Улочка Липовая, размышления о дереве

               
                Читая Галину Лагутину


 В моем родном городе Симферополе, в самом центре города, среди,улиц, гремящих именами революционеров, ( улица Ленина, Карла Маркса, Дзержинского, Розы Люксембург, и тьма подобных имен), затесалась крохотная тенистая улочка с удивительным названием "Липовая"!
 
  Впервые я попал на эту улочку в детском возрасте, когда мой дедушка Самуил привел меня сюда к доктору со смешным именем "УХОГОРЛОНОС".
 Мы шли с ним по знакомому мне проспекту Кирова, главной магистрали города, соединявшей две рыночные площади, шумной, пыльной, наполненной гарью машин,  загруженной до предела транспортом и людским потоком и залитой ослепительным полуденным солнцем. Вдруг дедушка свернул в сторону, и внезапно мы оказались в тишине и безлюдье!
 Я был поражен: мы, словно в воду, нырнули в прохладу густой тени высоких деревьев, сомкнувших над улочкой шатром свои кроны, а воздух благоухал медовым ароматом от удивительных цветов, который привел меня в восторг!
Круглые световые пятна, прорвавшегося сквозь листву на гранитную мостовую солнца,
 напоминали россыпь медных монет, и было что-то загадочное в в таинственном молчании одноэтажных старинных особняков по обеим сторонам улицы, в котором громко отдавались наши шаги!
За  высокими  зашторенными окнами возникли в моем воображении персонажи из иллюстраций дореволюционного журнала "Нива",подшивка которого хранилась у дедушки, и которую я обожал листать, не стесняясь ЯТЕЙ и ИЖИЦ...

 С малых лет дедушка Самуил был у меня наставником, занимался со мной и днем, и вечером: родителям, озабоченным делами, не было времени для меня, бабушка вела домашнее хозяйство большой семьи, а дедушка был на пенсии, и с удовольствием возился со мной. Он привлекал меня ко всем домашним делам, и на мои вопросы отвечал пространно,"по взрослому"...
 Вот и сейчас, когда мы окунулись в поразившую меня атмосферу улочки, как только спросил: "Дед, чем пахнет?", он тут же провел мне целый урок естествознания!
 "Это, Валя,  пахнет  липа! Замечательное, во всех отношениях, дерево! Когда-то на склонах крымских гор были целые липовые рощи! Но это было давно, еще нашего
 Сиферополя не было! А после того, как императрица Екатерина завоевала Крым,  началось бурное строительство, и  древесина липы пришлась по вкусу промысловикам! видишь, какие стволы у нее, стройные, высокие!
 Те деревья, что ты видишь, - ровесники города, раньше в Симферополе их было много, но вырубки были нещадные, когда город строился! Эта улочка чудом сохранилась, это -целое достояние города!"
 
   Дед Самуил в молодости работал по лесному ведомству, о крымских лесах мог рассказывать бесконечно,а само слово "ДЕРЕВО" боготворил!
 
  Когда мы с ним пилили дрова для изразцовой печи в нашей квартире, он только о дереве и говорил!
   "Человек и дерево повязаны вместе тысячелетиями!" - не уставал повторять он вновь и вновь, -"Древние мудрецы говорили: "Человек в жизни обязан сделать  три вещи: построить дом, посадить дерево и вырастить сына!"
А я бы сказал, Валя, сначала надо посадить дерево, без которого дом не построишь!Подрастешь, из священных книг узнаешь,что создатель человека сразу же посадил для него райский сад  Эдем,с плодоносящими деревьями, для пищи и красоты!
  А сейчас мы с тобой топливо из дерева для дома готовим!"
 Ну, и тому подобное...
 
 А однажды загадку задал: что дает дерево человеку?
  И то, я перечислял, и другое, даже кислород вспомнил, уже в этом грамотным был!
 А дед все улыбался: а еще, а еще? А потом напомнил: А чем тебе понравилась улица
 Липовая?
 И тут меня осенило: тень!! "Вот!- сказал дед Самуил,- Представь, идет караван по пустыне, люди солнцем измотаны, и вдруг по дороге оазис, несколько деревьев, и спешат, спешат путники окунуться в благостную тень!Какое счастье!
Дерево, как и все,СУЩЕЕ,  несет миру и свет, и тень!  Свет и Тень!"



  Много-много лет спустя, оказавшись в Израиле, я часто вспоминал своего мудрого деда, когда наступал праздник Ту би Шват,(пятнадцатое число месяца шват по еврейскому календарю.) Этот день здесь   считается Новым годом Деревьев...
  По всей стане в Ту би Шват люди выходят на посадку деревьев, и все лесные массивы в этой пустынной стране рукотворны!
 Дедушка рассказывал мне, что в местечке, в Белоруссии, где проходило его детство, в каждой, даже очень бедной семье, всегда в доме была копилочка, куда   клали пожертвования на лесонасаждения в Израиле, они  потом передавались в Еврейский национальный фонд озеленения, сокращенно ККЛ.
За многие годы, начиная с пионеров первых поселений, из которых воссоздавалось впоследствии еврейское государство, с помощью ККЛ было высажено более 240 миллионов деревьев, возникло 1000 парков ,много водохранилищ, плотин...
 И каждый раз, когда в летнее изнурительное  пекло я, шагая по раскаленному тротуару, ищу теневые острова под кронами деревьев, перед моими глазами возникает тенистая прохладная улочка Липовая в городе моего детства.
       Послесловие.
   Замечательную цитату, можно сказать, Гимн липе, нашел я в интернете!
 Доктор биологических наук Б.В. Гроздов писал, что липа в российских городах по праву занимает первое место среди деревьев, и почитается не меньше, чем пальма у арабов, оливковое дерево у греков и смоковница у индусов!
 Липа быстро растет, хорошо переносит засуху, пересадку, обрезку. Она холодостойка, теневынослива, да еще, плюс ко всему, дымо-газо- и пылеустойчива. А запах? А декоративность? Возьмите осень!
 Все деревья стоят уже голые, а липа все еще в веселом рыжем сарафане. Раскрашивается она постепенно, не торопясь. Почти месяц держатся в кроне яркие мазки осени, а под конец все дерево как желтый прощальный факел, который вот-вот погасят осенние холодные ветры. Зимой, на фоне голубоватого снега, красивы мощные, почти черные стволы и замысловато переплетенные темные ветви.
 Весной дерево щеголяет красными прилистниками и нежной зеленью распускающихся почек. Ну а летом липа словно прекрасная женщина в пору расцвета своей любви. Воплощенная щедрость и очарование.
     Липа цветет. И опять над бульваром
     Будто разлит одуряющий мед,
     Будто охвачен пахучим пожаром
     Город, в котором липа цветет.
 
         Я добавил к этому свою израильскую шутку:

         ТЕНЕВОЙ ФИЛОСОФИЗМ.

      Акации, эшЕли, ели -     (1)
     Источники желанной ЦЕЛИ! (2)
     Ах, как приятно в знойный день
     Нырнуть в пленительную тень!!!
          *     *    *

          Примечания:
      (1) Эшель -  тамариск, -дерево,широко распространенное на юге Израиля.
      (2) тень - на иврите, - ЦЕЛЬ!


 


Рецензии
Сегодня мы уже здоровались, так - что приступлю к сути. Очерк чудесно воспели липу. Это дерево очень хорошо поддается обработке Потому потемкинские завоеватели и стали применять ее для строительства своих хибарок. Липовую древесину очень любили резчики по дереву. Она хорошо подходила для изготовления поддельных штампов и печатей. Поэтому и стали называть подделки "ЛИПОЙ"
В поборке "Зарисовки" у меня есть очерк "Пышное золото осени". Он перекликается с твоей темой. С приветом.

Артем Кресин   14.06.2020 10:38     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.