Пожар в экспедиции

 
   Суровая,бескрайняя тайга,
   где ели вековые и седые -
   загадочная чистая душа
   на Севере красавицы России!

   Разгулялись ветра
         на таёжной земле.
   Жить на Севере - школа
         становления в судьбе.

   И характер, и волю
        закаляет навек,
   и теплом отзовётся,
        если ты - человек!

   Здесь весной расцветают
        голубые цветы
   и подснежник в букете
        подарит мечты.

   А деревья, как люди,
        подскажут  твой путь,
   только ты,человек,
        о добре не забудь!

   Есть посёлок Дорожный
        в дремучей тайге.
   В экспедицию, дочка,
        нужно ехать тебе.

   Передали по рации:
        "Сильный ветер, пожар!"
    Люди гибнут,Людмила.
        У больных боли, жар.

   С ночного дежурства
        медсестра не спала.
   Вахта вся трудовая.
        Жизнь- дорога добра!

   Медицинскую сумку,
       фонарь,дождевик
   к жеребцу привязала -
       и в седло в тот же миг.

   Как добраться? Скажите.
       Я не знаю куда.
   По тропе вездехода.
       Бездорожье - беда!

   Вездеход накануне
       туда проезжал.
   "В путь дорогу,Людмила",
     - шеф приказал!

   О!Тайга!Ты - раздолье!
        Капли кров в любви!
   Долгожитель стал смелым.
        Закалился вдали.
 
   Голубица,как море
        и брусники ковры,
   и багульник кудрявый
        дарит запах из тьмы.

   А красавицу - зиму
         вспоминать не хотела.
   Сколько раз до зари
         злая вьюга ей пела.

   На оленьих упряжках
         в тундру звали морозы.
   Северянки рожали,
         на  щеках стыли слёзы.

  День прошёл.Дождь рекою,
        и не видно тропы.
  Конь устал.Всадник тоже.
        Нет же в этом вины.

  Куда ехать? О,Боже!
        Не хочу я беды!
  Под дерево встали.
        Пощипал конь травы.

  Вся дорога размыта.
        Грязь и мох.Нет тропы.
  Бегут в сторону звери,
        Шумы птиц, всплеск воды.

  Запах гари и дыма.
        Рысь промчалась стрелой.
  Где - то сильный пожар!
        Сохрани, Боже мой!

   Та короткая ночь
        длилась тысячу лет.
   Дома ждут сын и дочь!
        Сохрани их от бед!

   Разрывается сердце!
         Где - то люди  в беде!
   Далеко за тайгой
         воет дым как в трубе.

   Стало трудно дышать.
         Конь прижался к траве.
   Водой марлю смочила,
         вдох облегчить себе.

   Дым и смог. Воздух серый
      и жуткая боль.
   Мы пошли с конём,в глубь,
      где дым и огонь.

   Дождь полил, но дышать
         не возможно,  поверь.
   Конь плетётся за мной.
         Я,как  загнанный зверь!

   Гарь и дым опустились
         к печальной земле.
   Обгоревшие трупы
         догорали в огне.

   Обгоревшие кости,
        где стоянка была,
   на сетках кроватных
        догорали дотла.

   Мурашки по телу.
        Никого рядом нет!
   Стало жутко и страшно
        мне в этот  момент!

   Позвоночников шесть
        собрала из золы,
   Завернула всё в марлю.
        Что же сделали,вы?

   Погрузила останки.
      Конь плетётся за мной.
   Не грусти,потихоньку
      доберёмся домой.

   В стороне недалёко,
        полыхала сосна.
   Быстро надо спасаться.
        Убегать нам  пора.

   Даже конь испугался
        и заржал со всех сил.
   Я скорей на коня,
        ноги чтоб уносил.

   Минут через пять,
        где стоял в страхе конь,
   наклонилась сосна,
        ветер сбросил огонь.

   Загорелся кустарник.
        Пал прошёл стороной.
   Спасибо Карику!
        Спас меня, друг ты мой!

   Вся продрогла, устала.
         Конь мой  валится с ног.
   И когда ж я увижу свой
         домашний порог?

   Утро! Птицы поют!
         Солнце ласково светит!
   В непогоду домой друг
         дорогу приметит.
 
   Расцветают цветы.
         На тропинках роса.
   По дороге просохнем,
         но не сохнет слеза.

   И ромашки склонились,
      провожая нас в путь.
   А берёзки мне шепчут:
       "Про пожар не забудь".

   Двое суток не спали
        с этой дикой судьбой.
   Тот пожар я навеки
        сохранила с собой.
 
   Никому не желаю
        беды я такой!
   Берегите себя
        и семейный покой!
            ***
   Поэма в стихах. В.Ф.Фроловой
   о жизни и деятельности Амурской
   писательницы - Л.Е.Литвиной
   из её книги - О чём молчит память.


   Примечание:
   
   Экспедиция из Москвы и Ленинграда
   восемнадцать молодых людей
   погибли в пожаре в 1964 году.

   Останки похоронены в братской
   могиле.
   посёлок - Нагорный. Якутская АССР.

   
 
 


Рецензии
Прочитал на одном дыхании. Эта замечательная поэма напомнила мне годы моей двухгодичной армейской службы в середине 1970-х годов, которая проходила в сибирской амурской тайге.
Что такое "ели вековые и седые", я знаю не понаслышке. А багульник до сих пор мне снится во сне. Кто не бывал в "бесконечной тайге" - потерял много. Но, с другой стороны, тайга - это и источник повышенной опасности. Речь о пожарах. К счастью, тогда в тайге мне пришлось наблюдать маленький пожарик, который потушили быстро. Но то, что мы сегодня видим по телевизору - ужасает.
Героем поэмы, безусловно, является Человек с большой буквы. Видимо, не случайно имя у героини-медсестры - Людмила. Прекрасное старинное славянское имя, означающее "мила людям". Ведь не спавшая ночью во время дежурства, она могла отказаться ехать в экспедицию, где "люди гибнут, у больных боли, жар". Но, презирая усталость и предстоящую опасность, медсестра согласилась.
Её поездка не на вездеходе, а на коне - говорит только о мужестве этой женщины. Ибо "даже конь испугался и заржал со всех сил". Можно представить её состояние, если даже "конь валится с ног".Но она - ЧЕЛОВЕК- выстояла. Не погибла в том аду.
И пусть время было мирное, но эта медсестра мне напомнила по рассказам участников войны, которых я застал в своё время в живых, фронтовых медсестёр, которые также, выполняя свой долг, бросались в пекло, спасая раненых наших солдат и офицеров. Низкий поклон всем медицинским сёстрам всех времён и народов.
Жму зелёную кнопку.

Петр Панасейко   13.09.2020 18:46     Заявить о нарушении
Добрый вечер.Петр! Спасибо за прекрасную рецензию! С уважением и тепло!

Вера Фролова 2   15.09.2020 13:11   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.