Приключения наших в Италии

 Повезло Василичу по молодости лет с загранкомандировками. На дворе стоял 1981 год. Времена были, как потом их обозвали, застойные. Народ жил не богато, но спокойно. Ни каких тебе поползновений, ни вправо, ни влево. Так и жили, как говорится, прямо по центру.
 А тут для одного из заводов родной конторы закупили в Италии новое производство. Вот и подошло время отправлять специалистов на обучение. В их число вошли Василич, Рафиз, Олег и Лёня. Счастливчики. Однозначно. В те непростые времена железный занавес ещё работал надёжно. Просто так в капиталистическую страну не выпускали. Органы и партия вели проверку кандидатов на поездку до седьмого колена. Вот и Василич получил добро, как достаточно благонадежный, ни в чем не замешанный, примерный семьянин, не имеющий родственников за границей ну и прочих грехов. Почти год трепали нервы. Остальные в команде тоже оказались без изъянов и получили долгожданную отмашку. А Василич, как закаленный в идеологической борьбе гражданин, недавно достойно прошедший проверку в двухмесячной командировке в Англии, был назначен руководителем отъезжающей группы.

     В марте замороченная инструктажами и комиссарами команда отбыла в благословенную Италию. Ехали поездом из Москвы через Венгрию, Югославию прямо в Рим.
   Интересно было наблюдать, как менялся уровень жизни при пересечении границ. После серого и сурового Союза первая остановка была в Будапеште. Два часа бродили по городу, удивляясь чистоте, порядку и приветливости венгров. Как будто шагнули на ступеньку вверх по социальной лестнице.

   Следующая остановка была в Загребе в Югославии. Два часа ночи, огни горят, играет музыка, народ отдыхает в кафешках, магазины открыты, витрины ломятся от товаров. Ещё один шаг по лестнице вверх. Так и уехали с открытыми ртами.

      Забавная история произошла при одном из пересечении границ. Пришли пограничники и таможники для проверки документов, посмотрели паспорта, а потом потребовали предъявить к досмотру задекларированную валюту. У всех были рубли на обратную дорогу, и все бы было замечательно, если бы у Лени сошлась обозначенная сумма. Но там не хватало ста рублей. Бедный Лёня, весь взъерошенный да ещё с похмелья, начал лазать по всем карманам и заначкам. Нет денег. Минут десять он потел и дергался, пока Василич не разглядел в куче бумажек раз пять сложенный и запрессованный в ноль, мокрый стольник, видимо который бедолага достал с кучей других денег из кармана, пришитого к  трусам. Так что обошлись лёгким испугом.

Следующая остановка это уже Рим. Ещё один шаг вверх!
Утром встретили фирмачи и на машинах повезли на север Италии, в Милан. Там была центральная контора фирмы. Ну что говорить про дороги в  Италии! После Российской "беды", трасса, пролегающая по красивейшим местам страны, широкая, с шикарными указателями, разметкой, с уклонами на поворотах, напоминала взлётную полосу. В чем мы тут же убедились. Знакомые ещё по Нижнекамским переговорам и посиделкам фирмачи для кайфа ехали со скоростью километров 160 в час. Но в крутом Фиате эту скорость не ощущаешь, мотора не слышно, машина как бы плывет, только ветер свистит за бортом. И тут, как стоячих, их обошла группа из трёх мотоциклистов.

    На японских Ямахах они шли за двести километров в час. Но мало того, когда  обгоняли, было видно, что байкеры, практически лёжа на своих мото, периодически снимали ноги с подножек и набегающим потоком воздуха их чуть приподнимало от байка и они держались только за руль! Как волк в незабвенном мультике " Ну погоди"! Мы обалдели!
На следующей автозаправке эти ребята стояли в сторонке, перекуривали, и удалось разглядеть в деталях и их супер байки, и их серебристые шлемы и космические костюмы со шнуровками, и  спезназовские башмаки. Как потом оказалось,  Итальянцы не особенно заморачиваются по части скорости и вообще ПДД. Если надо и никому не мешаешь, то можно.
Расстояние между Римом и Миланом около 600 километров. Мы пролетели часа за четыре!


    Привезли в Монцу, это пригород Милана, известный своей трассой формулы № один. Поселили, как было сказано по-итальянски, в "Резиденце". А по-русски, это отель, квартирного типа, типа малосемеек или как сегодня принято называть, студий. Номер на двоих, две кровати, кухонная зона, холодильник, телевизор, туалет с душем и т.д. Оставили обустраиваться и отдыхать до завтрашнего утра.
Разглядев апартаменты, и как говорится, пощупав, заглянули в холодильник и обомлели! Он весь доверху был забит продуктами, вином и коньяком! А пока ещё уговору не было, что почём. Поэтому решили поужинать скромно, ничего из напитков не пользовать и обойтись дорожной заначкой в виде бутылки водки консервов и колбасы. Договорились завтра разобраться с хозяевами. После лёгкого ужина отошли ко сну. Потом оказалось, что вся эта халява от фирмы, бесплатно и в любом количестве.

   Дело в том, что родная страна не особенно задумывалась по части финансирования командировочных расходов для своих соотечественников, и тех копеек, которые от щедрот отваливали, даже на гостиницу не хватало. Так мелочишка детишкам на молочишко. Фирмы об этом знали и с учётом заключённых контрактов брали бедолаг спецов на полное довольствие.

    На следующий день нас отвезли на фирму в Милан и начались занятия. В качестве переводчика с итальянского нам предоставили молодую симпатичную девушку по имени Вера.
Вера Арсанус оказалась на сто процентов нашим человеком. Она была дочерью иранского коммуниста, которого их шах чуть не засадил в тюрьму и тот был вынужден с семьёй эмигрировать в Союз. Обосновались они в Тбилиси. Вера закончила русскую школу, была активисткой, комсомолкой, спортсменкой. И все было бы хорошо, если бы власти не потребовали принять российское гражданство. Она не захотела, и её заставили покинуть Союз. В Италии у Веры были родственники, вот туда она и перебралась. Быстро освоила язык и стала спецом по русским контрактам. Было ей тогда лет двадцать пять, была не замужем и веселой по натуре. Хотя и была настоящей  персиянкой. При первом же знакомстве в перерыве подбежала: - Ребята, давайте быстрее русские анекдоты!

    Василич в те времена был большим любителем этих хохм и знал их в намеренном количестве на любые случаи жизни. На этой почве и завязалась у них дружба. Вера могла слушать и хохотать без устали, а Василич так же рассказывать, заливаясь соловьем.    Иногда подолгу спорили с Верой, где лучше. В Италии или в Союзе. Вера говорила, как хорошо живется здесь. Покупай что хочешь, езжай куда хочешь. Василич же утверждал, что в России конечно с этими делами похуже, но зато живешь не тужишь. Короче кроме набора прописных преимуществ развитого социализма, например, захотел на охоту, сел в катер и гони по Каме в любую сторону и пали из всех стволов по дичи. Или захотел летать, построил дельтаплан, залез на гору и лети куда хочешь. А здесь, куда не сунься, везде частная собственность, везде гони бабки. Вот с таким промытым и воспалённым сознанием он был искренним пропагандистом советского образа жизни. Правда некоторые фирмачи тоже поговаривали, что приедут в Союз и обязательно пройдутся по врачам. Так как здесь это дело очень дорогое.

   Интересно проходил перерыв на обед на фирме. Спускались в столовую на первом этаже вроде все как у нас, подносы, раздача, буфет. Только на раздаче, кроме шикарного выбора блюд была еще одна витрина со столовым вином в бутылочках различного калибра, от 200 гр. и выше. И не возбранялось за обедом пропустить бокальчик другой винца. Это был приятный сюрприз. Так как по этой части в команде особых противников не наблюдалось. Просто на родном предприятии в секунду могли уволить за одно наличие запаха.
А после обеда, как правило, приглашали в кафе или ресторанчик выпить по рюмочке чего-либо покрепче, например ликера, коньяка или граппы. Граппа - это итальянский виноградный самогон типа нашей чачи. С резким запахом и вкусом. Попробовав раз, второй не захочешь. Как-то спросили, а зачем пить крепкое после сытного обеда? Было сказано, что для улучшения пищеварения! Глубокомысленно согласились, а про себя подумали: - да уж, у нас принято во время еды и для дури, а здесь для пищеварения! ...

    Как-то Лёня удивил сопровождающуюся нас даму и в отличии от любителей ликеров и Мартини, заказал граппу, а потом добавив туда сахара и размешав ложечкой, со смаком не спеша выпил эту гадость. У дамы глаза полезли на лоб от удивления. Наверно, после этого аттракциона в Италии появилась легенда, как русские пьют граппу.
По части питания после занятий, если не приглашали в ресторан или на экскурсии, то готовили ужин сами и тут уж по-русски с бутылкой вина или чего покрепче как говорится, и вечеряли от души. Естественное дело, первое, что закончилось из припасов, это вино и хлеб. Тогда шли в продуктовый магазин. Как-то Василич со стороны наблюдал, как Рафиз подходит к кассе с тележкой, в которой десять литровых бутылок столового вина и пять длинных батонов хлеба. Кино, да и только. Кассир, еле сдерживая смех, обслуживает синьора Рафиза, а тот важно рассчитавшись с огромными пакетами, невозмутимо шагает на выход!

   Интересно, как  первое время привыкали к итальянскому телевидению. В номере у Василича с Рафизом телевизор стоял в ногах на тумбочке возле кроватей. Днём смотреть было некогда. А вот вечером, перед сном включали и балдели. Сто с лишним каналов после наших скорбных трёх четырёх, да в цвете, да всякие ужастики, да детективы, да порнуха! Перевода не требовалось. Все без слов понятно. Вот первое время и зависали часов до двух, трёх ночи. Конечно, не высыпались. Потом решили смотреть поочереди. Один отпадает, другой делает звук на минимум и оттягивается. На следующий день наоборот.

     Вот забавный случай. Очередь спать была у Рафиза, а Василич смотрел какой-то кровавый боевик. Рафиз уже спит вовсю, аж похрапывает, а Василич застыл в напряжении от ужаса и сделал звук чуть громче. На экране - бах-бабах! Рафиз от шума открывает глаза, а там море крови! Он: - Ну, бля!!!  С квадратными глазами нырнул с перепугу под одеяло, и захрапел... Утром Василич спрашивает: - Ты что-нибудь помнишь? А тот глаза таращит: - да вот приснился какой-то кровавый кошмар...
Потом они конечно привыкли ко всем этим делам и так уж не засиживались допоздна. Только Рафиз, парень из татарской деревни, иногда дергался, увидев афишу какого либо порно фильма. Но его вовремя осаживали и добродушно подначивали.

    Как-то фирма пригласила  в очень приличный ресторан со стриптизом. Вот туда и зашли поужинать. Сегодня конечно уже никого из российской публики не удивишь голыми дамами. А тогда это было запрещенное действо. Как сказано в незабвенном фильме Бриллиантовая рука: «…Руссо туристо! Облико морале! ,,, » Поэтому шли с несколько напряженным настроем, вдруг длинная рука Москвы застукает на месте любителей клубнички и прочей красивой жизни. Сам стриптиз, после регулярных просмотров порнухи был детской игрой, а вот когда ведущая программы пошла с микрофоном по залу знакомиться с публикой, добралась до нашего столика и спросила: - Откуда господа?, тут у нас на  уровне подкорки, как на сеансе у Кашперовского таки сработали комиссарские инструктажи и заклинило речевой аппарат. Короче молчали, как партизаны. Заминку исправил кто-то из зала: - Да это русские!!! Ведущая смягчила пилюлю: - Оо! Москау! Матрёшка! Водка! Балалайка! И выдав весь запас русских слов перешла к китайцам. Больше мы на стриптиз не ходили…

    Так прошёл первый месяц обучения. Подошло время ехать Василичу в Рим в торгпредство с отчетом и для получения денег на вторую половину командировки. Фирма купила купейный билет на поезд из Милана, заказала такси и вечером надо выезжать. Поезд идёт ночь и прибывает утром в Рим. Тут тоже масса вопросов. А как быть, если в купе окажется в попутчиках женщина, ну и прочие бытовые вопросы.
В назначенный час вышел Василич из номера на улицу ждать такси а того нет. Полчаса нет, час нет, уже до отхода поезда остаётся минут сорок. А от Монца до вокзала километров тридцать, а пробки, а вокзальная суета. Короче Василич решил добираться на попутке. Риск конечно был. И не малый. В те времена в Италии вели свою борьбу так называемые Красные бригады. Молодчики из этих подпольных леворадикальных бригад не брезговали ни чем. Зная это, Василич попросил провожавшего его Рафиза запомнить номер машины, на которой придется уезжать. Хрен их знает, как они воспримут какого-то там русского пижона. Но ехать надо. Дела не ждут.

    Неподалёку тусовалась группа молодёжи. Все на машинах. Он по-английски объяснил, что опаздывает на поезд, вот билет, и т.п. Молоденький паренёк без лишних слов пригласил в свою машинёшку, типа запорожца и они рванули. Это хорошо, что вечером пробок уже нет, движения особо тоже, проскакивали и под красные светофоры, ведь очень надо! В общем, подлетели к вокзалу, он взял Василича под руку и побежали к нужному пути и вагону. Успели за пять минут до отправления. Узнав, что тот русский, а не югослав, как думал вначале, парень деньги брать отказался. Хорошо, что в кармане оказалась горсть русских значков. Вот ими и расплатился.
 А купе оказалось одноместное, и ночной горшок с крышкой в шкафчике. Европа! Вот так и ехал Василич в гордом одиночестве.
Кстати, таксист оказывается потом подъехал и долго шумел, что клиент сбежал. Но наши ребята на чистом русском языке грамотно послали его на три буквы и посоветовали всем опаздывающим пидорам обращаться в ООН.  Ну что с них взять, никто ни итальянского, ни английского не разумел...

    Много чего забавного ещё происходило в те незабвенные времена. Всего и не упомнишь. Так, кое-чего из памяти всплывает понемногу.
После месяца в Милане группу перевезли ещё севернее, на озеро Комо. Маленький курортный городок Ленно. Там было производственное отделение фирмы. Поселили в небольшой гостинице прямо на берегу. Можно представить величественные Альпы с заснеженными вершинами, обступившие красивейшее огромное синее озеро с трёх сторон. По озеру плавают туристические кораблики с пестрой публикой и летают гоночные катера.

Впервые ребятам довелось здесь же, прямо рядом с отелем наблюдать соревнования рыбаков. Как- то проснувшись, Василич увидел прямо в окне какие-то мачты, которых вроде вечером еще не было. Выйдя на балкон, удивился. Был выходной день и прямо около отеля вдоль воды расположились множество рыболовов с номерами на куртках и кучей удочек. Самые большие достигали десяти метров. Василич сам увлекался рыбалкой, но таких снастей в те времена еще не видел!

    А однажды Рафиз разбудил Василича посреди ночи и с ужасом сообщил: - Послушай! Что там за стеной?! Кошка орёт, что ли?
Василич прислушался, действительно, через тонкую стенку старой гостиницы раздавались приглушённые вопли и стоны. Ну Василич сразу въехал в ситуацию: - Успокойся, это дама орет. Люди любовью занимаются! ...
Так потом и оказалось. В отель заехала молодая пара после свадьбы и это был их медовый месяц и первая брачная ночь, как позже объяснил, ухмыляясь, хозяин. Итальянцы по натуре весьма эмоциональная нация и не привыкли скрывать свои чувства. Вот поэтому и пришлось невзначай невольно присутствовать при эдаком интиме через стенку. 
 
   Жизнь здесь протекала в несколько замедленном темпе, но тем не менее для молодой и любознательной команды интересно было наблюдать привычки и обычаи местной публики. Они пользовались большой популярностью у итальянцев, основная масса которых симпатизировала России. Не то, что англичане. Часто их встречали, почти как космонавтов.
Вообще Василич сразу усёк, что разговаривать на английском с итальянцами гораздо проще, чем с этими долбанными англичанами. Словарный запас итальянцев был так же ограничен и не отличался грамматическими изысками, как и у русских полиглотов. Поэтому вали, все что помнишь, пару – тройку основных слов уловишь, вот уже и понятно, о чём речь, вот уже беседа и завязалась. Главное, не стрематься. А если уж разговор по специальности, то тут вообще просто. Так как для ЭВМ и автоматизации все основные понятия и сленг на английском изначально. Василичу не раз приходилось переводить лекции для своей команды, когда их читали на английском.

    Как-то фирма пригласила на корпоративный праздник, который организовала в ресторане в горах. Долго ехали на авто по горному серпантину и наконец добрались до этого райского местечка. Там, в небольшом посёлке и находился ресторан. Народу с фирмы было человек тридцать. Играл маленький оркестр. Звучали тосты, речи, люди подходили, улыбались, чокались - Чин-чин! Прямо как с какими-то звездами! В один момент переводчица Вера, знавшая о том, что Василич по молодости играл в группе, спровоцировала: - Слабо спеть какую-нибудь русскую песню!?
Василич взял на подпевку закосевшего Рафиза, подошёл к оркестру, попросил гитару и от души замутил: - Живёт моя отрада в высоком терему!!! Благо навыки и хватка ещё остались, подогретые вином и куражом.  Зал, как говорится, взорвался аплодисментами, оркестранты скисли, их потом пришлось отпаивать вином, а публика долго не могла успокоиться. Если бы не некоторый официальный статус, точно команда "космонавтов" напилась бы!

    Ну вот где-то так, в учёбе, буднях и праздниках и проходила эта чудесная командировка! Много чего ещё пришлось повидать в этой сказочной Италии. Побывали они в Венеции, где в морском ресторане ели живых устриц, полюбовались сказочной Флоренцией, с её всемирно известными скульптурами, посетили уникальный музей Ватикана с его шедеврами, побродили по Риму с его фонтанами и Колизеем. В общем, всего и не упомнишь!
Пришла пора расставаться. Фирма замутила не слабый отходняк и команда убыла в Рим. Там ещё нужно было закупить подарки. Несмотря на сиротские командировочные, они все остались на кармане, и как оказалось, этого вполне хватило и на приличные комплекты музыкальной аппаратуры, и на шмотки женам и детям и на подарки друзьям.

   Опять почти двое суток в купе. А там четыре молодых мужика, отягощенных знаниями и полные новых впечатлений. Естественное дело, отходняк был продолжен. Только после пересечения границы СССР, после нескольких кривых вопросов смурных таможенников и пограничников постепенно вспомнили, где и кто мы есть, и пора всем строиться по росту. Как оказалось, все наши маленькие тайны, которые мы по пьяни, без всякой опаски обсуждали в купе во время застолий, вплоть до анекдотов, были изложены в докладных записках проводников поезда. Хотя их и угощали и сувениры дарили. Все эти суки, были мужиками лет под пятьдесят и профессиональными стукачами, которые рьяно отрабатывали свой кислый сексотовский кусок хлеба. Но горьковатый дым отечества, как и воздух, подпорченный шнырями, не смогли омрачить радость возвращения. Родина встречала своих героев. Сказка осталась позади…
Молодость и природный оптимизм брали своё. Через короткое время опять посыпались шутки, началась вокзальная суета и душу наполнили сладкие ожидания предстоящей встречи с семьями и друзьями. Вот мы почти и дома!
Где-то так...


Рецензии
Интересные наблюдения. Вот времечко было...

Борис Пермин   13.06.2020 19:09     Заявить о нарушении