О политике

Диалог

Алексей – моложавый человек лет за сорок, холостяк,  энергичный, экспрессивный и уверенный в себе экстраверт, хирург.
Борис – сверстник Алексея, друг его детства, семейный, молчаливый интроверт, служащий, постоянно за книгой.
Друзья сидят в квартире Алексея. На столе бутылка коньяка, две рюмки  и  нарезанный ломтиками сыр. Алексей только что выпил, закусывает. В руках Бориса раскрытая книга из библиотеки Алексея, которую он же ему и подарил. В процессе беседы друзья, асинхронно выпивая, опорожняют бутылку.

А л е к с е й.  Сил больше нет терпеть, Боря. Нужна революция. Только она избавит Россию от мафии, которая ею правит.
Б о р и с. Угу.
А л е к с е й.  Народ считают за скотов. Собираются переоснащать армию современными ядерными ракетами. Лучше бы людям зарплату подняли.
Б о р и с. Угу.
А л е к с е й.  Образование развалили. Медицины тоже нет. Зато мы строим Северный поток. Кому он нужен? Вместо того   чтобы развиваться,  мы поставляем на мировой рынок сырье.
Б о р и с.  Угу.
А л е к с е й.  Ты смотрел вчерашний «Бредогон?» Хайков читал школьное сочинение, в котором учитель исправил ошибку: мороз на морос. И Хайков говорит, пока мы будем платить учителям копейки…
Б о р и с. Леш, я не смотрю передачу «Бредогон». Я не одобряю ее направление и дух. И у меня  телевизора нет. На «Бредогон» я, правда, попадал.  Но это было случайно:  я приходил в гости, а хозяева включали «Бредогон». Его почему-то все любят, ждут,  как финал Лиги Чемпионов. Но добровольно я такое смотреть не стану.
А л е к с е й.  Почему  не станешь? Он так хорошо все разоблачает.
Б о р и с. Видишь ли, я никогда не поддерживаю разговоров о том, что в стране  или мире все плохо.  И не приветствую тех, кто любит ругать или высмеивать начальство, власть, запад, свою судьбу.  Я считаю, что это банальная психологическая компенсация.
А л е к с е й.  А!  Значит, ты поддерживаешь быдло, которое нами правит.
Б о р и с. Я этого не говорю. В чем-то поддерживаю, в чем-то нет. Идеальной власть не бывает никогда.
А л е к с е й. Идеальной?  Их пора расстреливать!
Б о р и с. И на их место придут честные, бескорыстные люди, которые мечтают сделать жизнь народа прекрасной?
А л е к с е й.  А вдруг.
Борис. То есть   ты в этом не уверен.
А л е к с е й.  Да нет…
Борис. Конечно, не уверен! А между тем охотно поддерживаешь оппозиционные группы, которые красиво и убедительно критикуют существующий режим, но, придя к власти, начнут делать то же самое, за что они его критикуют.
А л е к с е й. Не факт!
Б о р и с. Факт! Или ты  совсем перестал разбираться в людях? На пятом десятке. Очевидно же: чем охотнее человек что-либо обещает, тем меньше шансов на то, что он будет пытаться это выполнить. Тут простая арифметика: если ты пообещал много, нужно много усилий, денег, времени на выполнение обещанного, а главное, много желания.
А л е к с е й. Но ведь они правы: над нами смеются в Европе,  у нас нет настоящей демократии. Многие проблемы только из-за этого…
Б о р и с. Пусть смеются. Смех продлевает жизнь. Если ты читаешь западные СМИ, то, наверное,  обращал внимание на то, что благородный смех прекращается  и вместо него идут потоки вульгарщины и грязи, когда наша мафия делает что-нибудь  в интересах страны. Смех, или насмешливое одобрение,  раздаются, когда мы делаем что-то себе во вред. Там тоже люди, и они не очень хорошо маскируются под  провозвестников добра и прогресса.
А л е к с е й. Ты пассивный человек,  Борис. Я для себя решил, что  примкну к революционному движению.  Если понадобится, я пожертвую жизнью за свой народ.
Б о р и с. Я не узнаю тебя, Алексей. Ты всегда был столь критичен. Ты поднимал на смех мои лучшие мысли. Куда делся твой здоровый скепсис, твой здравый смысл, за который я всегда тебя ценил? Где, наконец, твой докторский цинизм? Ты веришь кучке горлопанов, которые даже не пытаются придать вид правды своей лжи. Для них главное - перекричать других.
А л е к с е й. Борис, зачем ты переходишь на личности? Я что, по-твоему, совсем дурак? Ты предпочитаешь поддерживать существующий абсурдный порядок, потому что боишься, что тебя обманут?
Б о р и с. Я не боюсь обмана. Обман и политика -  это,  по большому счету,  слова-синонимы. Меня не раз обманывали в жизни самые разные люди,  и… я им благодарен. Теперь я могу отличить обман от правды. У меня выработалось чутье.
А л е к с е й.  Не смеши меня. Какое еще чутье! Тебя в магазине обсчитывают! Сколько раз был свидетелем.
Б о р и с. Да, я допускаю в отношении себя мелкий обман. Я не желаю ходить постоянно напряженным, настороженным: а вдруг меня сейчас начнут обманывать!  Если хочешь знать, человек, который нагрел меня на 30 копеек, будет относиться ко мне  лучше, чем относился до этого. Мелкий обман улучшает взаимоотношения. Можешь считать эти тридцать (может чуть больше) копеек жертвой богам, принесенной в укрепление дружбы. Нам, по-современному сухим, рациональным людям трудно  бережно относиться к человеческому окружению, к природе, частью которой мы являемся. Мы должны все подавлять, все контролировать. Но полный контроль всегда иллюзия…
А л е к с е й. Стой! Это попросту поощрение преступности. Порядок в обществе основан на неотвратимости наказания за любое,  мельчайшее преступление. Безнаказанность порождает новые попытки совершения преступлений. В итоге  человек расплачивается за совершенное,  но в момент расплаты предъявленный счет настолько велик, что его не покрывает даже жизнь, отнимаемая посредством казни или пожизненного заключения.
Б о р и с. Мне так не кажется. Сколько раз человек, которому я переплатил 30 копеек,  впоследствии прощал мне 30 рублей. Это вы, блюстители законности, спешите схватить вора за руку. Вы не оставляете ему времени на то, чтобы в нем сработала совесть.  Если бы порядок держался только на неотвратимости наказания, порядка бы не было.
А л е к с е й.  Бывает, что совесть в человеке молчит до самой его смерти.
Б о р и с. Бывает. Не спорю, приходится ждать до самой смерти преступника, пока он не изменит своих взглядов на жизнь. Совесть -  это химическая реакция, для нее нужно время. Возможно, что в данной пробирке для нее не созданы условия.
А л е к с е й.  Ждать, ждать, ждать! Тебя послушать: всего нужно ждать. Ты проповедуешь бездействие. Извини, но это  не очень умно.
Б о р и с. А что по- твоему умно?
А л е к с е й. Действовать! Изменять мир к лучшему, не проходить мимо его несовершенств, одним из которых  является несправедливость.
Борис. Эх, знать бы, что является лучшим для мира. Мы даже для себя этого не знаем.
А л е к с е й.  Самое лучшее сейчас для России – революция. Необходимо скинуть мафию, которая сидит во власти, и выбрать людей, которые будут действовать на благо страны.
Б о р и с.  По-моему, ты говоришь не о революции, а о правительственном перевороте.
А л е к с е й.  Разве это не одно и то же?
Б о р и с. Для большинства людей да. Для тех, кому важно действовать любой ценой и менять мир в сторону его улучшения. В их понимании.  Однако  для мира эта деятельность значит не больше, чем броуновское движение для капли воды. Одно из  бесчисленных, милых проявлений  материи. Но это не революция. И  слава богу:  потому  что те,  кто играет этим словом, не понимают его смысла.
А л е к с е й.  А ты один такой умный, который понимает этот смысл!
Б о р и с. Ты напрасно иронизируешь. Смысл понимаю не один я. Но даже те, кто его понимают, сознательно используют его неверно. В этом слове романтика, которая должна искупить все огрехи, неувязки, нечистые намерения и преступления, сопровождающие политическую борьбу.
А л е к с е й. О каких преступлениях ты говоришь? Современная политика -  это максимально открытая деятельность. Это так благодаря  средствам связи и массовой информации, от глаз и ушей которых не скрыться никакому нечистому на руку деятелю. Любые нечестные действия политиков становятся достоянием СМИ.
Б о р и с. Это так преподносится. На деле роль СМИ в современной жизни совсем другая. И я бы не стал этой ролью восхищаться. Но давай вернемся к твоему желанию поучаствовать в революции.
А л е к с е й.  Да, ты обещал открыть мне глаза на смысл слова революция. Поделись своими гениальными мыслями. Мы же  все дебилы.
Б о р и с. Зачем ты так! Мои идеи столь же небезупречны, как и идеи любого другого человека. Но одни это сознают, а другие считают себя свободными от критики.
А л е к с е й. Ну, давай, рассказывай, что такое, по-твоему, революция. По-моему, это и есть насильственная смена одного правления другим. Верхи не могут, низы не желают. Все мы в свое время учили марксизм.
Б о р и с. Плохо учили. Иначе бы обратили внимание на то, что за революцией происходит смена общественного строя. А также коренная ломка старого, разрыв с прошлым. Другими словами, баррикады и транспаранты -это еще не революция, вернее, совсем не революция.
А л е к с е й.  Что,  что?
Б о р и с. В какой из происшедших за последнее время революций произошла смена общественного строя? Мы наблюдали цветные революции, бархатные бескровные революции, кровавые столкновения оппозиции и власти в Сирии, Ливии, Украине. Но скажи, где в результате был установлен новый общественный строй?
А л е к с е й.  Да везде! Жизнь в этих странах поменялась в корне, как ты выразился.
Б о р и с. Но не в результате перемены строя. Согласен, появились те, чья жизнь стала лучше: кое-кто набил при этом карманы,  кто-то что-то у кого-то отнял, кто-то что-то где-то под шумок украл. Основная масса населения  при этом пострадала. Это произошло или вследствие разрушения  общественных институтов, или в результате разрыва налаженных производственных связей, закрытия рынков сбыта или других причин. Но модели общества и экономики не поменялись. Одна мафия пришла на смену другой. И будет править, пока ее не свалит более сильная мафия.
А л е к с е й.  По-твоему выходит, что революций и не было никогда.
Б о р и с. Хм, были ли революции?... Были  попытки революций. Например, октябрьская 1917 года. Я считаю ее попыткой революции. Насколько я в этом понимаю,  организаторы планировали изменить общественный строй. Но планы сорвались. Мы вернулись к прежней политэкономической модели,  в завуалированном, деградированном виде. Мечты Ленина разбилась о прагматичность Сталина. Можно сказать, Сталин похоронил…   Но я слишком разогнался. Начнем с того, понимаешь ли ты, например,  чего именно задумал Ленин?
А л е к с е й.  Ленин мечтал дать людям свободу. Он любил людей. А сейчас мало кто из политиков бескорыстно любит людей.
Б о р и с.  Я бы не стал так говорить про Ленина. Ленин – обладатель мощнейшего интеллекта. Таким людям приписывать обычные человеческие мотивы нужно с осторожностью. Я рискну утверждать, что Ленин был сильно далек от любви к людям и сочувствию к их положению. Я могу сделать такой вывод по ряду признаков.
А л е к с е й.  Тогда зачем он затеял революцию?
Б о р и с. Мне кажется, он выстроил красивую теорию,  вдруг увидел возможность ее исполнения,  и не устоял перед возникшим соблазном. Примерно так же поступили создатели атомной и водородной бомб. Кто-то из ученых сказал  о водородной бомбе: «Рай для теоретика!». Наверное, у гениев своя шкала добра и зла. Он, гений, потом  ужаснется тому,  что у него получилось. Потом его творение присвоят примитивные люди с практической хваткой, а его застрелят или отправят в ссылку. Но пока этого не произошло для него, его работа- рай,  и он не предусмотрел, что будет в случае, если он обернется адом.  Мне кажется, с Лениным обстояло так же.
А л е к с е й. Не вполне понимаю, о чем ты.
Б о р и с.  О том, что ученый, если входит в азарт, совершенно не думает о последствиях своего исследования или своего изобретения. То же самое  - Ленин. Как ты думаешь, человек, движимый любовью к себе подобным, обрек бы их на океаны бедствий, в результате которых погибли  миллионы, и у миллионов оказалась сломана жизнь?
А л е к с е й.  Можно ли в этом винить Ленина?
Б о р и с. Если кого и можно винить, то только его. Я не могу допустить, что человек с интеллектом Ленина не видел последствий своих действий, как неизбежных, так и вероятных. Такая непредусмотрительность как раз в духе современных политиков демократического толка, вроде нашего Дорогина. Хотя его почему-то считают авторитарным правителем. А по мне он чистый демократ, и правит, как  правил  пушкинский царь Додон. Будучи специалистом в довольно узкой области, он вынужден прибегать к советам:  в одно ухо шепчет один советник, в другое другой. Так как у него еще есть собственные идеи, то получается нечто несуразное с непонятными свойствами и  непредсказуемыми последствиями.
А л е к с е й.  Значит, ты все же не доволен Дорогиным. Что же ты тогда споришь?
Б о р и с. При чем здесь  доволен или не доволен?  Дорогин – типичное порождение современности. Это такой человек, как я, как ты, как любой, которого ты видишь на улице. Плюс-минус. Он игрой случая попал на вершину власти. От этого он не стал богом  или чертом. Бога или черта из него делает буйная фантазия профанов. А вот Ленин - и бог и черт в одном лице.
А л е к с е й.  Как можно одновременно быть героем и злодеем?
Б о р и с. А вот так. Он герой, потому что приоткрыл для человечества новый принцип сборки  общества. Он почти доказал, что такое возможно.
А л е к с е й.  Ага. А почему он черт?
Б о р и с. Потому что он же эту возможность и украл. Неудача в построении бесклассового общества надолго, если не навсегда опорочила эту идею в глазах человечества. Возродить ее теперь будет труднее, чем фашизм, насквозь пропитанный кровью евреев и цыган.
А л е к с е й.  Черт подери, как он мог предвидеть, что спустя 70 с небольшим лет заигравшийся партийный босс продаст нас западу...
Б о р и с.  …что  в далеком будущем построенный им дом погубит глупость  или случай?  Он не должен был предвидеть это, потому что этого не было и не могло быть. Не поднимай удивленно брови. Что было, так это то, что социализм Ленина закончился с его смертью.  Его соратники понимали социализм  иначе, чем он. Это видеть он должен был. Но, наверное, подвела слепая вера в Гегеля. Разумное Ленина  не стало действительным России. Господь бог почему-то не поставил добро на эти планы. И получилось, что Ленин просто поспособствовал смене правления, но не сути правителей. Он пробил  путь, как ледокол, а они потом цинично прикрывали им свои мелкие человеческие слабости, вознесенные на вершину мировой власти. Все плоды его интеллекта превратились в грандиозную дымовую завесу. А культ личности Сталина - примитивная дымовая завеса, потому что ум Сталина примитивней ума Ленина. Он решил вопрос своей неприкосновенности более простыми и эффективными способами.
А л е к с е й.  Постой, постой. Ты и Сталина не признаешь? Я не понял, что ты имеешь против Сталина?  Это ведь эталон успешного правителя. Человек, который принял Россию с сохой, а оставил с атомной бомбой.
Б о р и с. Алексей, я ко всем отношусь нормально. Поэтому каждого пытаюсь понять. В Сталине для меня до сих пор кое-что непонятно.
А л е к с е й. Что, например?
Б о р и с. Зачем он так поступил с Мандельштамом…
А л е к с е й.  Боже! Это же такая мелочь. Вечно ты прицепишься к какой-нибудь ерунде. А как он с ним поступил?
Б о р и с. Сослал в дальневосточный лагерь, где тот жил среди уголовников,  и они над ним издевались.  В конце концов, он умер от голода, а перед этим сошел с ума.
А л е к с е й. А это точно?
Б о р и с. Более-менее. Свидетелей просто не нашлось. Сгинул человек, даже могилы не осталось.
А л е к с е й.  А ты уверен, что это сделал Сталин?
Б о р и с. Распорядился лично.
А л е к с е й.  Ну  не знаю, так ли уж важен этот Мандельштам.
Б о р и с. Это, по некоторым оценкам, самый значительный поэт двадцатого века. Сияющая вершина мировой поэзии.
А л е к с е й. Черт подери! Откуда это знал Сталин?
Б о р и с. Сталин знал. Он разбирался в искусстве. Пожалуй, лучше, чем в марксизме. Именно поэтому я говорю, что эта личность мне непонятна.
А л е к с е й.  А я слышал, что Мандельштам сам нарвался. Он совершил ошибку, написав стихотворение «Кремлевский горец». Это даже сегодня проходит как очернение действующей власти и подрыв народного доверия к ней. Что неожиданного в том, что он получил срок?
Б о р и с. За «Кремлевского горца» его всего лишь сослали в Воронеж. Это неприятно,  но, как оказалось впоследствии,  мелочь. Ошибка поэта была в том, что он засветил свой талант писать на политические темы. Сталин понял, что имеет дело с дарованием исключительной силы, гением.   Но,  вот именно тут мне и непонятно.  Когда я вижу нечто уникальное, выдающееся, у меня рефлекторно возникает импульс оградить, уберечь: «А вдруг с ним что-то случится?!» Я буду носиться с ним, как с редкой вазой. Она прекрасна и хрупка. Неосторожное движение- и она уничтожена. Где взять другую? Но Сталин безжалостно разбивает этот сосуд. Если ты не мой – не доставайся никому! Такой импульс мне непонятен. Здесь для меня скрывается нечто темное,  иррациональное.  Я сказал бы, что здесь пахнет манией…
А л е к с е й. Ха-ха-ха. Ты думаешь, что говоришь? Маньяк во главе государства. Всем бы государствам таких маньяков.  А как же победа в войне, международное признание, создание соцлагеря. Если бы Сталин был бессмертным, трудно представить, каких высот мы бы достигли.
Б о р и с. В том то и дело, что образ Сталина неоднороден. Его трудно слепить в нечто цельное. Он распадается на фрагменты. Но мне  трудно  понять людей, которые игнорируют противоречия, в нем заложенные, и делают из него икону.
А л е к с е й.  Значит,  я, по-твоему,  оголтелый сталинист?
Б о р и с. Оголтелый сталинист уже набросился бы на меня с кулаками.  Отношение к Сталину очень взрывоопасный вопрос. Я был свидетелем, как в этом вопросе сносит крышу у внешне спокойных и трезвых людей.
А л е к с е й.  Ну, и на том спасибо.  Кстати, из-за тебя разговор ушел в сторону. Что нам Ленин или Сталин, у нас есть современный диктатор.
Б о р и с. Современность вытекает из прошлого. Я не удержусь от сравнения. При Сталине шепотом рассказывали политические анекдоты, и за это отправлялись в лагеря. Сегодня власть ругают в голос. Причем   можно безнаказанно распространять непроверенные факты, клеветнические измышления. Заметь, распространять, а не просто трепаться на кухне. Любая фраза главы государства вызывает настоящий фестиваль безумия в интернете…
А л е к с е й. А с него как с гуся вода.  Наверное, только ты им и доволен.
Б о р и с. Я не говорил, что я доволен Дорогиным.
А л е к с е й. Вот те на! Попробуй тебя пойми. Ты уж определись.
Б о р и с. С чем я должен определяться?
А л е к с е й. Ты за Дорогина  или против него?
Б о р и с.  Только этого мне не хватало! Впрочем, я давно  заметил, что в области политики люди привыкли всех делить на своих и чужих. Ты говоришь что-то, что их устраивает, и тебя  дружески хлопают по плечу. Ты говоришь что-то другое,  и на тебя начинают смотреть косо. Это похоже на массовый гипноз. Если политик нам нравится, то при нас его нельзя критиковать. Ни-ни. Он лишен недостатков. Даже бородавка на его носу нас умиляет. Мы в упор не видим, как он лицемерит, лжет, говорит и делает мерзости. Зато   если мы в нем почему-то разочаровались, то его не спасут от нашего порицания никакие прошлые заслуги, никакие достоинства. Что мешает людям относиться взвешенно ко всем фигурам и движениям на политической сцене?  Ведь самый лучший выбор - зрячий, самое лучшее решение - это то, которое принимается на холодную голову…
А л е к с е й. Ну, это подходит для тебя, Борис. Сколько я тебя знаю, ты всегда был какой-то сонный. У тебя нет ни к чему азарта. Порой я не понимаю, как так можно жить. Это же очень скучно. Для тебя мир лишен загадки, романтики. Ты все анализируешь. Какая тоска- за каждым явлением видеть его сухую подоплеку. Ты такой правильный! Просто Иисус Христос.  Но за Иисусом шли толпы последователей, а за тобой, случись тебе стать политиком, никто  не пойдет. Людям нужен герой, пусть он будет неоднозначным, пусть от него попахивает грязцой, скандальчиком. Помнишь, в какую историю вляпался Билл Клинтон, и что? Да его половина женщин Америки полюбила только за то,  что он изменил этой высокомерной суке.
Б о р и с. Ты не представляешь, как ты прав, Алексей. Я сознаю, что область политики, да и жизнь в целом нельзя рационализировать. С одной стороны,   это просто невозможно, а с другой, этого  нельзя делать. Это будет преступлением против жизни. Поэтому  я  в целом  чужд политической деятельности.  Но, как у всех мужчин, видимо, это возрастное, у меня проснулся интерес к политике, и я утоляю его путем чтения новостных заголовков,  размышлений  и таких вот бесед с тобой и еще одним-двумя знакомыми.  Мне особенно и поговорить не с кем. Да и разбираюсь я не очень хорошо. Но, по крайней мере, размышлять над происходящим мне никто не запретит.
А л е к с е й. И что же ты наразмышлял?  Давай вернемся к Дорогину. Чем же он, по-твоему, плох и чем он хорош. Заметь, я пытаюсь рассуждать, как ты.
Б о р и с.  Чем плох Дорогин? У Дорогина много есть слабых мест, как у главы государства. Я, как человек немного знакомый с историей,  думаю, что это не беда,  если недостатки компенсируются достоинствами. Кого ни возьми из лидеров прошлого, они или глупы, или откровенно порочны, или звери, или психи.  Приятных, достойных людей среди них раз, два - и обчелся. А процветание или упадок государств почти не коррелируют с данными их правителей…
А л е к с е й. Ты ближе к делу. Итак, недостатки Дорогина.
Б о р и с. Я назову всего один, как в случае Сталина. Не хочу, чтобы получилось,  как у врагов Дорогина, что он виноват во всех  бедах. Иной раз думается, что люди просто рады тому, что в их бедах виноваты не они, а кто-то другой. Я не хочу делать из Дорогина громоотвод.
А л е к с е й. Понимаю, в чей огород камень. Ладно, я согласен, что есть люди, у которых с этим перегиб. Например, я.  Иногда  мне и в правду кажется, когда я сталкиваюсь с проблемами, что где-то рядом маячит эта ухмыляющаяся харя.
Б о р и с. Ты спрашивал, что я могу поставить ему в упрек? Всего одну вещь, и эта вещь – так называемая властная вертикаль. По идее, это мера до максимума увеличивающая эффективность чиновничьего аппарата, управляемость страны. И действительно, внешне у нас все красиво. Чиновники пыхтят, зарабатывают свой рейтинг эффективности.  Никто подолгу не засиживается на своем месте, происходит своевременная сменяемость. Все зоны ответственности распределены, на каждом посту стоит  адекватный человек. Однако   случись нечто,  ради чего этот сыр бор насаждался, небольшая нештатная ситуация, нечто не вполне запланированное, так сказать,  повод на деле продемонстрировать свою эффективность,  умение заметить проблему, проанализировать, принять адекватные меры…  Куда вся красота исчезает?  Во-первых, самоубийц нет, чтобы первым поднять токсичную тему. Пока сам Дорогин не заметит проблему, ее не заметит никто.  Пока он  не скажет, как ее надо решать, все ждут.
А л е к с е й. Конечно, они ведь дураки.  Что они могут сами?  У них мозгов нет с рождения…
Б о р и с. Не скажи. Дураков как раз- таки нет. Вот именно, все знают правила игры. Тот, кто первый скажет о проблеме, тот и будет в ней виноват. На него повесят всех собак. Снимут с должности  или даже посадят. Это похоже на то, как идущий первым подрывается на мине. Зато остальные могут спокойно идти по следу. Меня, как рядового представителя вида гомо сапиенс, раздражает не то, что это глупость, а то, что это мудрость. Но мудрость та, которая правит в царстве дикой природы, в волчьей стае, например. Я, как наивный идеалист, когда-то надеялся, что для управления нашим обществом будут использоваться более интересные механизмы. К чему у нас общественные науки, целые институты по решению проблем?  Что бы пускать пыль в глаза?
Вот тебе пример.  Допустим, случилось то, что давно уже предрекали все авторитетные инфекционисты: внезапно появился и  по всему миру распространяется смертельный вирус. Идут сводки о высокой смертности. О коллапсе секторов экономики. О провале систем здравоохранения. Наш лидер заявляет: России смертельный вирус не угрожает. И, как эхо, это повторяют на всех уровнях власти заместители, министры, губернаторы.  Потом, когда уже идиоту становится все понятно,  Дорогин вдруг замечает  опасность. И тут же эту опасность замечают все один за другим ответственные лица. И говорят ровно противоположное тому,  что говорили вчера. Оказывается, что над проблемой они работают уже давно  и она почти решена. Весь секрет в том, что надо действовать  на опережение. Они и не сидели, не бездействовали. Они могут отчитаться в проделанной работе. Кстати, и результат налицо. В России меньше всего больных,  в России меньше всего погибших. И причина этого не в том, что до нас вирус еще не дошел,  и не в том, что мы по традиции публикуем липовую статистику, а именно в их прозорливости и профессиональной компетентности. 
Система власти устроена так, что для своего воспроизводства ей требуются не мозги, не таланты, не харизмы, а лояльность. Не честность, порядочность,  а лояльность. Не находчивость, вдумчивость   - только лояльность. Если ты что-то имеешь сказать против  – ты не наш, давай с вещами на выход. Пошел вон, твое место займут другие. И оппозиционеры власти делятся на два типа: те, кто обижен тем, что уже получил пинка под зад, и те, кто еще не вошел в обойму. Каким-то образом даже среди оппозиционеров не осталось людей с умением анализировать и принимать решения. Выжженная земля. В стране созданы такие условия, что не вызревает ни одна крупная политическая фигура. Я не знаю, Алексей, за кем ты собрался идти на баррикады, если выбрать особо не из кого. Мелкота, несерьезные люди. Фразеры, авантюристы.
А л е к с е й.  А что делать? Сидеть, ждать с моря погоды? Пока эти твари ведут страну в пропасть.
Б о р и с. Иногда мудрое ожидание лучше, чем бестолковая деятельность. Дорогин - не вечен. Преемственности после него не будет, ибо сейчас все держится на его силе личности. А другие сильные личности немедленно удаляются от власти. Я бы назвал это неосталинизмом. Без пыток и казней, без лишнего шума исчезают с политической арены фигуры, уходят в забвение из медиапространства. Вчера без него ни одна новостная лента не выходила, а сегодня с трудом вспоминают, кто это такой.
А л е к с е й. Ты говорил, что не ругаешь власть.
Б о р и с. Жаль, что ты не видишь грани между объективной критикой  и охальной руганью. Многие так называемые оппозиционеры  заведомо охаивают все, что исходит от Дорогина. Это Дорогин предложил?  Значит,  это априори плохо. Как часы Льюиса Кэррола, которые показывают точное время два раза в сутки. Я не знаю, какое удовольствие их слушать, если заранее знаешь, что они скажут. Тем более, как доверить судьбу страны, своих детей, родственников, свою собственную  людям, которые правде предпочитают правдоподобную ложь?
А л е к с е й.  А  что делать? Зато они понятны народу. Народ не любит умников вроде тебя. Будь ты сто раз прав и взвешен, тебя не послушают. А горлопана, который не жалеет грязи  для полива, послушают.
Б о р и с. Да, ты прав. Для интеллекта в политике время то ли уже прошло, то ли еще не наступило. Я  надеюсь на второе. Но такая ситуация не только в политике, согласись, а во всех сферах жизни. Лично я очень страдаю от этого у себя на работе.  Большое имеет свойство повторяться в малом. Я прихожу домой и начинаю внутренний диалог со своей начальницей.
А л е к с е й.  А ты в глаза ей сказать  все, что ты о ней думаешь, не пробовал?
Б о р и с. Представь себе, пробовал! И не раз.
А л е к с е й. Наверное, пожалел о своих словах?
Б о р и с. Представь себе, нет! Я все время заявляю несогласие с ее решениями, постоянно критикую ее приказы. Я ей говорю, что лично для меня  удовольствие выполнять приказы, которые разумны, и мучение подчиняться порядкам, которые я считаю идиотскими, вредными.
А л е к с е й. Я бы на ее месте обиделся.
Б о р и с. Нет!  Она мне после этого говорит: «Я Вас услышала, Борис Борисович!» И продолжает безумствовать. Другим, которые не смеют ей возражать, она говорит по-другому: «Не хотите работать – увольняйтесь». И увольняются, и в первую очередь люди с достоинством,  профессионалы, взамен приходят те, кто молча выполняет все распоряжения.
А л е к с е й.  И откуда такие берутся на нашу голову?
Б о р и с. Как откуда? Из народа!
А л е к с е й. Ты думай, что говоришь. Они же ненавидят народ. А народ ненавидит их.
Б о р и с. Ненависть ничего не значит. Граф Толстой любил народ, хотя был чужим для него. Сильнее всего презирают народ выскочки.  Откуда, скажи, взялись все эти Дорогины и иже с ними.  Это что, потомственная знать? Инопланетяне? Да это же выходцы из народных глубин. Я бы сказал, его среднестатистические представители.   Глядя на них, народ смотрит на себя в зеркало  и лютует, словно Калибан, увидевший свое отражение. У Калибана, как и у народа, другое представление о самом себе. Он хочет разбить зеркало, которое, по его мнению, лжет.
У нас всегда было принято  идеализировать народ. Сердце народа не ошибается. Чувства народа свято. Но первое, что надо сделать, это принять правду: с народом какие-то нелады, если он перестал рожать Гагариных, Жуковых, Сахаровых, людей, которые безупречно служили ему, не требуя ничего взамен.
А л е к с е й. Выходцы из народа не стали бы плевать в народ. А представители власти то и дело это делают.
Б о р и с. Я не вижу в этом ничего необычного, несвойственного человеческой природе. Люди для того и лезут вверх по карьерной лестнице, что бы  плевать с нее на нижестоящих. А также воровать и пользоваться своим положением в корыстных целях.
А л е к с е й. Ты недавно сказал, что все чиновники - марионетки Дорогина. А сейчас говоришь, что они используют свое положение и тем самым Дорогина. Ты себе противоречишь.
Б о р и с.  Вовсе нет. Чиновникам позволено воровать. Это их гонорар за лояльность. Если они при этом соблюдают все правила, то правоохранители будут искать признаки коррупции где угодно, но только не ее святая святых, чиновничьем аппарате. План по коррупции будет выполняться за  счет медработников.  Лишь бы, упаси боже, не украсть  то, что до этого уже украли. И  не дай боже, у более высокостоящих. Например, у  друзей Дорогина. Внезапно вся страна узнает, что под маской уважаемого человека, например, сенатора,  скрывался подлый оборотень: или крышиватель мафии, или расхититель бюджетных денег, или ... Найдется принципиальный журналист  или следователь, которые все разнюхают и предадут огласке. А то, что он это делал до этого почти двадцать лет, почти в открытую, хвастаясь своей безнаказанностью,  никого почему-то не смущает.  Где были эти журналисты, где были следователи? Они спокойно смотрели на это безобразие, пока не получили команду фас.
А л е к с е й. По-твоему эти журналистские расследования фарс?
Б о р и с. Я думаю, где нет фарса, есть трагедия. Становится известной только та информация, которая для этого предназначена.  У правды многоуровневая защита. И первый уровень такой: все равно никто не поверит.
А л е к с е й. Ты рассказываешь какие-то киношные истины. Далее идет, конечно, несчастный случай или заказное убийство.
Б о р и с. Не смейся. Такое бывает.
А л е к с е й.  По- моему, мы по ходу беседы поменялись ролями. Теперь ты конспиролог, а я мистер здравый смысл.
Б о р и с. И какая роль тебе приятнее?
А л е к с е й. Стоять на позиции скептика удобней всего.
Б о р и с. Я думаю, что если к скепсису добавить немного общественно полезной деятельности, то будет то, что нам надо.
А л е к с е й. Синица в руке лучше журавля в небе. Ты об этом?
Б о р и с. Не совсем.
А л е к с е й.  Ну, давай, не темни.
Б о р и с. Как бы человек не относился к политике, он не может быть совсем безучастным. Что бы совсем не иметь никакого соприкосновения с политикой,  нужно жить на необитаемом острове, как Робинзон, или в глухой сибирской тайге, как Агафья Лыкова. Однако   если твой остров посетят дикари, а это уже представители другого племени, то есть государства в зачатке,  то ты вынужден их учитывать в своем бытии, выстраивать с ними отношения. Политика украдкой пролезает в нашу жизнь, как тараканы пролазают  в дом, используя малейшие щели. Если совсем все игнорировать, прятать голову в песок, то это может закончиться тем, что с тебя сдерут скальп, или лишат минимума гражданских прав.
А л е к с е й. А нельзя ли привести пример,  приближенный к нашим реалиям?
Б о р и с. Такой пример есть. Многоквартирный дом. Или  лучше- один из подъездов многоквартирного дома. Смотри, в подъезде встречаются все типы внешнеполитических шаблонов, которые есть  в мировой политике.
А л е к с е й. Улавливаю. Есть жильцы коммуникабельные, а есть жильцы ксенофобы.
Б о р и с. В десятку. Есть лестничные площадки, жильцы которых живут, как одна семья, а есть такие, которые годами не здороваются.  Прослеживается весь спектр тенденций, от полной самоизоляции, окукливания, до широкой кооперации, безграничного культурного обмена. Конечно, жить в одиночку, враждебно воспринимая свое окружение, ни от кого не завися,- это низший уровень политического  развития. Но и в  такой установке есть смысл. Не будет дурных влияний. Представь себе соседей по типу семейки Адамс. У которых дома притон. А у тебя дети.
А л е к с е й. Ты в этом, конечно, лучше разбираешься! Ты воспитываешь двоих. А с меня что взять. Я алиментщик.
Б о р и с. Я не хотел тебя в этом упрекнуть. У каждого своя судьба. Но моя мысль такова. Взаимоотношения с окружением нужно выстраивать. Шаблоны должны быть адекватны окружению. Такая политика  есть в жизни каждого, и она ничем не проще и ни менее значительна, чем та большая политика, о которой говорят мужчины, оставшись без жен.
А л е к с е й. Конечно, в малом присутствует большое.
Б о р и с. Но его нужно уметь замечать. Современные отвлеченные люди  предпочитают рассуждать о мировых проблемах, игнорируя те, что касаются их непосредственно. Большинство тех, кто правит государством  или претендует на то, чтобы править государством, имеют в своем доме бардак. Человек приходит на вершину власти  политически инфантильным.
А л е к с е й. Или остается политически инфантильным внизу социальной лестницы.
Б о р и с.  Совершенно верно. И все способствует тому, что бы он там и оставался. Но политика, как мы уже отметили, имеет свойство просачиваться сквозь любые перегородки.
А л е к с е й. И так мало-помалу, человек от полной политической апатии приходит к поглощенности политикой. И вот он уже не в состоянии радоваться ничему. Ни красавице жене, ни новой машине, ни живописной природе, чистому воздуху, прозрачной воде, вкусной пище. Мозг сверлит мысль: «Страной правит мафия». Или: «Сволочи, обкрадывают несчастный народ».
Б о р и с. Да, да, да. Наконец,  я слышу своего друга Алексея. Продолжу. Где же все-таки та золотая середина, когда человек не игнорирует политику, но и не поглощается ею, как раковой опухолью? Человек-это,  по Платону, бесконечная возможность. Грустно, когда он становится чем-то одним. В некотором смысле это  смерть человека.
А л е к с е й. Ну  и как ты представляешь эту золотую середину?
Б о р и с. Покажется, возможно, наивным. Но рецепт проверенный. Для счастья человеку нужно сделать упор на свою частную жизнь -раз. Платить политическую дань, принося пользу обществу,- два, и интересоваться жизнью общества, но не на уровне своей страны, а на уровне человечества как общности максимально возможного для нас размера, - три.  И не просто интересоваться, а болеть за него, как болеют за любимую футбольную команду, болеть горячо, всем сердцем, до умопомрачения. А болеть есть от чего. Нам сообща нужно решить массу проблем. И не факт, что мы их решим.
А л е к с е й. Звучит, действительно, как-то по-детски.
Б о р и с. А почему бы нет? Ведь из-за недолговечности тела  наши души не успевают состариться, и мы умираем детьми. Давайте  и жить, как дети. Но нет! Наша жизнь весьма серьезное занятие, которое не терпит улыбок в свой адрес. Серьезность- это в каком-то смысле сумасшествие.
А л е к с е й. А мне кажется сумасшествием то, что предлагаешь ты. Многомиллиардная махина человечества должна управляться профессионально, эффективно.
Б о р и с. Она скоро будет управляться эффективно.  Когда этим перестанет заниматься человек. Искусственный ум управится с этим ядерным реактором лучше человека. Вот, кстати, настоящая революция, которая нас поджидает. Это будет коренная ломка всех устоев.
А л е к с е й. Ты в это веришь?
Б о р и с.  Труднее всего поверить в то, что совершенно очевидно. Новый мир рождается на наших глазах. А человек продолжает судорожно держаться за устаревшие представления и взыскивать с общества долги, срок давности которых давно истек… Ладно, что-то мы с тобой слишком сильно засиделись. Второй час. Жена уже перестала слать  эсэмэски, смирилась. Завтра меня ждет неприятный разговор. Плюс к тому,  нам с утра работать, приносить пользу обществу.
А л е к с е й.  Как быстро пролетело время. Пожалуй, давай разбегаться. Спокойной ночи, дружище. Когда снова посидим?
Б о р и с. Давай не будем планировать. Я позвоню. Только, нужно сменить тему.
А л е к с е й. Полностью согласен. Хотя мне хотелось бы еще кое-что обсудить более предметно. Например, согласен ли ты, что демократия является более прогрессивным способом правления, чем единовластие.
Б о р и с. Я думаю, это от нас не убежит. Давай сейчас не будем. Спокойной ночи.
А л е к с е й. Пока.

Алексей закрывает дверь за Борисом. Открывает окно. В накуренную комнату входит свежий ночной воздух и смутный гул ночного мегаполиса.


Рецензии
Диалог чеховских героев на даче в вишневом саду!

Евгений Жироухов   11.07.2021 10:30     Заявить о нарушении
Не совсем понял. Вам несимпатичны герои Чехова? Или сам Чехов чем-то не угодил?

Олег Диденко   11.07.2021 14:10   Заявить о нарушении
Просто по композиции данного сюжета в разговорах. Всего лишь.
С почтением!

Евгений Жироухов   11.07.2021 14:28   Заявить о нарушении
А! Тогда все ясно.
С уважением,

Олег Диденко   11.07.2021 14:40   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.