Чайка. Эротическая фантазия

           Фантазия в четырёх одновременных действиях по мотивам комедии А.П. Чехова "Чайка"

                ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Часть парка в имении Сорина. По широкой аллее, ведущей в глубину парка, прохаживаются Маша и Медведенко. Только что зашло солнце, чтобы не видеть ночных непотребств.

     Медведенко (приподнимая подол Машиного платья). Отчего вы всегда носите чёрные трусики?
     Маша (отстраняясь). Это траур по моей утраченной девственности.
     Медведенко (скептически). И как же давно вы её утратили?
     Маша. С рождения. Я родилась падшей женщиной. И до сих пор не могу подняться.
     Медведенко. Вы всё время говорите какими-то аллегориями.
     Маша. Неправда! Я говорю словами.
     Медведенко. Вы слишком часто трепитесь с Треплевым. Он недостоин вас!
     Маша. Снова неправда! Константин Гаврилович достойнейший человек. Он всем демонстрирует своё достоинство.
     Медведенко. Я видел, оно у него не велико.
     Маша. Я привыкла довольствоваться малым.

                Медведенко подходит ближе и проникает рукой под её платье.

     Маша. Что вы делаете?
     Медведенко. Нащупываю тему для продолжения беседы. (Внезапно со страстью.) Я не хочу, чтобы вы от меня что-то скрывали, между нами не должно быть тайн. Я устал от вашей холодности и хочу почувствовать, как вы растаете и потечёте. (Интенсивно двигает рукой, слышатся хлюпающие звуки). Теките, Маша, теките!
     Маша. Ах! (Падает в высокую траву). Как низко я пала!
     Медведенко (ложась рядом). Долой эту траурную материю! (Срывает и отбрасывает в сторону Машины трусики).

             Появляется Треплев, что-то бормоча под нос. Маша хочет привлечь его внимание.

     Медведенко (шёпотом). Не отвлекайте его, он сочиняет новую пьесу! (Взбирается на Машу и начинает активно двигать тазом).
     Треплев (декламирует вполголоса). Люди, львы...
     Маша (возбуждённо). А-а!
     Треплев. ...орлы и куропатки...
     Маша. А-а!
     Треплев. ...крокодилы, бегемоты...
     Маша. А-а!
     Треплев. ...обезьяны, кашалоты...
     Маша. А-а!
     Треплев. ... и зелёный попугай... (Уходит.)
     Медведенко (продолжая совершать возвратно-поступательные движения). Кончайте, Маша! Кончайте пренебрегать мною. Вы должны почувствовать во мне человека, почувствуйте меня, Маша! (Убыстряется, но внезапно соскакивает, подбегает к кустарнику и спускает под него.) Извините, я бедный учитель и пока не могу позволить себе прожорливого потомства.

                Слышится выстрел.

     Маша (испуганно). Что это?
     Медведенко (иронически). Это, должно быть, ваш любимый Константин Гаврилович снова стреляется. Сегодня как-то рановато. (Уходит.)

            Снова появляется Треплев. В одной руке у него ружьё, в другой убитая чайка.

     Треплев (тщательно разглядывая чайку). Нет, это не утка! (Замечает Машу и подходит к ней.)
     Маша (краснея, оправляется). Зачем вы убили чайку? Жалко птичку.
     Треплев. Спутал её с уткой. (Ложится рядом с Машей и пытается её обнять.)
     Маша. А меня вы ни с кем не путаете?
     Тригорин. Как я могу вас с кем-то спутать, Нина! (Лезет рукой под платье.)
     Маша (печально). Вы нездоровы... (Постепенно возбуждается, закатывая глазки.)

                С противоположной стороны сцены входит Тригорин.

     Треплев (в отчаянии). Он, снова он! Нет, это невыносимо, я больше не выдержу! (Убегает.)
     Тригорин (записывая в книжку). Не курит, не пьёт, равнодушен к женщинам. Живой труп.
     Маша (в отчаянии). Я несчастна! (Пытается незаметно дотянуться до трусиков.)
     Тригорин (продолжая записывать, замечает лежащую Машу). Вам было нехорошо?
     Маша (смущённо). Как вам сказать... Скорее, обратное... Что это вы пишете?
     Тригорин. Так, сюжет для небольшого рассказа.
     Маша. Эротического?
     Тригорин (слегка краснея). Почему вы так решили?
     Маша. Ну, вы же знаменитый писатель, а в наше время легко прославиться только в этом жанре.
     Тригорин. Вы не читали моих книг?
     Маша. Я не читаю авторов, с которыми знакома. Не хочу портить своего представления о них.
     Тригорин. А Треплева вы тоже не станете читать?
     Маша (дрогнувшим голосом). Это другое... Произведения Константина Гавриловича никогда не принизят его в моих глазах, даже если окажутся бездарными.
     Тригорин (натыкается на трусики). Это не ваши?
     Маша (в свою очередь краснея). Да, кажется, мои. Случайно обронила...
     Тригорин (поднимает трусики, демонстративно подносит к носу, нюхает и убирает в карман). Я сохраню их на память о нашем знакомстве. (Склоняется над Машей и проникает рукой под подол платья.)
     Маша (ещё больше краснея и пытаясь сомкнуть колени). Что вы там ищете?
     Тригорин (непринуждённо). Вдохновения. Я черпаю его повсюду. Вижу вот облако, похожее на женскую грудь. Думаю: надо будет упомянуть где-нибудь в рассказе. Ну и о другом...
     Маша (раздвигая колени). Что же, ради творчества...
     Лопахин (вбегая с другого конца сцены). Поздравьте меня, я приобрёл вишневый сад!
     Тригорин (холодно, убирая руку). Вы, кажется, ошиблись имением, голубчик.
     Лопахин (осматриваясь). Совершенно верно. Прошу прощения! На радостях принял лишнего. (В смущении уходит.)
     Тригорин (решительно засовывает руку между Машиных ляжек). Да вы совсем промокли! Так и простудиться недолго, а потом заболеть. (Двигает рукой.)
     Дорн (входя). Кто здесь болен? Я доктор! (Тригорину нервно) Что вы делаете? Куда вы залезли?
     Тригорин (не отрываясь от Маши). Для акушера с вашим стажем вопрос довольно странный.
     Дорн (гневно). Для женатого мужчины поступок ещё более странен!
     Тригорин. Вам-то что за дело?
     Дорн. Она моя дочь! (Кричит в глубь сцены.) Полина!
     Треплев (быстро проходит от одного края сцены к другому, непрерывно повторяя). Мировая душа, мировая воля, мировая Нина... Мировая душа, мировая воля, мировая Нина... (Скрывается. Слышен выстрел.)
     Дорн (всматриваясь вдаль). Кажется, Константин Гаврилович застрелился!

Маша вскрикивает и лишается чувств. Тригорин пытается воспользоваться ситуацией.  На него бросается Дорн.

                Занавес.

                ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

Развивается параллельно первому действию. Одна из комнат в господском доме Сорина. Аркадина и Нина беседуют, сидя на широком диване.

     Аркадина. Вы обязаны поступить на сцену! С такою наружностью, с таким чудным голосом, с такой фигуркой! (Внимательно разглядывает её фигуру.)
     Нина. О, это моя мечта! (Вздохнув.) Но она никогда не осуществится.
     Аркадина. Отчего же?
     Нина. Моя покойная мать не оставила мне ни копейки. Отец заново женился, и теперь мачеха не хочет отпускать меня. Она и сюда запретила мне приезжать.
     Аркадина. Бедная дитя! (Обнимает её). Почему она так жестока?
     Нина. Я не понимаю. Она всюду следит за мной, иногда мне кажется, что она уделяет мне слишком много внимания.
     Аркадина (поглаживая Нину по спине). Возможно, она таким образом проявляет материнскую заботу?
     Нина. Но я уже не маленькая девочка!
     Аркадина (разглядывая её грудь). Разумеется. Вы взрослая и очень красивая девушка.
     Нина. Вот и мачеха так говорит. И смотрит на меня как-то по-особенному. Она убедила отца спать в разных комнатах под каким-то несущественным предлогом. Глубокой ночью она стучится в мою дверь...
     Аркадина (опуская руку на талию). Чего же она хочет?
     Нина (смущённо). С её слов, нежности, ласки... У неё нет своих детей, и всю свою любовь она якобы желает перенести на меня.
     Аркадина (перемещая руку ниже талии). Милая девочка... У меня нет дочери, сын - это совсем другое, в нём нет той нежности, хрупкости, девичьей непосредственности... Я тоже хотела бы излить на вас свою материнскую ласку. (Нежно целует её в щёку.)
     Нина. Вы напоминаете сейчас мою мачеху. Она тоже начинает целовать меня, гладить, когда ложится ко мне в постель, а потом...
     Аркадина. Что потом?
     Нина (краснея). Она делает странные вещи, которые я скорее ожидала бы от мужчин...
     Аркадина. Что же она делает?
     Нина. Она начинает гладить рукой моё обнажённое бедро.
     Аркадина (гладит ладонью её накрытую подолом ляжку). Вот так?
     Нина. Почти. Сквозь ткань это ощущается не так... возбуждающе...
     Аркадина (откинув подол её платья, начинает гладить ляжку с внутренней стороны). А так?
     Нина (тяжело задышав, непроизвольно разводя ноги). О да... Это странно, очень странно, удивительные ощущения...

                Слышится выстрел.

     Нина (испуганно). Что это?
     Аркадина (спокойно). Это Костя, наверное, стреляет по птичкам. В последнее время он пристрастился к этому нелепому занятию.
               
Аркадина продолжает гладить ляжку, постепенно подбираясь к белым трусикам Нины. Нина успокаивается и снова начинает тяжело дышать.

     Аркадина. Милая, вы когда-нибудь играли с собой в уединении?
     Нина. Да, я не раз представляла себя играющей на сцене. Однажды я так вжилась в роль Офелии, что едва не утонула...
     Аркадина. Я не об этом. (Кладёт ладонь поверх её трусиков и начинает массировать пальцами область клитора.) Есть вид удовольствий, которые мы способны получать без участия мужчин.
     Нина. Моя мачеха говорила о том же. Но... я никогда не решалась... Мне казалось это богопротивным...
     Аркадина. Богопротивно вступать в связь с женатым мужчиной, а затем убивать несчастную жизнь в собственном чреве. (Проникает ладонью под трусики.) А это всего лишь невинная забава, которая никоим образом не грозит вам потерей чести. Для будущего супруга вы останетесь такой же чистой. (Кладёт другую ладонь на грудь Нины.) Уговорите вашу мачеху посетить нас, я переговорю с нею наедине и, надеюсь, сумею убедить не только отпускать вас к нам, но и бывать самой. Поверьте, я умею убеждать... (Активно орудует рукой в промежности Нины, одновременно тиская её сосок.)

Нина закатывает глаза и откидывается на спинку дивана, Аркадина склоняется к ней и страстно целует в губы. Входит Треплев.

     Треплев (изумлённо). Мама!

Покрасневшая Нина вскакивает, оправляет платье и быстро выбегает, опустив голову.

     Аркадина (с досадой). Приличные люди стучатся.
     Треплев. Приличные люди не совершают поступков, которые следует таить. Выходит, мои смутные подозрения оказались верны? Помню, две балерины жили тогда в том же доме, где мы... Ходили к тебе кофе пить... Затем ты уединялась в спальне с каждой из них... Я слышал звуки, странные звуки... Но я не мог поверить... А как же Тригорин?
     Аркадина. Хочешь знать правду? Тригорин мой занавес. Он знаменитый писатель, я знаменитая актриса. Наш мнимый роман привлекает внимание газет, вызывает интерес у публики. Поэтому мы вместе. И поэтому я смотрела сквозь пальцы на его многочисленные интрижки с почитательницами его творчества.
     Треплев. А мой отец?
     Аркадина. Я терпела его ради тебя, мне хотелось иметь ребёнка. Но после твоего рождения я рассталась с ним без всякого сожаления.
     Треплев. И бросила меня здесь, как наскучившую куклу! Но Нина, Нина... Ты не могла не замечать, что я... (Плачет.)
     Аркадина (нежно). Глупенький мальчик! Я всего лишь хотела развить эту девочку, пробудить в ней иную страсть, помимо страсти к сцене, привязать её к нашей семье. А затем я передала бы её тебе из рук в руки.
     Треплев. Я не просил тебя об этом!
     Аркадина. А разве ты просил кормить тебя грудью? Мать сама способна угадать желания своего сына.
     Треплев. Врёшь, всё ты врёшь! Ты развращала её для себя, театральная кривляка!
     Аркадина (гневно). Киевский мещанин! Приживал! Взгляни на себя, оборвыш, разве ты заслуживаешь любви такой девушки? Тригорин преуспеет в этом деле быстрее тебя. Он талант, а кто ты? Бездарный автор глупых пьесок! (Цитирует насмешливым тоном.) "Общая мировая душа... царство мировой воли..." Мировой шедевр! Тьфу!
     Тригорин (начинает бегать по сцене, непрерывно бормоча). Мировая душа, мировая воля, мировая Нина... Мировая душа, мировая воля, мировая Нина... (Убегает.)

          Аркадина, продолжая сидеть на диване, подносит к ноздрям пальцы правой руки, ещё хранящие запах Нины, и шумно вдыхает воздух. Затем раздвигает ноги и проникает рукой под подол своего платья. Слышится выстрел. Аркадина вздрагивает и в испуге бросается к окну.

                Занавес.

                ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ

Развивается параллельно первому и второму действиям. Другая часть парка в имении Сорина. Сорин сидит в коляске, которую везёт Яков. Рядом идёт Тригорин с записной книжкой в руке.

     Тригорин (записывая в книжку). Нюхает табак и пьёт водку... Всегда в чёрном белье. Её любит учитель...
     Сорин. Это вы про Машу? Странная девушка. Конечно, бывают разные характеры... Вот служил в моём ведомстве один человек, вполне здоровый и молодой, так, представьте себе, совершенно ненавидел табак и не питал пристрастия к алкоголю, даже прикоснуться брезговал. И к женщинам... Как вам сказать... Проявлял полную индифферентность... Мы между собой прозвали его живым трупом, как у Толстого. Я же в свои шестьдесят лет хочу жить и потому пью за обедом херес и курю сигары и всё. Разве что не женился... (Помолчав.) А у вас, должно быть, много поклонниц?
     Тригорин. Я предпочитаю называть их читательницами, это звучит солиднее и более... уважительно. Поклонницы обычно окружают бездарей, производящих дешёвый фурор.
     Сорин (нараспев). Читательницы, почитательницы... Каламбур. Да-с. (Смеётся, но быстро переходит к серьёзному тону.) Я, видите ли, в курсе некоторых наклонностей моей сестры... (Спохватившись, Якову). Ступай, голубчик, у Ильи Афанасьевича наверняка найдётся для тебя дело.

                Яков уходит.

     Сорин. Так вот. Мне известно, что ваши отношения являются для неё в некотором роде ширмой... Или занавесом, как она любит выражаться на свой театральный манер. Я хотел бы понять, не является ли для вас этот... альянс... своего рода... занавесом... (Испытующе смотрит на Тригорина.)
     Тригорин (холодно). Нет, ваше превосходительство, я не по этому ведомству.
     Сорин (покраснев). Да, я так и предполагал. (Ёрзает в кресле, испытывая неловкость).

                Слышится выстрел.

     Сорин (вздрогнув). Что это?
     Тригорин (немного иронически). Кажется, выстрел. Вероятнее всего, ваш племянник развлекается на озере. Вчера я наблюдал его за аналогичным занятием. Простите, но ко мне вопиёт незаконченная повесть. (Уходит.)
     Сорин (один). Как-то неловко получилось...
     Медведенко (вбегая). Казните меня, я совершил дурной поступок!
     Сорин (испуганно). Что такое?
     Медведенко (страстно). Впервые в жизни я решил притвориться кем-то другим, надел чужую маску скептика и сам увлёкся этой ролью!
     Сорин. Вы очень темно изъясняетесь.
     Медведенко (цепляясь за фразу). Темно... Да ... Именно... Я не мог сдержать себя, я даже не представлял, насколько возбуждающе действует на меня чёрное нижнее бельё! Этот контраст с белизной её кожи... И сам тёмный покров, символ некоей тайны, в которую немедленно хочется проникнуть! (Ходит возбуждённо вокруг коляски.)
     Сорин (тихо). Он не в себе.
     Медведенко (горячо). Я овладел ею! На меня словно помутнение нашло. Её чёрные трусики воздействовали, словно красная тряпка на быка. О, проклятый фетиш! Это низко, подло... (Останавливается.) Но ведь она стонала... Слышите? Она стонала подо мной! Значит, я смог, сумел затронуть... Может, ещё ничего не потеряно... Я вернусь, паду к её ногам...
     Сорин (укоризненно). Семён Семёныч! Стоит ли мучить себя? Эта девушка не для вас. Вы учитель, интеллектуально развиты, практичны - качества, редко свойственные женскому полу. (Берёт его за руку.) Нам, мужчинам, проще понять друг друга...
     Медведенко (не слушая). Я опасаюсь за Машу! В доме заряженное ружьё...

                Слышится выстрел.

     Медведенко (в ужасе). Не может быть! Она не перенесла позора! Маша! (Убегает.)
     Сорин (глядя вслед). Милый мальчик, он всегда мне нравился. Если он сумеет добиться руки Марьи Ильиничны, то будет наверняка несчастлив в браке. А жаль. И всё же кто там стрелял? Нет, нужно отвлечься от этих волнений и всё! (Громко зовёт Якова.)

                Занавес.

                ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЁРТОЕ

Развивается параллельно первому, второму и третьему действиям. Дом управляющего в имении Сорина. Полина Андреевна и Дорн беседуют, сидя за столом.

     Полина Андреевна (грустно). Последнее время вы стали редко бывать у нас.
     Дорн (пожимая плечами). Это естественно. Люди болеют, им нужна моя помощь.
     Полина Андреевна. Мне тоже нужна ваша помощь. Я стала плохо спать по ночам, меня одолевают нервические припадки.
     Дорн (досадливо). Э! Ну, принимайте валериановые капли. (Напевает.) "Не говори, что молодость сгубила".

                Пауза.

     Полина Андреевна. Чем больше проходит времени, тем ярче в моей голове картины нашего романа...
     Дорн (удивлённо). Но это было так давно, более двадцати лет назад!
     Полина Андреевна. Я не могу забыть. Своими ласками вы доводили меня до исступления. С мужем я не испытывала ничего подобного.
     Дорн (снова пожимая плечами). Знание анатомии...

                Пауза.

     Полина Андреевна. Маша ваша дочь.

                Пауза.
 
     Дорн. Отчего вы не сказали раньше?
     Полина Андреевна. Я не знала, как вы отнесётесь к этой новости. Вы были независимы, свободолюбивы, я не хотела, чтобы ребёнок насильно привязывал вас ко мне, это могло плохо кончиться...
     Дорн (укоризненно). Вы должны были сказать.
     Полина Андреевна. Тогда же подвернулся этот поручик, словно сами небеса даровали мне возможность скрыть свой позор. Я надеялась уехать с ним далеко, чтобы никогда не видеть вас... И не страдать... Но он вышел в отставку, получил должность управляющего у Сорина. Превратности судьбы...
     Дорн. Почему же вы сейчас открылись мне?
     Полина Андреевна. Я опасаюсь за Машу. Она страстно влюблена в Константина, я боюсь, чтобы она не повторила мой путь. Муж полностью увлечён хозяйством, ему нет до нас никакого дела. Вы могли бы... присмотреть за Машей...
     Дорн. Но Константин Гаврилович совершенно равнодушен к ней.

                Слышится выстрел.

     Полина Андреевна (испуганно). Что это?
     Дорн. Это он палит по чайкам. Я только что встретил его с ружьём возле озера.
     Полина Андреевна (с облегчением). Слава Богу! Я подумала, что он снова... Он начал странно вести себя, путает имена, лица... Недавно он назвал Машу Ниной. Поэтому я боюсь. Они могут остаться наедине... Молодая кровь... Сами понимаете... За ней ухаживает Медведенко, он бедный учитель и, конечно, не пара ей, но он мог бы стать её спасением. В случае чего...  (Встаёт, подходит к Дорну и заглядывает ему в лицо.) Женя...

Дорн протягивает руку, касаясь её груди, и начинает мять сосок сквозь ткань платья. Полина Андреевна закатывает глаза.

     Шамраев (входит). Она снова требует лошадей! Где я их возьму? И собака! Как можно её отвязать, когда кругом одни воры?

                Дорн поспешно уходит, не прощаясь.

     Шамраев (глядя ему вслед). Что-то доктор зачастил к нам.
     Полина Андреевна. Он приходил справиться о моём здоровье. Осмотрел грудь, в последнее время она у меня побаливает.  Напротив, он бывает так редко...

                Пауза.

     Шамраев. Константин Гаврилович подстрелил чайку. Конечно, она не домашняя птица, но всё же убыток...

Полина Андреевна закрывает лицо ладонями. Голос Дорна из глубины сцены: "Полина!"

     Полина Андреевна (радостно). Он зовёт меня! (Убегает.)
     Шамраев (один). А где я возьму хомуты? Где я возьму хомуты? Это удивительно! Это непостижимо!

                Слышится выстрел.

     Шамраев. Опять не бережёт патроны! А чем отпугивать воров?

                Занавес.


Рецензии