мышечные и головные боли. Когда болезнь начинает прогрессировать, это приводит к нарушению функции почек и печени, а также к внутренним и внешним кровотечениям. Летом прошлого года Минздрав Демократической Республики Конго объявил об очередной вспышке лихорадки Эбола в стране — десятой с 1976 года. До сих пор она не закончилась. К сожалению, лицензированной вакцины против лихорадки Эбола до сих пор так и не изобрели.
Атипичная пневмония (SARS)                В ноябре 2002 года в южно-китайской провинции Гуандун была зафиксирована вспышка атипичной пневмонии, как ее тогда назвали в прессе. Правильное название — SARS (Severe acute respiratory syndrome), по-русски — ТОРС или тяжелый острый респираторный синдром, вариант коронавирусной инфекции. За короткий срок в Китае было зафиксировано более 300 случаев этого заболевания, против которого не работали традиционные средства лечения. Тогда Китай не сразу проинформировал ВОЗ о вспышке SARS, из-за чего впоследствии подвергся резкой критике со стороны международного сообщества. Эпидемия привлекла общественное внимание лишь спустя три месяца после ее начала, когда американский бизнесмен Джонни Чен после путешествия в Китай заболел атипичной пневмонией (симптомы он почувствовал по время рейса в Сингапур, из-за чего самолет срочно приземлился во Вьетнаме). После этого эпизода началось примерно то, что происходит сейчас – СМИ подняли нешуточную панику, и новости о вирусе распространились по всему миру. Собственно, как и сам вирус. Случаи заражения были зафиксированы в 37 странах, в числе которых – США, Канада, Новая Зеландия, Индонезия, Вьетнам, Гонконг и Россия. По данным ВОЗ, болезнью переболели 8461 человек, а умерли – 916, включая итальянского вирусолога Карло Урбани, который начал изучение вируса и первым сообщил об опасности, которую он представляет. Урбани сыграл ведущую роль в организации оперативных карантинных мероприятий, спасших жизни десятков тысяч, а возможно, и миллионов людей. Последняя вспышка заболевания была зарегистрирована в 2004 году в Китае, после чего о ней больше не вспоминали.
Птичий грипп                Раньше эта болезнь была распространена лишь среди птиц, отсюда и название, но в 1997 году впервые был зарегистрирован случай передачи вируса от птицы человеку. И снова в Китае — на этот раз в Гонконге. Вспышки птичьего гриппа происходят очень часто, но, к счастью, вирус не передается от человека к человеку, только от птицы к человеку. Именно поэтому случаи заражения были довольно редкими, хотя и большинство из них — с летальным исходом (за всю историю заражения птичьим гриппом зарегистрировано меньше 500 смертей). При вспышках, которые, как правило, происходят на птицефабриках, для предотвращения распространения эпидемии практикуется истребление поголовья птицы (например, в 2003 году после 100 случаев заражения людей в Азии было забито более 140 миллионов кур).                Последняя смерть человека от птичьего гриппа зарегистрирована в январе 2014 года в Канаде (умерший заразился во время поездки в Пекин). Главная опасность птичьего гриппа состоит в том, что он постоянно изменяется, все больше и больше адаптируясь к выживанию в организме человека. Новые штаммы продолжают появляться и распространяться, и их природа еще не до конца изучена. ВОЗ опасается, что склонность вируса к мутации в будущем может стать причиной пандемии. На данный момент есть только один проверенный способ обезопасить себя — во время вспышек не покупать птицу (или же вообще перестать ее есть).
Свиной грипп                Название «свиной грипп» придумали журналисты, после того как в начале 2009 года была зафиксирована массовая вспышка заболевания гриппом среди свиней в мексиканском штате Веракрус. Там расположено большое количество фермерских хозяйств и крупных компаний, занимающихся разведением свиней. Чтобы победить вирус, животных начали массово уничтожать, пытаясь таким образом избежать эпидемии. Но эти меры не помогли — вирус в организме свиней мутировал и приобрел способность передаваться человеку. Через несколько месяцев, в апреле 2009 года, вспышка нового вируса произошла в Мехико, а после распространилась по всей Мексике и многим штатам США. Спустя некоторое время свиной грипп был обнаружен почти во всех странах Европы. Дошло до того, что в июне 2009 года ВОЗ объявили о начале первой за последние 40 лет пандемии нового вируса гриппа. В мире было зафиксировано свыше 400 тысяч подтвержденных случаев заражения вирусом, более 5 тысяч — с летальным исходом. На территории России в 2009 году первые заболевшие свиным гриппом появились в мае, а к ноябрю число официально подтвержденных случаев составило 3122, умерли 14 человек. Но есть и хорошие новости — в целом заболевание этим гриппом протекает по классическому сценарию, то есть он мало чем отличается от обычного сезонного гриппа. Опасность заключается в быстроте его распространения. Последняя вспышка свиного гриппа зафиксирована в Дели в марте 2015 года.
Новый коронавирус из Китая: что нужно знать.                Коронавирус носит официальное название 2019-nCoV, а по-русски: Ковид-19. Раньше этот вирус был неизвестен. Вспышка болезни началась в середине декабря 2019 года с обнаружения у жителей города Уханя первых случаев пневмонии неизвестного происхождения. Из-за стремительного распространения вируса с 22 января город Ухань был закрыт на въезд и выезд. На сегодняшний день китайские власти ограничили выезд из 14 городов. По данным ВОЗ, на сегодняшний день заражены больше 6000 человек. Умерли 132 человека. Еще у почти 7 тысяч человек заболевание не подтверждено, но, скорее всего, есть. Около 60 тысяч человек находятся на обследовании. Пока только 103 человека удалось вылечить».
- Господа студенты! А вы готовы принять участие в ликвидации вспышки этой эпидемии в нашей стране?                В аудитории раздалось несколько неуверенных голосов, невнятно произносивших что-то и наконец кто-то спросил:                - А что мы можем сделать – мы же ещё не врачи?                - А кто вам сказал, что с эпидемиями борются только врачи? Врачи – это главная сила на передовой этой войны, но кроме врачей есть ещё помощники: медсёстры, санитары, волонтёры, без помощи которых невозможно справиться с этой проблемой: работы очень и очень много, и её хватит на всех, в том числе и на студентов. Вот в роли младшего медперсонала или волонтёров вы окажете большую помощь в этой битве с вирусом. Кто хочет попробовать себя в этой роли? – спросил профессор. В аудитории несмело поднялось две или три руки.                - М-да…- сказал Тряпицын озадаченно. – Я предлагаю вам обдумать и обсудить моё предложение в коллективе, посоветоваться с родителями и на следующем занятии сообщить мне о вашем решении. Помните: это ваше решение будет первой серьёзной проверкой вашей преданности профессии врача, вашей честности и гражданской зрелости и, если хотите, проверкой вашего патриотизма. Когда Родине трудно, кто может ей помочь?                Вопрос прозвучал риторически: никто из студентов на него не ответил. Студенты расходились с лекции, озадаченные не меньше профессора. Они тут же на ходу принялись обсуждать предложение. Давид Кормушкин тоже был озадачен. Настроение у него упало. Никогда раньше он не предполагал, что ему придётся заниматься чем-то подобным и рисковать заразиться коронавирусом. Дома он рассказал родителям об этом, но родители отнеслись к такой возможности – стать волонтёром – без энтузиазма. Основным аргументом было: помощь больным должны оказывать специалисты, не студенты-недоучки. Рисковать своим здоровьем, а может быть и жизнью…
- Нет, я против, – сказала Медея Пафнутьевна. Отец, Арсений Ильич, был не так категоричен и сказал:
- Решай сам. Ты взрослый человек. Здесь каждый решает сам.
Давид срочно поискал в интернете и на сайте волонтёрской организации нашёл статью о том, чем занимаются волонтёры. Внимательно изучил её.                «НАПРАВЛЕНИЯ ВОЛОНТЁРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
1. Социальное волонтёрство
Оказание помощи, незащищенным слоям населения: детям-сиротам, многодетным семьям, инвалидам, пожилым одиноким людям, бездомным, беженцам и другим.
2. Экологическое волонтёрство
Помощь заповедным территориям, животным, озеленение, раздельный сбор отходов, экологическое просвещение и т.д.
3. Событийное волонтёрство
Помощь на конференциях, съездах, форумах, праздниках, концертах и т.д.
4. Спортивное волонтёрство
Участие в организации и проведении физкультурных и спортивных мероприятий, популяризация спорта и пропаганда здорового образа жизни.
5. Культурное волонтёрство
Проведение экскурсий, работа с туристическими группами, с музейными и библиотечными фондами, помощь в реставрации памятников истории и культуры, обучение различным видам творческих практик и т.д.
6. Донорство
Популяризация добровольной сдачи крови донорами, помощь в организации мероприятий и донорских акций, просветительская деятельность и т.д.
7. Волонтёрство общественной безопасности
Помощь службам экстренного реагирования в профилактике и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, помощь в организации обеспечения безопасности на массовых событиях, поиске пропавших людей, содействие интернет-безопасности и т.д.
8. Медиаволонтёрство
Информационная поддержка социальных проектов, создание контента и его распространение в СМИ и социальных сетях в качестве волонтеров-фотографов, журналистов, SMM-специалистов, видео-операторов.
9. Волонтёрство в медицине
Просветительская деятельность по профилактике заболеваний, помощь в рамках медицинского сопровождения массовых и спортивных мероприятий.
10. Патриотическое волонтёрство
Гражданско-патриотическое воспитание, помощь в организации патриотических акций и мероприятий, помощь ветеранам и ветеранским организациям, поисковые работы, исторические реконструкции и т.д.».
Из всего списка он выделил четыре, под которые подходила работа и участие студентов-медиков. Пункт 9 – волонтёрство в медицине и пункт 6 – донорство. Эти пункты непосредственно относились к медицине. Сюда же можно было «натянуть» пункт 1 – социальное волонтёрство, а самый подходящий пункт был под номером 7 – волонтёрство общественной безопасности: помощь службам экстренного реагирования в профилактике и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, помощь в организации обеспечения безопасности на массовых событиях, поиске пропавших людей, содействие интернет-безопасности и т.д. Пандемию Ковид-19 без сомнения можно было отнести к чрезвычайной ситуации. Причём к чрезвычайной ситуации в медицине и сохранении здоровья населения. И студенты-медики могут оказать свою посильную помощь в ликвидации последствий пандемии. «Придётся мне тоже поучаствовать в этом» – подумал он как-то обречённо.
Поддавшись всеобщему патриотическому воодушевлению, охватившему его группу («Принесём пользу своей стране, своему народу!») Давид с опаской, но всё же записался в студенческий волонтёрский отряд. В Москве волонтёрское движение имеет организованный характер: существует Московский волонтёрский центр, который организует и направляет работу волонтёров. Волонтёрский отряд медицинской академии получил направление в специализированную под Ковид-19 инфекционную больницу, как имеющий специальную медицинскую подготовку – у некоторых студенток уже был сестринский сертификат. Однако, после двух посещений больницы Давид решил больше не ходить туда: вид больных, страх заразиться коронавирусом Ковид-19 превысил чувство неудобства от отказа. Насмотрелся он на больных с высокой температурой, лежавших без сознания в своих койках под аппаратами искусственной вентиляции лёгких, на больных, изнывающих от разрывающего горло кашля, задыхающихся от нехватки кислорода или от обильного насморка. А у некоторых больных возникает диарея и они ковыляют в туалет, а кого-то надо привести туда, потому что не осталось сил, потому что самостоятельно идти он не может. Таким пациентам проводят полную диагностику: все возможные анализы, компьютерная томография, кардиограмма, мазок из носа и горла для теста на коронавирус. Волонтёров студентов-медиков определили, естественно, в корпус с наиболее тяжело заболевшими: в реанимацию. Работать им приходилось в специальных изолирующих противочумных костюмах, в которых было нестерпимо жарко и хотелось их побыстрее сбросить… Маска, через которую нужно дышать, казалась намордником, очки, закрывавшие глаза, держались тугими резинками и больно врезались в кожу… Рабочая смена продолжалась двенадцать часов без перерыва на обед и на другие естественные надобности. Ситуация напоминала военную. Было ощущение какой-то бесконечной пытки. За два своих дежурства в больнице Давид увидел многое: обездвиженных пациентов под аппаратом искусственной вентиляции лёгких (ИВЛ), больных в коме, умирающих и умерших больных… А тут ещё дошли слухи (эта информация официально не озвучивалась, поэтому среди медицинского персонала циркулировали слухи), что эти изолирующие противочумные костюмы для медиков несмотря на своё большое неудобство в использовании всё же не давали стопроцентной гарантии защиты и потому много врачей и других медиков уже заразились и умерли. Статистику смертности среди медперсонала власти, естественно, не озвучивали. И Давид  сломался: он отказался от работы волонтёром – нежная психика не выдержала такого безудержного негатива, сопровождавшего работу медиков. Он на такое ранее не рассчитывал и не хотел этим заниматься. Его пытались уговаривать, давили на патриотизм, врачебный долг и клятву Гиппократа, но он не сдавался.                На все уговоры товарищей-студентов Давид отвечал:                - Вам надо, вот вы и идите… А я не хочу. И потом – это дело добровольное.                - Да, добровольное, но в результате своего отказа ты теряешь лицо! Моральное лицо.                - Лучше потерять лицо, чем жизнь! Я не обязан и всё тут!                В своей студенческой группе Давид стал если не изгоем, то нерукопожатым. Если большинство и поддерживало с ним отношения, то как бы с холодком, формально, но кое-кто объявил ему настоящий бойкот и прекратили общение полностью, не замечая его, словно пустое место. Кормушкин делал вид, что ему это совершенно безразлично, но так ли было это? Но справиться с быстро развивающейся пандемией в городе не получалось и Мэр Москвы поставил вопрос перед правительством о привлечении студентов медицинских ВУЗов к обязательной волонтёрской деятельности. Сомнения в том, что будет принят такой документ и студентов отправят на передовую уже без их согласия в обязательном порядке, у Давида не было: отговорки на войне не принимаются. Давид пришёл домой в расстроенных чувствах. Пожаловался маме. Мама согласилась с решением Давида прекратить участие в волонтёрской деятельности и решила взять его в свою клинику на работу, чтобы зачесть это волонтёрством.                - Давид, пиши заявление, – сказала мама.                Мэр Москвы попросил премьер-министра Правительства России подготовить приказ о направлении студентов медвузов в больницы для помощи пациентам с коронавирусом. С такой просьбой столичный градоначальник обратился к премьеру на заседании президиума Совета при правительстве по борьбе с коронавирусом в пятницу.                - Эти ребята – студенты-медики – мотивированные, у которых есть уже достаточно хорошие знания. Они добровольно выбрали эту профессию, они понимали все риски, связанные с ней. Они еще раз посмотрят на практике, что такое реальная медицина, наберутся опыта, новых, так сказать, практических знаний и, мне кажется, окажут достойную помощь в этой ситуации, – заметил мэр. По его словам, в больницах уже ощущается нехватка кадров, и с каждым днем она будет все больше, поскольку коечный фонд для больных с коронавирусом постоянно увеличивается. Свободных кадров нет, ощущается их дефицит: персонал больниц работает круглосуточно и без выходных. Перекидывать врачей из одного региона в другой тоже бессмысленно, скоро, возможно, и там начнётся, – заметил мэр, возглавляющий рабочую группу Госсовета по противодействию коронавирусу. Было ясно, что Правительство пойдёт навстречу просьбе мэра – стало известно, что министр здравоохранения поддержал его просьбу.                Не дожидаясь принятия такого решения, которое будет носить силу приказа, то есть будет обязательным, Давид предпринял превентивные меры. Он написал главному врачу клиники «Медея» заявление о приёме на работу на должность медбрата. Это заявление было оперативно подписано. Студент Кормушкин принёс в деканат Лечебного факультета академии имени Сеченова справку из клиники «Медея», что оформлен на ставку «медбрат» (ему быстро оформили задним числом необходимый сертификат), и что клиника просит зачесть работу студента Кормушкина как волонтёрство. Деканат пошёл навстречу и удовлетворил просьбу уважаемой клиники.                Ну для чего Давиду Кормушкину с его нежной и тонкой душевной организацией испытания грубой и грязной борьбой с тяжким и плохо изученным коронавирусом?..
                ***
Главный врач городской клинической больницы имени О.М.Филатова, где работали студенты-волонтёры, в одной из социальных сетей на своей странице написал благодарность за помощь. «В нашей больнице работают 270 студентов-медиков. Их помощь без всякого преувеличения неоценима. Они помогают делать обходы, заполнять медицинскую документацию, мониторят тяжёлых больных. А сколько сил они вкладывают в уход за тяжёлыми больными. Образно говоря – они «глаза и руки» наших штатных врачей. И всё это в тяжёлых условиях и с риском заразиться коронавирусом. Можно сказать, что когда пробил час истины, час верности профессии и своей стране, они с честью выдержали это испытание. И приобрели неоценимый практический реальный опыт, который невозможно получить в студенческой аудитории. Я верю, что будущее нашей российской медицины в надёжных руках. Спасибо родителям студентов, что они воспитали настоящих людей и патриотов».


Рецензии