Слово о собаке и лошади

    Шестилетний  ризеншнауцер – черный Гигантский Бородач.
    Его – коренного городского жителя, прогулки по улицам города не впечатляли. Прохожих он не замечал, за исключением тех, кто пугался его вида. Он их сразу узнавал и начинал интересоваться – с чего бы это? И, в свою очередь, реагировал соответственно, в зависимости от степени испуга прохожего или прохожей. Кошки и всякая мелочь вроде шпицев, болонок,  просто пинчеров для него как будто не существовали. Это относится и к голубям, воронам и сорокам.
    Врагов у него в ближайшей округе не было, за исключением холеного и злобного кобеля хаски. Этот хаски, как гасконец - мушкетёр из знаменитого романа А. Дюма, не мог согласиться с доминированием кого бы то ни было на своей территории. А своей он считал всё пространство – от края и до края. И ризен – тот ещё доминант.
    Они схлестнулись в смертельной схватке, хаски на ризена напал исподтишка, внезапно и вероломно, без предупреждения типа «Иду на Вы!». Если бы их не растащили те, в чьих руках всегда поводки, они оба с головы до хвостов (правда, ризену хвост купировали в детстве – он у них, ризенов, как нагайка у казачьего атамана) были порваны и перекусаны. Эта схватка была первой и последней. С тех пор их старались не подпускать друг к другу ближе, чем на двадцать пять метров.
    
    Ризеншнауцер любил гулять в поле – на непаханой целине, заросшей высокой, ему по брюхо, травой. Там гнездились куропатки, и ему нравилось их поднимать в воздух, как городские голубятники гоняют своих голубей. Он тихо подкрадывался к их гнездам, и, метрах в десяти, взлетал в воздух. А вы видели взрослого ризеншнауцера во время прыжка вверх и навстречу вам? Зрелище не для слабонервных. Куропатки, забыв обо всем, вспархивали и разлетались, кто куда. А он продолжал заниматься своими делами.
    Собак на это поле не выводили, поэтому он гулял в одиночестве. Правда, иногда туда приходила молоденькая лабрадорша, которая души в нём не чаяла, и ей разрешали с ним поиграть. Они бегали наперегонки, при этом ризен не убегал от неё далеко, давал её так сказать, «фору», кувыркались, прыгали, изображая нападение и защиту(«понарошку»).
    Было интересно наблюдать, как ризен с добродушным покровительством старшего позволял резвиться в своем присутствии этой милой подружке.

    Прямо посередине поле прорезала  проселочная дорога – две хорошо укатанные автомобильными шинами колеи. И однажды он, бродя по зарослям, услышал непонятные звуки, доносившиеся со стороны дороги. Топота копыт он никогда не слышал, и поднял голову, чтобы посмотреть. Что там такое – на дороге. И увидел...
    Видение потрясло его до глубины души. Оно плыло над зарослями, огромное и, красоты невиданной. А он никогда ещё не видел лошади. Она рысью скакала по дороге под седлом, в котором сидела молодая лихая наездница.
    Бросив всё, он рванул к дороге наперерез, выбежал на дорогу перед ними и замер в немом восторге. Лошадь тоже остановилась, и они стали рассматривать друг дружку, что называется, в упор. Что они сказали глазами, неизвестно, но ризен вдруг  спрыгнул с дороги на обочину, и лошадь продолжала свой путь, а он – побежал рядом с ней, не обгоняя, и не отставая. Они бежали рядом, чувствуя друг дружку, лошадь от него не убегала, и он её не преследовал. Они были «в одной упряжке».
    Этот бег рядом с красавицей лошадью доставлял ему удовольствие, которого он до сей поры никогда не испытывал. Бежать рядом с гнедой красавицей под топот её копыт – не это ли мечта каждого ризеншнауцера, в генах которого еще не смолкли предки?
    А лошадь, не вспомнила ли подсознанием дикую ковыльную степь и скачки от горизонта до горизонта под надёжной собачьей охраной  от хищных и кровожадных волков?
    Наездница поняла обоих и решила добавить им удовольствия – пустила хлыстиком лошадь в галоп. И они поскакали. Оба. Лошадь часто  перебирала ногами, а собака летела рядом. Опускаясь передними лапами на землю, она сжималась в комок, тут же отталкивалась задними, и летела в длинном прыжке, распластавшись в полёте. Рядом с лошадью. Кто его знает, что испытывала лошадь, а ризен скакал в самозабвенном упоении.
    Так они проскакали через всё поле, наездница повернула обратно, и возвращались обратно рысью.
    Последний аккорд, если можно так описать этот дуэт. Когда до черты города оставалось метров сто, навстречу им выскочила приземистая скандальная дворняжка с громким заливистым лаем – из тех, что  бросаются чуть ли не под колеса автомобилей, облаивая их такой  же гавкотнёй.
    Ризен черной молнией блеснул  навстречу, не оставляя бедной дворняге никаких надежд  не только на «удачу», но и на само дальнейшее существование. Дворняга мгновенно это поняла, и рванула обратно сразу во все стороны, как куропатки из гнезда.
    А ризен, все ещё фыркая от гнева, подошел к лошади. Она, конечно, понимала, что дворняга – не волк, ничего, кроме удара копытом, ей - дворняге,  не светило, но - кому не приятно чувствовать преданность телохранителя, верность - беззаветную и бескорыстную?
    Лошадь пару раз фыркнула -  не так,  как  про себя и вслух, фыркают снобы, а добродушно, чистосердечно.      
    Зато от наездницы ризен получил благодарность по службе:
    - Молодец, умница, настоящий телохранитель!
    Так состоялось их знакомство, и после этого они часто встречались в этом  поле. Иногда лошадь ржанием объявляла о своем присутствии, как бы приглашая.

    Кто – ни будь,  на всю эту лирику скажет: - Ну и что?
    - А ничего.               
    Только  много вопросов, которые кажутся риторическими, потому что нет на них пока ответа.
    Собака – друг человека, это всем известно. А человек собаке – друг, или банальный хозяин, способный, за ненадобностью,  её продать, выдворить, усыпить, наконец?
    Мы, согласившись с весьма сомнительным утверждением, что человек – венец творения, стали всех живых, но не говорящих, имеющих вместо рук лапы, когти, копыта, ласты, называть братьями нашими меньшими, хотя они появились на планете Земля гораздо раньше нас И относиться к ним соответственно. А что мы о них знаем? Уже замечено, что мы о них знаем очень мало, почти ничего. Нет пока у нас приборов и инструментов для более глубокого узнавания.
    Иногда кажется, что они о нас знают больше, чем мы о них, только не могут рассказать нам всего того, что они о нас думают.
    Может быть, это и правильно. Иначе – где гарантия, что они, как мы сейчас уничтожаем сами себя и их, не начнут уничтожать нас?  Ведь тоже всем известно:
 «В начале было с л о в о"!               


Рецензии
Ах, как здорово!
А у меня теперь собака размером с небольшую лошадь - два в одном. Таких больших собак у меня ещё никогда не было.

Елена Беляева 2   03.08.2022 11:46     Заявить о нарушении
А какой она породы, Ваша собака? Я стал неисправимым собачником, когда у нас появился щенок = королевский пудель. Он в нашей семье стал всеобщим любимцем. К сожалению, он погиб от вирусно-аденоидной инфекции, ветеринары не смогли его спасти. Это была настоящая трагелия для всей семьи, тем более, что авсе приоизошло очень быстро. Знакомая женщина-кинолог предложила нам в качестве подарка самого лучшего своего питомца – эрдель-терьера (тоже прекрасная порода). Но все категорически отказались.
Понадобились годы, чтобы мы смогли завести другую собаку. Я со своим ризеном разговариваю, как с человеком. Он понимает все без команд. Иногда приходит мысль, что он не только понимает, но и чувствует настроение людей, с которыми живет, что-то им р а з р е ш а е т, а с чем-то категорически не соглашается, и тогда с ним приходится договариваться.
У меня на странице есть рассказ в нескольких частях, называется «Рембо – королевский пудель». В нем нет ни капли выдумки, все списано с жизни.
Кстати, у меня создалось впечатление, что у нас в Донецке все поголовно стали собачниками. Каких только экземпляров не увидишь , гуляющих по улицам на поводках, в намордниках и без. И все они уже знают, когда к нам прилетают нацистские «гостинцы», а когда улетают от нас.
Видимо, восьмилетнее пребывание в войне сделало психологической необходимостью общение людей с этими животными.
Спасибо Вам, Лена, за внимание. Всегда Вам рад.
Стас.

Стас Новосильцев   04.08.2022 01:21   Заявить о нарушении
Моя собака - это нечто необыкновенное:помесь немецкой овчарки с алабаем. Мне пришлось забрать её у сына. Он развёлся с женой, и теперь её не с кем оставлять, так как у него командировки. Собака умная, но ничему не обученная. Надо с ней заниматься.
Мне нравятся Ваши рассказы про пуделя. И я очень удивилась насчет того, что у вас собаки понимают откуда что прилетит. Как это происходит? Собаки - удивительные существа.

Елена Беляева 2   17.08.2022 21:47   Заявить о нарушении
Да, Лена, собака у Вас чудесная.Но заниматься с ней надо, иначе могут быть проблемы. С нашим ризеншнауцером занимался тренер-кинолог. Ризен, да еще и кобель - очень доминантный, старается, как говорят, взять верх и подчинить себе всех окружающих.
Тренер занимался его психологией. Тренировка длилась чуть больше часа, но он потом буквально валился с ног от большой психологической нагрузки. Теперь расставил всех по рангам, установил иерархию, знает, кому подчинятся беспрекословно, кого можно иногда проигнорировать, а потом повилять купированным хвостом и дать себя погладить.
без дисциплины собака может приносить много мороки, когда вырастет и заматереет.
Как наши собаки различают "прилеты" и "улеты", можно только догадываться. Возможна такая версия: слышен нарастающий гул, свист или рокот, мощный хлопок и земля-опора, на короткий миг уходит из-под ног (как бы подпрыгивает), а потом ударная волна, непонятная, потому страшная.Все это собаку пугает, она ищет укрытие, старается быть ближе к человеку, который спокойно реагирует на далекий, но отчетливо слышный взрыв.
а когда стреляют с нашей стороны, все наоборот: сначала громкий хлопок, как удар грома при грозе, и уже потом удаляющийся свист, гул, или рокот. Все спокойны, значит, не стоит волноваться. мой ризеншнауцер поднимает громкий осуждающий лай, когда из комнаты слышит хлопки и взрывы. А на улице выполняет команду "делай, как я". Если хозяин не пугается, значит, все в порядке.
Рассказы про пуделя Рембо и ппугая не содержат ни капли фантазии, все списано снатуры. Есть на моей странице еще один рассказ про собак: "Случайно стал я генералом". это драматическая история, и тоже основные события взяты из жизни.
Все-таки, рекомендую, найдите возможность и время ля квалифицированного тренина Вашего питомца. Умной собаке нужно образование. Кроме этого, Вам придется иметь дело с ветеринарами. Без этого жизнь не оходится.
Удачи Вам, Лена, и успехов.
Стас.


Стас Новосильцев   19.08.2022 00:26   Заявить о нарушении
Спасибо, Стас, что Вы ответили. Вы это очень здорово посоветовали по поводу того, что нужно найти профессионального инструктора. У нас всегда были собаки, но не такие крупные. Но их дрессировкой занимался мой покойный муж (в этом году он умер,сильно пил. Царство ему Небесное. Он был хороший человек). А я воспитанием собак никогда не занималась. Конечно, можно было бы и самой попробовать, но не знаю, как и что будет в этом году. Занимаюсь сейчас "разгребанием" множеством проблем, которые накопились за последние три года.
Я посмотрела цены. Оказывается, вполне приемлемые. Сейчас, в конце лета денег нет на это. Но потом, надеюсь, будет все нормально. Правда, вот как такая простая мысль не пришла в голову. Из-за нервотрепки голова вообще плохо соображает. Да, ризеншнауцеры - это, конечно, нечто. Они по характеру типа южнорусских овчарок и чёрных терьеров. Тем более, самцы. Их часто бросают из-за того, что не могут справиться с ними даже тогда, когда растят со щенячьего возраста. Вообще-то, человек, который бросает собаку, и не человек вовсе. У меня же собака не агрессивная, я бы сказала трусливая. Охранных качеств у неё вообще нет. Она больше для души. У меня ещё два кота.
Она их облизывает.
Удач Вам и храни Господь!

Елена Беляева 2   19.08.2022 12:37   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Лена. Рад Вам помочь, хотя бы советом. Вы наговариваете на своего питомца, что он труслив. Просто он еще сам себя не осознал. Наш ризен был разлучен с мамой в трехиесячном возрасте, его привезли из Крыма, где он жил далеко от городского шума на влдьномвлздкхе. А попав в Донецк, в самый центр, боялся даже «скрипу тележного», шарахался от велосиедов и машин. Применили так называемую социализацию – водили по шумным людным улицам на коротком поводке, успокаивали тихим голосом. Через несколько дней он привык, освоился, а потом стал настоящим горожанином, инструктор научил его защищаться при нападении и приемам задержания «преступников», он стал вежливо (рычанием) принуждать посторонних держать дистанцию при встречах и разговорах с хозяйкой или хозяином, пресекал попытки незнакомых пытаться его погладить или повысить голос. У него «прорезался» характер, нам осталось только регулировать его поведение.
Попробуйте, у Вас все получится. Когда подрос, стал «звереть», беспощадно гонял кошек и голубей, здесь принимались жесткие воспитательные меры, и он вскоре перестал их замечать. Замечать. Зпьо у нас появился ручной декоративный кролик Боня (Бонифаций). Вначале были проблемы, а потом ризен убедился, что его статус остался прежним, Боня, хоть и нахальный, но безобидный, и успокоился. Сейчас боня разгуливает по всем комнатам, иногда залезает на спину лежащему ризену и насинает лапками перебирать его шерсь. Тому нравится эта щекотка, и он позволяет зайцу дажезасыпать к себя на холке.единственное, что он не приветствует, когда кролику скармливают морковку, которую он тоже любит. Сначала он молча осуждающе смотрит, потом фыркает и уходит, чтобы не видеть это безобразие.
Собаки очень легко поддаются дрессировке, если она проводится в виде игры.
О собаках я могу говорить долго и много. Поэтому буду заканчивать.
Желаю Вам здоровья, удач и успехов, и доброго настроения.
Стас.


Стас Новосильцев   21.08.2022 01:13   Заявить о нарушении