Ч. 2 Один против всех

Предыдущая страница   http://proza.ru/2020/06/06/1572

Нужно отдать должное императору, все его распоряжения были разумными.  Учитывая бедственное состояние флота, он распорядился выделить деньги на строительство восьми кораблей. Корабли строились из леса, а корабельный лес весьма успешно воровали.
 
Немало леса продавали и за границу. Но даже заготовленный для строительства корабельный лес гнил без должного присмотра.

Павел I учредил Лесной департамент для надзора за казёнными лесами, а при Морском корпусе, который он перевёл из Кронштадта, создали «форшмейстерский класс», где готовили лесничих.

При нём корабли на зиму стали полностью разоружать. От снега их верхние палубы закрывали специальными крышами. Внутренние помещения требовалось регулярно проветривать.
 
Без сомнения, вытащить всё корабельное имущество и перенести его на склады, а с началом навигации всё снова доставить на корабль было работой, напоминавшей сизифов труд.

Но это всё же лучше, чем разводить стада крыс на кораблях, стоявших всю зиму у причала. Крысы жрали всё подряд, а гниль успешно довершала работу по уничтожению корпуса и  мачт.

Воровство на флоте, впрочем, как и везде, приобрело фантастические размеры. Командиры русских военных кораблей,  «забыв долг службы и присягу, казённые вещи, как то: канаты, паруса, снасти и прочее, продавали на иностранные купеческие суда».

Император в качестве меры борьбы с воровством обязал прекратить приём и выдачу материальных средств «без свидетельствования» специальными комиссиями, а каждые четыре месяца проводить ревизию остатков в портовых магазинах.
 
Для наведения порядка в расходовании казённых материалов на военных кораблях и судах  он приказал производить любой расход «с общего согласия всех офицеров». Мера, конечно, весьма сомнительная, но всё же лучше, чем ничего. Как когда-то сказал наш покойный современный министр финансов: «Делиться надо».

Впервые в истории черноморского судостроения по распоряжению императора обшили медными листами подводную часть корабля «Святая Параскева». В то время только медная обшивка надёжно защищала подводную часть от червей-древоточцев и от обрастания водорослями, резко замедлявшими ход корабля.

С тех пор по указанию Павла Петровича медными листами в обязательном порядке стали обшивать линейные корабли и фрегаты. Проблема, почему так не делали раньше, заключалась в высокой стоимости листовой меди.

К тому же, это был дефицитный материал. Но царь посчитал, что это плохая экономия – корабли быстро выходили из строя.

Раньше корпус кораблей обмазывали смолой, в которую, по предложению англичанина на русской службе Самуила Грейга, стали добавлять серу.

При Павле I командиров за столкновения судов начали отдавать под суд. Попало от императора и заслуженному адмиралу Фёдору Фёдоровичу Ушакову, который получил выговор «за неимение во время тумана порядочных сигналов и предписанных уставом предосторожностей».

После посещения Кронштадтского военно-морского госпиталя император, разъярённый увиденными безобразиями, велел все нарушения устранить «на счёт членов Адмиралтейств-коллегии», что очень не понравилось адмиралам.

Командира Черноморского флота адмирала Николая Семёновича Мордвинова за взрыв бомбового погреба на Глубокой пристани он отстранил от должности и отдал под суд.
Не помню, чтобы во время моей службы какого-нибудь большого начальника наказали за взрывы, часто случавшиеся на флотских и центральном арсеналах.

Командиры кораблей и адмиралы самым бесстыжим образом использовали труд подчинённых матросов и солдат для работ в своих имениях. Император запретил это делать, наказав для примера шесть адмиралов и старших офицеров.

Своими реформами он вступил на тропу войны, вызвав резкое недовольство флотских начальников. Павел Петрович вполне разумно требовал соблюдения правил ношения военной формы.

А раньше командиры кораблей и адмиралы не стеснялись спокойно разгуливать по кораблю в халате и ночном колпаке. Глядя на них, не отставали и подчинённые офицеры.

К сожалению, Павла I в этой войне, Дон Кихота в борьбе с ветряными мельницами, заносило в другую крайность: он даже незначительное отступление от формы одежды расценивал как воинское преступление.

В широкое понятие «честь мундира» входит и правильное ношение военной формы. В английском флоте офицерскую форму, чтобы подчеркнуть важность военной службы, сделали максимально приближённой к одежде, которую носило высшее общество.

Адмиралы, командиры кораблей и офицеры не считали нужным спрашивать разрешения для поездок из Кронштадта в Петербург. Опоздания из отпусков были заурядным явлением.

Павел I распорядился сажать на гауптвахту офицеров на столько дней, на сколько они опоздают из отпуска, и жалования им не платить не только за отпуск, но и за те дни, на которые они опоздали вернуться на службу.

Адмиралов он пообещал отправлять в отставку. Это, естественно, вызвало злобу и недовольство, но зато распущенность на флоте стала сменяться дисциплиной.

 Возмущение офицеров вызвал и указ императора 12 января 1798 года о наказаниях офицеров, отправлявшихся за молодым пополнением в случае побегов рекрутов или «если же окажется умерших рекрут со ста более одного».

Дело в том, что офицеры по пути следования с командами будущих матросов и солдат нередко часть из них либо продавали в крепостные помещикам, либо отпускали домой за деньги, объявляя их бежавшими или умершими.

Теперь же с них за каждого бежавшего или «умершего» сверх нормы высчитывали двухнедельное жалование.

В результате император вызвал ненависть всего дворянского офицерского корпуса, которого заставляли нести службу, как положено. Павла Петровича обвиняли в том, что он насаждает «прусский дух».

Конечно, Павел I не был Петром Великим, но за своё короткое правление он сделал очень много в духе своего прадеда, обходясь при этом без жестокости и казней в отличие от Петра.

Взялся он и за петровский «Устав военного флота». Этот устав больше напоминал уголовный кодекс, где буквально за каждое нарушение полагалась смертная казнь, да ещё и каким-нибудь зверским образом.

Новый устав, разработанный по указанию Павла I,  издали в 1797 году. По тем временам это был прогрессивный документ. В нём говорилось о единоначалии, о праве и обязанности командиров принимать самостоятельные решения, а не прикрываться решениями военных советов.

За нарушения по службе Уставом предусматривался арест в дисциплинарном порядке, и только за серьёзные упущения по службе – отдача под суд. Устав составили на основе британского военно-морского устава, некоторые положения которого попросту переписали из английского первоисточника.

Черноморский флот император вывел из подчинения новороссийскому генерал-губернатору и подчинил Адмиралтейств–коллегии.

Интересно начинание Павла I, относившееся к повышению уровня профессиональной подготовки офицеров. Оно применялось и в советское время – так называемая система командирской подготовки.

Но это было такой же профанацией, как и в начале девятнадцатого века. По приказу Павла I офицеры, свободные от дежурства или службы, должны были посещать занятия по тактике, эволюции, навигации, морской практике, корабельной архитектуре и новому Уставу.

Однако занятия проводили неподготовленные люди из числа тех же офицеров, поэтому толку от них было мало. Состав слушателей при этом не учитывался, потому и спали на таких занятиях - как при императоре, так и в советское время.

Продолжение http://proza.ru/2020/06/09/943


Рецензии
Добрый вечер.С большим удовольствием читаю Ваши повести о России. Удивительно как все у нас повторяется. Уроки истории мгновенно забываются.
С уважением
Анатолий

Анатолий Клепов   28.03.2023 22:20     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Анатолий!
Спасибо, что не забываете. Полностью с Вами согласен: история ничему не учит!
С благодарностью
Владимир

Владимир Врубель   29.03.2023 11:06   Заявить о нарушении
На это произведение написано 37 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.