Черноозёрский кордон и с. Русский Юрмаш. Детство и

Мухарямов Радик Талгатович. Родился в г. Уфе, но точнее на ост. Левая Белая 31.03.1949 года.

Если читатель помнит, фамилия моя образована от наименования первого месяца мусульманского года. Т.е. чисто условно её можно перевести на русский язык, как Январёв. Родился же я под знаком Овна, с которого начинается астрологический год. Согласно башкирскому народному календарю, я родился 10 числа первого месяца после дня Науруза (начало нового года по доисламскому календарю и так называется этот месяц у многих других тюркских народов). Башкиры этот месяц называли Буранаем, т.к. в это время было много буранов. Родился в год коровы (или в год жёлтого быка, как считают многие другие восточные народы). Т.е. если математически сложить год и месяц рождения, то я – овцебык (шутка). Космический элемент этого года – наша планета. Согласно наблюдениям восточных народов, этому году сопутствуют сытость и достаток. По календарю древних ацтеков, сочетающий в себе и месяц и год рождения, я рождён под покровительством бога дождя и знаком обезьяны. По календарю друидов мне покровительствует орешник. Согласно существующей символике растений – это олицетворение весны, жизни и плодородия. По зороастрийскому (персидскому) календарю я рождён в год ворона. Он, в принципе, соответствует моему характеру, хотя о нём я, почему-то, раньше не читал. Не знал я и о цветочном календаре, по которому мне сопутствует наперстянка. В большей степени правдоподобен, как мне видится, лунный календарь ацтеков, т.к. он охватывает более конкретный отрезок времени рождения человека. Кстати, приведённая в книге Б.Ю. Хигира характеристика из этого календаря, более-менее соответствует моему характеру. Родился я в четверг, т.е. накануне пятницы (для мусульман, она равносильна воскресенью у христиан и субботе у евреев). Кстати, согласно мусульманскому календарю, я родился первого числа месяца Джумаада с-Саани 1368 года по Хиджре. Я родился в самом конце марта, который на арабском языке именуется азаром.
Кроме меня, в год быка родились такие знаменитости, как: Ричард Львиное сердце (король Англии), Рене Декарт (философ, математик и физик), Пьер Ферма (математик), Иоганн Себастьян Бах (композитор), Наполон Бонопарт (император Франции), Ганс Христиан Андерсен (писатель), Феликс Дзержинский (революционер), Корней Чуковский (детский писатель), Уолт Дисней (мультипликатор), Аркадий Стругацкий (фантаст), любимая мною Эдита Пьеха (певица), Ирина Роднина (фигуристка), короче, всех не перечесть, особенно если учесть, что среди них есть Адольф Гитлер и Лаврентий Берия. К сожалению именно в этот день, но 1909 года был заложен лайнер «Титаник».
Этот день считается днём резервного копирования (Всемирный день Бэкапа), вот только себя я не скопировал. Кстати подозреваю, что видимо в честь моего рождения с 1949 года в стране ввели всеобщее семилетнее образование.
В этот день, но 17 лет спустя с нашей планеты стартовала ракета-носитель «Молния-М», которая через трое суток вывела на орбиту первый спутник Луны.
А вот ровно за 9 лет до моего дня рождения Комитет обороны при правительстве СССР утвердил приказ о начале серийного производства знаменитой тридцатьчетвёрки, самого массового танка в мире.
В 1889 году состоялось торжественное открытие Эйфелевой башни, а в 1901 году выпустили первый автомобиль "Mercedes-Benz".
Не только я праздную этот день. 31 марта именины отмечают те, кто имеет имена – Григорий, Даниил, Дмитрий, Евкарпий, Кирилл, Наталья и Трофим.
Где-то вычитал, что из собак, мне соответствует алабай.
Когда мои родители переехали в с. Русский Юрмаш, я не знал ни слова по-русски. Но быстро освоил язык, т.к. иначе было невозможно играть со сверстниками.
Любимыми игрушками в детстве были машины, катер, пистолеты. Но машины быстро ломались, т.к., отличаясь любопытством, я ломал их, а собирать детали заново не умел (присказка мастер-ломастер обо мне). Отец делал из деревянных шпулек (катушек) от ниток, резинки и 2 палочек разной длины самоходный трактор. Ещё, он принёс какую-то деталь от сеялки, приблизительно похожую на трактор без кабины. Юсин, из Крючевки, который некоторое время пас у нас скотину, сделал из деревяшек, ниток и жести экскаватор. Вот это была игрушка! Наматывая нитки можно было набрать песок в ковш и сбросить его в машинку. Вот только разворачивать экскаватор было не легко, доска основания была тяжёлой. Некоторое время нашу скотину пасла Голова Дарья. Словоохотливая бабка-странница, рассказывала по вечерам матери разные ужасы о бежавших заключённых, проигрывающих человеческую жизнь в карты, о своих мытарствах по чужим домам.
Учиться начал в Русско-Юрмашской семилетней (неполной средней) школе. Первой учительницей была замечательная женщина – Курапова Евдокия Андреевна. Её муж, Лев Николаевич, был физруком. Позже некоторое время он был нашим классным руководителем (во втором классе за классного руководителя подписалась Осипова). Они проживали в соседней деревне – Крючевке (позже переехали в Русский Юрмаш). Дорог туда было две, нижняя была значительно короче и легче, но Евдокия Андреевна, возможно беспокоясь обо мне, часто ходила по верхней. Однажды, возвращаясь домой я, не дойдя до опушки, услышал выстрелы доносившиеся из еловой чащи, бросился обратно в деревню и наткнулся на свою учительницу. Она успокоила меня и повела к себе домой, где я и переночевал. Я сдружился с её сыновьями Толей и Володей. Мы частенько постреливали по мишеням из духового ружья (воздушки) их отца.
Одним из любимых занятий пацанов того времени было взять палочку и гонять по тропинкам обод велосипеда, езда на самодельных самокатах (велосипедов было маловато), стрельба из разного вида оружия (рогатки, луки, пращи, пугачи и поджигалы…)
С 1961 года школа стала восьмилетней, а классной руководительницей стала Трефилова Вера Николаевна обучавшая пению, (позже Тяжкоруб Анна Семёновна, которая вела географию и ботанику). Русский язык и литературу преподавала Альбанова Ольга Васильевна, географию Беляева Мария Трофимовна. Работе в мастерской обучал Осокин Михаил Петрович. Его дочь, раньше нас окончив школу, некоторое время преподавала у нас физкультуру. Директором долгие годы был Анциферов Пётр Александрович, он же преподавал физику и рисование. Помню, как один из учителей (то ли, Крынкин Николай Иванович, то ли Селиванов Андрей Иванович) на спор с нами пробил зажатым в руке длинным гвоздём половую доску. Мы проспорили и за это, сложившись, купили ему на день рождения гитару, играл он прекрасно. Заразившись его прмером, сами пробивали доски толстым гвоздём. А весь секрет был в том, что между шляпкой гвоздя и ладонью находился многократно свёрнутый платочек, амортизировавший удар шляпки гвоздя о ладонь. Немецкий язык преподавала Решетникова (Молодцова) Надежда Борисовна. Она же преподавала историю.Хотя я и терпеть не мог изучение, “фашистского”  языка (из-за паршивой памяти), но учительница эта пользовалась у меня уважением, т.к. с нами учился её младший сын Генка, который не срамил имя матери и был круглым отличником.
Весной вдоль нижней дороги было много лужиц, которые быстро прогревались до высокой температуры и мы, истосковавшиеся по лету, барахтались в этих лужицах, с наслаждением предвкушая предстоящие каникулы. В то же время, возле Крючевки, находился склон, обращённый к лесу, который набивался снегом, надуваемым с окрестных полей. Спрессованный и закрытый от солнца снег в нём сохранялся почти до лета.
Так как рядом с кордоном не было водоёма, да и сам я был тощим, то плавал плохо. Однажды меня отвезли в гости в пос. Прибельский Кармаскалинского района. Билетов, видимо, не было и добирались мы на крыше вагона. На одном из перестанков, поезд не остановился, а лишь сбавил ход. Я хотел спрыгнуть назад, чтобы снизить скорость, но один из пассажиров вовремя меня остановил и заставил прыгнуть в бок, но лицом вперёд и с готовыми к бегу ногами (а я ещё даже пытался спорить с ним, но хорошо, что послушался). А ещё нас подвозили на паровозе, при этом он так оглушительно свистнул, когда мы проходили мимо, что я испугался. Машинист паровоза, дабы загладить впечатление, разрешил мне самому дёрнуть ручку и я, раздувшись от гордости, насладился мощным гудком. В Прибельском с ребятами целыми днями восхищённо барахтался в Белой. Но однажды, течением отнесло чуть-чуть в сторону от берега и я стал тонуть. Приятель в начале растерялся и смотрел, как я тону, но затем пришёл в себя и каким-то образом дотянулся с подмостков.
В детстве меня научили бояться спичек. Оставшись ночевать у одноклассницы (Разбежкиной Тони), я лёжа на печи, с удивлением увидел ночью, как она и её братишка зажигали спичку а затем горящую брали в рот, так, что тот светился в темноте. После этого случая мать научила меня правильно зажигать спички, но остерегаться огня. Спички тогда были, кажется, длиннее и толще нынешних, а в коробку помещалось около 30 спичек. Позже стали рисовать цифру “45”. Это означало, что на спичечной фабрике освоили новую технологию, позволяющую значительно экономить древесину. Это, кстати, возможно уменьшило количество пожаров, т.к. выброшенная тонкая спичка быстрее догорает. Помню, что в газетах того времени, часто печатали рисунки на противопожарную тему. Ещё критиковали ребят, катавшихся уцепившись за машину или трамвай. В деревне это случалось не часто, ведь все знали друг друга, да и машин было раз-два и обчёлся. Но в городе видимо такая проблема была и власть пыталась бороться с несчастными случаями на почве детской шалости.
Помнится особой радостью для детворы был приезд в деревню старьевщика на расписанной телеге. Над селом от дома к дому неслась весть: “Шарипка приехал”. Я думал, что это профессия такая, а оказалось, что это татарин, то ли по имени Шарип, то ли по фамилии Шарипов. Чего только дети не несли ему, чтобы получить возжеланный пистолетик, свистульку или воздушный шарик. Дело доходило до того, что некоторые из малышей втихомолку относили и вполне приличные вещи. Помнится, мне тоже как-то влетело от матери, но дело загладили, т.к. отец пригласил Шарипку на чай и обменял отданную мною новую шаль на старьё.
Особой моей гордостью в те годы была детская матроска. В ней я ходил в гости и сфотографировался. Помню, как мне подарили чудесно разукрашенную тюбетейку. Но проходил в ней не долго. Испачкав, решил постирать в озере. Вся яркая красота исчезла, в моих руках было жалкое тряпьё. Горю моему не было предела. Но наибольшее впечатление на мою душу произвела игрушка в виде гаража и нескольких миниатюрных машинок, вылетающих из него под действием пружины. Они стремглав неслись по специальным путям. Эту игрушку я увидел у ребят нефтяников, с которыми сдружились мои родители. Я не вытерпел и присвоил одну из машинок. Зачем ему три, хватит и двух резонно думал я. Как меня стыдили родители, когда увидели её. Они заставили отнести игрушку, но родители моего приятеля, подарили машинку мне (то-то сколько было радости у меня). Но потом она исчезла, видимо родители всё-таки вернули игрушку настоящему владельцу.
Люди в те времена были очень добродушны и порядочны. Летом по шоссейке мимо нас (в километре от кордона) изредка проезжали из Уфы в Иглино и обратно молоковозы и грузовики. Некоторые из них сами останавливались и подвозили меня до деревни или поближе к кордону. Один даже помню учил меня поднимать руку, чтобы остановить машину. Однажды ночью, я почему-то испугался идти домой, повертелся по горе перед лесом и в конце-концов постучался в один из крайних домишек на околице Юрмаша. Там жили молодожёны. Парень нехотя оторвавшись от супруги вышел на ночную улицу и проводил меня через тёмный ельник, пока я не увидел в дали свет керосинки из окошек нашего дома.
Если обложки тетрадок в начале были пусты, красовалась лишь надпись “тетрадь” с линиями для обозначения по какому предмету и чья, (позднее было отпечатано тетрадь для какого предмета…), то позже на первой странице обложки каждой тетради в линейку были изображения Володи Ульянова (Ленин в школьные годы) или Саши Пушкина, а на последней странице – тексты “Правил октябрят” или “Торжественного обещания юного пионера Советского Союза” и “Закона юных пионеров Советского Союза”. На некоторых тетрадях были напечатаны тексты гимна Советского Союза или Интернационала. Иногда указывались правила личной гигиены. На тетрадях в клетку были приведены метрические системы мер и таблицы умножения. Для тех, кто не мог их запомнить, это было удобно. Так как писали мы тогда обычными перьевыми ручками, а чернила просыхали не сразу, то в каждой тетради имелась промокашка голубого или красноватого оттенка (иногда белые). Для того, чтобы сформировать правильное каллиграфическое письмо, писали мы классическими перьями, ближе к верхней части которых была вытеснена звезда. Так называемыми “китайками” писать было легче, но это разрешалось только старшеклассникам. Однажды дома у меня кончились чернила в чернильнице-непроливайке, а в запасном флаконе тоже не оказалось. Я пробовал сделать чернила из галлов на дубовых листьях, но ничего не получилось, хорошо, что отец достал чернила в одном из немногих магазинов. Стоимость тетрадок составляла 13, иногда 17 копеек (для высококачественной бумаги), а после 1961 года – 1 копейка.
По окончании каждого класса нам выдавали ведомость оценки знаний и поведения, в которых помимо оценок по четвертям, указывалось количество пропущенных уроков.
В Русско-Юрмашской неполной средней школе был торжественно принят в пионеры. Алый галстук мне на шею повязала, как мне казалось, самая красивая старшеклассница. Нам привили гордость за красный галстук. Подходил какой-нибудь паренёк и взяв галстук руками говорил:“Ответь за концы”. Надо было сказать:“За эти концы бо-ролись наши братья и отцы”. Тогда он просил:“Ответь за галстук”. В этом случае он слышал грозное: “Не трожь рабочее-крестьянскую кровь, она и так пролита”.
Однажды у одного из лесников украли дубья (дуб – особое для лесников дерево, недаром именно две перекрещенных дубовых ветки являются символом лесной охраны). Отец предложил мне, учащемуся начальных классов не просто идти в школу, а поглядывать во дворы и огороды сельчан. В небе пролетел серебристый самолет, недавно я прочёл книгу Гайдара (не московского Тимура, а его арзамасского деда – имевшего фамилию Голиков, по имени Аркадий и по отчеству Петрович, с литературным псевдонимом – Гайдар) о Мальчише-Кибальчише, и в голове постепенно сложились строки:
Я сын лесника,
Бегу, бегу по поручению отца,
Не страшны мне ни жулики, ни воры,
Я гляжу через заборы
Смотрю кто лес обокрал,
Чтобы отец его наказал.
Я Советской страны пионер,
Беру с коммунистов пример.
Летят надо мной самолёты,
Гудят надо мной вертолёты.
Если со мною случится беда,
На помощь придёт родная страна.
Ребята, услышав эти строки, восхитились и показали мои вирши учительнице. Я замер, ожидая похвалы. Она, прочитав, отметила орфографические ошибки, а главное пожурила за то, что в стихах я выпячивал себя. Нас тогда учили скромности, до сих пор помню этот урок. Да, как видит зоркий читатель, не очень-то придерживаюсь рекомендаций любимой учительницы. Не зря говорят: “Горбатого могила исправит”. С другой стороны, сейчас и требования морали другие. Более практичные, так сказать.
В Юрмашскую школу ходили ребята из ближайших деревень. Со мной учились Алексеев Коля, Асадуллин Рим, Атаев Валя (в последствии его братишка стал лесником), Атаева Тоня (по кличке Коза), Артемьев Саша (по кличке Уруй), Боровцов Коля, Газизов Миша (по кличке Касям), Каноникова Тоня, Комарь Надя, две Литвиновы (Валя и Люда), Лопатины Гена и Тоня, Михайлов Саша, Михонин Миша, 3 Пеговых (Саша, Валентин и Валентина), 4 Разбежкиных (Саша по кличке Камрат, Гриша по кличке Бог и 2 Тони), Решетников Гена, брат и сестра Рудневы (Володя и Тоня), Санкин Толя, Тихоновы Лида и Люба, 4  Шестаковых (Ваня по кличке Рыжий, Володя по кличке Шлёпа, Петя по кличке Комиссар и Саша) и 2 Юсиных (Володя и Миша). Надеюсь, читателю понятно, почему были широко распространены клички в деревнях. Попробуй разберись о ком речь, если только в одном классе по 4  Шестаковых и Разбежкиных. До 5 или 6 класса с нами училась Разбежкина Людмила Константиновна, которую я по ошибке считал Кузнецовой (это была видимо кличка родителей). Позже я шефствовал над классом, в котором училась её сестрёнка.
Неизгладимый след в жизни оставила трагическая смерть моего приятеля из Крючевки – Юсина Володи. Вернувшись с каникул я напрасно ждал соседа по парте. Как рассказали ребята, он пас скотину и взял с собой старенькое ружьё. Гильзы тогда использовались металлические, т.е. они были многоразовыми. Но со временем, раздувались и с трудом лезли в ствол. Их следовало выбросить, но из-за нехватки денег, ребятня и взрослые использовали гильзы до последнего. Я сам не раз после стрельбы с трудом вытаскивал раздувшуюся гильзу из ствола ружья. У моего приятеля тоже были раздувшиеся патроны. Он ударил молотком по патрону, пытаясь вогнать его в ствол. Капсюль сдетонировал и дробь ударила в землю, а гильза, вылетев обратно по принципу ракеты, попала в голову.
Мой отец дружил с Михонином Василием. Естественно я сдружился с его сыном Мишей, моим одноклассником (только не надо думать, что я дружил с ним одним, у нас были обширные компании). Уже после армии Миша с Колей Разбежкиным экстерном сдал экзамены за 10 – 11 классы. После чего поступил на зооинженерный факультет сельхозинститута. В последствии, успешно закончил Свердловскую Высшую партийную школу по специальности “организатор производства”. Женившись на однокласснице, Пеговой Вале, он в одночасье потерял её. А затем, их сын, вернувшийся из армии, погиб, неудачно прыгнув в воду. Но Миша не опустил рук, сумел выйти из штопора, в который затягивала судьба. Женился и счастлив с новой семьёй. Пройдя с низов все ступеньки карьерного роста (работал сварщиком, электриком, бригадиром комплексной бригады, секретарём парткома колхоза Заветы Ильича, заместителем председателя колхоза), он не зазнался и около 20 лет успешно возглавлял сельскую администрацию, поднимая родное село. Хотя ему было не легко, практически все однокашники разъехались. А люди, за годы советской власти, обретшие потребительские рефлексы, не всегда охотно шли на работы по благоустройству. Денег же в местной администрации обычно не хватало.
В годы моего отрочества и юности активно пропагандировалась физкультура. На школьных дневниках была специальная страница с результатами сдачи нормативов “БГТО”, которая расшифровывалась “Будь готов к труду и обороне”. Более высокая ступень – “ГТО” (“Готов к труду и обороне”). На уроках физкультуры зимой мы на лыжах давали несколько кругов вокруг озера возле школы. Очищали озеро от снега и играли в хоккей. Настоящие коньки были редкостью и первоначально мы привязывали ивовые прутья к валенкам и скользили на них по льду. Клюшки каждый делал сам из подходящего мелколесья. Мы учились оказывать первую помощь, стрелять из малокалиберных винтовок. Мы родились и жили в голодное послевоенное время. Зимними вечерами ждали скорейшего наступления весны, когда можно было вдоволь набрать съедобных цветов и трав. Но нам повезло в том плане, что у нас не было компьютеров и телевизоров и мы всё свободное время проводили в физических играх на улице. Это безусловно закалило наши организмы.
У любого уважающего себя пацана (назовите парнишку, который бы себя не уважал) помимо деревянных меча и копья, были лук со стрелами, рогатка, самодельный пугач и поджигало. Отличие в них значительное. Лук, сами понимаете, старинное оружие, старее только меч и копьё. Рогатка, это уже современное оружие. Но оружие это тихое, внимание не привлекает.
Пугач, это как стартовый пистолет, нужен для звукового эффекта во время игр в войну. Устроен он примитивно и заряжается соскабливанием 2-5 серных головок спичек. Пугач делался следующим образом. Брался кусок медной трубки диаметром примерно четыре миллиметра и длиной семь сантиметров. Один конец трубки заклёпывался при помощи молотка и загибался под девяносто градусов. Затем на костре трубка нагревалась и внутрь трубки бросался небольшой кусочек свинца или олова, для того, чтобы загерметизировать окончательно заклёпанную часть. По характерному звуку можно было определить расплавилось олово или нет. Но при этом надо быть осторожным. Т.к. расплав олова может случайно выплеснуться. Затем подбрался гвоздь по длине трубки. Он также “Г” образно загибался (короткая сторона возле шляпки). Вместо ударной пружины использовалось колечко резины (например, из велосипедной камеры). Резина натягивалась, а согнутый гвоздь ставился наперекос в трубке. После этого стоило слегка нажать на резину, гвоздь с большой скоростью втягивался в трубку и происходил довольно громкий выстрел.
Поджигало, (некоторые его называли самострелом) это уже настоящее оружие, изготавливаемое по принципу старинных пистолей. Для “поджига” использовалась медная или стальная трубка такого же диаметра, что и для пугача (или чуть больше), но длиною до двадцати сантиметров. Заклёпка и герметизация проходила аналогичным с пугачём образом. А вот для поджигания заряда использовалось небольшое отверстие в полусантиметре от заклёпанной части. Из куска доски вы-резалась фигура по форме напоминающая пистолет и сверху намертво крепилась упомянутая трубка (проволокой и загнутыми гвоздями). В старших классах, я ещё сверху всё обматывал изолентой. В качестве пули использовались мелкие металлические шарики подшипников, нарубленные гвозди, дробь или кусочки свинца.
Для заряда “поджига” нужна была сера с десяти-пятнадцати спичек или порох. Ставился пыж из кусочков газеты. Затем “пуля” и снова пыж. К зажигательному отверстию прикреплялась спичка. И для выстрела нужно было направить “поджиг” в нужную сторону и зажечь спичку.
Для современного бездымного пороха нужна точная весовая дозировка. Но в те времена использовался более мягкий порох, который назывался “Дымный охотничий”. Порох клался на глазок. Говорят были и несчастные случаи, т.к. трубки могли разорваться от чрезмерной передозировки порохом.
Ещё, рассказывали, были несчастные случаи со взрывчаткой из карбида. Если сейчас чаще всего для сварки используют электричество и газовые баллоны, то раньше обычно использовался карбид кальция. Использованный карбид (гашёную известь) сварщики выкидывали, но там находились иногда куски негашёной извести. Ребята его использовали. Мы брали бутылку, закладывали в неё негашёную известь, клали мох или тряпки, заливали частично водой и плотно затыкали бутылку пробкой. Бутылку быстренько откидывали подальше. Вода проходила через мох (ткань, бумагу) вступала в реакцию с карбидом кальция, выделяя ацетон. Т.к. парам некуда было деться, то они накапливались в бутыке и затем разрывали её на множество осколков. Сейчас в интернете показывают более безопасный способ, т.к. используют полиэтиленовые бутыли. Но тогда таких не было.
Мы играли в самые разные игры. У каждого мальчишки был перочинный ножик и мы на счёт (по десять раз подряд) втыкали его в землю в начале держа за ручку, затем за лезвие, по разу с каждого пальца руки, с ладони, с тыльной стороны, с кисти, запястья, с плеча, с головы, со лба, с носа…
Нас увлекал не только широко распространённые сейчас футбол и хоккей, но и чижик, лапта, вышибала, городки, штандер-стоп, казаки-разбойники, горячая картошка... Сейчас то ли я стал стар, то ли молодёжь не та, но не вижу, чтобы ребятня играла в эти игры. Их больше компьютер увлекает. Хотя наши игры для здоровья и воспитания чувства коллективизма были гораздо полезнее. Читал, что с тридцатых годов в СССР был распространён пионербол, но я почему-то эту игру не запомнил.
У девочек были свои игры. Это, в первую очередь прыжки через скакалку, как через свою, так и через скакалку, которую с двух сторон держат подружки. При этом прыгали как поодиночке, так и на пару с подружкой, что было сложнее. Они же играли в дочки-матери, в резиночку, которая имела несколько уровней (по щиколотку, по колено, до бедра, до талии).
На улицах в иные зимы наметало огромное количество снега в виде холмов и санная дорога пролегала по этим “холмам”. Мы же в этих снежных наносах рыли пещеры и лазы между ними. Освещали внутренности самодельными свечками и лучинами (сухими щепками). Однажды лошадь, запряжённая в сани, провалилась в один из лазов, проходящих под дорогой. К счастью, в лазах и пещере в это время никого не было.
Как-то, обучаясь в первом классе, пришёл в школу в сильный мороз, а учёба была отменена. Учительница не отпустила меня и ещё пару таких же ребят, а занималась с нами, пока мы не отогрелись. Совместно со сторожихой, вскипятила и угостила нас чаем, а затем увела меня в гости, т.к. боялась, что замёрзну в дороге. Зато в другой раз, придя в школу и никого не увидев во дворе, хотел открыть дверь, но сил не хватило у первоклашки и я, решив, что снова нет занятий, поплёлся домой. А оказалось, что размечтавшись, просто опоздал к началу уроков. Все уже сидели за партами. А я на виду у всех, подойдя к школе, взял и повернул домой. Ох, и попало дома, когда отец вернулся, узнав от учителей о подробностях произошедшего.
Но позже, со старым помещением, уютным, но тесным, имевшим печи цилиндрической формы, обитыми чёрной жестью, расстались. При мне строилось новое, светлое двухэтажное здание школы. Оно строилось с противоположной стороны улицы. Школу строили заключённые. Их охраняли крепкие молодые солдаты. Один из них спросил имя учительницы. А затем, слепив снежок, попал в находившуюся очень далеко от него учительницу. Так происходили знакомства не только в те времена.
В километре от нас нефтяники бурили разведочные скважины на нефть. Для работы аппаратуры была необходима вода. Для её доставки проложили трубопровод из речки Юрмашки. Многокилометровую траншею под него копали многие десятки заключённых, которых охраняли молодые конвойные с винтовками и примкнутыми штыками. Заключённые добродушно относились к нам, даже угощали из своих скудных запасов. Однако конвойные, завидев непорядок, нередко прогоняли ребятишек.
Рядом со школой находился клуб. Это было здание бывшей церкви (в начале 90х оно реконструировано и вновь приобрело первоначальное назначение культового сооружения – Храм Святого Преподобного Серафима). Ступеньки, поднимающиеся к бывшей колокольне, были ветхими, но мы, наступая на их края (они были более прочны) нередко взбирались на верхотуру и оглядывали местные красоты с не меньшим любопытством, чем позже я оглядывал Москву с Останкинской башни. Клуб был наиболее посещаемым заведением, ведь не было у людей телевизоров. Хотя детский билет на киносеанс стоил копейки, но деньги родители давали не часто. Тогда, кто-то из ребят, купив билет, проходил в клуб. После начала фильма он потихоньку открывал одну из боковых дверей. Мы осторожно пролезали в зал. Хотя мы пытались пролезть под скамейками, но иногда билетёр ловил нас (не всех, конечно) и выдворял из клуба. Наиболее любимым фильмом для нас был “Чапаев”. Мне нравился старинный фильм снятый по мотивам романа Жюль Верна “19 тысяч лье под водой”. Из песен мы самозабвенно горланили “Варяг”, “Орлёнок”, “Шёл отряд по берегу”, “Катюша” и т.п.
Однажды мать дала мне деньги на покупку учебников и я, с моим приятелем – Мишей Газизовым, направился в книжный магазин на ст. Шакша. Там оказались не все учебники и мы, услыхав от кого-то, что все учебники есть в Чишмах, направились туда (а это путь через Уфу с расстоянием более 50 км). По дороге я видимо выронил купюру из кармана, а шустрые попутчики по электричке (2 незнакомых пацана) подобрали её. В Чишмах выяснилось, что я без средств. Хорошо, что у Миши было немного денег и мы благополучно добрались до Уфы, Мишка уехал дальше. А я заняв деньги у моей тётки, уехал домой немного позже.
С детства запоем читал книги. Родители ругались, что трачу много керосина. Пробовал читать под одеялом с помощью фонарика, но быстро садилась батарейка, а фонарик-жучёк (инерционного типа) шумел. Под луной читать также не удавалось. Тогда сходил тёмной ночью в глубь леса и отыскал светящиеся гнилушки, но они не давали достаточного света. Отнёс гнилушки в школу, похвастаться перед ребятами, но лишь опозорился, т.к. гнилушки к тому времени высохли и не светились. Перечитав школьную библиотечку, узнал о библиотеке клуба и стал постоянным завсегдатаем тамошнего закутка на 2 этаже. Перечитал Герберта Уэллса, Джека Лондона, Ефремова, Беляева и других. Библиотекари, по сути работы те же учителя, они помогали подобрать подходящую литературу. Позже, по библиотечному билету №30749, мне помогли одолеть институт Уметбаева Майя Тагировна, Байбурина Василя Галиевна и другие милые женщины из МБА (межбиблиотечный абонемент) Республиканской библиотеки имени Надежды Константиновны Крупской, в настоящее время носящей имя Заки Валиди.
Фантастика, приключенческие рассказы и интересные статьи печатались в газете “Пионерская правда”, журналах “Пионер”, “Костёр”, “Юный техник”, “Техника молодёжи”, “Уральский следопыт.”
Молодёжь на горе устанавливала гигантские качели. Туда взбиралась пара желающих (чаще парень с девушкой). Стоя друг против друга, вставая и приседая, пара начинала раскачиваться. Говорили, что был случай, когда удальцы, раскачались так, что благополучно перевернулись, сделав солнце, над перекладиной. Все бурно радовались их успеху. Но чтобы случилось, если бы они не перевернулись, а навернулись с верхней точки? Даже сейчас страшно подумать. На поляне, недалеко от нашего кордона в июне устраивали праздник “День молодёжи”.  Помню, как однажды чуть ли не все присутствовавшие на празднике обыскивали окрестности, надеясь найти потерянные кем-то женские золотые часики.
Частенько видел лучи прожекторов, рыскающих по ночному небу над Черниковском (тогда это был отдельный, самостоятельный город, не входивший в состав Уфы). Чего они там высматривали – не знаю. Может быть это были учения, но иногда был слышен рокот самолёта. А может быть тревога была не напрасной. Сейчас достоянием общественности стало известно, что американцы создав высотные самолёты-разведчики, недоступные для наших самолётов начиная с 1956 года летали над СССР и засняли на плёнку более 15% территории страны. Летали они над секретными объектами и над Москвой вплоть до 1 мая 1960 года, когда вблизи от Свердловска (Екатеринбург) ракетой был сбит самолёт “Lockheed U-2”, вылетевший из Пакистана и следовавший на базу в Норвегии. Лётчик Френсис Гэри Пауэрс, фотографировавший секретные объекты, был не дурак, и догадался не нажимать на кнопку катапультирования, которая на самом деле привела бы к его самоликвидации. Он благополучно приземлился у деревни Поварня Свердлоской области и был взят в плен местными колхозниками.
Но ещё в самом начале этого года, 17 января в шторм с якоря у острова Итуруп сорвался самоходная баржа с 4 матросами (мл.лейтенант Асхат Зиганшин, Анатолий Крючковский, Иван Федотов и Филипп Поплавский). Еды у них практически не было, как и не было качественной питьевой воды. Им пришлось варить даже ремень и обувь, чтобы хоть как-то наполнить желудок. Они дрейфовали в Тихом океане 49 суток, пока их не подобрал американский авианосец.
На каникулы ездил в Уфу. Мать давала на дорогу 10 рублей, но эти деньги я пытался экономить на покупку сладостей типа газированной воды и мороженного. Позже в продаже появились прессованные кубики какао и кофе с сахаром, пользующиеся огромной популярностью детей. Однажды пешком шёл со станции Черниковки до дома родственников, живших в пятиэтажке рядом с Горсоветом. Жалко было денег на трамвай, хотя билет стоил копейки (экономил их на стакан газировки). В городе мне нравилась «парашютная» вышка. Человек поднимался наверх, к нему пристёгивали «парашют» и он спукался вниз. На самом деле парашютист спускался медленно не за счёт парашюта, а за счёт троса. Ещё, кроме обычных горизонтальных каруселей тогда имелись вертикальные карусели (на одного человека) в виде маленького самолёта у которого крутился пропеллер. Во время одной из демонстраций осматривал мальчишескую мечту, настоящий моноплан, типа “Ла-5”. А дед рассказал, что видел как один из самолётов упал в лес и проделал целую просеку, срезая крыльями и круша корпусом, встречавшиеся на пути деревья.
В Русско-Юрмашской школе мы активно боролись с курильщиками. Помню, как стырил у отца щепотку пороха, а ребята сделали самокрутку и предложили ее заядлому курильщику Петьке Комиссару (“Комиссариха” была кличкой его матери, а фамилия была Шестаков). Урок был сильным, но конечного результата не достиг. Петька, напугался, обжёгся, но как курил, так и продолжал курить.
Весенние каникулы начинались не в конце марта, а ближе к концу апреля, когда разливалась Юрмашка и большинство учащихся не могли пройти в школу. Позже сделали подвесной пешеходный мост на стальных тросах (сейчас, рядом с этим местом, стоит надёжный железобетонный автодорожный мост).
Одно время в школу мы приходили минут на 15 раньше. Все учащиеся по классам вместе с учителями выстраивались на поле перед входом и делали утреннюю гимнастику. Это не только было полезно для детского организма, но и несло дополнительную функцию. Любой опаздывающий оказывался не только перед лицом одноклассников, но и всей школы. Да и директор школы, обычно был среди нас.
Юрмаш – луковый край. Летом мы ходили на отработку в поля, а осенью, с полмесяца, а то и больше, в амбары, где заготавливали и обрабатывали колхозный лук для хранения. То же самое надо было сделать и в своих огородах. Ближе к весне готовили торфоперегнойные горшочки для томатов.
Помню, как радовались родители, когда в 1957 году был запущен первый спутник земли. Но я не особенно понимал их радость, летает в небе какой-то шарик передающий по радио: “бип-бип”. Вот когда полетели собачка, по кличке “Лайка”, я радовался, но чуть не расплакался, когда сказали, что она не вернётся на землю и умрёт (правда, передали, что она была усыплена, но, как оказалось это было не правдой и она умерла, то ли от нехватки воздуха, то ли от переохлаждения). Вот когда вернулись из космоса “Белка” и “Стрелка” (По правде говоря, мы тогда и не знали, что у собачек были совсем другие имена – “Альбина” и “Маркиза”. Руководству страны не понравились эти иностраннные клички и в космос они полетели под другими “позывными”). мы радовались, считая, что лет через десять, в космос человек полетит. Но он полетел гораздо раньше. Мы в те годы не знали, что собак, направляемых в космос (в том числе погибших) тогда было гораздо больше.
12 апреля 1961 год взлетел Юрий Алексеевич Гагарин. Это была непередаваемая радость. Я искал открытки с его фотографией. Это был сказочный красавец. И вообще, первых космонавтов, отбирали, словно на конкурс красоты. А может просто душа пела и они казались нам богатырями-красавцами. Первыми, кто встретили Гагарина на земле, были жена и внучка лесника из Саратовской области (это из меня профессиональная гордость за лесников прёт). Позже, 21 июля 1969 нога американца ступила на луну. Я гордился этим и одновременно ревновал, что это сделали не наши.
Но в начале этого года произошло другое событие – замена денег. Деньги в сберкассах и на руках были обменены в отношении 10 рублей старого образца на 1 рубль нового образца, который был меньшего размера (при этом, если изображение на рубле образца 1947 года было вертикальным, то деньги 1961 года изготовляли в альбомном формате, т.е. с горизонтальным расположением изображения). При этом товары, стоившие 14 копеек и меньше, стали стоить 1 копейку. Самое интересное, 1, 2 и 3 копейки не менялись (как и при замене денег в 1947 году) и автоматически становились в 10 раз дороже. Но после этой замены возможно произошёл выпуск излишка новых банкнот без достаточного обеспечения золотом. В результате, цены на колхозном рынке постепенно выросли по сравнению с магазинными (т.е. государственными). Со временем начало уменьшаться количество сельхозтоваров в магазинах, видимо спекулянты скупали оптом и перепродавали на рынках.
В этом же году, 15 февраля, наблюдал полное солнечное затмение. К нему заранее готовились, по совету учительницы на костре закоптили осколки стёкол, чтобы без вредных последствий смотреть на солнце. Мне этого не нужно было делать, т.к. у меня, чуть ли не единственного в классе, были коричневые противосолнечные очки. Затмение началось в тот момент, когда пройдя р. Юрмашку, по тропинке, шедшей через огороды, мимо чьей-то бани, я уже подходил к школе. Потянуло прохладой. В небе появились звёзды. В общем, тема для обсуждений была большая. Жаль, следующего полного затмения Солнца луной я уже не увижу. Как объяснили учителя, над нашей республикой оно произойдёт через сотню лет.


Рецензии