Талант, отмеченный признаками гениальности

Эрнст Ингмар Бергман (Ernst Ingmar Bergman) - всемирно признанный и известный шведский режиссер театра и кино, писатель, сценарист, актер, оператор и продюсер, ставший при жизни классиком кинематографического модернизма.

Родился 14 июля 1918 года в Уппсале в семье пастора, где получил строгое религиозное воспитание и подвергался телесным наказаниям. Травмирующий опыт детских лет стал материалом для многих его фильмов. Уже с раннего возраста он понимал, что жизнь и смерть связаны между собой, как две стороны одной медали.

Бергман касался религиозных тем несколько агрессивно — вновь и вновь задавался вопросами христианского характера, а также философскими вопросами бытия. Но главным, и определяющим, моментом является его способность как мастера переносить действие из мира бытовых вещей в иную реальность, где история уже становится притчей, а детали метафорами. Ингмар Бергман считал, что талант режиссера заключается в возможности этого не простого, но безболезненного перехода.

На первое место в картинах режиссера выходит внутреннее переживание человека, его мысли и миропонимание. Он затрагивает проблематику существования человека как самоцель, идею абсолютной свободы человека, кризис цивилизации и религии.

Религиозная проблема для меня — интеллектуальная проблема (с.) Ингмар Бергман
Фильм «Седьмая печать» (1957)


В 1957 году Ингмар Бергман подарил миру картину, что принесла ему всемирную известность. В этом фильме мы видим, как рыцарь Антонио Блок возвращается из десятилетнего крестового похода на родину, где свирепствует чума.



«Крестовый поход — такая чушь, до какой только и мог додуматься самый отъявленный идеалист.» (с.) «Седьмая печать»


Прагматичный и саркастичный оруженосец Йенс смотрит на мир скептически, не веря ни в Бога, и в черта. В отличие от него Антонио вначале своего пути был тверд в своей вере, но со временем его вера пошатнулась. Так начался его путь по поиску себя и Бога, но если бы не встреча со смертью, путь его был бы бессмысленней и дольше.



«…— Смерть: Когда тебе надоест задавать вопросы?



— Рыцарь: Никогда не надоест.



— Смерть: Но ответа ты не получишь.



— Рыцарь: Часто мне кажется, что задать вопрос даже важнее.» (с.) «Седьмая печать»



В сегодняшнем постсекулярном мире, где разнообразные религии и культы обретают новую силу, двойственность картин Ингмара Бергмана — одновременно богоискателя и богоборца — вновь становится актуальной.

Каждый герой, группа героев или безликая толпа дают нам пример отношения к вопросу о смысле жизни. А Бергман дает пищу для размышлений: как характер, темперамент и социальное положение героя влияют на его точку зрения.

«Седьмая печать» история, рассказанная мастером аллегории на простую тему: человек и поиск бога, несмотря на сомнения о том, что же значит слепая вера — проявление любви к ближнему или паразитирование на страхе.

Бергман верит в человечество и дает ему надежду. Быть может поэтому смерть не замечает, как самая обычная семья бродячих актеров сбегает с этого наполненного хаосом мира.



«Вера — это такая мука, все равно что любить того, кто во мраке и не являет лица.» (с.) «Седьмая печать»



Такие фильмы надо смотреть на одном дыхании, чтобы не растерять послевкусия.

Каков итог? Ответа на вопрос есть ли «Бог», или существует только «Пустота» - нет. Это возможно будет лишь узнать на пороге смерти. Но перед тем как Смерть протянет руку, стоит сделать как можно больше добрых дел.

Нomo elinguem - человек молчащий
Фильм «Персона» (1966)



«Слова переживают такую же инфляцию, как понятия пустота, одиночество, боль, отчужденность, беспомощность.» (с.) «Персона»



В "Персоне" (1966) Б. Андерсон в дуэте с Л. Ульман создают сложную психологическую картину взаимоотношений двух женщин: медсестры, которая постоянно не умолкает, и пациентки, которая молчит на протяжении всей картины.

Элизабет Фоглер — молодая и преуспевающая, узнаваемая в кругу почитателей актриса театра по собственной воле отказывается идти на контакт с окружающими. Сохраняющая молчание на протяжении нескольких месяцев, женщина заточает себя в психиатрическую лечебницу, где, однако, психических или волевых отклонений доктора у неё обнаружить не в силах. Для оказания мнимой пациентке посильной помощи и наблюдения за общим её состоянием к женщине приставляется вдохновлённая жизнью и юностью молодая медсестра Альма. Вдвоём девушки отправляются в уединённую обитель на побережье, постепенно между ними устанавливаются весьма доверительные отношения, но и тогда Элизабет не обнажает перед подругой души, сокрытой от неё покровом безмолвия…



«Многие считали, что я отличная слушательница. Смешно, не правда ли? Я хочу сказать, что никто никогда не поинтересовался выслушать меня. Я имею в виду так, как ты это делаешь сейчас. Ты ведь слушаешь меня.» (с.) «Персона»



Молчание Элизабет представляет собой словно бы нарочитый отказ от интерпретации внешних событий, условий, диктуемых внешне. Альма исповедуется перед подругой снова и снова, вновь и вновь щеголяет детскими, по сути, амбициями и такими же по-детски непосредственными прегрешениями буйно расцветающей юности.

Является ли молчание выходом? Железобетонные ухмылки вкупе с пенопластовой вежливостью рано или поздно воздействуют только лишь на привязанную к Элизабет наивную Альму. Актрисы играют глазами и делают это всё с той же болезненностью, сливаясь всё пуще по мере кульминации фильма, но обостряя при этом своё изначальное, тоскливое одиночество.

Фильм «Персона» любопытен приемами зонирования и монолога. В эпизоде мы видим подобие зеркала: половина лица освещена лучами солнца, а другая в тени – это показатель двойственности человеческой личности. Мы слышим слова: «Нет! Я это не ты! Я не могу быть тобой!», и две половины лиц сливаются в одно.



«Она опускает большую, немного влажную руку, испещренную длинными синими прожилками, - тяжелую, красивую руку, которая кажется старше ее еще молодого лица.» (с.) «Персона»



Что же есть Персона? Это по сути всего лишь маска и «ничто». Она не заменит настоящую душу человека. Слово «персона» происходит от латинского - отстраненность и отчужденность и после просмотра фильма мы приходим к выводу, что слава и успех не спасают от чувства одиночества, и человек сживается с маской той роли, которую он играет в социуме. Тогда наступает немота.

Одиночество — это некий абсолют… (с) Ингмар Бергман
Фильм "Шепоты и крики" (1972)



«Слышите? Кто-то плачет. Разве вы не слышите? Всё время кто-то плачет.» (с.) «Шепоты и крики»



Сюжет фильма разворачивается в старинном родовом поместье в Швеции начала прошлого века. Две сестры наблюдают мучения находящейся с ними в сложных отношениях третьей сестры, получающей временное успокоение только в объятиях верной служанки. Бергман показывает, как женщина, разрываемая агонией, умирает вовсе не от болезни, а от нелюбви и не внимания близких людей. Сухие, безразличные, полные пренебрежения, сёстры если и способны позаботиться о, казалось бы, близком человеке, то лишь на уровне формальных, суетливых действий; для них умирающая родственница — обуза, и, если они о чём-то и сожалеют, то разве что об отдельных моментах прошлого, связанных с ней. И им, опять же, противопоставлена служанка Анна, которая может по-настоящему любить и сопереживать.



«Побудь со мной, пока этот ужас не кончился. Вокруг меня пустота.» (с.) «Шепоты и крики»



Давящая, тягучая, напряжённая атмосфера «Шёпотов и криков» подчёркивается контрастной цветовой гаммой. Обилие кроваво-красного цвета стен, полов и штор, сочетающегося с белизной платьев и одеял, чернотой костюмов и траурных вуалей, дополнительно воздействует на психику и в то же время подчёркивает, как мучительное ожидание конца, так и напряжённые отношения между персонажами.

Каждая вещь в кадре, словно тихо и медленно умирает под оглушительное тиканье фамильных часов, отмеряющих приближение вечности. Вкупе, получилась картина, перешагнувшая художественные рамки и вступившая в область экзистенциального, личностного бытия зрителя. Единственная сцена, где обстановка слегка разряжается (природной нежностью зелени) – в которой нам показывают счастливые воспоминания Агнес о прогулке в саду со своими «добрыми, хорошими сестрами», записанные в ее дневник.

Эпизод выражает отношение Бергмана к творчеству и памяти как спасению от смерти и единственному, что останется после нас.

Пожалуй, это одно из самых безжалостных произведений мирового кинематографа, поэтому маниакально шептать о ее гениальности или громогласно кричать ей панегирики как-то неуместно.

Кинематограф с своим сложным процессом рождения — мой метод обращения к людям. (с.) Игмар Бергман
Классик мирового кинематографа умер летом 2007 года. В Швеции Бергман известен и как писатель, автор тринадцати пьес, сотен эссе и статей и его первенство в шведском кино осталось неоспоримым на протяжении сорока лет. Всего режиссером было создано свыше 50 картин.

Ингмар Бергман – идеальное воплощение национального гения. Следует добавить, что именно Бергман как раз и сумел поставить шведские мотивы в связь с общеевропейским движением художественной мысли, сумел предать им особую остроту и общезначимость. Он перестал активно снимать в начале восьмидесятых, а именно тогда распространились разговоры о «смерти кино», о том, что оно исчерпало себя как искусство.


Рецензии
Немного странно, упомянув об актуальности Ингмара Бергмана «в сегодняшнем постсекулярном мире», не назвать один из его самых актуальных фильмов на сегодняшний день - «Стыд» (1968). Какой-то заговор молчания, совсем как в издании его избранных фильмов на 3 DVD, где фильм также отсутствует.

Вольфганг Браузер   08.06.2020 00:02     Заявить о нарушении